Интересные игры по развитию речи для старших дошкольников
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Кузнецова Наталья Викторовна

Занимательные игры по развитию речи, которые могут использовать и педагоги, и родители докольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interesnye_igry_dlya_starshih_doshkolnikov.docx120.98 КБ

Предварительный просмотр:

Интересные игры по развитию речи для старших дошкольников

Игра «Какие бывают слова»

Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского "Какие бывают слова".

Есть сладкое слово - конфета.  C:\Users\Olga\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image004.jpg
Есть быстрое слово - ракета. 
Есть кислое слово - лимон. 
Есть слово с окошком - вагон. 
Есть слово колючее - ежик. 
Есть слово промокшее - дождик. 
Есть слово упрямое - цель. 
Есть слово зеленое - ель. 
Есть книжное слово - страница. 
Есть слово лесное - синица. 
Есть слово пушистое - снег. 
Есть слово веселое - смех.

C:\Users\Admin\Desktop\depositphotos_45504733-stock-illustration-children-reading.jpg

Затем называете слово (например, дом, гроза, солнце, радость) и спрашиваете каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.

Игра «Я знаю пять имен девочек...»

Цель: развивать словарь, чувство ритма.

     Дети по очереди бьют мяч об пол и в такт ударам говорят: «Я знаю пять имен девочек... (перечисляют)», «Я знаю пять имен мальчиков... (перечисляют)», «Я знаю пять овощей...» и т. д.

Имена и названия различных объектов не должны повторяться.

Игра «Пойми меня»

Цель: развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
             Взрослый показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).

Дальше взрослый объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, взрослый спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослый говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом взрослый рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось взрослому. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Игра «Если я…»

Цель: развивать умение составлять сложные предложения, развивать мышление, воображение.

         Начните предложение со слов «Если я...». Попросите детей подумать о возможных результатах, например, в таких ситуациях:

 Если я полью цветы...

 Если я соберу свои игрушки...

 Если я выйду летом в пальто...

 Если я лягу спать в одежде...

 Если я открою в ванной кран с горячей водой...

Затем можно продумать ответы на те же ситуации, но с частицей «НЕ».

Игра «Что напутал Незнайка?»

Цель: учить находить ошибки в описании и исправлять их. 
             В гости к детям приходит Незнайка со своим другом щенком. Незнайка хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает о щенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У щенка красная нос и большой лапы. Он кричит: «Мяу!» Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их. В следующий раз Незнайка может привести кого-нибудь другого или принести что-нибудь.

Игра «Два брата»

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков. Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.

Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.

Игра «Часть и целое»

Вариант 1

Ведущий становится перед играющими, в руках у него мяч. Он бросает мяч любому участнику игры и называет при этом деталь какого-либо предмета. Тот, кому брошен мяч, должен поймать его и сейчас же назвать предмет, к которому относится деталь, названная ведущим. Например: крыло — самолет (или птица), лепесток — цветок, экран — телевизор и т. д.

Вариант 2

Ведущий, бросая мяч, говорит начальную часть какого-нибудь слова. Участник игры ловит мяч и немедленно заканчивает слово. Например: ра-дость, цве-ток, сказ-ка и т. д.

Игра «Обними словами»

Цель: учить составлять простые и сложные предложения.

Есть одинокое слово. Ему скучно и грустно. Надо его обнять словами так, чтобы получилось предложение. После такого введения называете любое слово, с которым надо придумывать предложения. Каждый раз добавляются новые слова, предложение становится длиннее, усложняется. Пример:

Кошка;

Кошка бежит;

Рыжая кошка бежит;

Рыжая кошка бежит быстро;

Рыжая кошка бежит быстро, потому что она боится;

Рыжая кошка бежит быстро, потому что она боится собаку и т. д.

Составила Н.В. Кузнецова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры с родителями по развитию речи для старших дошкольников

Вам предлагаются игры, которые помогут вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь вашего ребёнка богаче и разнообразнее. Эти игры мо...

Интересные игры на развитие воображения (в старшей и подготовительной группе)

Творчество-это способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач!...

Доклад «Игра как средство развитие речи для старших дошкольников»

Игра – естественное состояние ребёнка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях....

Игры для развития речи у старших дошкольников

Возраст от 5-ти лет и до поступления ребенка в школу является очень важным для формирования правильного произношения всех звуков речи, развития связной речи, подготовки к обучению чтению и письму....

Дидактические игры по развитию речи для старших дошкольников

Картотека по выразительности речи для детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры по развитию речи у старших дошкольников

Предложенные дидактические игры направлены на развитие речи у дошкольников старших возрастных групп....

Интерактивная игра по развитию речи для старших дошкольников

Интерактивная игра по развитию речи для старших дошкольников...