Дифференциация неречевых и речевых звуков
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Дифференциация неречевых звуков и звуков речи. Знакомство с артикуляционным аппаратом ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_rechevyh_i_nerechevyh_zvukov.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1

Тема «Дифференциация неречевых звуков и звуков речи; звуков и букв; знакомство с артикуляционным аппаратом»

Цели: развитие фонематического восприятие через дифференциацию неречевых звуков и звуков речи; развитие умения различать фонемы и графемы; расширение представлений об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков; совершенствование произносительных навыков; развитие внимания аналитических способностей, воображения.

Наглядность, оборудование: Ёжик, Лисенок, Мудрая Сова (куклы-герои); лист бумаги (рвать, мять, резать), стеклянный стакан с водой; аудиозаписи звуков льющейся воды, дождя, грома, моря и др.; зеркала на каждого; печатная копия «Звуковая меморина» (на каждого); карандаш на каждого; книга «Азбука превращений»; гласные буквы из зерна.

Ход занятия

  1. Ситуация, создающая мотивацию к занятию.

Демонстрация Ёжика, Лисенка и Мудрой Совы.

- Кто из знакомых вам героев пришел к нам в гости?

- Вы, наверное, не забыли, что они очень любят путешествовать. Мудрая Сова в этом году предлагает вам отправиться в большое путешествие в страну Азбуку, в которой живут буквы. Но путь в страну Азбуку лежит через страну Звуков. Сейчас мы с вами и отправимся в страну Звуков.

Прослушивание звуков окружающего мира по аудиозаписи (дети стоят в кругу). Дети закрывают глаза. Слушают запись. Беседа. Вы видели эту страну? (Правильно, нет. Эта страна невидимая. Почему невидимая? Какой орган чувств, какая часть нашего тела помогла нам побывать в этой стране Звуков? Орган слуха – уши, верно. Звуки окружают нас всюду, потому что они есть везде. Прислушайтесь сейчас и скажите, какие звуки окружают нас здесь и сейчас. Их нельзя увидеть? Правильно, их можно только услышать и произнести. (Дополнительно Игра «Чей звук?»  Рву бумагу, режу бумагу, мну бумагу; стучу по стеклянному стакану...) (Садятся за столы, на столе зеркала)С помощью чего мы слышим звуки? Это звуки окружающего мира: природы, животных, различных предметов.

 А мы с вами можем звуки произнести? Что нам помогает произносить звуки? Рассматривание своих органов артикуляции в зеркале индивидуально. Наблюдение за произнесением звуков а, о, п , в и др. Обсуждение появления звука. Задание Попробуйте зажать зубы, закрыть рот и произнести слово «мама; привет». У вас получилось сказать слово? Можно ли разговаривать без помощи губ, щек, языка?

Артикуляционная гимнастика «Окно», «Улыбка – Хоботок», «Толстяк – Худышка», «Забор», «Чистим зубки».

  1. Расширение представлений по теме занятия

- Игра «Звуковая меморина» (называем каждое слово, определяем звук в начале слова, выполняем задание – два вместе, если легко справляются делают остальное самостоятельно, проверяем вместе) Вывод:  люди, дети, взрослые говорят, произносят звуки речи; звуки русского языка. Эти звуки живут в словах; слово состоит из звуков; мы сейчас определили какой звук в слове находится первым.

- Физкультминутка-самомассаж «Чтобы не сидеть от скуки»

- С чем мы с вами только что познакомились? (Со звуками) С кем мы с вами путешествуем? В какую страну мы отправляемся? Мы побывали в стране Звуков, а отправляемся дальше, в страну Азбуку.

Дифференциация звука и буквы

- Демонстрации книги «Азбука превращений» Что вы видите в этой книги? Буквы. Чем вы видите? Глазами. Значит буквы мы видим. Кто превратил эти буквы в красивые картины? Художник. Что он с ними сделал? Нарисовал. Значит буквы мы можем нарисовать, написать.

- Демонстрация «Зерновых букв» Что это? Буквы. Мы их видим или слышим? Видим. А из чего эти буквы сделаны. Из зерен. Значит они какие? Зерновые. Буква из гречки – гречневая, из риса – рисовая, из пшена – пшенная и др.

- Игра «Отгадай букву наощупь» пальцевой праксис. Буквы мы можем потрогать. А звуки? нет

  1. Итог занятия

В кругу беседа. В какой стране живут звуки русского языка? В какой стране живут буквы? В какой стране мы побывали сначала? А потом? С помощью чего мы звуки произносим? Что мы с вами слышим и произносим? Что мы с вами видим, пишем, рисуем, трогаем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический и речевой материал по развитию неречевых и речевых психических функций у детей 3-4 лет по лексической теме «Человек. Части тела »

В этом материале подобранны игры и упражнения на развитие речевых и неречевых функция для детей 3-4 лет....

Использование игровых технологий, способствующих развитию неречевого и речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире.Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как символы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных п...

Видеопособие "Музыкально-речевые игры для дифференциации шипящих и свистящих звуков Ш-С, Ж-З"

В авторском видеопособии представлена практическая помощь родителям детей с ТНР в проведении музыкально-речевых игр для дифференциации звуков С-Ш, З-Ж в домашних условиях. Ссылка на видеоматериал...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме: «Знакомство с неречевыми и речевыми звуками»

Цель: формирование понятий «Звук», «Речевые звуки», «Неречевые звуки»....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Органы артикуляции. Неречевые и речевые звуки».

Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате, познакомить с органами артикуляции; познакомить детей с понятием «звук», научить различать речевые и неречевые з...

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Правильное определение источника звука помогает узнать направление, откуда идёт звук, ориентироваться в пространстве, о...