Конспект занятия на тему: «Речевые и неречевые звуки. Звук и буква У.»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о речевых и неречевых звуках, о понятии гласный звук ,  звук  у  .  Предлагаемые упражнения помогут закрепить   представление о  звуках, активизируют формирование фонематических процессов:научат определять место конкретного звука в слове, характеризовать его , обозначать звук У красным цветом для дальнейшего звукового анализа  .  Также дети познакомятся с графическим образом буквы, научатся соотносить её со звуками.Все задачи реализуются через игровые приемы. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей и родителей детей  старшей и подготовительной возрастных  групп. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД:

Речевые и неречевые звуки. Звук и буква У.

Цель: формирование понятий «речевой и неречевой звук», «буква»,  «гласный звук».

 Задачи:

 1)Формировать понятия: речевые и неречевые звуки;  формировать умение выделять звук У из ряда звуков, сочетания звуков  , определять место звук в слове.

2)Развивать   слуховую   и   зрительную   память, мышление,   речь,   мелкую моторику;

3)Воспитывать умение  работать в подгруппе, самоконтроль.  

Ход занятия:

Организационный момент:

ВСПОМИНАЕМ: Число, месяц, день недели, какой день недели был вчера, какой будет завтра; время года , месяц, месяцы осени, предыдущий , последующий.

А теперь закроем глазки. Хлопаю в ладоши (что это)-услышали звук, стучат ложки, свисток- это все звуки. Звуки мы слышим.

Основная часть.

Сегодня мы с вами поговорим о звуках .Что же такое звуки? Звуки-все что мы слышим.

Слушаем аудиозаписи  музыкальных инструментов, голоса животных и птиц; определяем на слух источник звука.

Скажите, какие звуки вы слышите на улице, дома? (За окном чирикают воробьи, где-то недалеко гудит мотор машины, в кране на кухне шумит вода, на диване мурлычет кошка) - Молодцы. Это всё звуки. Они называются неречевые.  

  Неречевые звуки это звуки природы, звуки окружающего мира.

  Мы не произносим эти  звуки, из них не состоит наша речь. Когда мы         говорим, мы не гудим как машины, не шумим как деревья.

В речи мы используем звуки , которые называют речевыми.

Запомните правило о звуках: Звуки произносим и слышим.

-Какой звук я сейчас хочу произнести?

- Мы сегодня познакомимся с речевым звуком У.

 -Когда  произносим этот звук у , воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают   ни зубы, ни язык. Губы вытягиваем трубочкой и воздух проходит свободно. Такие звуки  называем гласные и обозначаем красным цветом.

Игра «Узнай звук».  

-Я произношу гласные  звуки, при  звуке  У хлопайте в ладоши (а, о, у, ы, у, и, у, о, а, а, и) .

-Давайте вспомним, где звук может находиться в слове? (в начале, середине, конце слова)

Игра «Найди звук в начале слова»  (  нужно определить  какое слово- название картинки начинается на звук У)

 Игра «Назови лишнее слово»

 Посмотрите внимательно. Как вы думаете, какая картинка здесь лишняя? Почему? (первый звук не У) (картинка 2)

Игра «Найди звук» .

 Вывешиваются предметные картинки на доску, определяем место звука У в слове, на схеме отмечаем красным цветом .  

Физкультминутка:

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали       Выпрямиться.

И на месте зашагали.              Ходьба на месте.

На носочках потянулись,       Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.   Прогнуться назад, руки положить за голову.

Как пружинки мы присели       Присесть.

И тихонько разом сели.          Выпрямиться и сесть.

Речевые звуки мы обозначаем буквами.

Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем , видим и читаем.

 Буква У, многие с ней знакомы. (вывешивается на доску)

На что похожа буква У?

 У- сучок в любом лесу ты увидишь букву У.(картинка)

Удобная буква, удобно в ней то,

что можно на букву повесить пальто.(картинка)

 Выкладываем букву У из палочек.

 Напишем печатную букву у в тетрадях.

Определим место звука в слове- названии картинок (картинка-раскраска вклеена в тетрадь), на схеме красным цветом отмечаем звук у .

 Картинку штрихуем наклонными линиями.

Итог занятия.

 - Какие бывают звуки?

 - С каким речевым  звуком  мы познакомились.

 -Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте " Полет на луну" - Звуки Л-Ль. Буква Л

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте, лексической теме "Космос" с использованием ИКТ технологии...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ "Звуки Н, Нь. Буква Н." + презентация. Подготовительная к школе группа.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Занятие привязано к лексической теме "Моя семья".Презентация большая по объёму,  пришлось делить на д...

Конспект занятия для детей старшей группы "Знакомство со звуком[У] и буквой Уу."

В конспекте представлены интересные задания, вытекающие одно из другого, позволяющие в увлекательной форме познакомить детей с буквой и звуком У....

Конспект занятия по обучению чтению в подготовительной группе «Звуки [з], [з’], буква З,з»

Познакомить детей с буквой З,з; учить читать прямые и обратные слоги с данной буквой; формировать навык сознательного чтения; закрепить умение работать над рассказом; учить отвечать на вопросы педагог...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,Задачи:  дифференцировать этот звук с другими гласным...

Конспект логопедического занятия на тему : "Речевые и неречевые звуки".

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о речевых и неречевых звуках.Предлагаемые упражнения помогут закрепить   представление о  з...