Логоритмические игры для детей старшего дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая группа)

Рахимова Анастасия Алексеевна

Логопедическая ритмика – комплексная методика, состоящая из средств логопедического, музыкального - ритмического и физического воспитания. Она развивает неречевые процессы, речь и корректирует речевые нарушения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логоритмические игры

для детей старшего дошкольного возраста

Один из методов коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста является логопедическая ритмика.

Логопедическая ритмика – комплексная методика, состоящая из средств логопедического, музыкального - ритмического и физического воспитания. Она развивает неречевые процессы, речь и корректирует речевые нарушения. Для развития речи и коррекции речевых нарушений выполняют упражнения на формирование правильного физиологического и речевого дыхания, развития голоса, темпа речи, фонематического восприятия, правильной артикуляции, а также логоритмические игры, которые развивают дыхание, слух и голос, улучшают дикцию и координацию.

В логоритмических играх часто используют распевки, чистоговорки и скороговорки, состоящие из звуков, требующих коррекции, автоматизации и дифференциации.

Коррекция звуков с помощью логоритмических игр эффективнее за счет положительных эмоций, возникающих в игровом процессе. Положительные эмоции во время игр формируются у детей за счет запоминания стихотворений, которые сопровождаются музыкой определенного темпа и ритма.

Приведем примеры логоритмических игр.

Игра «Поход».

Задачи:

- развивать речевое дыхание, силу и тембр голоса, правильную артикуляцию гласных звуков [а], [и], [э], [о];

- формировать умение соотносить движения рук, ног и тела с ритмом речи;

- учить ориентироваться в пространстве.

Оборудование: барабан.

Методические рекомендации: игра проводится в актовом или спортивном зале.

Дети читают стихотворение и повторяют движение за логопедом под бой барабана. Маршируют по кругу, двигаясь против часовой стрелки.

По тропинке мы идем.

А-а-а-а.

Дружно песенку поем.

А-а-а-а.

Мы в поход пошли друзья:

Маша, Петя, Аня, я.

Дети маршируют по кругу, двигаясь по часовой стрелке.

Будет трудно нам в пути.

И-и-и-и.

Что там ждет нас впереди?

И-и-и-и.

Но мы дружная команда,

Не боимся, правда - правда.

Дети маршируют, двигаясь к центру круга.

Подошли мы вдруг к горе.

Э-э-э-э.

Трудно будет здесь вдвойне.

Э-э-э-э.

Но бесстрашная команда

Не боится, правда – правда.

Дети маршируют на месте с поднятыми вверх руками.

Вот поднялись высоко.

О-о-о-о.

Было очень нелегко.

О-о-о-о.

Игра «Распевка».

Задача: развивать речевое дыхание, силу и тембр голоса, правильную артикуляцию гласных звуков [а], [и], [э], [о].

Методические рекомендации: упражнения выполняются стоя. Количество участников игры – не более 4 человек.

Логопед пропевает звук. Далее по его жесту в распевку включается первый ребенок, затем второй и т.д.слова логопед и дети пропевают вместе.

А-а-а-а,

Дружно мы поем друзья.

И-и-и-и,

Подпевай и не грусти.

У-у-у-у,

Распоемся мы в саду.

О-о-о-о,

Петь нам вместе всем легко.

Игра «Цыпленок».

Задачи:

- развивать речевое дыхание, силу и тембр голоса;

- учить дифференцировать в речи звуки [ч] и [ц];

- формировать навыки игры на музыкальных инструментах.

Оборудование: деревянные ложки.

«Чиф, чиф, чиф, -

Поет цыпленок. –

Червяка поймать хочу».

Дети становятся в хоровод, на каждый слог стучат ложкой о ложку.

«Чиф, чиф, чиф, -

Поет цыпленок. –

Как поймаю – проглочу».

Дети на каждый слог стучат своими ложками о ложки соседа справа и слева.

Но, увидев червяка,

Спрятался за петуха.

Дети становятся в хоровод, на каждый слог стучат ложкой о ложку.

И стоит, дрожит бедняжка –

Очень страшно стало пташке.

Дети на каждый слог стучат своими ложками о ложки соседа справа и слева.

Игра «Шарик».

Задачи:

- развивать речевое дыхание, силу и тембр голоса;

- учить дифференцировать в речи звуки [ш] и [с], ориентироваться в пространстве.

Методические рекомендации: упражнение выполняется не менее 2 раз – по часовой стрелке и против нее.

Дети, взявшись за руки, идут по кругу и читают чистоговорку.

Шарик синий подарили

Саше в день рождения.

Не останавливаясь и не расцепляя рук, поднимают их вверх.

Шарик круглый и большой –

Вот ведь где везение!

Игра «Медведь».

Задачи:

- развивать речевое дыхание, силу и тембр голоса;

- учить дифференцировать в речи звук [р];

- формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах.

Материальная база: маска медведя, погремушка, стул детский.

С помощью считалки выбирают водящего – Медведя. Медведь садится на стул и «засыпает». Дети медленно подходят к нему и читают стихотворение. По окончании каждой строчки дети гремят погремушкой.

Из зверей кто косолапый?

Кто сосет зимою лапу?

Любит кушать сладкий мед?

Громче всех в лесу ревет?

Медведь просыпается, рычит («р-р-р-р-р») и ловит одного ребенка, который становится водящим.

Игра «Оса».

Задачи:

- развивать речевое дыхание, силу и тембр голоса;

- учить дифференцировать в речи звук [с];

- формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах.

Материальная база: колокольчики.

Дети встают в круг, удерживают в каждой руке по колокольчику, звенят ими поочередно на каждый слог стихотворения.

Са-са, са-са, са-са-са.

Прилетела к нам оса.

На носу у Сени села,

Песенку ему пропела.

Дети звенят всеми колокольчиками одновременно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмические упражнения для детей старшего дошкольного возраста.

Основополагающий принцип проведения данных упражнений – взаимосвязь речи и движения.При выполнении логоритмических упражнений решаются следующие задачи:Развитие слухового и зрительного внимания,...

Логоритмические упражнения для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Речевые упражнения без музыкального сопровождения пред­ставляют особый интерес для логопедов и воспитателей, не владеющих музыкальными инструментами.Такие упражнения в стихотворном варианте можно испо...

Перспективное планирование логоритмических занятий для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Представлен материал расшириного перспективного планировнаия логоритмических занятий с использованием пластико - ритмических упражнений. Данный комплекс занятий помогает детям преодолеть речесвой нега...

Логоритмические упражнения для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Речевые упражнения без музыкального сопровождения пред­ставляют особый интерес для логопедов и воспитателей, не владеющих музыкальными инструментами.Такие упражнения в стихотворном варианте можно испо...

Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Зимние забавы"

Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Зимние забавы"...

Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»

Автор: Третьякова А.И. учитель-логопед, МБДОУ детский сад «Талантошка», город НовочеркасскОписание материала: предлагаю конспект логоритмического занятия для детей старшего дошкольног...

Логоритмические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Логоритмические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста.В этом возрасте дети уже, как правило, хорошо разговаривают, умеют владеть своим телом. Детский организм полон сил и энергии. ...