Мастер-класс на тему "Игры для развития речи"
консультация по логопедии

Ярославова Альбина Ильясовна

"Игры для развития речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект мастер – класса для педагогов

«Игры для развития речи»

Воспитатель: Ярославова А.И.

Цельповышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования дидактических игр.

Задачи:

- познакомить педагогов с вариантами дидактических игр для речевого развития детей 4-5 лет;

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике дидактических игр по развитию речи;

- способствовать сплочению коллектива педагогов.

Оборудование: картинки с изображением фруктов и овощей, стакан.

Участники мастер-класса:

Педагоги, администрация ДОУ.

Ход мастер-класса

Теоретическая часть.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Речь пойдет о развитии речи детей 4-5 лет.

Средств для этой цели найдется немало, но мы сегодня затронем дидактические игры.

Для начала, немного теории….

Слайд 1

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Значение дидактических игр для развития речи детей невозможно преувеличить! С их помощью:

  • пополняется и активизируется словарь;
  • формируется правильное звукопроизношение;
  • развивается связная речь;
  • развивается умение правильно выражать свои мысли.

Помимо этого, дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни.

Рассмотрим на конкретных примерах варианты дидактических игр для развития речи детей 4-5 лет.

Слайд 2

Огромный блок по развитию устной речи детей дошкольного возраста подразделяется на 4 составляющие:

1. Развитие лексической стороны речи.

2. Формирование грамматического строя речи.

3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

4. Развитие связной речи детей.

Практическая часть

Слайд 3

Рассмотрим каждую категорию в отдельности.

1. Развитие лексической стороны речи рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

(показать стакан)

У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?

 (участники отвечают: пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши итд).

 Правильно! А теперь давайте поиграем!

Д\и «Кто больше знает»

Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше.  

Варианты слов:

Карандаш

Подушка

Лист бумаги

Нитки и т.д.

Слайд 4

2. Формирование грамматического строя речи – довольно сложное направление, но с помощью игр дети прекрасно усваивают все нормы русского языка. Следующая игра ставит перед собой цель научить детей составлять предложения с союзом "А", активизировать в речи слова -определения.

Д\и «Спорщики»

(раздать картинки с изображением овощей)

Представьте, что вы – овощи и фрукты, и каждый из вас хочет продемонстрировать свои качества и выделиться среди других, используя при этом любые определения.

(например «Я сладкое яблоко» - «А я кислый лимон» итд)

Слайд 5

3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи - многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение). Она предполагает:

- развитие речевого слуха;

- обучение правильному звукопроизношению;

- овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);

- выработку четкой дикции.

Предлагаю немного размяться и поиграть в следующую игру!

Д\и «Лодочки и пароходы»

(предложить участникам разделиться на две группы: одна группа — лодочки, другая – пароходы)

Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух», когда плывет пароход, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (участники повторяют звукосочетание). По сигналу «Плывут лодочки» первая группа идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух». По сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа. Затем участники меняются ролями, и игра повторяется.

Слайд 6

4. Развитие связной речи детей.

Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи и активизируют коммуникативные навыки дошкольников.

Д\и «Отгадай-ка»

Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате.

После небольшой паузы (участники должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Участник встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, другой участник описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

Примерный план описания предмета: «Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло».

Слайд 7

Вот мы и познакомились с вариантами дидактических игр по развитию речи, которые можно использовать с детьми 4-5 лет.

И в завершении я предлагаю вам подвести итоги нашей встречи. Мысленно положите на левую ладошку всё то, с чем вы пришли сегодня сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую - то, что получили нового. А теперь соединим всё в единое целое, я буду очень рада, если ваш багаж сегодня пополнился.

А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание, за работу.

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы

1.Губанова Н.Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика-Синтез» 2012г.

2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2013 г.

3. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2013г.

4. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.

5. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г

6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-7 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.

7. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М:Школьная Пресса. 2013г 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер –класс «Инновации в работе по развитию речи»

Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольных учреждениях Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Особенность информатиза...

Мастер-класс для родителей на тему: Развитие речи детей в условиях семьи в старшей группе, как средство повышения педагогической культуры родителей

Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразов...

Мастер – класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер – класс  «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»

Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать? Всё чаще живое общение ...