ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ
статья по логопедии (старшая группа)

Безродная Юлия Александровна

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Правильное определение источника звука помогает узнать направление, откуда идёт звук, ориентироваться в пространстве, определить своё местоположение.

Развитие восприятия неречевых звуков идёт от реакции на наличие или отсутствие звука к их восприятию и различению, а затем к их использованию.

Именно это умение – различать неречевые звуки – лежит в основе восприятия речевого слуха, то есть способности различать фонемы родного языка по звонкости-глухости, по твёрдости-мягкости, по способу и месту образования. Не овладев навыками различения неречевых звуков, ребёнок в дальнейшем, обучаясь в школе, может столкнуться с трудностью усвоения правил, например, обозначение мягкости согласных на письме, так как не может ни услышать, ни понять разницу между твёрдой и мягкой фонемами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_differentsiatsiya_nerechevyh_zvukov.docx326 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация неречевых звуков

Почему важно различать неречевые звуки?
Дифференциация (различение) неречевых звуков – это база  (основа) логопедической работы.
    Важное слово - «дифференциация». Можно сказать «солнце», а услышать «соне», либо «соце».
    Основной этап формирования неречевого слуха приходится на возраст 0-3 года. В этот период важно предоставить ребенку возможность изучать разные инструменты и просто окружающие предметы. Кидание игрушек на пол, смятие бумаги, стучание по кастрюлям и тарелке – все это способствует развитию слухового восприятия, памяти, мышлению и речи ребёнка.
    Если ребенок точно различает на слух звуки, то воспроизводить их впоследствии будет точнее четкая речь.
    Игра на различение неречевых звуков помогает ребенку лучше ориентироваться в пространстве, повысить остроту слуха и слуховое внимание. Такая игра подходят для детей разного возраста – 2-3года, 4-5 и 6-7 лет. Для дошкольников старшего возраста задания можно усложнять: использовать большее количество инструментов, комбинации звуков.
 

Однажды, в старшей группе детского сада г. Новокузнецка для детей с ОНР было проведено занятие с целью научить различать неречевые звуки.

Для этого было использовано такое оборудование как ширма, вода, газета, музыкальные инструменты, шумелочки. Дети были в восторге. Им понравилось прислушиваться и отгадывать «Что звучит?» Занятие прошло с пользой и удовольствием…

F:\241\2022-2023\Фото к занятию ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ\IMG-4385deed6edcd9b4f82ecc1e308baafa-V.jpg      F:\241\2022-2023\Фото к занятию ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ\IMG-267ae6ecda9f1e25697c3ec4711762cc-V (1).jpg     F:\241\2022-2023\Фото к занятию ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ\IMG-0b9f09950e11398261272519033e17e2-V.jpg

F:\241\2022-2023\Фото к занятию ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ\IMG-c5f1836ad3a160a9c23df7a5d6c68f72-V.jpg      F:\241\2022-2023\Фото к занятию ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ\IMG-62ca59f354465f85011da0f693eb9cd4-V (1).jpg      F:\241\2022-2023\Фото к занятию ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ\IMG-e811e048e3a4c18e92daf7ac14cf4c67-V.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неречевые звуки.

Упражнения и игры, формирующие у детей понятие "звук". Дети знакомятся со звуками окружающего мира и пытаются их выделять и различать....

Конспект коррекционной подгрупповой образовательной деятельности в старшей группе на тему: « Развитие слухового восприятия на неречевых звуках» дети с ФФНР

Конспект коррекционной подгрупповой  образовательной  деятельности в старшей группе на тему: « Развитие слухового восприятия  на неречевых звуках»  дети с ФФНРЦели:Коррекцион...

Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У».

Программное содержание:закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;учить придумывать слова...

Конспект занятия на тему: «Речевые и неречевые звуки. Звук и буква У.»

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о речевых и неречевых звуках, о понятии гласный звук ,  звук  у  .  Предлагаемые упраж...

Дифференциация неречевых и речевых звуков

Дифференциация неречевых звуков и звуков речи. Знакомство с артикуляционным аппаратом ребенка...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...

Формирование фонематического восприятия. Неречевые звуки. Формирование условно-двигательной реакции на звук.

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ НА ЗВУКУДР – условно-двигательная реакция или любое из действий, которое совершается на конкретный звуковой сигнал.Один из самых важных и первостепенных...