Главные вкладки

    Конспект познавательно-речевого досуга для детей старшей группы компенсирующей направленности "Нас ждет осенний лес"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Лопатина Лариса Леонидовна

    Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проводится в игровой досуговой форме путешествия в лес. На протяжении занятия дети выполняют различные задания на закрепление знаний по темам "Лес", "Грибы", ""Ягоды".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МАДОУ Детский сад комбинированной направленности №7

    г. Сосновоборска

    КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- РЕЧЕВОГО

    ДОСУГА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

     КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

    «Нас ждёт осенний лес»

    Составила и провела:

                  Лопатина Лариса Леонидовна
                                         воспитатель I квалификационной категории

                                        группы компенсирующей направленности.

    2018г

    Цель:

    Развитие в занимательной досуговой форме речевой деятельности детей.

    Задачи:

    Образовательные:

    - Актуализация и расширение словаря по темам «Лес», «Грибы», «Ягоды».

    - Развитие координации речи с движением, умение инсценировать.

    - Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений, речевого дыхания, силы голоса, логического мышления.

    - Упражнение в умении образовывать относительные прилагательные.

    Развивающие:

    - Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

    - развивать интерес к выполнению заданий.

    Воспитательные:

    - воспитывать у детей бережное отношение к природе

    - развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

    Здоровьесберегающие:

    - создание эмоционального комфорта и психологической безопасности, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

    Интеграция образовательных областей: здоровье, познание, развитие речи, социализация.

    Оборудование:

    Слайдовая презентация. Листочки из картона для дорожки. Аудиозапись «Звуки осеннего леса». Конверт с письмом и заданиями от Осени. Грецкие орехи на каждого ребёнка по одному, корзина для лесовика. Конверты для разрезных картинок, разрезные картинки с изображением грибов. Листья деревьев на каждого ребёнка. Схемы пословиц.

    Методические приёмы:

    Загадки, беседа, рассматривание иллюстраций, подбор графических схем (моделирование). Лексико-грамматические упражнения, сюрпризный момент.

    Ход проведения досуга:

    Организационный момент – развитие слухового внимания и логического мышления.

    Ребята, сегодня я получила письмо. Хотите узнать от кого? Отгадайте загадку.

    Несу я урожаи,

     Птиц к югу отправляю,

    Деревья укрываю,

    Но не касаюсь ёлочек и сосен,

    Кто я такая?

    Воспитатель: Да, ребята, это письмо от осени.

    Воспитатель: Сегодня мы отправимся за лесными дарами. Отгадайте, что вы увидите? Загадываю загадки:

    -Весной веселят, летом холодят, осенью питают. Зимой согревают.-1 слайд

    -В лесу под ёлкой крошки – только шапки да ножки.                           2 слайд

    - Бусы красные висят,                                                                                3 слайд

     Из кустов на нас глядят,

     Очень любят бусы эти

    Дети, птицы и медведи                                                                              

    После каждой отгаданной загадки на проекторе появляется картинка-отгадка.

    Воспитатель: Где можно встретить все эти предметы?

    Дети: В лесу.

     На проекторе изображение леса. Слышны  лесные звуки.                   4 слайд.

    Воспитатель: Давайте туда отправимся. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.

    Включается музыка (аудиозапись «Лесные звуки»). Ребята идут по осенним листочкам, разложенным змейкой на полу.

    Беседа: Вот мы и пришли в осенний лес.

    Упражнение «Вдохни свежий воздух» - дифференцирование ротового и носового выдоха

    Воспитатель: Вот мы и в лесу. Вдохните чистый лесной воздух. Вдох через нос, выдох через рот - 3 раза.

    Упражнение «Вой ветра» - развитие силы голоса.

    Воспитатель: Вы слышите звуки леса в лесу? Покажите, как он дует.

    Дети: в-в-В-В-в-в… На одном выдохе – усиление и ослабление звука.

    Воспитатель: Как хорошо в лесу. А зачем люди ходят в лес?

    Дети: ………….

    Воспитатель: Давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.

    Открываем. Ребята, кто что услышал?

    Дети: ………………….

    Воспитатель: Вот как нас встретил лес – зашумел, зашуршал, загудел.

    - Посмотрите сколько опавших листочков в лесу. Давайте присядем на этот осенний ковёр. А зачем деревья сбрасывают листву?

    Дети: деревья готовятся к зиме.

    Воспитатель: Да, сбрасывая листву, деревья защищают себя. А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.

    Воспитатель: Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?

    Физкультминутка.

    Вначале проведём разминку.

     Раз и два повернись, вновь по лесу ты пройдись.

    Три, четыре -  приседай, быстро ноги разминай.

    Ветер по лесу летал, ветер листики считал:

    Лист кленовый, лист дубовый, лист берёзовый

    Резной, лист осины, лист рябины – вот какой

    Букет лесной.

    Воспитаталь: Перейдём к заданию на карточках. Задание называется «Отгадай загадку»                                                                                                   5 слайд

    В лесу всегда порядок. Кто ухаживает за лесом?                   Дети: Лесник.   

    Как назвать доброго сказочного героя, живущего в лесу? -            Лесовик.

    А сказочное чудище, которое старается делать всё, чтобы путники заблудились?                                                                                       - Леший

    Летел пан, на воду пал. Сам не тонет и воды не мутит.                   Лист

    Летит без крыльев и поёт, прохожих задевает. Одним проходу

    не даёт, других он подгоняет.                                                              Ветер

    В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле                              Дождь

    Игра в кругу «ДА или НЕТ»

    Я буду задавать вопросы, если ответ «да» надо хлопнуть в ладоши, если «нет», положить руки на пояс.

    Осенью цветут цветы?

    Осенью растут грибы?

    Тучи солнце закрывают?

    Колючий ветер прилетает?

    Морозы осенью бывают?

    Ну а птицы гнёзда вьют?

    А букашки прилетают?

    Звери норки закрывают?

    Урожай все собирают?

    Птичьи стаи улетают?

    Часто-часто льют дожди?

    Солнце светит очень жарко?

    Можно детям загорать?

    Ну а что же надо делать – куртки, шапки надевать?

    Молодцы. Справились с 2 заданиями.

    Присаживайтесь на сои места.

    Упражнение «Подбери слова» - активизация и расширение словаря

    Воспитатель: Чем богат лес осенью?

    Дети: Грибами, ягодами, орехами, целебными травами.                6 слайд

    Воспитатель: Что происходит осенью с листьями деревьев?

    Дети: Листья желтеют, краснеют, опадают, облетают, осыпаются, сохнут.

    Воспитатель: Какие листья в лесу?                                                          

    Дети: Осенние, красные, разноцветные, жёлтые, коричневые, оранжевые, овальные, круглые, легкие, сухие.

    Упражнение «С какого дерева листик?»- образование относительных прилагательных

    Педагог: В лесу много разных деревьев. На какие 2 вида делятся все деревья?

    Дети: Лиственные и хвойные.                                                     7 слайд

    Воспитатель: Соберите листочки и скажите, с каких деревьев они упали и как называются.

    Воспитатель: Откуда упал твой лист?

    1й ребёнок: Мой листик упал с берёзы, он берёзовый.

    2й ребёнок: Я поднял тополиный листик, он упал с тополя и т. д.

    Упражнение «Листья» - развитие координации речи с движением

    Листья осенние тихо кружатся,                   Дети кружатся на носочках,

                                                                             руки в стороны

    Листья нам под ноги тихо ложатся             Приседают, движения руками

    И под ногами шуршат, шелестят,                вправо, влево

    Будто опять закружиться хотят.                   Поднимаются, кружатся.

    Упражнение «Орешки» - развитие тактильных ощущений, тонкой моторики

                                                                                          8 слайд

    Воспитатель: Положите листья под ёлочку. Вас встречает белочка. Она принесла для вас орешки. (появление белочки на проекторе)

    Дети берут по одному орешку из корзинки.

    Педагог: Возьмите орешки. Давайте поиграем с ними.

    Я катаю мой орех,

    Чтобы стал круглее всех.

    По ладошке покатаем

    Силу пальчиков узнаем.

    Упражнение «Сравни ягоды» - Закрепление умения сравнивать ягоды. Упражнение в подборе слов, противоположных по значению.

    На видео -проекторе появляются картинки-схемы земляники и малины.

                                                                                                    9 слайд

    Воспитатель: в лесу растут ягоды. Рассмотрите их, найдите отличия.

    1й ребёнок: Земляника растёт низко к земле, а малина высоко.

    2й ребёнок: Земляника мелкая, а малина- крупная.

    3й ребёнок: У земляники стебель гладкий, а у малины – колючий.

    4й ребёнок: У земляники листья мелкие, а у малины – крупные.

    Упражнение «Собери гриб из частей»                       10 слайд

    Под музыку появляется Лесовик-ребёнок, приветствует всех детей.

    Лесовик: У меня в волшебной корзине рассыпанные части грибов, я не могу понять, что это за грибы. Помогите мне, соберите и назовите их.

    Дети, разбившись на 2 команды, на ковре собирают из частей грибы.

    Воспитатель: Расскажите, какие грибы вы собрали?

    Дети: Мы собрали подберёзовик. У нас получился боровик. Мы выложили лисичку.

    Упражнение «Угадай пословицу по схеме» - развитие умения читать схематические изображения, понимать смысл пословиц.

    Лесовик: Хочу с вами поиграть. Вы знаете много пословиц о лесе? Угадайте по схеме пословицы (предлагаются схемы пословиц)

    Ребёнок выбирает схему, выставляет на мольберт, повторяет пословицу.

    Не всякий гриб в кузовок кладут.

    Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

    Музыкальная подвижная игра «Грибы» - закрепление навыков инсценирования песен

    Лесовик: Я превращаю вас в грибы. Давайте потанцуем.

    Дети надевают шляпы-грибы и становятся в рассыпную.

    Мы грибы Антошки, Вани

    И Серёжки,

    Вверх растём, стараемся,

    К солнцу поднимаемся.

    Дождиком умылись мы,

    Листиком прикрылись мы

    Сосчитай-ка до пяти

    И попробуй нас найти.

    Вверх растём и вширь растём,

    Хорошеем с каждым днём.

    На полянке в ранний час

    Начинаем перепляс!

    Итог – закрепление положительного эмоционального фона досуга.

    Лесовик: Вы замечательно справились с моими заданиями, я приготовил для вас сюрприз. Лесовик отдаёт педагогу корзинку с угощением и прощается.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместного игрового досуга для детей старшей группы и их родителей «Петербургский бал для мам»

    Досуг для детей и их родителей ко ДНЮ МАТЕРИ. В основе досуга - закрепление изученного материала по ознакомлению с родным городом....

    Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему: «На улицах нашего города»

    С помощью различных видов деятельности и игр закрепляются правила дорожного движения для пешеходов, названия транспорта, развиваются слуховое внимание, общая и мелкая моторика, связная речь....

    План-конспект совместной деятельности педагога и детей старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по формированию лексико-грамматических средств языка Тема: «Зимующие птицы» («Предлог НА»)

    План-конспект непосредственной образовательной деятельности по теме "Зимующие птицы" ("Предлог НА"), разработа для детей старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности....

    Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

    Организованная образовательная деятельность  для детей старшей логопедической группы с ОНР о дружбе. В ходе ООД решаются коррекционно - образовательные, коррекционно - развивающие и коррекционно ...

    Конспект совместной деятельности педагога и детей старшей группы компенсирующей направленности «Петушок, петушок золотой гребешок…»

    Оптимальной формой сотрудничества педагога и детей является совместная партнерская деятельность. Она реализуется через организацию различных видов детской деятельности, направленна на решение образова...