Художественная литература для детей
книга по логопедии

Рубинская Наталья Владимировна

Представлена художественная литература для детей (с опорой на программу "Воспитание и обучение в детском саду" / Под ред. Т.С. Комаровой)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественная литература для чтения и рассказывания детям от 1,5 до 3 лет

Русские народные песенки, потешки. «Ладушки, ладушки!..», «Петушок, петушок...», «Большие ноги...», «Водичка, водичка...», «Баю-бай, баю-бай...», «Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота...», «Пошел кот под мосток...», «Наши уточки с утра...»; «Пошел котик на Торжок...»; «Заяц Егорка...», «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочкам лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, ведрышко...», «Пальчик —мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла...», «Сорока, сорока...», «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...».

Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова), «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова; «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы. Фольклор народов мира «Котауси и Мауси»; англ., обр. К. Чуковского; «Ой ты заюшка-пострел...»; пер. с молд. И. Токмаковой; «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой; «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.

Произведения поэтов и писателей России Поэзия. 3. Александрова. «Прятки»; К. Бальмонт. «Комарики-макарики»; А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон», «Лошадка», «Мишка», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; «Кораблик»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Больная кукла», «Котенок»; А. Введенский. «Мышка»; В. Жуковский. «Птичка»; И. Косяков. «Все она»; А. Кольцов. «Дуют ветры.» (из стихотворения «Русская песня»); Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!», «Петушок»; М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Майков. «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен), «Колыбельная песня»; С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята», «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Сказка об умном мышонке», «Сказка о глупом мышонке»; В. Маяковский. «Что ни страница — то слон, то львица»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина», «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; А. Плещеев. «Сельская песня», «Осень наступила...»; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»); «Ветер, ветер! Ты могуч!...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; Г. Сапгир. «Кошка»; И. Токмакова. «Медведь», «Баиньки»; С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»;  К. Чуковский. «Федотка», «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха». Проза. Т. Александрова. «Медвежонок Бурик», «Хрюшка и Чушка» (в сокр.); Г. Балл. «Желтячок»; В. Бианки. «Лис и мышонок», «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (книги «Что я видел»); М. Зощенко. «Умная птичка»; Н. Павлова. «Земляничка»; Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»; Л. Толстой. «Спала кошка на крыше...», «Был у Пети и Миши конь...», «Еж», «Лиса», «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У Вари был чиж...», «Пришла весна...»; «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу"», «Три котенка»; К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Васька», «Лиса-Патрикеевна», «Уточки»; Г. Цыферов. «Про Дгзей», «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»); К. Чуковский. «Цыпленок», «Так и не так». Произведения поэтов и писателей разных стран Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; С. Капутикян. «Все спят», пер. с арм. Т. Спендиаровой; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; С. Капутикян. «Маша обедает», пер. с арм. Т. Спендиаровой; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепак.

        

Художественная литература для чтения и рассказывания детям от 1,5 до 3 лет

Русские народные песенки, потешки. «Ладушки, ладушки!..», «Петушок, петушок...», «Большие ноги...», «Водичка, водичка...», «Баю-бай, баю-бай...», «Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота...», «Пошел кот под мосток...», «Наши уточки с утра...»; «Пошел котик на Торжок...»; «Заяц Егорка...», «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочкам лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, ведрышко...», «Пальчик —мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла...», «Сорока, сорока...», «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...».

Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова), «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова; «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы. Фольклор народов мира «Котауси и Мауси»; англ., обр. К. Чуковского; «Ой ты заюшка-пострел...»; пер. с молд. И. Токмаковой; «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой; «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.

Произведения поэтов и писателей России Поэзия. 3. Александрова. «Прятки»; К. Бальмонт. «Комарики-макарики»; А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон», «Лошадка», «Мишка», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; «Кораблик»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Больная кукла», «Котенок»; А. Введенский. «Мышка»; В. Жуковский. «Птичка»; И. Косяков. «Все она»; А. Кольцов. «Дуют ветры.» (из стихотворения «Русская песня»); Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!», «Петушок»; М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Майков. «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен), «Колыбельная песня»; С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята», «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Сказка об умном мышонке», «Сказка о глупом мышонке»; В. Маяковский. «Что ни страница — то слон, то львица»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина», «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; А. Плещеев. «Сельская песня», «Осень наступила...»; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»); «Ветер, ветер! Ты могуч!...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; Г. Сапгир. «Кошка»; И. Токмакова. «Медведь», «Баиньки»; С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»;  К. Чуковский. «Федотка», «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха». Проза. Т. Александрова. «Медвежонок Бурик», «Хрюшка и Чушка» (в сокр.); Г. Балл. «Желтячок»; В. Бианки. «Лис и мышонок», «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (книги «Что я видел»); М. Зощенко. «Умная птичка»; Н. Павлова. «Земляничка»; Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»; Л. Толстой. «Спала кошка на крыше...», «Был у Пети и Миши конь...», «Еж», «Лиса», «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У Вари был чиж...», «Пришла весна...»; «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу"», «Три котенка»; К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Васька», «Лиса-Патрикеевна», «Уточки»; Г. Цыферов. «Про Дгзей», «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»); К. Чуковский. «Цыпленок», «Так и не так». Произведения поэтов и писателей разных стран Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; С. Капутикян. «Все спят», пер. с арм. Т. Спендиаровой; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; С. Капутикян. «Маша обедает», пер. с арм. Т. Спендиаровой; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепак.



Предварительный просмотр:

Художественная литература для детей от 4 до 5 лет

Для чтения детям

сентябрь—октябрь— ноябрь

Русский фольклор

Песенки, потешки. «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»; «Дон! Дон! Дон!...», «Гуси, вы гуси...».

. Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой.

Фольклор народов мира.

Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус. Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака. Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали».

Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок». Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище». Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько.

Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера.

Декабрь— январь— февраль

Русский фольклор

Песенки, потешки. «Ножки, ножки, где вы были?...», «Сидит, сидит зайка...», «Кот на печку пошел...», «Сегодня день целый...». Сказки. «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы. Фольклор народов мира

Песенки. «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина.

Сказки. «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе. произведения поэтов и писателей России

Поэзия. С. Дрожжин. «Улицей гуляет...» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима — аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»! С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете»; С. Михалков. «Дядя Степа», Ю. Мориц. «Дом гнома, гном — дома!».

Проза. К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный л** ко»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка»; Л. Пантелеев' «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»). Литературные сказки. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его ДрУ зей» (главы из книги); К. Чуковский. «Федорино горе». Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; Ю. Тувим. «IW пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера. Литературные сказки. Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-Я Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде.

Март— апрель— май Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту...», «Солнышко-ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...». Сказки. «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы. Фольклор народов мира

Песенки. «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина. Сказки. Бр. Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака. Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); С. Маршак. «Вот какой рассеянный», «Мяч»; Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».

Проза. В. Бианки. «Подкидыш»; Н. Носов. «Затейники»; Н. Сладков. «Неслух».

Литературные сказки. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаро-вича —Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения». Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Проза. С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки. Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

Для заучивания наизусть

«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

Дополнительная литература

Песенки. «Барабек», англ., обр. К. Чуковского; «Шалтай-Болтай», англ., обр. С. Маршака.

Народные сказки. «Пастушок с дудочкой», пер. с уйгурск. Л. Кузьмина; «Как собака друга искала», мордов., обр. С. Фетисова; «Ивовый росток», пер. с япон. Н. Фельдман, под ред. С. Маршака; «Лисичка со скалочкой», рус, обр. М. Булатова; «Колосок», укр., обр. С. Могилевской. Литературные сказки. С. Козлов. «Зимняя сказка»; М. Москвина. «Что случилось с крокодилом»; Г. Остер. «Одни неприятности», «Хорошо спрятанная котлета»; Г. Цыферов. «В медвежачий час»; Д. Биссет. «Про поросенка, который учился летать», пер. с англ. Н. Шерешевской; Дж. Родари, «Собака, которая не умела лаять» (из книги «Сказки, у которых нет конца»), пер. с итал. И. Константиновой; А. Балинт. «Гном Гномыч и Изюмка» (главы из книги), пер. с венг. Г. Лейбутина.

Рассказы. В. Бианки. «Подкидыш»; Л. Воронкова. «Как Аленка разбила зеркало» (глава из книги «Солнечный денек»); В. Драгунский. «Тайноестановится явным»; Е. Пермяк. «Торопливый ножик»; М. Пришвин. «Ребятаи утята»; Н.Романова. «Котька и птичка», «У меня дома пчела»; Е. Чарушин, «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц», «Во-* робей»; Л. Берг. «Пит и воробей» (из книги «Маленькие рассказы про маленького Пита»); Е.Чарушин. «Лисята»; М. Пришвин. «Журка»; Я. Сегель «Как я стал обезьянкой».

Поэзия. 3. Александрова. «Дождик»; Е. Благинина. «Эхо»; Ю. Кушак. «Новость»; Ю. Мориц. «Огромный собачий секрет»; Г. Сапгир. «Садовник»* Р.Сеф «Чудо»; И. Токмакова «Ива», «Сосны»; Д. Хармс. «Игра», «Врун»; Я.Бжехва «Клей», пер. с польск. Б. Заходера; Е Виеру. «Я люблю», пер. с молд, Я. Акима; Я. Райнис. «Наперегонки», пер. с латыш. Л. Мезинова; Ю. Тувщ; «Овощи», пер. с польск. С. Михалкова; Э. Мошковская. «Добежали до веч| ра»; Л. Берестов. «Кто чему научится»; Ю. Кушак. «Сорок сорок».



Предварительный просмотр:

Знакомство с книгой детей раннего возраста

Книга для ребенка 2-3 месяцев должна быть мягкой, тканевой; желательно, если она будет выполнена в черно-белой цветовой гамме. Двухмесячные малыши лучше всего воспринимают эти контрастные цвета. Если вы делаете книжку своими руками, выполните изображение на «страницах» максимально простым: на белом фоне черный круг, а внутри круга – белый предмет (цветок, кот, сердечко, бабочка, слоник). Или же, наоборот, фон может быть черным, а на нем будет белый круг, или ромб, или квадрат, а внутри – опять же черная фигурка. Такая первая книжка малыша, естественно, еще не содержит текста. Заменят его сопроводительные комментарии мамы к каждой страничке: потешка про котика (Как у нашего  кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глазки смелые, Зубки белые), про бабочку (Бабочка-бабочка, Полети на облачко, Там твои детки – На березовой ветке), стихотворение Б.Заходера про слона (Больше всех на суше он, очень-очень добрый слон) и т.п. Самое главное для младенцев – ритм и интонация голоса взрослого. Говорите с крохой медленно, нараспев.

Следующий этап «книжного» развития ребенка наступает в возрасте 4-5 месяцев. В этом возрасте можно купить малышу книжки-картинки для самых маленьких: первые картонные книги и мягкие книжки для купания. Они по-прежнему не должны содержать текста, максимум – одно короткое слово, подпись к рисунку. На каждой странице должно быть ОДНО крупное изображение на неярком, лучше белом, фоне. Кроха непременно «почитает» книжку: попробует ее на вкус, повертит и помнет в ручках. Не мешайте знакомству ребенка с его первой книгой. Лучше расскажите малышу заранее выученный стишок про изображенный предмет, новую потешку или даже стихотворение собственного сочинения.+

Дети до года воспринимают книжки как новые игрушки, и это абсолютно нормально. Ваша цель – способствовать интересу ребенка к книгам.

Ближе к году дети начинают узнавать знакомые картинки, прислушиваться к текстам, которые читает мама. Малышу 9-10 месяцев уже можно купить первые книжки с простыми сказками: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Три медведя». Лучше, если это будет не толстый сборник, который ребенку пока сложно даже удержать в маленьких ручках, а несколько маленьких книжечек.

Кроме того, 10-11-месячный малыш уже сможет оценить по достоинству и книжки с игровыми элементами (пазлами, крутящимися деталями или окошечками-«секретиками»).

        

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА КНИЖЕК ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА

Итак, вы решили начать знакомство своего крохи с книгой. Какие книжки полезны и безопасны для самых маленьких? На какие параметры следует ориентироваться в выборе первых книг малыша?

  1. Качественные иллюстрации. Картинки – это главное, на что следует обращать внимание при выборе детской книжки, ведь именно на них ребенок смотрит в первую очередь. К сожалению, современные издательства зачастую грешат выпуском книг, не отличающихся особым качеством. Излишне яркие цвета, перегруженность изображения деталями, топорность компьютерных картинок – вот далеко не полный перечень «достоинств» многих нынешних детских книжек.

Следуйте собственному художественному вкусу, выбирая книгу для маленького ребенка. Если же у вас есть сомнения – придерживайтесь классики иллюстрации. В первую очередь, это Васнецов. Замечательно иллюстрировали детские книги также Конашевич, Чарушин, Сутеев.

Не забывайте: картинки в книжках для самых маленьких должны быть предметными (один основной объект на белом или неярком светлом фоне) и не должны содержать большого количества второстепенных мелких деталей, рассеивающих внимание ребенка.

  1. Короткие, простые, но не «пустые» тексты.

 Для детей до года оптимальный выбор – это рифмованные строчки потешек, пестушек, классических стишков. Прозу таким маленьким деткам пока воспринимать сложно. Ближе к году малыша уже могут заинтересовать и ненадолго увлечь короткие народные сказки.

Смысл текста малыши пока не понимают, и все же – не стоит читать любые стихи. Отнеситесь к выбору произведений для первого чтения серьезно: как и в отношении иллюстраций, идеальны книги, содержащие народный фольклор и принадлежащие перу классиков детской литературы: Барто, Чуковского, Маршака и др.

  1. Безопасность книги.

Не забывайте при покупке книжки проверять визуально и на ощупь ее качество (нет ли острых углов, зазубрин). Обращайте внимание на возрастную маркировку.

Книга должна быть изготовлена из экологически чистых материалов. Если она имеет подозрительный «химический» запах, откажитесь от покупки.

Книги для самых маленьких читателей должны быть прочными. Давая ребенку в руки бумажную книгу, вы рискуете навсегда с ней проститься (она будет изорвана или изгрызена). Пусть лучше первые книжки малыша будут сделаны из картона, ткани или другого плотного материала – тогда не придется переживать за их сохранность. Бумажные книги пока не должны быть у ребенка в открытом доступе.

 

КАК ЧИТАТЬ МАЛЫШАМ ДО ГОДА?

Как вы уже поняли, книги в общении с крохой можно использовать с первых дней его жизни. Сразу возникает вопрос – а как это делать?

 Ориентируйтесь на возраст ребенка. Самые маленькие слушатели книг пока только учатся воспринимать звуки и повторять их самостоятельно. Ваша задача при чтении – растягивать гласные, тем самым привлекая внимание ребенка и стимулируя повторять звуки за вами. Например:

Потягу-у-у-ушечки! 

Порасту-у-у-у-ушечки! 

Поперек толсту-у-у-ушечки, 

Руки — хвату-у-у-ушечки. 

Ноги — бегу-у-у-ушечки.

Дети 5-7 месяцев учатся произносить слоги, и именно на слогах необходимо акцентировать внимание малыша при чтении потешек и пестушек:

Ай ДУ-ДУ-ДУ-ДУ-ДУ-ДУ!

Сидит ворон на ДУ-БУ!

Он играет во тру-БУ

Во серебряную!

Чтение фольклорных стишков нужно сопровождать активными действиями – возьмите ручки малыша в свои руки и делайте движения по смыслу потешки. «Сорока-белобока», «Ладушки», «Ехали-ехали» – замечательные стихотворения, знакомые всем нам. Играйте с ребенком, пестуйте его, многократно повторяйте потешки и пестушки, выполняя одинаковые движения. И очень скоро вы заметите, что кроха повторяет за вами отдельные звуки и жесты.

Теперь что касается непосредственно чтения с ребенком до года. Пока удерживать внимание даже на минуту он не может – максимум, на несколько секунд. Но это не беда. Читайте понемногу и не огорчайтесь, что малыш опять от вас куда-то уползает. Если ребенок ближе к году ненадолго заинтересовался книгой и хочет рассмотреть картинки, ваша задача – объяснить ему, что на них изображено, попросить показать вам отдельные предметы, потрогать вместе игровые элементы. Когда вы будете читать малышу, старайтесь рассказывать прочитанное практически наизусть, глядя в это время на реакцию ребенка.

 

ПОДБОРКА ЛУЧШИХ КНИГ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

На прилавках реальных и виртуальных книжных магазинов представлено такое огромное количество детских книг, даже для самых маленьких, что мамы часто теряются в этом ассортименте. Предлагаем вам подборку «самых-самых» книжек, которые, на наш взгляд, непременно должны присутствовать в первой библиотеке малыша до года.

 

КНИЖКИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

С КЛАССИЧЕСКИМИ ДЕТСКИМИ СТИХАМИ И СКАЗКАМИ

1. СБОРНИКИ ПОТЕШЕК, ПЕСТУШЕК И РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Для первого знакомства с книгой идеальны сборники народных потешек. Не будем оригинальны и порекомендуем вам несколько замечательных книг, проиллюстрированных художником Юрием Алексеевичем Васнецовым. Это классика, на которой выросло несколько поколений. Картинки Васнецова такие теплые, домашние, уютные… Книги с его иллюстрациями обязательно должны быть в каждом доме, где есть маленький ребенок!

За «Ладушки» и «Радугу-дугу» («Чудо-радугу») великий иллюстратор был удостоен государственной премии СССР. 

Книгу, подобную «Ладушкам», но с несколько урезанным содержанием, под названием «Котенька-коток», выпустило издательство «Акварель» и издательство «Махаон».

Книга «Болтали две сороки» от ДЕТГИЗ – одно из лучших собраний народных потешек, песенок и сказок. 

Великолепные сборники произведений народного фольклора выпущены издательством «Белый город». Огромное количество потешек, прибауток, пестушек в сочетании с иллюстрациями великих художников, а также странички, знакомящие ребенка с живой природой, порадуют мам и малышей от рождения до 3-4 лет.

Хороший вариант книги для первого знакомства с творчеством Агнии Барто – издание от «Мелик-Пашаев».

Стихотворения Корнея Чуковского просты, но в то время пронизаны тонким юмором. Не зря дети так любят истории про Тараканище, Муху-Цокотуху, Федорино горе, Телефон и Бармалея! А вместе с иллюстрациями Васнецова и Конашевича они навсегда остаются в памяти.

Говоря о книгах для детей до года, нельзя обойти вниманием и творчество Самуила Маршака. Легкий слог отлично подходит для самых маленьких слушателей, а иллюстрации «из детства» сделают совместное чтение приятным и для родителей.

Писатель Иван Демьянов известен не всем, и совершенно напрасно! Настоятельно рекомендуем книгу «Топ-топ» для чтения малышам до года. Простые стихи, нежные неяркие картинки делают эту книжку идеальной для самых маленьких.

3. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Для мам очень удобно иметь в домашней библиотеке толстые сборники сказок на все случаи жизни. Однако для малыша оптимально, если у него будет много тонких и легких книжечек. Замечательную серию народных сказок, проиллюстрированных Васнецовым, выпустило издательство «Акварель».

КАРТОННЫЕ КНИЖКИ, КНИЖКИ-ВЫРУБКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Книги из картона оптимальны для самых маленьких: ребенок вряд ли сумеет порвать такую книжицу, а ее странички легко переворачивать. Картонные книги бывают разные: обычные прямоугольные, с двигающимися элементами, вырубки.

Интересную серию картонок для самых маленьких выпустило издательство «Карапуз». Автор книг – Юлия Анатольевна Разенкова, известный специалист в педагогике и логопедии. Каждая книжка состоит из нескольких карточек, собранных на шнурок. Читать как книгу или разобрать ее на отдельные карточки – решать вам.

Простые и понятные недорогие круглые книжечки-картонки с шариком-погремушкой выпускает издательство «Стрекоза».

Классические книжки-вырубки неспроста очень любимы малышами: они имеют форму милых зверюшек или знакомых ребенку предметов.

Предлагаем вашему вниманию замечательную книжку в форме котика, которую ваш кроха наверняка полюбит. Она содержит ряд народных потешек, а каждый разворот справа украшен изображением пушистого кота.

Еще один замечательный вариант картонной книжки-вырубки – книги серии «Зверята» издательства Лабиринт. Изображенные животные выглядят словно живые, короткие стихотворения милы и лаконичны, а качество печати – потрясающее.

Маленьким деткам удобно и приятно будет держать в руках красочные книжки с толстыми страничками из пенокартона, так называемые «книжки-пышки». Их удобно перелистывать даже крохотным ручкам; к тому же они совершенно безопасны благодаря закругленным краям.

МЯГКИЕ КНИЖКИ ДЛЯ КУПАНИЯ

Красивые книжки для купания, несомненно, должны быть у каждого ребенка до года. С ними интересно не только купаться, но и просто играть – мять в руках, облизывать и учиться перелистывать мягкие странички.

КНИЖКИ-ИГРУШКИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Для детей до года книги – это просто игрушки, которые интересно перебирать в ручках, мусолить во рту, бросать на пол. Не беда! Чтобы поощрить маленьких «читателей» к знакомству с книжками, многие детские издательства выпускают разнообразные книжки-игрушки:+

- текстильные книжки-шуршалки и пищалки;

- книжки-кубики;

- целый комплект первых книг (тактильная, для чтения и для купания);

книжки из ПВХ с погремушкой, которые можно мыть (серия «Кусалки-погремушки»);

- книжки-погремушки («Неваляшки-погремушки/Мои первые слова»), проиллюстрированные замечательным художником Ксенией Павловой.

КНИЖКИ С ПРЕДМЕТНЫМИ КАРТИНКАМИ

Книжки с изображенными на каждой страничке предметами на белом или светлом фоне, несомненно, заинтересуют ребенка. Благодаря таким книжечкам малыш учится сопоставлять реальные объекты и картинки-изображения, показывать пальчиком на то, что его особенно заинтересовало. Кроме того, кроха сможет увидеть в такой книге некоторые предметы или животных, которые в реальной жизни он, вероятнее всего, пока не встречал (например, корову или тигра).

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ИНТЕРЕСНЫХ РАЗВИВАЮЩИХ КНИЖЕК ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Прекрасная книга для самых маленьких, содержащая авторские потешки, песенки и прибаутки, написанные в традиционном народном стиле – «Яблочки-пятки» Анастасии Орловой от издательства «ДЕТГИЗ»:

Интересную серию сборников классических произведений русских и зарубежных писателей выпустило издательство «Махаон». Она так и называется, «Для самых маленьких».

Очень нежная серия книг для малышей «Милашки-очаровашки» также наверняка понравится деткам до года.

Как видите, выбор книг для детей до года – огромен! Не обязательно скупать для своего крохи все понравившиеся книжки, но читать ребенку (или, что еще лучше, рассказывать ему наизусть стишки любимых авторов) просто необходимо. Чтение книг полезно не только малышам, но и их родителям. Из книжек вы почерпнете идеи для общения со своим карапузом, и к тому же буквально вернетесь в детство, читая знакомые стихи и разглядывая теплые и уютные картинки. Приятного вам чтения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература для детей подготовительной группы по программе "От рождения до школы" Раздел: "Дополнительная литература"

В материале представлены тексты художественных произведений для детей 6-7 лет по разделу "Дополнительная литература"   ((сказки, поэзия, проза, литературные сказки) для реализации образовате...

Проект по ознакомлению детей 2 младшей группы с художественной литературой «Подарите детям сказку»

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни современного общества.Искусство слова отражает действительность ...

Проект по ознакомлению детей 2 младшей группы с художественной литературой «Подарите детям сказку»

Приобщать детей к русским народным сказкам и русскому фольклору....

Почитайте детям. Список художественной литературы для детей

Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям пр...