Конспект познавательно-речевой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: "Осень"
план-конспект занятия (старшая группа)

Якупова Наталья Викторовна

Конспект познавательно-речевой непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе

Тема: «Осень»

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные цели:

  • Закрепить знания об основных признаках осени, обобщающее слово «Осень»;
  • Учить называть изменения в природе осенью, используя образные слова и выражения;
  • Учить выделять общий признак в словах, развивать  умение обобщать;
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование прилагательного от существительного; образование  существительного  мн.ч. от ед.ч.; согласование числительных с прилагательными и существительными; учить согласовывать в речи сущ. с прил.; упражнять в словообразовании от существительных).

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развивать слуховое восприятие, внимание, умение воспроизводить ритмический рисунок;
  • Развивать неречевое и речевое дыхание, общую и пальчиковую моторику, графо-моторные навыки;
  • Развить просодическую сторону речи.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе, положительную установку на участие в занятии, доброжелательное отношение друг к другу.

 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-речевой непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе

Тема: «Осень»

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные цели:

  • Закрепить знания об основных признаках осени, обобщающее слово «Осень»;
  • Учить называть изменения в природе осенью, используя образные слова и выражения;
  • Учить выделять общий признак в словах, развивать  умение обобщать;
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование прилагательного от существительного; образование  существительного  мн.ч. от ед.ч.; согласование числительных с прилагательными и существительными; учить согласовывать в речи сущ. с прил.; упражнять в словообразовании от существительных).

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развивать слуховое восприятие, внимание, умение воспроизводить ритмический рисунок;
  • Развивать неречевое и речевое дыхание, общую и пальчиковую моторику, графо-моторные навыки;
  • Развить просодическую сторону речи.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе, положительную установку на участие в занятии, доброжелательное отношение друг к другу.

Материал: 

  • кленовые листья (оранжевые, жёлтые, зелёные);
  •  письмо от Осени;
  • листы с графическим заданием, карандаши;
  • аудиозапись шелест листвы, шум дождя, голоса птиц;
  • поднос с шуршащими фантиками;
  • мячик;
  • картина «Золотая осень» И.С. Остроухова;
  • карточки-символы.

Речевой материал: Осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер,  урожай, ранняя, золотая, поздняя, желтеют, падают, сохнут, шуршат, улетают, убирают и др.

Методы и приемы:

  • Наглядные – демонстрация (показ картины); карточки-символы;
  • Словесные – чтение загадок; беседа; вопросы к детям; аудиальные средства; педагогическая оценка;
  • Практические – упражнения; дид. игра.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент

На столах у детей лежат кленовые листья (оранжевые, жёлтые, зелёные).

Вос-ль:  Сядут на место те, у кого на столе оранжевый лист (жёлтый лист, зелёный лист).

Вос-ль:    Дети, послушайте загадку, отгадайте о каком времени года она?

Вот художник, так художник

Все леса позолотил

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку,  просим

Кто художник этот?            

Дети: Осень.

Вос-ль: Правильно осень. Осень оставила для вас письмо. (Письмо на кленовом листе).  «Ребята, приглашаю вас в осенний лес. Там вас ждёт много интересного.    Осень»

II. Основная часть

Вос-ль: Дети, давайте мы с вами отправимся в осенний лес.

1. Пальчиковая гимнастика

Разбросала осень листья.

Разбросала осень листья,                 Волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью.                    Плавные взмахи ладонями вверх, вниз.

Мы в осенний лес пойдём           «Шагают»  пальцами обеих рук по столу.

В букет листья соберём.

Лист кленовый, лист с осинки,       Поочерёдно загибают

Лист дубовый, лист рябинки.           пальцы, начиная с большого.

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.                Хлопают в ладоши.

2. Графическое задание

Вос-ль: Ребята, возьмите карандаши. Мы пойдём в осенний лес по дорожке.

(Прохожу, раздаю листы с заданием). Проведите мальчика с девочкой  по дорожке в осенний лес.

3. Развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.

Вос-ль: Вот мы и в осеннем лесу. (Выставляю картину «Осенний лес»).

Ах!

Дети: Ах!

Вос-ль: Ах! Как красиво!

Дети: Ах! Как красиво!

Вос-ль: Ах! Как красиво в лесу!

Дети: Ах! Как красиво в лесу!

Вос-ль:  Ах! Как красиво в осеннем лесу!

Дети: Ах! Как красиво в осеннем лесу!

4. Развитие слухового внимания «Звуки леса».

Вос-ль: Послушаем звуки осеннего леса.        

Запись: шелест листвы.

Вос-ль: Саша, что ты слышала?

Саша: Я слышала шелест листвы.

Вос-ль: Покажите, как шелестят, шуршат листья. (Раздаю шуршащие фантики).

Запись:  шум дождя.

Вос-ль: Аня, что ты слышала?

Аня: Я слышала шум дождя.

Вос-ль: Покажите (изобразите), как шумит дождь. (Стучат пальчиками по столу).

Запись:  голоса птиц.

Вос-ль: Ваня, что ты слышал?

Ваня: Я слышал голоса птиц.

Воспроизводим ритм: ку-ку (/  /), чик-чирик (/   //), тук-тук-тук (///).

5. Развитие неречевого и речевого дыхания.

Вос-ль: У вас на столах лежат разноцветные листья. Возьмите их в руку, положите на ладошку. Носиком вдыхаем воздух, губы трубочкой, подули на листочки (2 раза).

А теперь подуем так: ф-ф-ф-ф.

Фуу-фуу-фуу.

6. Беседа по картине «Золотая осень»

Вос-ль: Ребятки, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: Ранняя (золотая), поздняя.

Вос-ль: Правильно! Давайте, назовем признаки ранней осени. (Показываю карточки-символы с признаками ранней осени). Далее признаки поздней осени.

Вос-ль: Ребятки посмотрите на картину с изображением осени. (Выставляю картину И.С.Остроухова «Золотая осень».  Скажите, - какая на ней изображена осень?  - Какие листья на деревьях? – Почему картина называется «Золотая осень»? – Что означает слово «листопад»?

Ответы детей.

Вос-ль: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Вос-ль: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

8. Рассказ об осени (использованием карточек символов).

- Осенью у солнца короткие лучи, и потому оно греет слабо.  Демонстрирую карточку с символом осеннего солнца.

- Осенью ветер дует какой? (холодный, сильный). Демонстрация символа ветра.

- Осенью на небе много туч и часто идет дождь. Какой? (Мелкий, холодный, частый). Демонстрация дождя.

- Люди убирают урожай. Демонстрация овощей.

- А что происходит с листьями? (Они желтеют, сохнут и опадают, кружатся, шуршат). Демонстрация опавших листьев.

- Осенью птицы улетают на юг. Демонстрация символа улетающих птиц.

7. Вос-ль: Ребята, а как вы думайте какая сегодня погода? Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое?

Дети: дождь, снег, туман.

Вос-ль: Дети, а как можно узнать какая будет погода?

Дети: Посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру.

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч, мяч осенний и волшебный. Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Вос-ль: Дети, а какая бывает погода осенью:

  • Когда идет дождь – дождливая
  • Когда дует ветер - ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро - хмурая
  • Ясно - ясная

Вос-ль: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде.

8. Игра «Один-много» с мячом (учить образовывать сущ. мн.ч. от ед.ч.).

Вос-ль:  Я буду бросать мяч, и называть вам слово, а вы будете отвечать и бросать мяч обратно мне в руки (например: стол – столы, кот – коты).

Лист…           зонт…       туча…

Дерево…         гриб…        птица…

Вос-ль:   Молодцы!

9. Игра «Что лишнее?» (умение выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать).

Вос-ль:  Я буду называть слова. Все они будут иметь что-то общее, но одно слово будет лишним.

Дуб, рябина, ромашка, береза;

Береза, трава, тополь, клен;

Туча, лед, дождь, ветер;

Грибы, урожай, листопад, подснежник;

Зонт, сапоги, шорты, куртка.

10. Игра «Сосчитай листочки» (согласование числительных с прилагательными и существительными).

Вос-ль:  Давайте посчитаем, сколько листьев будет в букете. (Один кленовый лист, два кленовых листа, …, пять кленовых листьев). Так же считаем листья дуба, березы).

III. Итог занятия

Вос-ль: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?

Ау-ау-ау!

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали!

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели!

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем!

Так что же творится в лесу? - спросим.

Осень, осень, осень.

Вос-ль: Ребята, пора в детский сад возвращаться. Вокруг себя повернись и в детском саду окажись. Вы все молодцы, хорошо занимались, выполнили все мои задания и порадовали меня  и  предлагаю детям вспомнить, что они делали на занятии, какие задания оказались им  интересными.

У меня для вас небольшой секрет, осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.