Индивидуальная образовательная программа Михаила С. (ранний возраст).
рабочая программа по логопедии

Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития ребенка разработана для ребенка раннего возраста (8 месяцев). В анамнезе перинатальная энцефалопатия, задержка формирования психомоторных функций и речевых навыков (отсутствие лепета).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iop_mihaila_s._ranniy_vozrast.docx38.27 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ,

ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ  МИХАИЛА С.

Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития ребенка разработана для ребенка 8 месяцев. В анамнезе перинатальная энцефалопатия, задержка формирования психомоторных функций и речевых навыков (отсутствие лепета).

1 часть.    Медикаментозная и физиотерапевтическая поддержка

 коррекционно-развивающего процесса.

Консультация невролога и педиатра 1 раз в 1-3 месяца и медикаментозная поддержка развития (ПП ЦНС). Медицинский отвод от прививок.

Консультация мануального терапевта (остеопата): в анамнезе «кривошея».

Консультация детского ортопеда по поводу вальгусной стопы.

Регулярные курсы общего массажа (классический, БОУЭН, ритмический) чередовать.

                         2 часть. Условия воспитания.

  1. Здоровье: -  поддерживать здоровье ребенка и выполнять четко режим дня (ночной сон не позднее 21 часа!!!!, сон днем - 2 раза по 1, 5 – 2 часа; прогулка по 1, 5 часа 2 раза в день; занятия проводятся после сна, после еды в первой и во второй половине дня (по 10 –15 мин по 2-3 раза в день): поем песенки, массаж рук, игра с игрушками. У ребенка должно быть два разных набора игрушек и пособий: первый набор для свободного пользования (2-3 игрушки), второй - используется только в процессе занятий, а затем убирается.
  2. В процессе выполнения режимных моментов близкие взрослые выполняют массаж стоп, пальцев и рук ребенка 2-3 раза в день по 2- 3 минуты.

Массаж проводится  (2-3 раза в день) на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком. Виды упражнений:

  • Поглаживание взрослым обеих поверхностей рук (внутреннюю и наружную) до локтя по направлению «от периферии к центру» 6-8 раз, отдельно по каждой руке;
  • Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца)- от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно.
  • Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца – 2-4 раза по каждой ладони (рисуем, мотаем клубочек).
  • Точечные нажатия большим пальцем и указательным пальцами взрослого на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлении от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой – все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза (мы вот так шагаем, топ-топ, топ-топ, мы шагаем).
  • Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок - в сторону, по кругу.
  • Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» - 5-6 раз.
  1. Укрепление вертикализации:

 комплексы по укреплению общей моторики (по Архиповой Е.Ф.)

  1. Соблюдение всех гигиенических процедур с постепенным обучением. Формировать положительное отношение к культурно-гигиеническим навыкам.

Учить  действовать самостоятельно:

  • умываться (мыть руки и лицо, удерживая воду в руках – руки делать как лодочка, намыливать руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло водой, а затем вытирать руки после умывания полотенцем); чистить зубы;

во время еды: учить тянуть руки к бутылочке или подносимой чашке, поддерживать их двумя руками с помощью взрослого, пить из чашки (с поддержкой  взрослого); держать в руке сухарик, сосать и грызть его; самостоятельно есть твёрдую пищу, которую берут руками (подносить ко рту, откусывать и жевать сушку, печенье, хлеб), формировать при инициативе ребенка навыки правильного удержания ложки во время еды (давать в руку ложку при кормлении),  пользоваться салфеткой.

Социально-коммуникативное развитие

• развитие эмоционального ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения       ребёнка с взрослым (стимуляция «комплекса оживления», стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым, включение общения в практическое сотрудничество ребёнка со взрослым);

•  вызывание положительных эмоций у ребенка при общении с ним;

• формирование первых форм совместной деятельности и поощрение   попыток   ребёнка   включаться в совместную деятельность с предметами.

•  развивать  способность к различению знакомых и незнакомых людей;

•   поощрять  проявление радости  при  виде близких взрослых;

•  учить узнавать своё имя (поворачиваться);

•  подкреплять способность ребёнка различать эмоциональный тон выражения лица и  речи  взрослого   и отвечать адекватной эмоциональной реакцией на мимику и интонацию взрослого;

• формировать разные эмоциональные реакции (интерес, удовольствие, радость, внимание, обиду) в зависимости от ситуации;

•   стимулировать улыбку, радость, действуя с игрушками; развивать подражание мимике, жестам и игровым действиям взрослых; адекватно включаться в игру со взрослым («Ладушки», «Сорока-ворона», «Ку-ку!  Вот  и я!», «Набрасывание пелёночки»);

•  побуждать ребёнка проявлять интерес к детям, их игре;

Учить реагировать и откликаться (любым доступным ребенку способом) на свое имя.

Обучать пониманию и воспроизведению указательного жеста рукой и указательным пальцем, указывать на части тела и лица; определенные предметы (покажи, где глазки,  ротик, ...носик, ...ручки;  «где часики?», «где огонек?», «где кошка?», «где собака?».

  • продолжать совершенствовать представления ребенка о своих частях тела и лица, их назначении, уточнить представление о назначениях рта и носа. (Провести игру: «Где носик, где ротик
  • воспитывать эмоциональное отношение к «чувствам» игрушек – мишке холодно, жарко, горячо, кукла довольна, недовольна, радуется, плачет, хочет купаться, больше она не хочет купаться и т.д.;

Физическое развитие (развитие моторных функций и сенсорных систем, сенсорной интеграции):  

учет как сниженной, так и повышенной сенсорной чувствительности;

• формирование основных двигательных навыков (подъём, удержание и повороты     головы, контроль за положением головы в пространстве, повороты со спины на живот и    обратно, самостоятельное сидение, ползание на животе и на четвереньках, вставание, стояние и ходьба);

•   нормализация состояния тонуса мышц (сгибателей  и разгибателей верхних и нижних конечностей);

•  развитие функциональных возможностей кистей  и пальцев рук (направление руки к игрушке;

• нормализация положения кисти и пальцев, необходимого для формирования      зрительно-моторной координации; хватательной и опорной функций кистей рук, манипуляций с предметами).

•  прививать любовь к водным процедурам, развивать плавательные способности ребенка.

•  развивать взаимодействие всех сенсорных систем ребенка -  сенсорную интеграцию.

•  развивать хватание, функциональные возможности кистей  и  пальцев  рук:

• развивать  двигательные навыков соответствии с их появлением в онтогенезе:  

1) ползать в разных направлениях;

2) самостоятельно садиться из положения лежа; формировать самостоятельное сидение;

3) вставать на колени, на ноги, держась за опору (подниматься из положения сидя сначала двумя руками, затем - одной рукой); учить стоять при поддержке за одну руку;

4) переступать при поддержке за обе руки или под мышки; передвигаться приставным шагом, держась за опору (боком);  

5)  влезать на четвереньках на подушку, возвышение, лесенку детской горки, сползать по наклонной поверхности; учить залезать, карабкаться на диван, кресло, спускаться на  пол;  

6) приседать,   выпрямляться, наклоняться;

7) самостоятельно стоять (без опоры);

8) ходить, держась одной-двумя руками за руку взрослого;  

9) делать самостоятельно несколько шагов без поддержки;

•  развивать   функциональные   возможности   кистей и пальцев рук:

1) брать игрушку из разных положений, цепко удерживать   её   в  руках;  

2) осуществлять более сложные манипуляции с предметами; развивать активные движения рук, пальцев, подбирая для манипулирования разные по величине и форме   предметы;    

3)  повторять движения за взрослым (поднимать, опускать руки, похлопывать, сжимать и разжимать кулачки);

4) формировать координированные движения пальцев рук, активизируя при схватывании большой и указательный пальцы; укладывать мелкие и  средние  предметы  в  банку, захватывая «щепотью».

• Развивать и укреплять артикуляционную моторику, нормализация тонуса (пассивная и активная гимнастика, массажи артикуляторного аппарата и т.д.)

•  Работа над речевым дыханием в игровой ситуации, увеличение объема, силы и длительности выдоха.

Познавательное      развитие:      

формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций с учетом рекомендаций Т.А. Визель и Т.А. Ткаченко (зрительного      сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия по-разному интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания); восприятие   людей и предметов; рассматривать, прислушиваться к звучанию разных игрушек и предметов;

учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? – за ширмой колокольчик, барабан и др.;

         различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?»;

         различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто кричит?: - овечка, свинья,  кукушка, ворона, воробей, подобрать соответствующий игрушку (картинку).

совершенствовать вкусовые, тактильные и обонятельные ощущения (работа с запахами, вкусами, предметами различных фактур);

          развитие познавательного и игрового интереса, действий предметами     (целенаправленного     хватания, неспецифических и специфических манипуляций

побуждать брать игрушку из рук взрослого, держать в кулачке, рассматривать;

 формировать неспецифические манипуляции с предметами (стучать игрушкой, трясти её, перекладывать из одной руки в другую, размахивать, отодвигать, тянуть в рот, сосать, отпускать, бросать);

формировать специфические манипуляции с предметами-игрушками,   учитывающие   физические свойства предметов и состоящие из последовательности простых  взаимосвязанных между собой ориентировочных действий ознакомительного характера  (сжимание-разжимание резиновой пищащей игрушки, потряхивание погремушкой, отталкивание подвешенных игрушек, бросание звучащего мяча);

стимулировать подражание действиям взрослого;

побуждать снимать со стержня пирамидки 3-5 колец с широким   отверстием;   строить   башню   из двух   кубиков (с помощью совместных со взрослым действиями), ставя один кубик на другой; открывать и закрывать крышки;

формировать соотносящие действия   одновременно   с двумя предметами: с кубиками-вкладышами (учить вставлять маленький стаканчик  в  большой);

побуждать прокатывать мяч или шарик, толкать вперед игрушку на колёсах;

стимулировать искать внезапно спрятанную  игрушку(заглядывать, сдергивать платочек).

          учить ребенка обращать внимание на окружающих людей: «Кто пришел? Кто там? Это папа!»

обращать внимание ребенка на животных, птичек, изменения в явлениях природы (Дует ветерок. Вот так он дует. Идет снежок, он холодный,  и т.д.).

обращать внимание ребенка на величину предметов (большая машина – маленькая машина) и т.д.

            Учить выполнять манипулятивные, предметные и предметно-игровые действия (все действия сопровождаются комментариями взрослого).  

Художественно-эстетическое развитие (развитие зрительного и слухового восприятия):

• накопление первоначального опыта музыкального восприятия, формирование  сосредоточения и положительной эмоциональной реакции на пение взрослого и  звучание музыки; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку контрастного характера (веселая - спокойная, быстрая - медленная); пробуждение интереса к звучанию музыкальных инструментов, выполнению музыкально-ритмичных движений;

•  первичное знакомство детей с художественной литературой, доступной по содержанию (стихи, рифмованные народные потешки, пестушки);

• формирование эстетического восприятия ярких картинок и игрушек; вызывание     эмоционального отклика  на художественное оформление картинок;

•  развитие устойчивости    зрительного    и    слухового восприятия и внимания.

•  развивать интерес, эмоциональную  отзывчивость к пению взрослого, звучанию    музыки; приучать ребёнка слушать непродолжительные по времени колыбельные, плясовые  мелодии,  песни, доступные его восприятию; учить прислушиваться к голосу взрослого, пению, музыке;

• вызывать оживление при звуках музыкального инструмента, знакомой мелодии, песенки;

• привлекать внимание к шумам, звучанию предметов окружающей среды, музыкальных инструментов (дудочки, флейты, металлофона);

• учить осуществлять простые музыкально-ритмичные движения (хлопки, приплясывания,  размахивание погремушкой);

•  поощрять «участие» в пении взрослого (движениями рук и ног, произнесением отдельных звуков и слогов, стимулировать подпевание пению взрослого.); стимулировать радостное оживление при звучании плясовой мелодии;

•  побуждать ребёнка  слушать детские стихи, рифмованные народные потешки;

• развивать интерес к ярким игрушкам;

выбрать в проекте «Музыкотерапевтические программы В.М.Элькина» понравившиеся ребенку мелодии и периодически их прослушивать.

Речевое развитие:

Учитываем задачи 2-х направлений:

1). формирование   подготовительных   этапов   понимания обращенной к ребёнку речи;

2). развитие подготовительных этапов к овладению активной речью; стимуляция    голосовых реакций, звуковой, слоговой и начальной речевой активности (недифференцированной    голосовой    активности,    гуления, лепета, звукоподражаний и первых лепетных слов).

•   стимулировать ребёнка произносить гласные звуки;

•   побуждать прислушиваться к голосу взрослого; вторить ему звуками;

•  вызывать появление начального  гуления/гуканья; протяжно произносить гласные и гортанные согласные звуки;

•  постепенно обогащать   гуление   новыми   звуками   и интонациями;

•  включать   в   «комплекс   оживления»   разнообразные голосовые реакции;

•   стимулировать появление лепета (обогащение, удлинение цепочек звуков);

•  побуждать подражать интонациям голоса взрослого.

•  развивать  понимание  обращенной речи:  

1) узнавать имена близких взрослых и смотреть в сторону названного человека;

2) выделять по слову взрослого знакомые предметы-игрушки, часто называемые,  находящиеся  в  определённом месте; учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1-2-3 действия (Возьми куклу. Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми).

3) понимать простые речевые инструкции (просьбы) (дай, на, возьми и др.);

4) указывать на одну-две части тела, лица; учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети  глазки? Вот они! Покажи, где у тети  ручки? – Вот они».

•   стимулировать  голосовую  и речевую  активность:  

1) активизировать лепетную активность (сочетание губных согласных и гласных звуков, язычных согласных и гласных звуков);  стимулировать аутоэхолалии   (самоподражание   в лепете) и эхолалии; учить использовать голосовые реакции для привлечения внимания окружающих;

2) побуждать произносить отдельные лепетные слова (ма-ма, па-па, ба-ба, ля-ля, би-би, ко-ко); учить соотносить облегчённые слова с предметами и действиями;

3) стимулировать звукоподражания, т.е. подражать знакомым звукам и движениям (плакать, смеяться, кашлять, петь); кричать, подражая животным (гусь гогочет «га-га», кошка мяукает «мяу», собака лает «ав-ав», ворона каркает «кар-кар»);

4) побуждать отвечать на вопросы взрослого («Кто это?», «Что это?») посредством облегчённых слов и звукоподражаний.

Проводить активную артикуляционную гимнастику:

  • растягивать губы в улыбке, вытягивать их в трубочку, широко открывать рот и показывать зубы и др.;
  • удерживать язык в определенной позе: во рту – неподвижно (под счет до 5 раз), делать «часики», пощелкивания языком, облизывать губы по часовой  и против часовой стрелки и др.;
  • развивать воздушную струю: дуть на легкие предметы – шарики, бабочки и.т.д.
  • делать артикуляционный массаж лица (пальцами, щетками, ложками);
  • учить подражать действиям губ – «по - пу - пы”, “мо-мы”;  “то – ты - ту”,  “до-ды”, делать улыбку - делать трубочку (повторить по подражанию); “спрятать язычок - вот он - нет язычка, щелкать язычком»; учить произносить звукоподражание и слова (при этом у ребенка либо картинка, либо игрушка);  
  • уточнить (закрепить) произнесение одних и тех же слогов: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма! Па-па-па-па!  
  • закрепить произношение звукоподражаний: «гав-гав», «му-му», «мяу-мяу», «пи-пи» и т.д.
  • уточнить предметный словарь (мяч, кукла, кубик и др.) и знакомить с названиями новых предметов;
  • учить при произнесении взрослым потешек, стихов, считалок выполнять определенные действия, разучивать  с ребенком игры с пальчиками с речевым сопровождением:

3 часть:        Педагогическая работа с родителями:

1. Матери рекомендуется завести:

  • дневник-наблюдений,  который заполняется ежедневно в процессе и после занятий с ребенком.

В дневнике конспектируются упражнения и занятия с ребенком и педагогом; отмечаются задания на дом (фиксируются проблемы, с которыми сталкивается мать при их выполнении); фиксируются наблюдения матери за действиями и времяпровождением малыша, как в процессе специальных занятий, так и в свободной деятельности,  а также вопросы к педагогу.  

  • фотоальбом, в который будут вклеиваться фотографии малыша, его близких родственников (ребенок  с мамой; ребенок с папой гуляют, малыш ест, малыш катает машину и т.д.) в течение продолжительного периода времени.

2. На начальном этапе обучения и воспитания ребенка важно акцентировать внимание на создании условий для коррекционно-педагогических занятий  с ним:

  - соблюдение взрослым режима дня  ребенка;

-  организация предметно-развивающей среды (подбор игрушек  в соответствии с уровнем развития ребенка);

 - формирование способов взаимодействия с ребенком, учитывая уровень его общения (преимущественно, эмоционально-личностную форму общения): мать обращается к ребенку, называя его ласковыми словами, поглаживая его по головке, по ручкам, обнимая и прижимая к себе; нахваливает его, ободряет, подхватывает ответные голосовые реакции; поддерживает интерес малыша  к предметам, игрушкам и к совместным действиям с ними;

 -  включение близких взрослых в ход занятия.  

Учитель-логопед  МАДОУ «Детский сад №304» ______________Чекусова Н.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект адаптированной образовательной программы для детей раннего возраста в службе ранней помощи с задержкой психического развития (риск нарушения)

        Создание службы ранней помощи в Учреждении для сопровождения семей с детьми раннего возраста с задержкой психического развития или с риском нарушения, позволяет оказ...

Работа в группе раннего возраста по Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги».

Нaша группа рaннего возраста стала работать по Комплексной образовательной программе для детей раннего возраcста «Первые шаги» с 2020 года. Программа  «Первые шаги» стала ...

Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста "Солнышко" разработана на основе комплексной образовательной программы для детей раннего возраста "Первые шаги"с учётом ФГОС ДО

Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий: •  личностно - ориентированного взаимодействия взрослых с детьми; •  полноценного общения ребёнка со сверстниками,...

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы: Смирнова Е.О Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю.

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы:  Смирнова Е...

«Организация деятельности по развитию речи ребенка раннего возраста с соответствием Комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» и программно-методического комплекса «Воробушки».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми раннего возр...