Сценарий логопедического досуга для детей старших групп компенсирующей направленности
материал по логопедии (старшая группа)

Шатохина Екатерина Юрьевна

Сценарий логопедического досуга для детей старших групп компенсирующей направленности

«Международный день родного языка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rodnogo_yazyka.docx82.9 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий логопедического досуга для детей старших групп компенсирующей направленности

«Дюймовочка 1», «Дюймовочка 2»  

«Международный день родного языка»

https://myslide.ru/documents_4/149098f22cc9981913fb79812f56f145/img21.jpg

Составила: учитель-логопед Шатохина Е.Ю.

Международный день родного языка достаточно молодой праздник – отмечается каждый год с февраля 2000 года с целью привлечения внимания к родному языку. Это актуально уже в дошкольном возрасте, особенно у детей, имеющих нарушения речи.

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Воспитывать уважение и любовь к родному языку.

Задачи:

  1. Формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к родному языку.
  2. Упражнять детей в придумывании родственных слов.
  3. Обогащать речь детей пословицами, поговорками.
  4. Через участие в досуге помочь детям раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогатить воспитанников новыми эмоциями, доставить удовольствие.
  5. Развивать выразительность речи через театрализованную деятельность.
  6. Формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность.

Оборудование: слайдовая презентация «День родного языка», проектор, ларец с книгами, атрибуты для игр.

Речевой материал: родной язык, залатай, спозаранку, давеча, горница, вприкуску, снег – снеговик – снежинки – снегоход; русские народные пословицы и поговорки.

Предварительная работа: просмотр мультфильма: «Домовёнок Кузя», чтение и обсуждение русских народных пословиц и поговорок, разучивание стихотворений.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети под музыку входят в зал, садятся на стульчики.

Дети:

Есть у каждого язык,
Что родной навеки,
Без родного языка
Нету человека!

Мы поём им, говорим,
С самого рожденья,
И к родному языку
Есть большое рвенье.

Ведущий: Здравствуйте ребята, и дорогие гости. Когда мы используем в своей речи слова - друзья, наша речь становится точной, яркой, выразительной, интересной. А что нам помогает общаться? (язык). В феврале каждый год, в нашей стране отмечается Международный день родного языка.

Ребёнок:

День родного языка,

Отмечает вся земля,

В этот день календаря

Мы желаем вам друзья:

Удачи да везенья!

Успехов и веселья!

На земном шаре существует очень много языков.

Ребята, это наша планета, она называется – Земля (показ на экране). На Земле живут люди разных национальностей и говорят они на разных языках.

Например, вот здесь страна Франция (показ на экране). Там живут французы и говорят они на французском языке.

А вот здесь страна Китай (показ на экране). Живут там китайцы, там говорят люди на китайском языке.

А в Англии живут англичане, и они разговаривают на английском языке.

Слайд 3.

А это наша страна - Россия (показ на экране). Россия очень большая страна.

Здесь проживают люди разных национальностей и у каждого народа есть свой родной язык. Ещё когда вы только родились и были совсем маленькими, ваши мамочки напевали вам колыбельные песни на вашем родном языке. А как вы понимаете, что такое родной язык? (на котором мы говорим). А на каком языке мы разговариваем? (на русском) Родной язык – это тот язык, на котором говорят наши мамы, папы, бабушки и дедушки. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. 

В международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать. Родной язык надо знать и беречь. 

Богат и красив наш русский язык. В нём столько слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, сочинять стихи и просто общаться!

Русский язык – один из самых древних языков в мире и назывался он: язык Руссов или Старославянский язык.  Из тех древних веков дошли до нас слова мудрёные, непонятные – вот о них мы сегодня с вами и поговорим.

Артикуляционная гимнастика:

Ребята, наши язычки не привыкли проговаривать старинные слова, а, чтобы им было легко, давайте с вами сделаем гимнастику.

Проснулся язычок спозаранку (очень рано), потянулся, выглянул на улицу.

«Иголочка»

Посмотрел на часы и подумал: «Вставать, однако, пора!»

«Часики»

Давеча (недавно) с маляром договаривались, потолок в горнице (комнате) покрасить. А вот и сам маляр пришёл: сделали дело – можно и гулять смело!

«Маляр»

Запрягли они лошадку, да поехали кататься.

«Лошадки»

По дороге домой купили вкусного варенья.

«Вкусное варенье»

А дома налили чай в красивые чашечки и стали пить его вприкуску с вареньем.

«Чашечка»

Молодцы, ребята! Размяли наши язычки, теперь нам легко будет проговаривать каждое слово. Я хочу предложить вам послушать старинные слова и попробовать отгадать, что они обозначают.

Игра: «Послушай и отгадай»

  1. Алтын – три копейки.
  2. Балакать – говорить, болтать, молоть чепуху.
  3. Ватажиться – вести знакомство, знать друг друга, общаться друг с другом.
  4. Ветошь – тряпки, обрывки тканей для мытья чего-то.
  5. Горка – этажерка в форме пирамиды для дорогой посуды.
  6. Душегрейка – тёплая короткая кофта или стёганка, со сборками сзади.
  7. Жалейка – дудочка из ивовой коры.
  8. Кныш – хлеб, испеченный из пшеничной муки, который едят горячим.
  9. Мурава – трава, муравчатый – поросший травой.
  10. Перст – палец.
  11. Рушник – вышитое полотенце.
  12. Черевички – женские башмачки на каблучках и с острым носом.

Ведущий: Сегодня на нашем празднике мы узнаем о представителях разных народов.

Под музыку в зал заходит воспитатель в русском костюме:

Гостья из России: Здравствуйте! Богат и красив наш русский язык! В нём столько слов, это родной язык Пушкина, Толстого, Гоголя, чьи сказки мы с вами часто читаем. Любите свою Родину, свой язык, свой народ!

В день родного языка, Вам его хранить желаю. Чтобы речь была легка,
Бранных слов, не повторяя,
Говорите хорошо -
Слово доброе приятно!
Для того язык пришел,
Чтоб на нем общаться внятно.
Ведущий: Ребята,  назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.
Дети:
- Язык до Киева доведёт.
- Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
- Язык мой - враг мой.
- Языком не спеши – спеши делом.
- Слушай больше, а говори меньше.

Гостья из России: А сейчас давайте поиграем.
Русская народная игра «Гори, гори ясно».

Ведущий: Ребята, у русского народа много не только игр, но и песен. Сейчас мы исполним хоровод.

Гостья из России: В России русский язык является языком межнационального общения. Но есть ещё и язык международного общения - английский. В любой стране мира изучают и знают английский язык, куда бы вы ни поехали в путешествие, английский язык ваш главный помощник.
Под музыку входит гостья из Англии, приветствует детей: Хеллоу! Предлагает поиграть с детьми в английскую игру:
«Давайте все делать, как я» (озвученная, фонограмма плюс)

Дети:
Языков так в мире много,

Всех нам даже не познать.

Очень важно в этой жизни

О родном не забывать.

Гостья из России: Предлагаю поиграть!

Игра «Скажи наоборот»

 Я буду говорить вам различные словосочетания, а вы скажите наоборот, то есть противоположное словосочетание по смыслу.

Большой дом — маленький дом.

Широкий ремень — узкий ремень.

Толстый шарф — тонкий шарф.

Горячий чай — холодный чай/напиток/сок.

Длинный ремень — короткий ремень.

Высокий забор — низкий забор.

Громкий плач — тихий плач/звук.

Веселый ребенок — грустный ребенок.

Птицы летят далеко — птицы летят близко.

Идет вперед — идет назад.
Гостья из Англии: А я приготовила для вас интересный конкурс. 

Конкурс — «Многозначные слова». Ребята, посмотрите, что изображено? Лук — растение и лук — оружие. Как называется слово, которое обозначает разные предметы? (многозначное слово). На столах разложены картинки, встаньте в круг. Когда будет звучать музыка, вы бежите, как музыка заканчивается — берите картинку, найдите свою пару и объясните свой выбор, например, коса — прическа у девочки, коса — предмет, чтобы косить траву. Задание понятно? Тогда музыка!
Ведущий: Дорогие гостьи, а ещё наши ребята знают буквы, и могут составлять слова.

Игра «Собери слово».

Гостья из России: Молодцы, а я в моём ларце подарочки вам припасла.

  • Кто много читает, тот много знает.
  • Книга мала, да ума придала.
  • Книги читать, скуки не знать.
  • Книга – лучший подарок.

– Получайте подарки – книги из моего волшебного ларца. Дома их с мамами читайте и ума набирайтесь!

Гостья из Англии: Дорогие ребята! Любите и берегите   родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

Любой язык по-своему велик,

Бесценное наследство вековое.

Так берегите свой родной язык,                         

Как самое на свете дорогое.

Ведущий:

Подошел к концу наш праздник. Ребята, как он назывался? (международный день родного языка)

Дети разных наций весело живут,
друг друга очень любят, в обиду не дают.
Ведь, правда, друзья, хорошо всем на свете,
Когда на планете дружат все дети?

Давайте за руки друг друга возьмем,
И потанцуем на шаре земном!

Флешмоб под песню «Я-ты-он-она».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературной викторины по русским народным сказкам для детей старшей группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.

Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную  речь.  Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения. Совершенствовать артикуляцию и дикцию, в...

Конспект комплексного логопедического занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности (с использованием опорных схем). Тема: «Зимние забавы»

Данный конспект разработан с учётом комплексного подхода к коррекции общего недоразвития речи у детей 6-го года жизни, так как решает комплекс коррекционных задач: совершенствование фонетико-фонематич...

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Профессии в школе».

Приоритетная образовательная область: «Речевое  развитие»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-к...

Конспект познавательно-речевого досуга для детей старшей группы компенсирующей направленности "Нас ждет осенний лес"

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проводится в игровой досуговой форме путешествия в лес. На протяжении занятия дети выполняют различные задания на закрепление знаний по т...

Итоговое логопедическое занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности

В данном занятии представлены задания на закрепление и повторение изученного  в течение года учебного материала. Всё занятие проходит в виде путешествия в поисках клада. Кладом по итогу являются ...

Рекомендации для родителей детей старшей группы компенсирующей направленности «Вкусные логопедические игры»

Сегодня мы с Вами попробуем разобраться, как обучать и развивать ребенка естественным образом в привычной домашней обстановке....

Конспект логопедического развлечения для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «В гостях у Лешего»

Конспект логопедического развлечения для детей старшей группы компенсирующей направленности  тема «В гостях у Лешего»...