План-конспект совместной деятельности педагога и детей старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по формированию лексико-грамматических средств языка Тема: «Зимующие птицы» («Предлог НА»)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по теме "Зимующие птицы" ("Предлог НА"), разработа для детей старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

совместной деятельности педагога и детей  

старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи)

по формированию лексико-грамматических средств языка

Тема: «Зимующие птицы» («Предлог НА»)

Интеграция образовательных областей: «Коммуникативное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

- Закреплять умение использовать в активной речи предлог НА.

- Упражнять в составлении предложений с предлогом НА по демонстрации действия, по предметным картинкам, по сюжетной картине.

- Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

- Упражнять в делении слов (названий зимующих птиц) на слоги.

- Уточнение, обогащение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы».

- Развивать зрительное восприятие и внимание, память и мышление.

- Закреплять умение аккуратно раскрашивать изображения, не выходя за края.

- Совершенствовать координацию речи с движением.

- Развивать умения и навыки правильного выполнения движений.

- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, доброжелательности, активности и инициативности.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Методы и приемы: - практические (игра, упражнение);

                                   - наглядные (рассматривание картинок, показ образца, способа действия, рассматривание рисунков);

                                   - словесные (вопросы, объяснение, указания, анализ деятельности детей самими детьми).

Материалы и оборудование: предметные картинки (снегирь, голубь, синица, воробей, дятел, ворона, сорока, сова; рябина, кормушка, скамейка, шишка, крыша, забор, пень); муляж дерева и птицы; мяч; картина «Зимний лес»; картинки-загадки «Дикие птицы», цветные карандаши.

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Игра «Назови и на части раздели»

Педагог предлагает назвать предметную картинку с изображением птицы и разделить название птицы на слоги. Задает вопрос: какие это птицы?

Дети называют птиц, изображенных на картинках, затем делят их названия на слоги.

Делают вывод: птицы зимующие.

Эмоциональный настрой.

Закрепление названий зимующих птиц, понятия «зимующие птицы».

Умение делить слова на слоги.

2.

Игра «Отгадай»

Педагог предлагает загадки про птиц, после отгадывания проговаривает место их расположения на картине.

Дети отгадывают загадки и размещают птиц на картине «Зимний лес», после называния места расположения педагогом.

Умение отгадывать загадки.

3.

Игра «Скажи дальше»

Педагог предлагает детям первую часть предложений, просит их продолжить  («Сорока уселась …»). Объясняет, что во всех предложениях есть маленькое слово НА (предлог), что будут составлять с этим словом предложения.

 Дети договаривают предложения, предложенные педагогом, повторяют их полностью. («Сорока уселась на пень»)

Умение договаривать предложения с опорой на сюжетную картину, использовать в активной речи предлог НА.

4.

Подвижная игра «Воробей»

   Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

Воробушек-пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей.

Дети выполняют движения и проговаривают слова.

Идут по кругу, заложив руки за спину.        

В центре скачет на корточках один ребенок.

Встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом. «Воробей» пытается «вылететь», а «голуби» его не пускают

Снятие напряжения. Координация речи с движением.

5.

Игра «Веселая птица»

Педагог приглашает детей присесть на ковер и выставляет дерево и птичку; совершает движения птицей, предлагает детям оречевить действия (помещает птицу на дерево, под дерево, на ствол дерева). Призывает говорить четко и правильно.

Дети проговаривают действия птицы на дереве («Птица сидит на ветке, на стволе, под деревом»).

Умение составлять предложения с предлогами по демонстрации действий.

6.

Игра с мячом «Чей, чья, чье, чьи?»

Педагог называет часть птицы, бросает мяч ребенку («клюв вороны»)

Дети ловят мяч, называют чья часть тела, возвращают мяч педагогу («вороний клюв»).

Умение образовывать притяжательные прилагательные.

7.

Игра «Кого не стало?»

Педагог предлагает вернуться за столы, посмотреть внимательно на картину, закрыть глаза, в этот момент убирает какую-либо птицу, просит ответить полным предложением «Кого не стало?»

Дети закрывают глаза, затем открывают и определяют, какая птица улетела, отвечают предложением («Не стало сороки на пне»).

Умение замечать изменения в картине, использовать в активной речи предлог НА.

8.

Упражнение «Придумай предложение»

Педагог каждому ребенку предлагает по две предметные картинки, просит подумать и придумать предложение по этим картинкам с маленьким словом НА, дает образец.

Дети рассматривают пару картинок, составляют по ним предложения с предлогом НА.

Умение составлять предложения по двум предметным картинкам с предлогом НА.

9.

Упражнение «Дикие птицы»

Педагог раздает картинки-загадки, просит найти на них изображение своих птиц, про которые составляли предложения, и раскрасить.

Дети рассматривают картинку-загадку, находят птицу, обводят пальчиком, раскрашивают (каждый свою птицу)

Умение видеть заданный предмет (контурное изображение с зашумлением), аккуратно раскрашивать (не выходя за края).

10.

Итог НОД, оценка деятельности детей.

Педагог предлагает вспомнить, что делали, с каким предлогом познакомились, назвать зимующих птиц

Оценивает работу каждого ребенка.

Высказывания детей.

Умение анализировать и высказывать свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по формированию произношения "Приключения маленькой бабочки"

Данный план-конспект НОД представлен как итоговое мероприятие по формированию произношения на конец года, разработан для детей старшей группы с общим недоразвитием речи....

циклограмма планирования совместной деятельности педагога с детьми в группах компенсирующей направленности

циклограмма предназначена в помощь воспитателям при написании календарно-тематического планирования...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности(задержка психического развития)

Конспект позволяющий познакомить детей с понятием "Настроение".Учить на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей.Учить дифференцировать посту...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшей группы компенсирующей направленности № 5 «Радуга» (5 – 6 лет). Тема: «Путешествие в космос»

Этот материал способствует закреплению и расширению знаний старших дошкольников о космосе, речевому и логически - математическому развитию....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «Транспорт» по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

Цель: формирование у детей лексико-грамматических средств языка через интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников....

Конспект совместной деятельности педагога и детей старшей группы компенсирующей направленности «Петушок, петушок золотой гребешок…»

Оптимальной формой сотрудничества педагога и детей является совместная партнерская деятельность. Она реализуется через организацию различных видов детской деятельности, направленна на решение образова...