Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика»
проект по логопедии (младшая группа)

Пальчиковые игры - это особые комплексы упражнений и игр, направленные на развитие мелкой моторики ручек ребенка. Они улучшают координацию мелких движений и стимулируют развитие речевых центров. Именно с помощью пальчиковой гимнастики можно помочь малышу начать говорить, сделать его речь и мышление подвижными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_palchikovaya_gimnastika.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 19

Консультация для родителей

«Пальчиковая гимнастика»

                                                                                                                                    Подготовила:

 учитель-логопед                                                                      

                                                                                                                                                      Окулевич О.С.

Г.о. Подольск,  2021г.

"Представление, что при любом двигательном тренинге...упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов".

Н.А. Бернштейн

Ум  ребёнка находится на кончиках его пальцев.

В.А. Сухомлинский

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

      Давайте подумаем, сколько всего полезного мы делаем,  играя в пальчиковые игры со своим ребенком:

     1. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга. Развиваем речь.

     2. Развивает умение подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. 

     3. А как важно научить ребенка в возрасте 2-4 лет концентрировать внимание и правильно его распределять. И поможет нам в этом пальчиковая гимнастика. А нам, взрослым, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием у ребенка получиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

     4. Сопровождая стихами упражнение из пальчиковой гимнастики – делать  речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.

      5. Пальчиковые игры отличное веселое упражнение для развития памяти малыша, ведь нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихотворения.

     6. С помощью пальчиковых игр, рассказывая руками целые истории ваш ребенок развивает фантазию и воображение. Просто нужно сначала показать пример, а уж потом и ребенок сам сможет сочинить свои «пальчиковые истории».

     7. Ну и наконец, благодаря этим упражнениям кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

       Пальчиковой гимнастикой нужно заниматься ежедневно, только тогда вы увидите результат. Ведь любые упражнения эффективны только тогда, если вы делаете их регулярно.

       Главная ценность пальчиковых игр состоит в том, что в их процессе ребёнок развивается в полной мере, работают все основные центры головного мозга. Развивается речь, память, внимание, воображение, подготовка руки к письму, первые математические понятия, артистизм.

Развитие речи

      Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной.

      Речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребёнка. Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительна и доступна пониманию.

      Стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движение. На первом этапе, будучи малышом, ребёнок повторял только движения, но на подсознательном уровне происходит пополнение его словарного запаса, появляются навыки построения предложения, употребление различных грамматических форм и т.п. становясь старше, ребёнок уже самостоятельно озвучивает свои действия.

Память

      Ребёнок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы в соответствии с текстом. Стихотворения запоминаются надолго и в несколько раз быстрее. Чем при обычном чтении. Это - своего рода мнемонический приём. А вот взрослому желательно знать текст наизусть. Уверяю вас, текст, подкреплённый действием, запомнится очень быстро.

      Важнейшим способом обучения и развития ребёнка дошкольного возраста является подражание. Наши дети подражают всему, что видят, и хорошему, и плохому, просто потому, что подражание является их врождённой способностью и ведущим видом деятельности. Необходимо отметить, что способность подражанию не у всех детей развита одинаково. Часто это зависит от умения удерживать внимание. Пальчиковые игры являются одним из способов развития внимания.

Воображение

       Поначалу детский взгляд притягивает движение. Пальчики создают некоторые формы, которые благодаря речи складываются в образы. Нет нужды изображать на пальцах глазки и носики, их дорисует воображение ребёнка. Фантазия ребёнка начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов.

Подготовка руки к письму

       Конечно, сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики вашего ребёнка – это залог его будущих успехов (письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т. д.). А пальцы, как и любую другую часть тела, можно и нужно развивать и тренировать (это и многим взрослым не помешало бы). Руки ребёнка ещё не слишком хорошо скоординированы, а умственное развитие малыша опережает его графические навыки.

       Пальчиковые игры – это универсальный тренинг мелкой моторики, гимнастика в игре.

Первые математические понятия

      Пальчиковые игры – это замечательный материал быстрого овладения простейшими математическими понятиями, начиная от счёта и кончая такими категориями, как вправо-влево, выше - ниже, дальше - ближе, длиннее - короче, больше - меньше и т. п. Эти понятия подкреплены сюжетом и жестами, поэтому наглядны и доступны детям.

Артистизм

      Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты, в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети, прошедшие «школу» пальчиковых игр, легче овладевают динамикой жеста, более раскованы и коммуникабельны.

      Пальчиковые игры увлекательны, доступны, интересны детям. А стихотворные тексты легко запоминаются. Освоив игру, можно повторять её где угодно: дома, в транспорте, на прогулке.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  • Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи!

      Для родителей предлагаю «Картотеку пальчиковых гимнастик, для детей 2-3 лет по теме проекта» (составлено на основе рекомендации Программ «Первые шаги» и «Теремок»), в котором собран практический материал по проведению пальчиковых игр с детьми раннего возраста разной степени сложности.

     Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Удачи Вам!


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА"

Папка-передвижка.Консультация для родителей....

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка

В статье рассказано, как влияет развитие пальчиковой моторики на развитие речи ребенка, как развивать мелкую моторику рук....

Консультация для родителей пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста

о влиянии пальчиковых игр и упражнений на развитие речи детей...

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика для развития речи ребенка"

Консультация для родителей по использованию пальчиковых игр и упражнений в развитии речи детей....

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и гимнастика рук»

Для чего нужна пальчиковая гимнастиДвижения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки и, если взрослый вкладывает...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....