Мастер-класс по теме: "Инновационные методы развития речи детей. Методика развития голоса Виктора Вадимовича Емельянова"
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Кривцова Ирина Евгеньевна

Развивающие голосовые игры для дошкольников с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_tekst.docx209.13 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №122»

города Курска

мастер-класс

по теме:

«Инновационные методы развития речи детей.

Методика развития голоса

Виктора Вадимовича Емельянова»

Выполнила:

Учитель-логопед

Кривцова И.Е.

2021

«Главный смысл слова «фонопедический» состоит в том, что я предлагаю приоритетное решение задач координации и тренировки голосового аппарата по отношению к задачам эстетическим и исполнительским. В этом основное отличие моей программы от общепринятого вокально-педагогического подхода, исповедующего «единство технического и творческого». Я же предлагаю сначала создать инструмент для пения, а когда он будет создан – научиться на нём «играть» будет легче и проще.

Голос есть у каждого человека. Петь могут все. И говорить профессионально могут все. Научить можно всех, кто этого хочет. И всем это полезно, прежде всего для общего здоровья. И всем это важно для преуспевания в любом виде деятельности».

В.В. Емельянов

https://cloud.prezentacii.org/18/08/68301/images/screen16.jpg

Кто такой логопед? Врач, педагог, актёр? И то, и другое, и третье. Логопедия - обширнейший предмет, требующий знания многих смежных дисциплин, умения их взаимосвязывать и удачно переплетать между собой для достижения оптимального конечного результата.  Тенденция   настоящего времени такова, что всё больше запуском речи, её активизацией  и развитием  занимаются актёры. Да! Они-то и устраивают те самые продвинутые  тренинги в интернет пространстве  по запуску и развитию речи. Такая яркая, энергетически заряженная форма работы хороша. Она срабатывает, как толчок, побуждение. Такую форму работы выгодно представить для показа зрителям. Но мы все знаем, что логопедия – это огромный пласт скурпулёзной, нелёгкой, подчас монотонной работы, которая длится годами. И здесь важно уметь удачно применять и использовать различные инновационные технологии, которые помогут отвлечься от рутины, активизироваться, создадут эмоционально-положительный фон коррекционно-логопедических занятий.

Что такое инновация? Это новый или значительно улучшенный процесс, метод или организация. Инновацией является не всякое новшество или нововведение, а лишь такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.

Давайте опробуем небольшие дыхательные техники, и техники развития голоса, которые могут пригодятся в работе с детьми с ТНР.

- У всех нас есть медицинская маска. Сняли. Вдели ручку. Сделали парус. Задача ребёнка, дуть на него, чтобы он поднимался вверх. Отрабатываем дыхание.

Дальше, мы можем покрутить маску двумя руками, вот так. Крути, крути! Ребёнок работает двумя руками, значит, происходит межполушарное взаимодействие.

А также, в этот гамак мы можем положить ЛИСУ.

-Кто это? Лиса.

-Кого мы положим в гамак? Лису.

-Кому споём песенку? Лисе.

-О ком споём песенку? О лисе.

Это пример активизированного игрового подхода. Преимущество в простоте и многофункциональности. (Развитие дыхания, межполушарное взаимодействие, употребление существительных в различных падежах).

-Дети, давайте будем петь! Петь надо легко, свободно, не форсируйте, не кричите…

 Но дошколята ещё совсем малы, и у них нет навыков правильного голосообразования и дыхания. Их артикуляционный и дыхательный аппарат ещё слишком слаб, а эмоциональная энергетика тела низка. Это сказывается на всех характеристиках речи (громкость, тембр, сила, внятность и т.д.) Необходимо  научить детей  голосообразованию, скоординировать и натренировать полученные навыки.  В этом видится польза не только для последующего обучения пению, но и для главенствующей роли речи в человеческом социуме. Ведь зачастую речь – это наш инструмент труда.

Хочу вам предложить ознакомиться с фонопедическим методом развития голоса по системе В.В.Емельянова. И, хотя его методу уже более сорока лет, он до сих пор остаётся инновационным, новаторским. Поскольку показывает отличные результаты в развитии голоса взрослых и детей.

 Виктор Вадимович Емельянов - автор уникальной методики развития голоса (ФМРГ) -  завкафедрой музыкального образования института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ, доцент, кандидат педагогических наук, ученый, оперный певец, фонопед, Заслуженный Деятель Искусств, обладатель Ордена за благие дела и развитие певческой и слушательской культуры.

Ведёт практические дисциплины: «Класс сольного пения», «Развитие голоса». Читает курсы: «История вокального исполнительства», «Введение в теорию певческого голосообразования». В 1995 г. читал лекции и проводил мастер-класс в Кембриджском университете, давал мастер-классы в Германии, Голландии, Швейцарии, Австрии, Великобритании. Виктор Вадимович создал уникальную методику постановки голоса для представителей самых разных профессий.

В 2000 г. был приглашён на I Всемирную хоровую олимпиаду в г. Линц (Австрия), где выступал с лекцией и мастер-классом. Имеет 34 публикации.

      Фонопедический метод развития голоса, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Из существующих уровней голосовой авктивности (доречевой, речевой и певческий), певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.

Что дают фонопедические упражнения при обучении вокалу? 

Это:

  • Расширение диапазона
  • Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка
  • Усиление насыщенности звука
  • Полетность
  • Улучшение вибрато
  • Большая певучесть звука
  • Свобода
  • Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

Фонопедический метод – фониатрия + педагогика, т.е. восстановление, улучшение, усиление развития голоса происходит педагогическими методами, без использования медицинских средств.

Это упражнения, построенные на протяжных гласных (это ещё не пение) с фиксированной звуковысотностью и интонацией. Оптимальная  звуковысотная зона для голоса ребёнка является середина первой октавы – «ми-ля».

Емельянов выделяет 4 режима работы гортани:

  1. Шумовой. Штро-бас звучание (в этом режиме нет звуковысотности).
  2. Грудной режим. Режим, в котором мы разговариваем. Это «толстый голос».
  3. Фальцетный режим, или «тонкий голос».
  4. Свистковый режим.  Он образуется  при вдохе. Им пользуются дети в скандальных ситуациях.

Мы пользуемся всеми режимами. Но их нужно уравновесить.

Упражнения:

  1. «Урчание».   Штро-бас (на вдох-выдох)
  2. Стишок штро-басом.

Котик запрыгнул ко мне на колени

Громко урчит, развалившись от лени,

Я осторожно чешу за ушком,

Ласково глажу урчащее брюшко.

3..«Страшная сказка»

Абстрактный:      Конкретный:

У

СЛУШАЙ…

У О

СЛУШАЙ  ШОРОХ…

У О А

СЛУШАЙ  ШОРОХ  ЧАЩИ…

У О А Э

СЛУШАЙ  ШОРОХ  ЧАЩИ  ЛЕСА…

У О А Э Ы

СЛУШАЙ  ШОРОХ:   ЧАЩА  ЛЕСА  ДЫШИТ.

Ы

ВЫШЕ…

Ы Э

ВЫШЕ  ВЕТЕР…

Ы Э А

ВЫШЕ  ВЕТЕР ГАЛОК …

Ы Э А О

ВЫШЕ  ВЕТЕР ГАЛОК  ГОНИТ…

Ы Э А О У

ВЫШЕ  ВЕТЕР ГАЛОК  ГОНИТ ГУЛКО.

Грудной режим.  

                         Упражнения:

1. «Канючим»

Абстрактный вариант: 

                                                                                          у!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                             П           

 хххА,  хххАО,  хххАОУ,   хххАОУ        

                                                                                           ы! 

                                                             П 

хххА,  хххАЭ,  хххАЭЫ,  хххАЭЫ                                                                                                       

Переход из грудного в фальцетный режим:

1.«Вопросы –  ответы»

Этот переход – очень важный тренирующий и обучающий момент. 2 режима! Грудной + фальцетный.

Абстрактный вариант:

 у? у

о?  у

а? о

э? а

ы? э

ы? ы

    П П          

    П  П          

    П  П          

    П П          

   П  П          

    П  П          

У             У

У            О

О            А    

А            Э

Э           Ы    

Ы          Ы

Конкретный вариант:                               

ос?                                                                                                                

У  ЖИРАФА  ЕСТЬ ВОПРО-

П

ост?

ДЛЯ  ЧЕГО  ВЫСОКИЙ   РО-

П

ы

ВИДНО  С  ЭТОЙ  ВЫСОТЫ

 П

ы!

ВСЕХ,  КТО ПРЯЧЕТСЯ  В КУСТЫ

П

                                                                                                                                                                                                                                                                               

Так мы тренируем гортань в разных режимах и с разной энергетикой. Здесь понимается энергетика нервной системы, т.е. эмоциональная и энергетика дыхательной мускулатуры. Она бывает низкая, вялая, и тогда в процессе тренинга энергетика возрастает. А при избыточной энергетике голосовых сигналов необходимо скоординировать и натренировать защитные механизмы голосообразования.

ДЫХАНИЕ.

Как правило, педагоги учат дышать так-то, и так-то… Емельянов считает, что в этом нет никакого смысла. Иногда, даже  у «хорошо» обученных оперных певцов это выглядит смешно, когда они всё время делают заметный шумный вдох.

Емельянов предлагает не говорить о дыхании, а развивать его косвенным способом. Вдох должен быть бесшумным, а всё остальное произойдёт само собой.

ЗАПУСК МЯГКОГО НЁБА.

На вдохе.  То ли хрюканье, то ли храпенье.  Запускаем вибрацию: вдох + хррр - хррр…

  1. «Бегемот»

Сладко спит в своей постели бегемот - хр..хр…

             Видит он во сне морковку и компот - хр..хр..

Спит он широко разинув рот - хр.. хр…

И во сне он громким голосом поёт - хр…хр..

  1. «Звук на вдохе»

Вдох - фальцетный режим,  выдох - грудной.

а-А, а-А….. +  движения руками.

Очень активно развиваем дыхание. Эта функция высоко автоматизирована, поэтому не учим, как вдохнуть, поскольку всякое произвольное вмешательство может привести к неприятностям.

 Простое движение, которое делают практически все дети, «ВИБРАЦИЯ ГУБ».

Без звука; со звуком. Губы достаточно массивный, плотный орган. И, чтобы губы завибрировали, должен быть достаточно активный выдох. Можно менять высоту звука. А это значит, что у нас хорошо связывается активный выдох с работой голосового аппарата.

СТИШОК

(Грудным голосом)

Ббб…-Заработали моторы - ббббб…

Ббб…-на машинах едем в горы - ббб…

Ббб…-Возвращаемся с горы  - ббб…

Ббб…-приезжаем во дворы - ббб…

(Фальцетный голос)

Ббб… – Рисовал мороз узоры – ббб…

Ббб… - звери все залезли в норы – ббб…

Ббб… - и сидят там до поры – ббб…

Ббб… - дожидаются весны – ббб…

   Это первые шаги к подходу к пению.

   Экспульсивный акт, выведение наружу чего-то. Выплёвывание, срыгивание, выдувание. Это всё генетически заложено в человеке. Значит, мы имеем право применять это в работе.

  1. «Выдувание».

Повышено давление не только во рту, но и во всём теле. Добавляем текст

(низкий голос):

Уу.. – завывает ветер – ууу…

Ууу… - песнь поёт свою – ууу…

Ууу… - вы не бойтесь, дети, - ууу…

 ууу… - песенку мою – ууу…

(тонкий голос)

Ууу – вейся, вейся, ветерок – ууу

Ууу – вейся, вейся, озорной – ууу

Ууу – ты нам расскажи стишок – ууу

Ууу – песню нежную пропой – ууу

В этом упражнении можно ощутить то, что вокалисты называют «опорой дыхания».  Всё возникает само собой, главное найти простой, доступный метод.

Логопеды работают с ринолалией или ринофанией, это носовое произнесение звуков. Чтобы устранить его, надо сначала его почувствовать и осознать, что оно есть. И, даже, если у ребёнка его нет, то надо спровоцировать, чтобы знать, что это такое.

-Читаю стих, а вы делаете носовой звук: н-н-н….

У слоника хобот длинный и голос плохо слышен.

-Слоник по двору ходил

Н-н-н…

Слоник хоботом водил

Н-н-н…

Мы за слоником пойдём

Н-н-н…

Голос в хоботе найдём

Н-н-н…

Это был интонационно-фонетический цикл упражнений.

 Сейчас даже роботов, различных голосовых помощников учат говорить с интонацией. Это очень непростая задача. А наша задача, вытащить детей на нужную для пения высокую энергетику голосообразования. Эволюцией у нас заложено много полезных вещей, которые спят «в режиме ожидания».

Следующий цикл упражнений называется

«Доречевые сигналы»

  1.   Включаем согласные. Пальцы бьют друг друга. С активной паузой:

Щ-Щ-Щ, С-С-С, Ф-Ф-Ф,

На звук  К держим подбородок, чтобы работал один язык:

К-К-К

На звук  Т и Д прикусываем язык + пальцы:

Т-Т-Т,  Д-Д-Д

На звук В пальцы не просто ударяем, а сжимаем, удерживаем:

В-В-В,  З-З-З,  Ж-Ж-Ж

      Таким образом активизируем все согласные.

  1. Упражнение «От шёпота до крика».

Многие взрослые не умеют громко кричать. Дети кричат спонтанно, неосознанно. А надо научить их делать это в спокойном, осознанном состоянии. Сейчас будут использоваться сочетания: «крик-вой», «крик-вой-визг», «вой-визг-штро-бас», «крик чайки».

«Счёт от 1 до 10». На одном выдохе.

-как одно слово;

-от шёпота до крика.

Важно понятие остаточного дыхания!

 На выдохе, от шёпота до крика + А-А (на остаточном дыхании):

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-А-А-А..

- добавляем вой:

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-А-а-А-а…

-«крик чайки», высоко:

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-а-а-а…

  1. Игра в смех.

Педагог смеётся, дети повторяют:

-Га!

-Га!

-Га-га!

-Га-га!

Стишок.

(басом)

Эта песенка про смех

Га-га, га-га, га-га-га

Мы поём её для всех

Га-га, га-га, га-га-га

Так смеются медвежата

Га-га, га-га, га-га-га

И тигрята, и слонята

Га-га, га-га, га-га-га

Они басом все хохочут

Га-га, га-га, га-га-га

Всё вокруг гремит, грохочет

Га-га, га-га, га-га-га

И в фальцетном режиме:

Эта песенка про смех

Га-га, га-га, га-га-га

Мы поём её для всех

Га-га, га-га, га-га-га

Так смеются лягушата

Га-га, га-га, га-га-га

И цыплята, и мышата

Га-га, га-га, га-га-га

Они тоненько хохочут

Га-га, га-га, га-га-га

Всё вокруг свистит, стрекочет

Га-га, га-га, га-га-га

 

-Вот на этой прекрасной ноте мы и закончим наш сегодняшний тренинг.

 Сколько должен идти урок? 18 минут. На любом уровне обучения. Это необходимое и достаточное время, чтобы запустить все программы, которые участвуют в голосообразовании. Это, конечно, делается постепенно, не сразу. Это работа надолго. Эта работа и для логопеда, и для музыканта, воспитателя, хормейстера.

Пробуйте, экспериментируйте, добивайтесь успехов! Желаю всем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс " Ментальные карты как метод развития речи детей дошкольного возраста"

Для презентации использован материал по использованию мыслительных карт в развитии речи детей...

Мастер - класс «Ментальные карты как метод развития речи дошкольников»

Введение ФГОС ДО, потребовало поиска новых форм и методов организации образовательной деятельности.Изучая литературу и интернет- ресурсы в поиске новых форм и методов интерактивног...

МАСТЕР КЛАСС «Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».

МАСТЕР КЛАСС "Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы». ...

Мастер-класс для педагогов "Методы развития речи детей: ТРИЗ, Синквейн, интеллектуальные карты"

Уважаемые коллеги,  вашему вниманию представляется материал моего мастер-класса  для педагогов по развитию детей. В нем раскрыто применение таких методов развитияречи как ТРИЗ, "Синквей...