"Мнемотаблицы в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Беляева Наталья Анатольевна

"Мнемотаблицы в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация городского округа Саранск                                                          Департамент по социальной политике                                                                       Управление образования                                                                                     МУ  «Информационно-методический центр»

Тема: «Мнемотаблица,  как один из приемов формирования связного высказывания у детей с речевыми нарушениями»

Выступление на семинаре – практикуме для учителей-логопедов.

Учитель-логопед                                                                                  МАДОУ «Детский сад № 104»                                                     Беляева Н.А.

Саранск 2021

1слайд

Тема моего выступления:   «  Мнемотаблица, как один из приемов формирования связного высказывания у детей с речевыми нарушениями»
 

 Применяя мнемотаблицы на практике, я всё больше убеждаюсь в    их  положительном  влияния на речевое развитие детей с ОНР.

Почему мнемотехника?

У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Поэтому, поиски различных приёмов и методик в логопедической практике не утратили своей актуальности. Одним из таких приемов и является – мнемотехника.

Это интересная по своей структуре технология, уходит корнями в далекое прошлое. Само название, в переводе с греческого, обозначает искусство запоминания. Существует легенда, что этот термин придумал Пифагор Самосский, живший в 6в. до н. э., в честь богини Мнемозины – богини памяти.  

2 слайд

К.Д.Ушинский говорил:

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он  будет долго и напрасно мучиться,  но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету.»      

3 слайд

Мнемотехника подразумевает систему методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Задачи мнемотехники:

  1. Способствовать развитию внимания,  памяти, логики, образного мышления, связной речи.
  2. Формировать умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать.

 3.  Расширять и обогащать словарный запас детей.

4. Формировать умение связно мыслить, составлять рассказы, преобразовывать символы в образы.

5. Формировать навыки правильного графического изображения.

4 слайд

Мнемотехника может быть представлена в виде мнемоквадратов, мнемодорожек  и  мнемотаблиц.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи.

Мнемотаблицы используются:  для обогащения словарного запаса, пересказа художественной литературы (сказок),

отгадывания и загадывания загадок,

заучивания стихов,

для обучения составлению рассказов.

Поделюсь своим опытом работы по каждому направлению.

5 слайд    

  Заучивание  стихотворения  А. Алферова  с  помощью мнемотаблицы.

6 слайд

  Картинки  выставляются  по одной на каждую строчку.  Проговаривается и заучивается  текст  каждой строчки.   В итоге дети должны  рассказать всё стихотворение полностью.

7 слайд  

А. Алферов
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна...
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна!

8 слайд

  По таким готовым схемам дети очень легко и быстро запоминают  стихи.

9 слайд

Самыми первыми мнемотаблицами  в моей практике были таблицы по составлению рассказов описаний. Практически при изучении любой лексической темы можно использовать мнемотаблицы : от игрушек до профессий. Актуальны и широко используются мнемотаблицы при описании времен года.

10 слайд  

Схемы я использую и в групповой работе, и в индивидуальной.

11 слайд

С помощью мнемотаблиц дети легко составляют описательные рассказы. ( Описание на фото.)

 12 слайд

Дети  с ОНР  часто отстают в развитии  словесно - логического мышления.    Пересказ сказок по схемам- мнемотаблицам является хорошей  базой для его развития.  Детям очень нравится  пересказывать сказки по схемам.   Они хорошо запоминают героев,  последовательность действий, понимают сюжет и мораль сказки, быстрее и точнее запоминают сказку.

13 слайд

Составление и отгадывание загадок по схемам также вызывает у детей повышенный интерес и устойчивое внимание, что очень необходимо в работе с детьми с нарушение речи. Засекреченность помогает удерживать внимание детей и желание говорить.   Таблицы для составления загадок можно зарисовывать самостоятельно или использовать картинки для описательных рассказов.

 14 слайд

Мнемотаблицы можно также эффективно использовать             и для обогащения словарного запаса,  и формирования правильных грамматических форм. Наглядность всегда даёт хороший, положительный результат по развитию речи в дошкольном возрасте. На слайде мнемотаблица для закрепления понятия родственных слов, согласование числительного с существительным, образование множественного числа, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  15 слайд

   Мнемотехника помогает  реализовывать  и задачи подготовки к грамоте.    Ознакомление с буквами и звуками  и их закрепление можно также отрабатывать  с использованием мнемотаблиц.

16 слайд

Работа с мнемотаблицами по обучению грамоте  состоит из нескольких этапов:

  • Разбор изображения.
  • Преобразование абстрактных символов в образы.
  • Отработка запоминания, то есть, пересказ, либо составление рассказа по заданной схеме.
  • Зарисовка мнемотаблиц детьми.
  • Рассказывание по мнемотаблицам, нарисованными детьми

 Мнемотаблицы при  обучении детей грамоте,   можно использовать в нескольких вариантах:

17 слайд

 Цели для всех вариантов общие:

  • Познакомить (или закрепить)  графическое изображение    буквы
  • Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение
  • Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
  • Формировать фонематические представления
  • Развивать зрительное внимание и память
  • Развитие зрительно-пространственных представлений
  • Развитие связной речи
  • Развитие графо-моторных навыков

18 слайд

I. вариант “Запомни и заполни”

Ребёнку предлагается рассмотреть таблицу и постараться её запомнить. Одновременно  я рассказываю, что там нарисовано и почему.

  В центральном квадрате находится буква П. Она состоит из 3 -х палочек: 2 -х длинных и одной короткой. Поэтому слева от буквы написана цифра 3, а справа нарисованы три палочки. В левом нижнем углу и в правом нижнем углу нарисованы круги - синий и зелёный, которые показывают, звуки [п] и [пь] обозначаются буквой П. В левом верхнем углу (над синим кругом) нарисована палатка, т.к. это слово начинается с твердого звука [п]. В правом верхнем углу ( над зелёным кругом) нарисована пила, т.к. это слово начинается с мягкого звука [пь]. Под буквой П нарисован зачёркнутый колокольчик, который обозначает, что звук [п] глухой ( голосок не звенит). Над буквой П нарисован прямоугольник, т.к. буква П похожа на прямоугольник.

 19 слайд

  Убираю  таблицу и предлагаю детям самим вспомнить и заполнить эту таблицу. После того, как дети заполнили  таблицу им предлагаю  рассказать, как они вспомнили то, что там было нарисовано.

https://logoped.ru/images/sulus01c.jpg

20 слайд

II вариант “Заполни сам”

 После того, как дети познакомились с 1 вариантом работы по таблицам, им предлагается самим попробовать заполнить таблицу и объяснить, как они это сделали. Здесь дети могут самостоятельно менять расположение символов и картинок, рисовать свои картинки на звуки или записывать слова на определенный звук.

21 слайд

III вариант “Найди ошибку”

 Детям предлагается рассмотреть заполненную таблицу и найти в ней ошибку.

22 слайд

IV вариант “Подбери букву”

Детям предлагается заполненная таблица, только без буквы в центре. Детям предлагается подумать, догадаться и объяснить, какая это буква может быть. Таблица может быть заполнена не до конца, и дети самостоятельно дорисовывают недостающие символы.

Используя  мнемотаблицы на занятиях по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи,  были  достигнуты  следующие результаты:

  • Уменьшилось количество ошибок при написании букв имеющих свойство зеркальности
  • Дети стали лучше усваивать такие абстрактные понятия, как “буква”, “звук”, “гласный”, “согласный”, “мягкий”, “твёрдый”, “звонкий”, “глухой”.
  • У детей улучшилось внимание, память, логическое мышление, графо – моторные навыки
  • Повысился интерес к занятиям

23 слайд

Мнемотехника многофункциональна, ее можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности с детьми, так и в самостоятельной деятельности.

Сюжетное содержание мнемотаблицы должно соответствовать возрасту детей. По мере овладения навыками работы, содержание усложняется, но при этом не следует перегружать ребенка. Семантическое содержание должно  быть эквивалентным программе, и максимально интересным для детского воображения. Эта технология очень привлекательна для дошкольников. «Засекреченные» послания вызывают живой интерес, формируют познавательные действия, полностью соответствуя базовым ценностям российского дошкольного образования, направленные на личностно - развивающий характер  взаимодействия детей и взрослых.

Познакомив с предлагаемой технологией родителей, проведя несколько совместных мероприятий, педагог сможет получить достойных соратников, а нередко и единомышленников, в увлекательном мире познания речевого многообразия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Логопедическая ритмика — как фактор коррекционной работы по развитию речи детей дошкольного возраста»

Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста, а также для педагогов, интересующихся вопросами педагогики. В нем раскрываются особенности логопедической ритмики, ее значимость ...

Применение новых логопедических технологий в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР (синквейн)

Опыт работы со старшими дошкольниками с ОНР, анализ литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи  детям с хорошими диагностическими показателями требуется бол...

Презентация по теме: "Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста"

Данная презентация предназначена для родителей дошкольников. Из презентации можно узнать об основных понятиях мнемотехники, этапах и результатах работы по развитию речи детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей по теме: «Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста».

Данная консультация предназначена для родителей дошкольников. Из консультации можно узнать об основных понятиях, этапах и результатах работы по развитию речи с использованием мнемотехники....

Планирование коррекционной работы по развитию речи детей вне занятий

Понедельный план работы по развитию речи детей вне занятий в старшем дошкольном возрасте...

Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста...