Конспект логопедического занятия на тему : "Речевые и неречевые звуки".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о речевых и неречевых звуках.Предлагаемые упражнения помогут закрепить   представление о  звуках, активизируют формирование фонематических процессов.   Все задачи реализуются через игровые приемы. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей и родителей детей  старшей и подготовительной возрастных  групп. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_i_nerechevye_zvuki.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:

«РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ».

 Цель занятия: познакомить детей с понятием «звук», научить различать речевые и неречевые звуки.

 Задачи: Коррекционно-образовательная: 

1.Формирование понятия «звук», формирование умения различать речевые и неречевые звуки (музыкальные, бытовые шумы).

Коррекционно-развивающая:

 Развитие фонематического восприятия.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение работать в подгруппе ,уважительное отношение к товарищам.

Оборудование: коробка с предметами, производящими музыкальные и бытовые звуки; наглядное пособие «Рот – домик звуков»; вата для формирования речевого дыхания; наглядное пособие «Чашка».

Ход занятия. 

 Л: Здравствуйте ребята.

Сегодня на занятии вы узнаете, что такое звук. И у нас будут разные помощники. Вот эту коробку нам прислали герои мультфильма «Бременские музыканты». Они попросили отгадать, какие предметы лежат в коробках – но отгадать только по звуку. Дети закрывают глаза, отгадывают предметы. Звучат: погремушка, шелест бумаги, шуршание пакета, колокольчик, свисток, ключи, бубен, чашка с ложкой.

Л: Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? Правильно они издают разные звуки.

 Л: Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, что издавало звук.

Но звуки могут издавать не только предметы, но и живые существа. Например, звери и птицы. Игра «Отгадай, кто как подаёт голос?» (запись голосов животных).

Л: Сейчас вы  превратитесь в животных.

Я буду поочередно передавать мяч и называть животное. А вы возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает, ворона каркает, кошка мяукает.

 Л: Все эти разные звуки – музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц не похожи на речь человека.  Эти звуки называются неречевые.

— Неречевые звуки издают предметы окружающего мира и животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки  соединяются и получаются слоги, слоги образуют слова. Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки? Правильно, чтобы произнести звуки – нам нужен рот. Рот – это домик звуков.

Говорить умеет только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим, даже изображая предметы или животных, называются «речевые звуки».

Игра «Какой звук?»

Логопед произносит разные речевые звуки и издает разные неречевые звуки (режет бумагу, мнет бумагу, звонит в колокольчик, хлопает в ладоши, стучит ногами). Дети с закрытыми глазами отвечают: речевой или неречевой звук они услышали.

Игра «Звук заблудился»

Логопед предлагает детям послушать стихотворения и исправить слова, не подходящие по смыслу, назвав правильное слово.

На поляне весной

Вырос зуб молодой. (Дуб)

Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук

С длинными усами! (Жук)

А. Шибаев

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку. (Точку)

Посмотрите, как важен каждый звук в речи. Заменили один звук и получили совершенно другое слово.

Физкультминутка:

Раз- подняться, потянуться.

Два- согнуться, разогнуться.

Три-в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - ноги шире,

Пять - руками помахать,

Шесть-за стол тихонько сесть.

Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки? Д: Чтобы произносить звуки, нам нужен рот.

А чтобы слышать –уши.

Звуки мы произносим и слышим.

 

. Развитие фонематического слуха в слогах.

 Л: А теперь поиграем в игру «Поймай звук» Я буду произносить звуки, а вы  хлопать в ладоши, когда услышите нужный: (М) п т д н о а с м р к ф о у м  ц ч м б в

Л: Сейчас я произнесу слова, а вы должны отгадать, какой звук есть во все этих словах: кошка, шуба мышь.

Л: Сейчас мы проверим, хорошо ли вы слышите все звуки. Встаньте. Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слогов без ошибок. Ка-ко-ку, ми-мо-му, сы-сэ-са, ду-до-ды, чу-чи-че, ры-ра-ру, во-вы-вэ, лы-лэ-ла, ца-цэ-цо, пы-пу-па.

10.Развитие фонематического слуха в словах. Игра «Верно или нет?»

 Л: Каждый звук важен, когда мы произносим слово.

Всему название дано – и зверю, и предмету.

 Вещей кругом полным-полно, а безымянных нету.

И всё, что только видит глаз – над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас – означено словами.

Л: Я буду называть предмет на картинке (демонстрация картинки «чашка»), но правильно назову предмет только один раз. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите правильное название. Л: Шашка, часка, жашка, сашка, щаска, чашка. Л: Вот видите, один звук изменили или забыли произнести, и уже не то слово получается, только неразбериха из звуков.

 III. Итог занятия. Л: Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня поговорили? Д: О звуках разных предметов и звуках, которые произносит человек. Л: Эти звуки называются речевые и неречевые звуки. Вам понравилось занятие? Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия на тему "Звуки Р и Рь".

В прикрепленном файле находится: подробный конспект для проведения логопедического занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе на тему "Звуки Р и Рь". Занятие пос...

Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У».

Программное содержание:закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;учить придумывать слова...

Конспект логопедического занятия по теме "Автоматизация звука С в связной речи детей." Лексическая тема " Весна в природе"

Конспект подгруппового логопедического занятия . Автоматизация звука С в связной речи  у детей старшего дошкольного возраста. Лексическая тема "Весна в природе"...

Конспект логопедического занятия на тему "Путешествие на остров звуков"

Конспект логопедического занятия на тему "Путешествие на остров звуков"  с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект занятия на тему: «Речевые и неречевые звуки. Звук и буква У.»

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о речевых и неречевых звуках, о понятии гласный звук ,  звук  у  .  Предлагаемые упраж...