конспект занятия в группе компенсирующей направленности с ФФН "Путешествие в страну гласных звуков"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Мартышова Валентина Васильевна

Занятие на закрепление умения четко артикулировать гласные звуки «А», «У», «И», «О»,  соотносить их с символами и  графическим обозначением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_ffn.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия

в группе компенсирующей направленности с ФФН

Тема : «Путешествие в страну гласных звуков»

(старшая группа)

Конспект занятия в коррекционной группе с ФФН

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация»

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, познавательно-исследовательская,коммуникативная. музыкальная;

Программное содержание:

I. Образовательные задачи:

•. Закрепить умения четко артикулировать гласные звуки «А», «У», «И», «О»  соотносить их с символами и  графическим обозначением;

• Упражнять в выделении гласных из состава слова, определении позиции звука в слове(начало, середина),  в совершенствовать  звуковой анализ сочетаний гласных звуков

 II. Коррекционно - развивающие задачи:

•  Закреплять умение передавать эмоциональное состояние в мимике, движениях.

•   Развивать фонематический слух, зрительное, слуховое восприятие, мелкую моторику пальцев рук.

III.Воспитательные задачи:

• Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, желание помочь сказочному герою.

Методические приемы: игровая мотивация, миогимнастика, беседа, дидактические игры: «Теремок», «Не ошибись», «Угадай, кто поет?», художественное слово, вопросы логопеда, физкультминутка.  

Материал: красные галстуки по количеству детей с символами гласных звуков; ручные плоскостные фонарики с изображением

зверюшек  с артикуляцией гласных из сказки «Теремок»; Демонстрационный материал: Слайды сказки «Теремок»с  персонажами Лягушки- квакушки, Мышки, Волка, Лисы», символы  гласных звуков;  

 аудиокассета с записью произведения С.С.Прокофьева «Петя и волк»;

предметные картинки по количеству детей, названия которых начинаются с гласных звуков, «звуковые дорожки»- индивидуальные карточки с изображением чередующихся символов гласных звуков»,  схема слова, письмо, азбука, картина  «Теремка» с перевернутыми «вещами»,мяч.

Предварительная работа: уточнение артикуляции каждого звука перед зеркалом, знакомство с обозначением и  символом  каждого звука:  размером, формой, цветом; составление «звуковых  дорожек», работа со схемой слова, рассматривание картинок с изображением эмоционального состояния, театрализация сказки «Теремок».

Индивидуально-дифференцированный подход: обратить внимание на четкость артикуляции гласных у Артема Б., Руслана А., Алеши Л. ( стертая дизартрия); помочь Алине Щ., Вике Р.  в соотнесении символа  и  звука,  анализе  сочетаний гласных.

                        Ход занятия

1.Оргмомент.

Л. Дети, давайте повяжем друг другу красные галстуки, посмотрим и удивимся.

             Мы умеем удивляться!

 Дети удивленно поднимают брови.

Наверное, нас ждет что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады. Дети улыбаются.

К сожалению, наше хорошее настроение омрачает пасмурная осенняя  погода. Давайте посмотрим в окно  и нахмурим наши брови. ( Дети нахмуривают брови). Повторим еще раз:

 Мы умеем удивляться!

Мы умеем хмуриться!

Мы умеем улыбаться!

2.Сообщение темы занятия.

Л. Ребята, сегодня мы отправляемся в Страну гласных звуков. Вход туда всем открыт. Мы подготовились к путешествию: повязали красные галстуки. А почему мы выбрали красные галстуки?

Д. Потому что мы пойдем в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаются красным цветом.

3.Соотнесение гласных звуков с  конкретным образоми «расшифровка» символов.

На дорожке появляется Лягушка- квакушка.

Л. Дети посмотрите, кто еще идет в Страну гласных звуков?

Вспомните, какой гласный звук она всегда поет?

Д. Гласный звук «А».  

Предлагаю нескольким детям ( Артему, Руслану, Оле, Алеше) пропеть звук «А».Каким символом обозначаем звук [А]?

Ответы детей.

Л. Посмотрите на символ и  догадайтесь, кто к нам спешит?

Д.Мышка

Л. Правильно, это бежит Мышка и весело поет. Кто догадался, какой гласный Мышка?

Д. Гласный звук «И».

Вызываю  Алину, чтобы передвигать Мышку по дорожке, остальные дети длительно произносят звук «И».

Л. Послушайте музыку и угадайте, какому животному подходит этот музыкальный отрывок.

Включаю фрагмент из произведения С.С.Прокофьева «Петя и волк».

Как вы думаете, что делает волк?

Д е т и.  Идет, воет…

Л о г о п е д. Какой гласный звук ему подходит?

Д е т и. Гласный звук «У».Покажите символ этого звука.

Л о г о п е д. Давайте покажем, как волк идет и воет.

Дети изображают волка и произносят звук «У».

От такого воя лиса из норы выскочила и заохала. Покажите, как лиса  заохала.

 Дети изображают лису и длительно произносят звук «О».

Вспомните, какие гласные звуки мы с вами произносили?

Д. Гласные звуки «А, «У», «И», «О».

Л. Как называются эти звуки?

Д. Гласные.

Л. Почему их называют гласными?

 Ответы детей.

Л. Давайте поиграем в игру «Угадай, кто поет?»

Выкладываю символы звуков: а) большой круг, маленький кружок, прямоугольник;

б) овал, большой круг, прямоугольник;

в) прямоугольник, овал, маленький кружок.

Д е т и. А) АУИ;

Б) ОАИ;

В) ИОУ.

4. Определение количества звуков

Л о г о п е д. Сейчас мы отправимся на волшебную полянку, поиграем со зверюшками. Они вам будут петь гласные, а вы  покажите столько пальчиков,  сколько услышите  звуков.

Вышли на полянку,

Сели все в кружок.

Угадай-ка, сколько звуков

Скажет вам дружок!

Закройте глаза.

(Называю  от имени зверей сочетания гласных (АУ, ИОА, УО, АИО), дети показывают их количество;  выясняем,  какой первый звук? Какой второй? Сколько всего звуков?).

Д/И «Не ошибись». Называю слово,  а встают   дети, у которых на галстуке символ первого звука.

 Посмотрите, перед вами  под листом (убираю лист цветной бумаги) лежат картинки, посмотрите и передайте рядом сидящему, что у вас нарисовано « У меня аист, а  что у тебя? Игра проводится с мячом  до тех пор, пока каждый из детей не назовет свое слово).

Физкультминутка «Веселые зайчики».

Выбирается ведущий- «Лиса», все остальные дети- «зайчики». Логопед называет разные гласные  звуки, зайчики в это время весело прыгают на поляне, лиса их не трогает. Как  только логопед произносит заданный звук, например «О», лиса начинает ловить зайчиков.

Игра повторяется 3 раза с разными заданными гласными.

5.Соотнесение гласных звуков со зрительным символом

Л. Молодцы, ребята!  А теперь поставьте  свои картинки на доске рядом с нужным символом.

 Дети подходят к доске, где выставлены символы гласных звуков,  помещают картинку, объясняя, почему ставят к этому символу и садятся за стол.

Лг о п е д.

А какие еще картинки можно добавить в эти ряды. Я начинаю, а вы помогайте: Африка, ананас и т.д.; Удочка, утро….;  

Ослик, Ольга…..;  Ива, Инна…..

Л о г о п е д. Наши приключения еще не закончились. Посмотрите, тут зверюшки ждут от нас помощи. Им надо попасть в теремок, да только дорожка заколдована.

Будем подниматься – «шагать» по  «звуковой дорожке» снизу – вверх  указательным и средним пальцами сначала правой рукой, потом левой рукой. Сначала «шагаем»  вместе, потом девочки, мальчики;

Алеша, Руслан, остальные дети двигают пальчиками и следят за говорящим.

6. Определение гласного звука в середине слова

 Молодцы, ребята! Помогли зверятам. Только что у них все перевернуто в теремке. Что же у них случилось?

Достает письмо и читает.

 «О, какая беда! Оказывается у них побывал  Звукоежка. И все гласные из середины слов съел, поэтому все  вещи перевернулись. Давайте  гласные вернем на место, наведем порядок.

Показываю  перевернутый стул.

Что это?

Д е т и. Стул.

Л о г о п е д. Какой гласный звук в середине слова ?

Д е т и. Звук «У». ( Дети ставят символ звука «У» (на схеме) в середину), стул занимает свое положение.

Аналогично со словами мак, мох, дом, стол, кот, шар, пух. (Вещи встают на место).

Итог занятия.

Л. Молодцы, ребята! Спасибо за то, что помогли зверятам. Теперь вы поняли, что без гласных звуков нельзя! Очень важные звуки. Давайте зверятам еще покажем, что мы и буквы знаем. Отгадайте, какой звук я произнесу и покажите букву.

Дети по беззвучной артикуляции логопеда отгадывают гласный звук и поднимают соответствующую букву.

Логопед интересуется у ребят, понравилось ли им путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну звуков и букв»

Тема: « Путешествие в страну звуков и букв»Организованная образовательная деятельность по  обучению грамоте в группе компенсирующей направленности(подготовительная группа, второй год обучени...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну родственных слов»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности  по теме: «Путешествие в ст...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Путешествие в страну Красивой речи»

Занятие напревлено на закрепление знаний детей по лексическим темам с помощью игровой мотивации....

Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи: «Путешествие в страну гласных звуков»

Цель занятия: закрепить знания детей о гласных звуках.Задачи:Закрепление чёткой артикуляции гласных звуков [а],  [у],  [и];правила о гласных звуках.Развитие фонематического слуха, памяти и в...

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР «Путешествие в страну знаний»

Конспект НОД разработан для детей подготовительной группы с ТНР  с целью систематизировать и закрепить знания дошкольников по лексической теме "Одежда"....

Конспект образовательная деятельность по ФЭМП в подготовительной группы компенсирующей направленности на тему: «Путешествие в страну Математики»

Конспект образовательная деятельность по ФЭМП в подготовительной  группы компенсирующей направленности  на тему: «Путешествие в страну Математики»...

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности "Путешествие по стране Добра"

Конспект занятия компенсирующей направленности  "Путешествие по стране добра", направленное на формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива....