Развитие мелкой моторики ребёнка как показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Самовилова Алла Владимировна

Развитие мелкой моторики и координации движений руки является важной частью подготовки к письму. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл um_rebyonka_nahoditsya_na_konchikah_ego_paltsev.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

« Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.»

(В.Сухомлинский)

Уровень развития мелкой моторики ребёнка 6-7 лет — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Обучение детей письму-задача школы.Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача- учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено. Письмо- сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Процесс письма требует непрерывного напряжения и контроля. Для овладения навыком письма необходима определённая зрелость коры головного мозга.

Таким образом, в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного опыта, развития ручной умелости.

Согласно данным психологов и физиологов, у детей 6-7 летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Ещё не совершенна нервная регуляция движений, чем во многом объясняются недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу. При выполнении движений основной контроль в этом возрасте принадлежит зрению, причём в процессе движений не просто фиксируется поле деятельности, а прослеживается всё движение от начала до конца. Поэтому отмечает М.М. Безруких(1), дети так тщательно, с таким старанием выводят буквы, срисовывают рисунки, так трудно им бывает провести даже несколько параллельных линий, трудно на глаз определить величину букв. Им гораздо легче писать крупные буквы, рисовать большие фигуры, чем пытаться писать в узкой строке. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся в разной стадии развития.

Доказано, что период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития графомоторных навыков и ручной умелости, а мускульная память в этот период очень цепкая.


Каким же образом можно развивать в дошкольном возрасте моторику рук?

Вне всяких сомнений, что этому способствуют такие виды работ, как рисование, аппликация, лепка, изготовление поделок из бумаги , проволоки и др. материалов.

В нашем центре занятия по развитию моторики детей 6-7 лет «Умелые пальчики» начинаются с самомассажакистей и пальцев рук с использованием пружинок (суджоки), массажёров Каштан, колючих мячей, карандашей, бигудей, грецких орехов, шариков Марблс.

Способствуют развитию моторики пальчиковые игры с музыкальным сопровождением( CD “Пальчиковая гимнастика» Л.Яртовой) , со стихами и без них.

Например, такие игры:

«Пальчики здороваются»-соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем.

«Ножницы»- разведение пальцев в стороны.

« Дельфинчики»- пальчики выныривают из кулачка.

 Солнышко-тучка»- сжимают и разжимают кулачки.

«Футбол»- забивание шариков пальцами.

«Пальчики приклеились»- пальцы поочерёдно отклеиваются от стола.

«Кулак-ребро-ладонь»-поочерёдная смена положения рук.

«Лесенка»- к кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца правой руки, а затем наоборот.

Развитию тонких движений рук помогают упражнения, основанные на хватательных движениях, и упражнения, развивающие силу кисти.

Например:

Игра с теннисной ракеткой и мячом.

Игра «Палочка». (Дети встают в круг. Педагог ставит палку на середину круга, придерживая её рукой. Затем он называет имя ребёнка или номер его и отпускает палку. Ребёнок, услышав своё имя или номер, хватает палочку, пока она не упала. ( Такую же игру можно проводить с мячом, подбрасывая его и называя имя ребёнка.)

Конструирование из кубиков , в том числе ЛЕГО.

Собирание пазлов, мозаики.

Наматывание ниток на катушку, сматывание клубков.

Игра «Кто быстрее».(Наматывание верёвки на палочку.)

Складывание из счётных палочек или пуговиц фигур, букв, цифр.

Работа с прищепками, тестом.

Игра с палочками Кюизенера.

Разбор мелких предметов, круп.

Оригами.

Игра с юлой, мячами.

Игра «Танграм».Игра « Брикс».

Плетение из верёвочек.

Составление бус.


Непосредственное развитие графомоторных навыков происходит благодаря следующим упражнениям.

Работа с трафаретами.

Штриховки, раскрашивание.

Геометрический диктант с использованием линейки с геометрическими фигурами.

Графические диктанты- рисование по клеточкам под диктовку.

С помощью этого упражнения можно предотвратить такие типичные ошибки в школе, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость, невнимательность и рассеянность, неумение ориентироваться в тетради.

Рисование на листочках в клетку( крупную и мелкую) узоров, печатание букв , знакомство с написанием цифр.

Ориентирование на листочке в линейку, нахождение рабочей строки, письмо в ней элементов письменных букв.

Интересными пособиями являются «Волшебные обводилки» Г. М. Зегебарт Г.М. и «Волшебные рисунки» Алиции Зарин.

Вышеназванные пособия помогают совершенствовать графомоторные умения, развивать зрительное и кинестетическое восприятие, зрительно-двигательную координацию, произвольность путём копирования графических рисунков-образцов разной степени сложности.

Для этой цели авторы пособий предлагают использовать кальку, файл, плёнку, тонкую бумагу, копировку.

Работа по подготовке ребёнка к письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная роль в выполнении этой задачи принадлежит семье. Поэтому так необходимы консультации родителей и беседы с родителями о значимости систематической работы по формированию этого навыка в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский уголок. Развитие мелкой моторики рук-как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Материал в помощь  воспитателю  для консультации , родительского собрания или оформление родительского уголка. В докладе  хорошо раскрывается тема, как подготовить ребенка к школе, как ...

«Уровень развития мелкой моторики детей - важный показатель готовности ребёнка к школе»

Одним из показателей готовности детей дошкольного возраста к переходу в школу является уровень развития мелкой моторики. От этого показателя зависит адаптация ребёнка к школе, его обучение, психическо...

"Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Развитие познавательных универсальных учебных действий"

Одна из самых актуальных проблем современной возрастной психологии - это проблема готовности ребёнка к школьному обучению....

Развитие мелкой моторики рук –как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Развитие мелкой моторики рук –как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возраст...

Развитие мелкой моторики руки как важный фактор готовности к школьному обучению

В статье расскрывается значимость подготовки руки дошкольников к овладению письмом. Говорится о письме как особой графической деятельности, необходимой в школьном обучении....

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...