Логопедическое занятие Формирование лексико-грамматического строя речи Тема. Дательный падеж существительных единственного числа. «Домашние животные»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Охлопкова Тамара Николаевна

Представлен конспект  фронтального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. В рамках изучения лексичекой темы "Домашние  животные"  дети осваивают форму дательного падежа  существительных. Кроме  этого занятие содержит  игры и упражнения на развития  слухового восприятия, памяти и других психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashnie_zhivotnye.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие

Формирование лексико-грамматического строя речи

Тема.  Дательный  падеж  существительных  единственного  числа.

«Домашние  животные»

Цель:  развитие функции словоизменения  в процессе  образования и употребления формы дательного падежа существительных

Задачи:

1.Активизировать предметный словарь  по  теме «Домашние  животные»;;

2. Формировать умение     изменять  существительные и употреблять их в дательном падеже;

 3. Закрепить умение употреблять  фразу из  четырех слов;

 4.Развивать  слуховое  восприятие,  мышление,  мелкую моторику;

 5. Воспитывать  эмоционально-положительное  отношения  к животным,  желание  ухаживать  за  ними.

Словарь:  коза, корова, лошадь, свинья; домашние животные; пастух; сено, капуста, хлеб, каша.

Оборудование:    фонограммы: пастух играет на рожке, голоса домашних животных, «Лошадки»;  фланелеграф; 3 плоских бумажных цветка для фланелеграфа (два одинаковых и один большего размера); фигурки домашних животных; картина «Пастушок»; картонный дом с окошечками; картинки с изображением  членов  семьи (по размеру окошек домика); картинки с изображением корма для животных; 4 полоски картона 5*15 см.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

     Звучит музыка: играет  пастушья  дудочка.

      -Кто это  играет  на дудочке?  Хотите  посмотреть? ( логопед показывает  картину  «Пастушок»)

   2. Введение  в тему.

       - Сегодня  мы с  тобой узнаем и расскажем,  кому пастух  играет на  дудочке.

  3. Новый  материал.

      1) упражнение «Дудочка» -  произношение цепочки слогов с разным ударением.

        -Пастух  пасет  стадо и играет  на  дудочке. Играет  он  так: смотрит на цветы.  Глядит на большой цветок – дудит громко, глядит на  маленький  - дудит тише.  Вот  что  у  него  получается.

(на фланелеграфе – три  цветка,  логопед  меняет  их  последовательность)

     ДУ –ду –ду

    ду –ДУ – ду

   ду – ду – ДУ

      2) игра  «Узнай  по  голосу» - развитие слухового  восприятия, употребление   слов в форме дательного падежа

      -Кто же  пасется  в  стаде? КОМУ  ИГРАЕТ  ПАСТУХ? (фонограмма голосов животных, ребенок  отвечает  на  вопрос: козе, корове, свинье,  лошади)

     3) обобщение

      -Как  назвать одним  словом  козу, корову, лошадь,  свинью?  Кто  это?  (домашние животные)

       Их так  называют,  потому что  они  живут  дома,  с  хозяином.  Видите  вдалеке  дом,  там  живет  семья. Мы  отправимся  к  ним в гости. Кто  из  домашних  животных нас  может  довезти? (лошадь)

  4) динамическая  пауза «Едем  на  лошадке» (звучит  фонограмма  «Лошадки»)

     Под  музыку дети «скачут»  по  группе  с высоким подниманием бедра  к  второму   фланелеграфу,  на  котором  стоит «домик».  

     - Приехали.  Кому  мы скажем  «спасибо»? (лошади)

    5) упражнение «Кому  корова дает молоко?»  - употребление   слов в форме дательного падежа, развитие  зрительной  памяти.

        -В  этом  доме  живет большая  семья, назовем  их(мама,  папа, бабушка,  дедушка, Ваня, Таня), у них  есть корова.  Она  спрашивает:

                      - Му, му,    молока  КОМУ?

       (логопед  ставит  в  окошечки  4 картинки  с  изображением  членов  семьи, карточки  несколько  раз  меняют)

        -Посмотри,  запомни, а потом  скажешь,  кому дала корова молока (бабушке,  папе,  Ване,  маме;  и т.п.)

    6) игра «Покорми  домашних  животных» - работа  над фразой  из 4  слов.

          -Люди  в  благодарность  за то,  что домашние животные  дают  им  молоко,  мясо  и  шерсть,  заботятся  о  них,  кормят  их.  Мы  с  тобой  покормим  наших домашних животных. Они  пасутся  в поле (показывает  на  стол),  а  мы с  тобой  в  деревне (показывает  на домик). Мы  здесь возьмем  корм и  по  мостику  (картонные полоски  на полу) пойдем  кормить  животных. Это  волшебный  мост,  мы  пройдем, если  будем  правильно  отвечать  на  вопросы  (ребенок  выбирает  карточку с  кормом).

      - Кто дает  капусту?  (Наташа) –Встаем  на первую  доску.

     -Что  делает  Наташа? (дает)- Встаем  на  вторую  доску.

     - Что  дает? (капусту) –Встаем  на  третью  доску.

      -  Кому?  (козе) – Встаем  на четвертую  доску.

  Повторим все  предложение. (Таким  образом  кормим  всех  животных)

     7) «Раскрась  дудочку» - работа  в  тетради,  развитие  мелкой  моторики

              -Посмотри,  пастушок у нас  грустный. Как  вы думаете,  почему? (на  картинке  пастух  без дудочки).  Он  потерял  свою  дудочку.  Мы  поможем  ему,  нарисуем  дудочку. (Дети  раскрашивают  дудочку,  звучит  фонограмма).

    4. Итог.

   - Ну, вот,  пастушок вновь  играет  на  дудочке. Мы  вместе  с  ним  покормили домашних животных. А теперь  пора  в группу.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с моторной алалией». Возраст 6-7 лет

Занятие с участием детей с общим недоразвитием речи II уровня, моторной алалией. Цель занятия: "Формирование лексико-грамматических средств языка на материале лексической темы "Зима""....

Презентация к логопедическому занятию "Продукты. лексико-грамматические категории"

Данная предзентация может быть использована учителем-логопедом и воспитателем в совместной деятельности или период проведения ООД....

Конспект логопедического занятия " Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной группы

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной ...

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготовительной группы

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготови...

Конспект Фронтального логопедического занятия по лексико-грамматическому развитию для детей старшего возраста «Профессия людей, работающих в детском саду»

Цель: Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду.Коррекционно-образовательные:- расширять представления детей  и уточнение представлений о профессиях людей...

Логопедическое занятие Формирование лексико-грамматической стороны речи у детей подготовительной к школе группы «Путешествие гласных звуков»

Цель: закрепление знаний, полученных детьми при знакомстве с гласными звукамиЗадачи:закреплять навык правильной артикуляции гласных звуков [а], [у], [и];тренировать в умении выделять гласные звук...

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе "Формирование лексико-грамматического строя речи с элементами обучения грамоты с детьми с ОНР" по лексической теме "Грибы".

1.Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы» (лес, гриб, корзина, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, ли­сичка, мухомор, опенок, сыроежка, со...