Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготовительной группы
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Маргасюк Наталия Валерьевна

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dikie_zhivotnye.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы «Дикие животные»

Коррекционно-образовательные цели:

  1. уточнять, расширять и активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные»;
  2. обогащать импрессивную речь глаголами - движения;
  3. совершенствовать грамматический строй речи:

- употреблять имена существительные с суффиксами –онок-, -енок-, -иц-, -их- ;

     - употреблять имена существительные мужского рода в форме родительного падежа с предлогом;

     - употреблять имена существительные мужского рода в форме дательного падежа;

     - употреблять притяжательные прилагательные и учить согласовывать с именами существительными мужского рода в форме дательного падежа.

Коррекционно-развивающие цели:

развивать речевой и фонематический слух; совершенствовать интонационную выразительность речи, чувство ритма; развивать зрительное восприятие и внимание, артикуляционную, мелкую и общую моторику, вестибулярный аппарат, парную работу полушарий мозга, творческое воображение, координировать речь с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование:

- мягкие игрушки диких животных, совы, «волшебного язычка»;

- костюмы диких животных;

- декорация к сказке;                                                                          

- снежок из ваты;

- открытки с сюрпризом;

- магнитофон, диск.

Лексический материал:

1) имена существительные: лисица - лисенок, волчица - волчонок, зайчиха - зайчонок, медведица - медвежонок, ежиха - ежонок, белка - бельчонок;

2) притяжательные прилагательные: лисий (хвост), волчий, заячий, медвежий, беличий.

3) глаголы-движения: лисенок – крадется, осторожно ступает; волчонок - озирается, оглядывается, принюхивается; зайчонок - прыгает, петляет, путает следы; бельчонок - скачет; медвежонок - переваливается, косолапит; ежонок – семенит, ступает мелкими шажками.

Ход занятия

  1. Организационный момент:

Логопед: Сегодня у нас необычное занятие: я расскажу вам сказку о том, как волшебный язычок научил лесных зверушек красиво говорить.

(Звучит спокойная музыка).

Логопед: «Однажды в зимнем лесу, уложив детей спать, мамы-звери  собрались на полянке. Назовите, кого вы видите. (Перед детьми выставлены мягкие игрушки диких животных).

     Дети: Лисица, зайчиха, волчица, медведица, ежиха, белка.

Логопед: Ребята, как назвать, кто это?

Дети: Дикие животные.

Логопед: Они были расстроены, жаловались друг другу на то, что их дети уже подросли, а разговаривают плохо. Что делать?

-Покажите, как они это сказали?

Дети: Что делать? (работа над мимикой, жестами)

Логопед: И вдруг они услышали: «У-у-у! Я вам помогу-у-у-у». (Логопед достает игрушку совы и изображает волнообразные движения рукой). Это был голос мудрой совы. «Не беспокойтесь, я позабочусь о ваших малышах, утром отведу их к волшебному язычку, и он поможет вашим детям научиться красиво говорить. А сейчас всем спать. Утро вечера мудренее».

-Ребята, закройте глазки, давайте покажем, как они спали: «пшшш»

2. Активизация словарного запаса.

Наступило утро. 

-Я приглашаю вас в сказку и превращаю в детенышей лесных зверей  (логопед одевает детям костюмные шапочки и имитирует «сказочное превращение»: вращает каждого ребенка по часовой стрелке).                                                                                            

      -Встаньте в круг. Посмотрите друг на друга.  Назовите, кого вы видите.      Первой начну я:

1-ый вариант: «Ты превратился в зайчонка, повтори, ты кто?» (Я - зайчонок.)

2-ой вариант: «Ты – зайчонок, повтори, ты кто?» (Я - зайчонок.)

 Дети: 1-ый вариант: Ты превратился в бельчонка (медвежонка, волчонка, ежонка, лисенка), ты кто? (Я – бельчонок, медвежонок, волчонок, ежонок, лисенок).

2-ой вариант: «Ты – зайчонок, повтори, ты кто?» (Я – бельчонок, медвежонок, волчонок, ежонок, лисенок).

Логопед: Отправляемся в путь, встаньте  друг за другом, помните, что вы теперь не дети, а детеныши диких животных, поэтому двигаться вы должны, как они, повторяйте за мной.

Динамическая пауза. Зайчонок  прыгает: вот так, петляет, путает следы. Лисенок крадется: вот так, осторожно ступает. Бельчонок скачет: вот так. Медвежонок переваливается, косолапит: вот так. Ежонок семенит: вот так, ступает мелкими шажками.  Волчонок озирается, оглядывается,  принюхивается: вот так! В путь, друзья!

На полянке их уже ждал волшебный язычок. « Привет, ребята! Садитесь скорее на свои места, я вас жду. Кто я?»

Дети: Волшебный язычок.

Логопед: «Здравствуйте, детишки, лесные шалунишки!»

Дети: Здравствуй, язычок.

Логопед: «Мудрая сова рассказала мне, что вы хотите научиться хорошо говорить. Я вам в этом помогу, а вы слушайте и повторяйте за мной движения».

Артикуляционная сказка

Логопед: Однажды, когда я был маленьким, как вы, я отправился со своими друзьями: котенком («киска сердится»: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть язык горкой), жеребенком («лошадка»: улыбнуться, открыть рот, пощелкать языком (как цокают лошадки), мышонком («поймай мышку»: улыбнуться, открыть рот, произнести «а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик) … гулять по зимнему лесу. Падал снег. Мы ловили снежинки и дули на них с язычка («блинчик»: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и пускать воздух по языку: развитие воздушной струи). Стоял сильный мороз, мы замерзли, согреться нам помогла вот такая игра (вот такие упражнения). Встаньте в круг!                                                                                            

Динамическая пауза:

   

 1-ый вариант: 

«Лапками похлопали, лапками похлопали, лапками похлопали - раз, два, три. Лапками потопали, лапками потопали, лапками потопали – раз, два, три;  Ушки погрели, ушки погрели, ушки погрели – раз, два, три».

(Элемент логоритмики).

     

2-ой вариант: (упражнения для формирования парной работы полушарий мозга из программы «Дельфины»):

     - «мельница» (синхронное вращение прямых рук вперед и назад);

     - «карусели» (синхронное, однонаправленное вращение обеих согнутых в локтях рук (кисти опущены вниз) сначала по часовой стрелке, потом против.

Дидактическая игра «Снежки»: Снег был липкий, и мы решили поиграть в снежки. Давайте попробуем с вами.   Вы берете снежок и говорите, кому вы его отдаете. Первой начну я: «Я отдаю снежок лисенку, а ты?».

Дети: Я отдаю снежок волчонку, а ты? (Бельчонку, ежонку, медвежонку, зайчонку).

- Молодцы, садитесь на свои места!

Дидактическая игра «Хвосты».

Логопед: Ребята, я только сейчас заметил, что ваши детеныши потеряли свои хвосты. А я их нашел в сугробе. Назовите, чьи они? Первой начну я: Это хвост лисы – это лисий хвост, отдаю его лисенку.

Дети: Это хвост волка – это волчий хвост (заячий, медвежий, беличий), отдаю его… (Логопед помогает одеть детям хвосты).

Логопед: Слушайте продолжение сказки…

Логопед: После прогулки по лесу мы вернулись ко мне домой, попили чай вот из таких чашек («чашка»: улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки), поели блинчики («блинчик»: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу) с вишневым вареньем («вкусное варенье»: улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу), шоколадными грибами («грибок»: улыбнуться, пощелкать языком («как лошадки»), во время щелканья присосать широкий язык к небу: это шляпка гриба, а уздечка под языком - ножка) и орешками («орешки»: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки; на щеках образуются твердые шарики – «орешки»). Посмотрели на часы («часики»: улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как стрелку) переводить из одного уголка рта в другой), а они стояли, завели их (чик-чик-чик) и они пошли ((упражнения для формирования парной работы полушарий мозга из программы «Дельфины»): «часы»: наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают «тик-так», руки на поясе.  Было уже поздно, и мои друзья стали расходиться по домам.

И вам пора, дорогие мои.  Помните, чтобы красиво говорить, упражнения из моей сказки нужно повторять каждый день. До свидания, рад был познакомиться с вами.

Дети: До свидания, язычок!

Логопед: Ребята, сказка наша подошла к концу, я превращаю вас обратно в детей. (Дети помогают логопеду и друг другу снимать с себя костюмы; логопед имитирует «сказочное превращение»: вращает каждого ребенка против часовой стрелке).                                                                             ???

Итог урока. Логопед оценивает работу детей.

Логопед: Ребята, давайте вспомним, кто к нам приходил в гости, кем вы были на занятии?

-Вечером расскажите нашу сказку воспитателю, вспомните, кем вы были и  нарисуйте своего героя.

А на память о встрече с волшебным язычком я дарю вам его портрет с волшебным леденцом.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»

Конспект образовательной деятельности по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт» разработан с ...

«СОШЬЁМ ОДЕЖДУ ДЛЯ МИШКИ» по развитию пальчиковой моторики через игры с мозаикой у детей I мл. группы

.Программное содержание:. Формировать у детей опыт поведения  в среде сверстников. Развивать художественное восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение и слух.Задачи:• Обучающа...

Конспект логопедического занятия " Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной группы

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной ...

Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « История моего села» для детей старше-подготовительной группы.

Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая ...

Методическая разработка «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи»

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя...

Конспект организованной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию на тему: «Я и моя семья». для детей второй младшей группы (3-4 года)

Цель: способствовать формированию у детей младшего дошкольного возраста представления о семье и нравственных нормах. Развивать свободное общение, формировать эмоциональную отзывчивость. Задачи: Образо...