Коррекционная работа с неговорящим ребенком при артикуляционной диспраксии
консультация по логопедии

Арькова Наталья Геннадьевна

Рассмотрим основные этапы формирования речи при АД

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Коррекционная работа с неговорящим ребенком при артикуляционной диспраксии » Городское методическое объединение учителей-логопедов города Зеи Учитель-логопед МДОАУ д/с №12 Арькова Н.Г.

Слайд 2

Диспраксия : « дис » – нарушение, отклонение от нормы «праксис» - способность совершать последовательные и целенаправленные движения по заданному плану. Синоним «праксиса» - моторное планирование.

Слайд 3

Артикуляционная диспраксия . 2 вида Кинестетическая. Нарушается артикуляционный уклад, т.е. ребенку сложно понять, каким образом нужно принять определенное положение языка и губ, чтобы произнести какой-либо звук Кинетическая. Трудности в выполнении серии движений, необходимых для переключения с одного звука, слога на другой . Локализация: нижний теменной отдел левого полушария

Слайд 4

Этапы работы: Развитие соматогнозиса и тактильной чувствительности Формирование пространственных представлений и оптико-пространственного ориентирования Развитие статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений Развитие статической и динамической координации пальцев рук Развитие статической и динамической координации органов артикуляции Развитие возможностей воспроизведения изолированных языковых единиц и их последовательностей Развитие возможности проговаривания последовательностей слогов Развитие возможностей произношения слов различной слоговой структуры Построение простой фразы

Слайд 5

В работе все начинается с тела. Если ребенок плохо управляет телом, пальцами, нет смысла переходить к формированию артикуляционного праксиса. В самом начале учим ребенка пользоваться своими органами чувств. Для этого даем ему нюхать, трогать предметы, крупы, песок, пластилин, слушать звуки (как льется переливаемая вода, шуршит бумага, звенит колокольчик, стучат ложки, барабан и т.п.). Сенсорная интеграция нужна для улучшения соматогнозиса . В это понятие входит способность ребенка двигаться и управлять собственным телом. К 4 годам малыш должен без проблем прыгать на двух ногах, отталкиваясь одновременно, перепрыгивать через веревочку двумя ногами, стоять на одной ноге, ловить и кидать мяч, ходить по лестнице попеременным шагом. Если он этого делать не умеет, то начинаем развивать общую моторику на примере простых упражнений: повтори за мной – скрести руки, похлопай в ладоши над головой, за спиной, перед собой, постучи по плечам, по коленям. Не может повторить позу тела, не сможет повторять звуки и слоги. Чтобы ребенок научился чувствовать свое тело, можно дотронуться до его носа, щеки, губ и других частей тела. С закрытыми глазами он должен показать, до какой части дотронулись. Часто у неловких детей нарушено поведение, потому что они не чувствуют тело. Далее работаем на переключение с одной позы тела на другую. Похлопали, потопали, постучали по коленям. Ребенок должен уметь выполнять движения последовательно, не одновременно, а каждое по отдельности. Можно придумать и другие позы: руки на пояс, вверх, вниз и т.п. Любое слово состоит из определенной последовательности, поэтому перед тем, как научиться воспроизводить слоги в слове, нужно научиться выполнять серию последовательных движений телом. Общая моторика

Слайд 6

Мелкая моторика Учим чувствовать пальчики, овладевать пинцетным захватом (брать указательным и большим пальцем). Для этого подключаем прищепки, бобы, фасоль, кофе в зернах и другие мелкие предметы (сортировка, перекладывание). Когда ребенок овладеет пинцетным захватом, тогда начнет пользоваться органами артикуляции. Такой захват должен быть сформирован к 1,5- 2 годам. Подключаем визуально-ритмические ряды (выкладывание камешков). Простая последовательность: один-один; усложняем – два-один; один-два; потом один-один-один. Развиваем понимание, что каждый элемент зависит от другого так же, как слоги в слове и артикуляция каждого звука. Работа над переключаемостью руки заключается в том, чтобы ребенок мог в динамике менять позу пальцев рук. Для этого хорошо подходит пальчиковая гимнастика и такие упражнения, как «Пальчик-кулак». Используем те же камешки (ритмические ряды): на один камешек нажми указательным пальцем, на другой – кулачком. Пальчик-кулак-пальчик-кулак-пальчик-кулак. Учиться менять позы ладошками: кулак-ребро-ладонь. Параллельно учим ребенка простым ритмам: постучи ладошками попеременно по столу, по барабану, 2 раза по столу, один по барабану, громко, тихо, выделяем ударный слог. Важно также развивать зрительно-пространственную координацию: глаз-рука. Попади мячом в корзину, просунь предмет в нужное отверстие, выложи рисунок из спичек, счетных палочек, продолжи ряд на листе бумаги по клеткам, графический диктант. Далее в рамках развития временно-пространственных отношений переходим работать на плоскости (листе бумаги). Нарисуй круг справа от квадрата, треугольник под кругом и т.п. Такая ориентировка важна не только в плане развития устной речи, но и развития письма. Так как буквы начинаем писать с начала строки, в определенной последовательности в слове, не выходя за границы строки.

Слайд 7

Артикуляционная моторика Только после достаточного развития общей и мелкой моторики переходим к артикуляции. Есть движения языком статические и динамические. Нас интересует динамическая гимнастика, просим ребенка менять позиции «Трубочка»-«Заборчик», «Часики»-«Качели». Когда ребенок научится переключать органы артикуляции, переходим к последнему этапу – работе над речью. Если ребенок говорит только гласные при афферентной форме диспраксии , значит, будем учить его переключаться с одного на другой: «и-у», «и-а». Только потом переходим к слогам с согласными. Сначала берем одинаковые – « ма-ма », потом разные открытые – « ма-ня », затем закрытые слоги – « ам-ам », « ат-ам », « ат -ум» и, наконец, со стечением согласных: «ква-ква», «ква- кву », « бда-бду », « мна -мну». Только в такой последовательности. При формировании переключаемости берем визуальные ряды: «та- ня -та- ня » («Ми- ша , ки-са , ды-ня »). Играем в игры: ищи в волшебном мешочке «ми-шу», « ки-ви », « ды -ню». Моем в ванне, что делаешь? «Мою кису, мою дыню». Можно прятать картинки под ковриком. При работе над формированием слоговой структуры слова можно подключить динамический праксис: ребенок прыгает на коврик, говорит « ды », садится на корточки говорит « ня ». И дальше прыжок-присест. Также обязательно формируем речевой выдох. Дуем на свечки, на вату. При хорошем выдохе и переключаемость ртом будет лучше. Соблюдение последовательности слогов зависит от объема слухоречевой памяти. Поэтому надо развивать возможности ребенка слышать и запоминать инструкции. Снова играем: дай мишке машинку, кукле шарик, а мышке конфетку. Положи помидор в красную кастрюлю, а яблоко в желтую, красный мяч слева от синего. Ребенок должен прослушать, разложить информацию в голове по полочкам (моторное планирование) и выполнить правильно. Говорить ведь он тоже будет планово .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления в коррекционной работе с неговорящими детьми

В статье изложены основные нарвления в коррекционной работе с неговорящими детьми в условиях лекотеки....

Презентация для родителей "Основные аспекты коррекционной работы с неговорящими детьми"

В презентации родителям разъясняются основные аспекты коррекционной работы учителя-логопеда. Дана общая характеристика неговорящих детей, причины задержки речи; уровни речевого развития; задачи коррек...

Коррекционная работа с неговорящими детьми с РАС

Чтобы реализовать потенциальные возможности ребенка, мы должны помнить, что отсутствие или задержка развития его экспрессивной речи вызвана общим нарушением коммуникации, уходом от контакта и погружен...

Методическая разработка " Дневник взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса по работе с неговорящим ребенком"

Методическая разработка " Дневник взаимодействия  учителя-логопеда со  всеми участниками образовательного процесса по работе с неговорящим ребенком".  Основная цель «Дне...

Методика коррекционной работы с неговорящими детьми

Основные направления коррекционной работы с неговорящими детьми...