Особенности просодической стороны речи дошкольников с дизартрией
статья по логопедии

Комарова Светлана Сергеевна

В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития. Все чаще стали встречаться дети с дизартрией. В логопедической литературе дизартрия определяется как нарушение не только звукопроизношения, но и просодической стороны речи, что обусловлено органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Речь дошкольников с дизартрией характеризуется как малопонятная, интонационно не выразительная, монотонная.

Формирование интонационной выразительности речи является одним из ведущих направлений коррекционной работы по устранению проявлений дизартрии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности просодической стороны речи дошкольников с дизартрией

Дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. При этом дизартрия определяется как нарушение не только звукопроизношения, но и просодической стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Вопросам преодоления звукопроизносительных расстройств при дизартрии посвящено большое количество исследований, в то время как проблема изучения нарушений просодических компонентов речи, тесно связанных с фонетическими характеристиками звуковых единиц, освещена недостаточно.

Отмечается, что интерес к проблеме нарушений просодики при дизартрии вызван тем, что она играет большую роль в осуществлении коммуникативной функции речи. Соответственно, в случае нарушения просодической стороны речи у дошкольников могут возникнуть трудности организации коммуникативной деятельности, снижение потребности и эффективности речевого общения, что в дальнейшем может обусловить недостаточное формирование полноценной учебной деятельности.

Данные о нарушении формирования просодической организации речи у детей при дизартрии немногочисленны. Это вызвано тем, что, во-первых, в отличие от явно выраженных нарушений звукопроизношения нарушения просодии носят скрытый характер, и, во-вторых, неврологические и экспериментально-фонетические исследования «дизартричной» речи проводились в основном в отношении взрослых больных. Наиболее подробно вопросы преодоления просодических нарушений при дизартрии рассмотрены в работах Л.В. Лопатиной.

Установлено, что уже в раннем возрасте (1-3 мес.) в случаях дизартрии отмечается нарушение дифференцированности эмоциональных реакций, проявляющееся в данный возрастной период их фрагментарностью. Нарушение эмоциональных и голосовых реакций может быть обусловлено локальными нарушениями мимической, голосовой и дыхательной мускулатуры.

В дальнейшем неполноценность голосовых реакций в этом периоде проявляется бедностью и однообразием интонирования звуковых комплексов. В возрасте около года у детей с дизартрией оказываются неразвитыми дифференцированные мимические и интонационно-выразительные голосовые реакции. В дальнейшем с развитием фразовой речи у дошкольников отмечаются недостатки мелодической организации речевого высказывания, нарушения тембра, темпа речи, назализованность, быстрое истощение голоса.

Как указывают Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова, при дизартрии за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры прежде всего нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией.

По данным Дуплинской Д., нарушение дыхания имеют сложный патогенез, связанный как с паретичностью дыхательных мышц, изменением их тонуса, нарушением их реципрокной координации, так и с задержкой созревания дыхательной функциональной системы. Для детей с дизартрией характерны инфантильные схемы дыхания: преобладание брюшного дыхания, большая его частота и недостаточная глубина.

Следующей характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса. Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. Вибрация голосовых складок нарушается также при слабости и паретичности мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной. При поражении мышц гортани голос становится слабым, немелодичным.

При дизартрии нарушения голоса крайне разнообразны, специфичны для разных ее форм. Наиболее часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).

У детей с преобладанием процесса возбуждения, тембр голоса высокий. Сам голос громкий, чрезмерно часто срывающийся на фальцет. Ритм речи не регулярный, изменчивый. Его нарушения могут быть обусловлены несформированностью оптимального для речи типа физиологического дыхания, нарушением мышечного тонуса, гиперкинезами дыхательной мускулатуры.

Темп речи у детей с преобладанием процесса торможения - замедленный, с преобладанием процесса возбуждения - ускоренный. Нарушения темпа речи могут быть обусловлены не только нарушениями равновесия между основными нервными процессами, но и нарушением нормативной длительности звуков, прежде всего гласных. При увеличении нормативной длительности гласных темп речи замедляется, а при уменьшении - ускоряется, с проглатыванием целых слогов. У детей, с преобладающим процессом возбуждения, просодическая сторона речи характеризуется следующим образом: тембр высокий; голос чрезмерно громкий, крикливый, часто срывающийся на фальцет; ритм речи не регулярный, изменчивый; темп речи ускоренный.

Ю.И. Филатова также указывает о нарушениях темпа речи при дизартрии. Она отмечают, что речь при дизартрии смазанная, нечеткая. Нередко нарушен темп речи, который может быть ускоренным по типу тахилалии или (чаще) замедленным по типу брадилалии. Иногда отмечаются чередования ускоренного и замедленного темпа речи. Фраза формулируется нечетко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, бормотание к концу фразы. К основным и часто наиболее стойким признакам дизартрии относятся также мелодико-интонационные расстройства. Именно они в наибольшей степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи детей.

Как отмечает Л.В. Лопатина, речь у детей с дизартрией монотонная, невыразительная. В большинстве случаев затруднена передача основных видов интонации, при этом дети затрудняются не только в воспроизведении различных интонационных структур, но и в их слуховом восприятии и различении. У детей с дизартрией в большинстве случаев затруднено использование основных типов интонации: вопросительной, незавершенной повествовательной, интонации выделения. Следовательно, интонация в речи этих детей не выполняет коммуникативную функцию - не дает информацию о том, является ли высказывание законченным или незаконченным, содержит ли оно в себе вопрос, ответ, утверждение и т.п. Кроме того, в каждом акте коммуникации должно быть выражено не только содержание высказывания (денотативный аспект), но и отношение к сообщаемому самого говорящего (коннотативный аспект).

Эмоциональный аспект интонации, выражая эмоциональное состояние говорящего, может определенным образом воздействовать на слушающего. Эти два аспекта интонации (коммуникативный и эмоциональный) взаимосвязаны, и нарушение одного из них так или иначе может, по-видимому, приводить к нарушению. По наблюдениям Г.В. Чиркиной [60], неблагоприятное влияние на интонационное оформление речи у дошкольников с дизартрией оказывает нарушение мимики, использование которой облегчает передачу разнообразных интонационных.

Так, при исследовании особенностей использования речевого голоса всеми этими авторами можно выделить следующие характеристики:

- недоступность использования высокого голоса при произношении автоматизированных рядов, коротких фраз и имитации речи соответствующих сказочных персонажей, при этом отмечались замена высокого голоса средним или низким, замена высокого голоса громким;

- затруднение в дифференцированной передаче среднего и низкого звучания голоса, наличие взаимозамен, соскальзывание на средний регистр звучания голоса к концу фразы;

- трудности использования громкого голоса: замены громкого звучания голоса средним по силе, соскальзывание с громкого звучания на среднее и далее - тихое (громко произносятся, «выкрикиваются», только одно-два начальных слова ряда, фразы);

- преобладание тихого звучания голоса или его ослабление к концу произнесения фразы;

- затруднения использования заданного темпа произношения: недоступность быстрого темпа проговаривания, замена его средним или замедленным; затруднения в использовании медленного темпа, замена его средним или несколько ускоренным;

- выраженные трудности реализации динамического потенциала голоса в произношении экспериментального материала:

- резкое ограничение звуковысотных модуляций: полная неспособность к изменению высоты голоса;

- замена высокого звучания голоса громким;

- невозможность произвольного переключения с низкого звучания голоса на высокое;

- затруднения в переключении со среднего звучания голоса на низкое; неспособность осуществления плавных переходов от одного типа звучания к другому.

- ограничение возможностей изменения силы голоса: полная неспособность изменять силу голоса (использование только средней силы голоса, застревание на том варианте громкости, с которого начиналось произнесение);

- невозможность перехода от тихого к громкому проговариванию (доступен только переход с шепотного на среднее по силе проговаривание и наоборот);

- возможность короткого громкого начала с резким переходом на среднее и тихое; резко контрастные, неплавные переходы от одного варианта звучания к другому;

- ограничение возможностей изменения темпа произнесения: особые трудности переключения со среднего темпа произнесения на быстрый; замена медленного темпа произнесения тихим звучанием;

- резкие переходы от одного темпа произнесения к другому; неоправданно долгое застревание на одном темпе произнесения.

Рассмотрение результатов обследования возможностей интонационного оформления высказываний детьми с дизартрией также позволило установить целый ряд особенностей:

- трудности продуцирования фрагментов стихотворений и сказок с соответствующей интонацией: преобладание в репликах интонации сообщения - замена вопросительной, побудительной и др. типов интонации интонацией сообщения;

- трудности переключения с одного типа интонации на другой (застревание на одной интонации);

- частые семантические сдвиги реплик-реакций (несоответствие семантики интонационного оформления ответной реплики семантике инициальной реплики);

- несформированность умения использования паралингвистических средств для передачи характерологических черт персонажей;

- ограничение способности к преобразованию интонационного рисунка предлагаемых фраз, проявляющееся в повторении интонационного рисунка фразы, произнесенной экспериментатором;

- взаимозамены интонационных рисунков (замена приказа вопросом, согласия - отказом, вопроса - сообщением и т.д.).

- отсутствие коннотативности (эмотивности, экспрессивности, оценочности) в высказываниях - неумение передавать положительные коннотации (радость, одобрение, удивление) и ограничение в передаче отрицательных коннотаций (злость, страх, обида);

- неадекватная реализация коннотативности в высказываниях: замена радости удивлением, страха - злостью, удивления - страхом и др.

Проверка умений акцентного выделения слов в тексте выявила у всех детей нереализованность акцентуации, выделение любого слова во фразе вместо заданного, застревание на выделении одного и того же слова (в независимости от инструкции), выделение двух слов вместо одного. Таким образом, можно отметить следующие особенности состояния просодической стороны речи у детей с дизартрией:

1) выявленные у детей с дизартрией особенности восприятия и продуцирования интонационных конструкций высказываний обусловлены рядом факторов; выраженные нарушения просодики, бедность речевого опыта, низкий уровень развития диалогической речи приводят к ограничению средств выражения внетекстового содержания, затруднениям в создании эмоциональности, в реализации связи значимого содержания высказывания с ситуацией общения;

2) нарушения физических свойств речевого голоса, выраженные трудности продуцирования и репродуцирования различных интонационных конструкций, резкое ограничение возможности передачи коннотативных значений и реализации акцентуации характерны для большинства детей со стертой дизартрией, что свидетельствует о низком уровне динамики развития произносительной стороны речи.

Вывод:

1. Изучив специальную педагогическую, психологическую, логопедическую, медицинскую научную литературу по данной теме, можно сделать вывод о том, что вопрос о формировании просодической стороны речи детей интересует многих исследователей. Проблема изучения просодической организации речи, является предметом исследования различных областей научного знания.

2. Анализ литературы показывает, что при дизартрии наряду с дефектами звукопроизношения имеются различные нарушения просодических компонентов, усугубляющие неблагоприятную картину звуковой речи. В имеющихся исследованиях преимущественно характеризуются возможности восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения и не достаточно изучены эти возможности в отношении других просодических компонентов.

3. Совокупность просодических свойств, обеспечивает интонационную выразительность речи, и играет немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью, говорящий передаёт не только информацию, но и своё эмоциональное состояние.

Литература:

Дуплинская, А. О речевом дыхании детей с дизартрией / А. Дуплинская // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 3.

Лопатина, Л. В. Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функций / Л. В. Лопатина // Логопедия. Методические традиции и новаторство : учебно-методическое пособие / под редакцией С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец. — Москва : МПСИ ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2003

Лопатина, Л. В. Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина, Н. Серебрякова // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. — Москва : Владос, 2003. — Кн. 1. Ч. 2 : Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи.

Лопатина, Л. В. Нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой дизартрией / Л. В. Лопатина // Логопедия. — 2004. — № 1.

Лопатина, Л. В. Особенности тембра голоса у дошкольников со стертой дизартрией / Л. В. Лопатина // Логопедия. — 2005. — № 3

Филатова, Ю. О. Характеристика ритмической организации речи при дизартрии и моторной алалии / Ю. О. Филатова // Дефектология. — 2012. — № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие просодической стороны речи дошкольников при подготовке к обучению грамоте.

...о работе по развитию интонационной выразительности у детей......

Статья "Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией"

В статье "Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией" рассказывается об онтогенезе или развитии, становлении просодических характеристик речи, о важности  просодических ...

Методическое пособие «Коррекция нарушений фонетической стороны речи дошкольников с дизартрии средствами фольклора»

Методическое пособие «Коррекция нарушений фонетической стороны речи дошкольников с дизартрии средствами фольклора»...

Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией.

Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией....

Использование здоровьесберегающих технологий в совершенствовании просодической стороны речи дошкольников

Использование здоровьесберегающих технологий в совершенствовании просодической стороны речи дошкольников       Учитывая основные направления технологии «Здоровый до...

Презентация: "Особенности просодической стороны речи у людей с заиканием"

Презентация: "Особенности просодической стороны речи у людей с заиканием"...

Консультация для педагогов по теме: "Особенности просодической стороны речи у детей с ОНР"

Консультация для педагогов по теме: "Особенности просодической стороны речи у детей с ОНР"...