Работа с педагогами.
консультация по логопедии

Методические рекомендации по формированию у детей с ОНР умения составлять описательные рассказы.

Моделирование как средство развития функций рассказывания у детей с ОНР.

Особенности обучения детей составлению описательных рассказов.

Речевая викторина "Словесная мозайка".

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов старших групп

«Методические рекомендации по формированию у детей с ОНР умения составлять описательные рассказы».

В работе по развитию речи большое внимание уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи.

Обучение детей рассказыванию является одним из главных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Занятия по обучению рассказыванию влияют на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. Обучение рассказыванию играет важную роль в развитии монологической формы речи.

При проведении занятий по обучению составлению описательных рассказов стоят следующие основные задачи:

Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

Формирование навыков построения связных монологических высказываний;

Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого общения.

Формирование у детей навыков построения связных развёрнутых высказываний в свою очередь включает:

Усвоение норм построения такого высказывания (соблюдение последовательности)

Передача событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершённость каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения и др.);

Формирование навыков планирования развёрнутых высказываний; обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа;

Обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной специальной педагогике.

Ведущими из них являются:

Принцип опоры на развитие речи в онтогенезе с учётом общих закономерностей формирования различных компонентов речевой системы в период дошкольного детства в норме;

Овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;

Осуществление тесной взаимосвязи в работе над различными сторонами речи – грамматическим строем, словарём, звукопроизношением и др.

Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделяется при этом обучении. Тем видам связных высказываний, которые, прежде всего, используются в процессе усвоения детьми знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения.

Работа по формированию связной речи детей строится также в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность в обучении, учёт возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей; направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности).

Обучение осуществляется поэтапно и включает следующие основные виды работы:

– подготовительные упражнения к описанию предметов;

– формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;

– описание предметов по основным признакам;

-обучение развёрнутому описанию предмета (с включением различных признаков-микротем);

-закрепление навыков описания, в том числе в процессе игровых и предметно-практических действий;

-подготовку к обучению сравнительному описанию предметов.

На первом подготовительном этапе – 1 период обучения в старшей группе, особое внимание уделяется развитию у детей целенаправленного сенсорного восприятия и элементарного анализа воспринимаемого предмета; формированию установки на использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога; овладению необходимыми лексико-грамматическими средствами. Работа на этом этапе включает: упражнения на узнавание предмета по его описанию; сравнение предметов по существенным признакам; упражнения на составление словосочетаний и предложений с опорой на зрительное и тактильное восприятие предмета. Упражнения проводятся с использованием материала ряда лексических тем («Овощи», «Фрукты», «Игрушки» и др.), в соответствии с программой обучения детей старшей возрастной группы.

Узнавание предмета по его описанию проводится в игровой форме с использованием игр-лото, игрушек и муляжей предметов. Например, при работе с лото дети получали карты с изображением предметов той или иной тематической группы. Педагог даёт развёрнутое словесное описание одного из предметов. Дети, у которых на карте лото имелось изображение этого предмета, закрывали его фишкой, а затем отвечали на вопросы, направленные на выделение некоторых отличительных признаков предмета (цвет, форма, величина, характерные особенности строения и др.).

Аналогично проводится работа с использованием объемных моделей предметов. Ребёнок должен соотнести объёмную модель предмета с его графическим изображением. Это способствует развитию внимания, уточнению наглядных представлений о предмете и установлению новых смысловых связей (наглядный образ – словесное обозначение предмета), что в свою очередь важно для расширения словарного запаса.

Упражнения в отгадывании загадок, включающих ритмизованные (стихотворные) описания предметов, проводятся с использованием как натуральных предметов и игрушек, так и игровых пособий – лото  и др. После отгадывания загадок дети поочерёдно отвечают на вопросы, связанные с выделением признаков предмета, о котором говорилось в загадке.

При проведении упражнений на сравнение предметов предварительно уточняются понятия формы, цвета, и других отличительных признаков. Вначале дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким-либо одним признаком (например, мячи, пирамидки разного цвета, но одинаковой величины); затем сравниваются предметы, относящиеся к одной тематической группе. В дальнейшем переходим к сравнению предметов различных групп, но имеющих 1-2 общих признака (мяч – арбуз – помидор). Такие упражнения способствуют развитию зрительного и слухового восприятия, внимания к понятийной стороне речи и подготавливают детей к самостоятельному описанию предметов.

Последующее обучение (2-3 периоды) предусматривает переход от составления детьми (с помощью педагога) описания простого предмета к более самостоятельным и развёрнутым высказываниям (описание по вопросам, по плану-схеме; без предваряющего плана, с опорой только на образец).

Для описания по вопросам подбираются предметы, картинки, игрушки с ярко выраженными, легко определяемыми при восприятии признаками (мяч, арбуз, морковь, лимон и др.). Первоначально такие описания состоят из 4-5 фраз и включают определение (называние) предмета, перечисление его основных внешних признаков (форма, цвет, величина) и некоторых отличительных свойств. Составление описания по вопросам предваряется образцом, который даёт педагог. Например: «Это лимон. Лимон жёлтого цвета. По форме лимон овальный. На ощупь он твёрдый. На вкус лимон кислый». Такой образец даёт детям обобщённое представление в форме высказывания-описания и ориентирует их на развёрнутые фразовые ответы. При затруднениях в составлении ответов используется приём дополнения предложения, начатого педагогом, с последующим повторением ребёнком всей фразы. Описание предмета, составленное 1-2 детьми по вопросам, затем целиком повторяется педагогом.

После проведения серии таких занятий дети переходят к описанию предметов по предваряющему плану. При этом последовательно используется наглядный и речевой материал как ранее пройденный, так и других лексических тем. Дети усваивают определённую схему высказывания; у них формируется  представления об основных структурных частях текста-описания. Использование их на занятиях заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и последовательными. Большое значение надо уделять выбору мотивации. Мотив речевой деятельности должен соответствовать возрасту и интересам детей, от этого во многом зависит ее результат.



Предварительный просмотр:

В помощь воспитателям

«Моделирование как средство развития функции рассказывания у детей с ОНР».

Моделирование - это прием, где используется применение схем. Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи - это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутритекстовой связи.
Модели и схемы используются для развития функции рассказывания у детей с ОНР. Этот прием помогает детям логически мыслить, логически строить свои высказывания, а также развивает умение образно и выразительно передавать свое отношение к объектам.


I.Использование моделирования на основе описательного рассказа (методика Кондратьевой Н., Сомковой О.).

Рассмотрим использование моделирования на основе описательного рассказа. Основу описательного рассказа о явлениях природы, о животных, растениях составляют конкретные представления. Эти представления дети накапливают в процессе рассматривания предметов на занятиях, в повседневной жизни. Однако чтобы дети усвоили эти представления, необходимо целенаправленное обучение познавательным умениям:
- во-первых, чтобы научились осознанно и самостоятельно обследовать объект (внимательно рассматривать , поглаживать, ощупывать, нюхать), с тем чтобы получить разнообразную сенсорную информацию;
- во-вторых, использовать эти сенсорные эталоны, оценивая степень выраженности различных качеств и свойств (величину , цвет, форму, пространственное расположение);
- в-третьих, анализировать наблюдаемый объект, устанавливать простейшие связи между строением органа и его внешнего вида и условиями обитания.
Логопед побуждает детей находить наиболее точные, образные слова, выражающие чувство жалости, сопереживания к живому существу, удовольствия, радости.
Описательный рассказ включает в себя называние объекта, описание его особенностей, поведения, обращение с объектом. Последовательность изложения рассказчик выбирает самостоятельно.
Его творчество может проявляться в отборе фактов, образности характеристик, полноте и своеобразии выражения своего отношения ( к растению, животному), в отборе средств языковой выразительности.
Особая сложность для детей с ОНР при составлении описательного рассказа - определение последовательности (плана), воспроизведение ранее полученных представлений. В этом случае логопед использует модель, предметную, предметно-схематическую или схематическую.
На первом этапе более применима предметная модель - набор предметных картинок, составляющих содержание будущего рассказа. Чтобы составить описательный рассказ о кошке, можно использовать такие картинки: кошка, кошка с котятами, кошка ест, спит, играет, сидит на дереве; мышка; собака; аквариум с рыбками; человек.
Логопед предлагает отобрать соответствующие картинки на эту тему. Каждый играющий выбирает картинку на свой выбор. Так при помощи предметных моделей формируется умение воспроизводить представления о предмете, отбираются факты для рассказа, мысленно представляется их взаимосвязь.
Если дети справляются с заданием придумать рассказ по предметной модели, логопед задачу усложняет. Тем самым предоставляется большая возможность для творчества. В этом случае используются в качестве модели более схематические изображения, имеющие обобщенные значения ( предметно - схематическая модель). Скажем, по картинке, на которой нарисована тарелка с молоком, можно рассказать о том, чем питается кошка, как она ест, где находит еду; картинка, изображающая человека с кошкой, может обозначать: кошка живет в доме у человека, человек любит ее, ухаживает за ней.
В отличие от предметной предметно-схематическая модель включает меньшее количество изображений; например, "кошка", "радуга", "человек", "тарелка". Их можно использовать для рассказа о разных объектах (растениях, животных).
И предметная и предметно-схематическая модель помогает детям определять последовательность изложения. В этом плане полезны дидактические игры с наборами моделей. С их помощью осваивается умение раскрывать обобщенное содержание элементов модели, наполняя его конкретными образами.
Дети будут упражняться в умении подбирать образные слова для характеристики объекта и его действий, объяснять связь предметной картинки с элементами модели. Примером может служить дидактическая игра "Мишкины картинки".
Убедившись, что дети готовы к составлению описательных рассказов (научились по-разному раскрывать значение модели, подбирать яркие речевые характеристики объектов), логопед переходит к занятию.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: научить детей придумывать связные описательные рассказы.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. Учить детей составлять описательные рассказы о птицах: отбирать содержание, определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели-картинки, подбирать образные слова и выражения, характеризующие птиц и отношение рассказчика к ним.
2. Уточнить и закрепить представление детей о птицах, обитающих в разных средах (на земле, в воздухе, на воде)и отличающихся друг от друга по внешнему виду, способам передвижения, характеру пищи и способам ее добычи.

3. Формировать умение отражать в рассказе простейшие связи: строение клюва, характер пищи, строение лап, способ передвижения, среда обитания и окраска перьев.
4. Воспитывать умение рассказывать эмоционально и выразительно.
МАТЕРИАЛ: предметные картинки с изображением птиц (курица, ворона, воробей, утка, дятел, цапля, чайка, снегирь); модели для составления описательных рассказов о птицах- карточки с изображением клюва, перьев, лапок, радуги, гнезда, тарелки с ложкой, пустая карточка. Игровой персонаж- Мишка.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
наблюдение за птицами в уголке природы или на прогулке; дидактические игры с моделями(см. выше); чтение рассказов В.Бианки, Н. Сладкова, Г. Скребицкого о птицах ; рассматривание картинок с изображением разных птиц вне занятий. Желательно, чтобы картинки отличались разнообразием.

II. Методика Смольниковой Н.Г. и  Венгера Л.А. в обучении связной речи детей с ОНР.

На занятиях по развитию речи (а именно развитие функции рассказывания) используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа (исследование Н.Г. Смольниковой). Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов, словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это может быть геометрические формы: кружок- начало рассказа, прямоугольник- основная часть, треугольник- концовка; функции заместителей детям объясняются Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и , наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.
Широкую известность приобрели работы Л.А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно- схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели.

III. Методика Т.А. Ткаченко "Использование схем в составлении описательных рассказов".
Для детей с ОНР характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушением внимания, несовершенством логического мышления.
Один из факторов, облегчающий процесс становления связной речи по мнению С.Л.Рубинштейна, А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям назвать предметы, характерные признаки, производимые с ними действиям.
В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Ткаченко Т.А. предложила обучать детей с ОНР самостоятельному рассказыванию в такой последовательности:
- составление рассказа по демонстрируемому действию;
- по серии сюжетных картинок;
- по одной сюжетной картине;
- на основе сравнения предметов;
- составление описательного рассказа о предметах.
Перечисленными видами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей с ОНР. Данные этапы являются начальными, " пусковыми", наиболее значимыми.
У детей с ОНР 5-6 лет наибольшие трудности возникают в последнем виде рассказывания. Вот основные из них:
- самостоятельное определение при рассматривании предмета его главных свойств и признаков;
- установить последовательность изложения выявленных признаков;
- удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания.
В книге Л.Н. Ефименковой " Формирование речи у дошкольников" ( М.: Просвещение, 1985) представлена схема составления рассказа об овощах. Взяв ее за основу, Ткаченко Т.А. несколько изменила символику, увеличила количество пунктов плана рассказа до 6-8, а затем разработала аналогичные схемы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, домашних животных.
Принципы составления и использования схем:
Лист картона размером 45*30 см разделен на 6 квадратов( по количеству характерных признаков предметов или объектов , либо времен года, о которых нужно рассказать).
1.ЦВЕТ .В прямом квадрате нарисована красное, желтое, синее и зеленое цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели четкой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешивания понятий цвет-форма.
2. ФОРМА. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная(кукла, медведь, луноход), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть схемы закрывается листом белой бумаги.
3. ВЕЛИЧИНА. В квадрате нарисованы две игрушки контрастной величины, например, большой и маленькие мячи. Детям напоминают, что характеризуя величину предмета, кроме понятия, "большой-маленький", надо использовать понятия "высокий-низкий", " длинный-короткий", "широкий-узкий", "толстый-тонкий".
4. МАТЕРИАЛ. На эту часть листа наклеено 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, пленки "под дерево". Они изображают соответственно металл, пластмассу дерево.
5. ЧАСТИ ИГРУШКИ. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная, на части не разбирается (мяч, кубик), этот пункт в рассказах детей опускается, а на рисунке закрывается листком белой бумаги. Причем закрывать нужно только на первых двух занятиях, чтобы в последствии дети сами приучались выбирать из схемы нужные пункты в соответствии с особенностями игрушек.
6. ДЕЙСТВИЯ С ИГРУШКОЙ. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и др.приемы расширения глагольного словаря детей.
Логопеду не составит большого труда подобрать игрушки, при описании которых, будут использованы все пункты схемы(пирамидка, коляска для кукол). Позже, когда дети хорошо составят схему, можно давать игрушки, при описании которых используются не все пункты( мяч, кукла, мишка).
Рассказы по схемам отличаются у детей с ОНР и детей массовых групп. Рассказы детей с ОНР на первых порах обучения проще, короче, без ярких элементов и сравнений.
ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ОДЕЖДЫ
1. ЦВЕТ. В квадрате 3-4 цветовых пятна: красное, желтое, синее ,зеленое.
2. МАТЕРИАЛ. На картон наклеивается 3 кусочка ткани: шерсть, ситец, шелк. Одинаковой формы и размера. Для составления описательных рассказов об одежде необходимо провести с детьми занятие по ознакомлению с названными и другими материалами, чтобы дети рассмотрели их, потрогали и запоминали название тканей.
3. ЧАСТИ ОДЕЖДЫ. Изображен сарафан или костюм, все части которого(воротник, манжеты, рукава, оборка, пояс) находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей заранее знакомят с названиями всех деталей костюма.
4.СЕЗОННОСТЬ ОДЕЖДЫ. В квадрате нарисовано солнце, подснежник, желтый кленовый лист и несколько снежинок, которые символизируют лето, весну, осень, зиму.
5. ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ОДЕЖДА. Символические изображения мужчина, женщина, мальчик и девочка.
6. ДЕЙСТВИЯ С ОДЕЖДОЙ. Изображена кисть руки с разведенными пальцами.
ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПОСУДЫ
1. ЦВЕТ. В квадрате 3-4 цветовых пятна.
2. ФОРМА. Начерчены квадрат, круг, прямоугольник. Если дети уже знакомы с объемными формами - на листе изображение цилиндра, шара, и т. п. , дошкольники могут использовать эти термины при описании предметов.
3. ВЕЛИЧИНА. Нарисованы большая и маленькая миски.
4. МАТЕРИАЛ. На картон приклеены кусочки одного размера из фольги , пластмассы и пленки"под дерево". Они изображают разнообразные материалы, из которых делается посуда. Кроме того, с детьми уточняется, что основная масса посуды производится из глины и фарфора- материалов, которые трудно отобразить на схеме.
5. ЧАСТИ ПОСУДЫ. Изображен чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают название деталей посуды: донышко, стенки, ручка, крышка, носик.
6. ДЕЙСТВИЯ С ПОСУДОЙ. Изображена кисть руки.
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам массовых и логопедических групп овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными.

 IV. Методика Воробьевой В.К. " Обучение детей первоначальному навыку описательно-повествовательной речи с использованием моделирования".
Воробьева В.К. выделила 3 этапа становления навыка связного говорения, между которыми существует преемственность предусматривающая переход от 1 этапа развития навыка связной речи практическими методами ко 2 этапу- формированию анализа по выявлению смысловых и языковых правил строения текста, а затем к 3- формированию связной речи на основе практического применения правил в коммуникативных ситуациях.
1 ЭТАП. РАЗВИТИЕ НАВЫКА СВЯЗНОГО ГОВОРЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ включает приемы:
1. Игры на установление правильного положения картинок серии, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента.
2. Игры эвристического характера, направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных картинок.
2 ЭТАП. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ , СВЯЗАННЫХ С АНАЛИЗОМ СМЫСЛОВЫХ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПРАВИЛ СТРОЕНИЯ ТЕКСТА. На этом этапе применяются небольшие по объему тексты цепной и параллельной организации (схематическое изображение отношений между предложениями).
ЦЕПНОЙ ТЕКСТ - смысловая организация предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению по цепочке.
Предметная структура цепного текста изображена графически. При этом применяется МОДИФИЦИРОВАННЫЙ СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ содержательной стороны текста, основанный на принципе графической записи структурно - семантических отношений предложений текста.
Модификация графической записи программы была проведена в отношении наполнения ее содержательными компонентами- предметными картинками, отражающими систему предметных значений конкретного текста и являющимися элементами предметно- изобразительного кода внутренней речи.
Для наглядного показа в цепном тексте была принята предметно-графическая схема.
На первом месте - обозначение предмета,
На втором - действие,
На третьем - вновь уже обозначение нового предмета ситуации.
Такое применение схемы создает удобство для организации целенаправленного восприятия и последующего анализа, обеспечивая порядок выделения предложений.
Анализируя то, что получилось, дети с ОНР замечают, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях, а в схеме это фиксируется двумя одинаковыми картинками. Следовательно детей подводят к выводу, что именно за счет такого повтора предметов и осуществляется связь отдельных предложений в единое целое- рассказ.
Закрепляя найденное правило, детям с ОНР предлагается соединить стрелками красного цвета одинаковые картинки (слова) двух соседних предложений, устанавливая тем самым цепь смысловых связей через единство предметных значений.
Кроме применения схем Воробьева В.К. предлагает применять с детьми с ОНР такие тренировочные упражнения, на материале которых дети учились бы обнаруживать места разрыва мысли, что подкреплялось аналогией с разорванной цепочкой. Для того, чтобы научить детей с ОНР находить пробелы, нужно вводить в занятие проблемно-игровые моменты типа: "предложения поссорились", "потерялось одно предложение" и др.
В условиях проблемной ситуации детям необходимо было определить, понятен ли рассказ им. Так с изъятием первого предложения дети с ОНР осознавали его особое значение в тексте, т. к. в нем говорится о главном предмете сообщения и через него дети "входят" в событие.
После того, как дети усвоят характер строения цепного текста, можно переходить к работе над текстом с параллельной организацией. В такой работе применяется такая модель описания, которая одновременно является и программой деятельности детей с ОНР по исследованию свойств самого предмета.
Эта модель включает в себя три части:
1. перечень символов, обозначающих способ выделения того или иного свойства предмета;
2. объединяет выделенные признаки;
3. изображение самого предмета.
Объем 2 и 3 частей может сужаться или расширяться.
Дети с ОНР усваивают значения о предмете через сенсорные каналы: зрительное , слуховое, тактильное восприятие. Следовательно, 1 часть модели включает символику: через символ "глаз" дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины, места нахождения; через символ "рука" - фактурные признаки предмета(гладкий, твердый); через символ"рот"- вкусовые ощущения; через символ "ухо"- способы обнаружения предмета.
Для обозначения логических признаков, а именно отнесенность предмета к определенной группе, применяется изображение различных групп предметов(игрушек, животных), которое потом заменяется ?, символизирующим предложения: " К какой группе относится этот предмет?" Признаки – польза – вред (при описании насекомых).
В процессе организации действий по вычленению признаков предмета части графического плана расположены слева направо, а в процессе речевых упражнений с опорой на данную модель- справа налево. В первом случае подобная организация модели обеспечивает анализ ( ребенок осознает обнаружение того или иного признака); во втором случае иное расположение модели описания обеспечивает синтез отдельных характеристик в единое целое описание.
Такую модель можно использовать при разборе текстов с описанием того или иного животного или явления.
После отгадывания предмета логопед побуждает детей вопросами к дальнейшей деятельности( "по каким признакам догадались, что это белка? барсук?" , "каким образом можно узнать, что зимой у белки шубка пушистая?" - потрогать рукой, "как узнать, что шубка серенькая?" - увидеть глазами), заполняет отдельные ячейки графического плана соответствующими символами и стрелками показывает соотнесенность признака к данному предмету.
В случае затруднения в узнавании предмета описания можно предложить детям с ОНР выполнять эту работу с опорой на картинки(3-4) и предлагается угадать, о каком предмете говорится в рассказе.
Позднее детям предлагается упражнение на самостоятельное составление графического плана к рассказу, прочитанному логопедом. Для этого специально подбираются описательные и описательно-повествовательные тексты, характеризующиеся различной последовательностью описания.
Рассказ читается дважды, после чего детям с ОНР предлагается выложить картинки-символы в последовательности описания , а затем по ним вспомнить каждый признак предмета.
Развитие умения самостоятельно рассказывать об отдельном предмете или животном предполагает организацию подготовительных действий, в результате которых дети с ОНР выбирают определенную сумму определителей, служащих основой для последующей речи. Например, прежде чем заставлять ребенка описывать предмет, ему предлагается найти фишки, обозначающие цвет, форму, величину. Так, при описании белки ребенку предварительно предлагается найти среди фишек разного цвета ту , которая обозначает цвет белки( рыжий-серый); для описания формы -выбрать ту или иную геометрическую фигуру(похожа на шарик); для описания фактуры выбирается среди разного материала кусочек меха(пушистый); для описания функционального признака "чем питается "- изображение шишки, гриба и т. д. В результате таких действий полностью заменяется графа признаков.
3 ЭТАП. ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ В КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЯХ. Основная задача этого этапа - научить детей с ОНР строить цельные и связные рассказы = это реализовывается через систему коммуникативно-речевых упражнений, построенных по принципу от "простого к сложному".
3 ГРУППЫ РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
1. предполагает формирование умения составлять рассказы на основе готового предметно-графического плана,
2. упражнения на развитие замысла, всвязи с чем детям предлагается составлять рассказы по частично заданной логопедом программе,
3. обучение составлению связных сообщений самостоятельно.
Внутри каждой группы намечена последовательность в нарастании степени самостоятельности и в усложнении самого дидактического материала, так типология речевых упражнений
первой группы включает составление рассказов по готовому предметно-графическому плану:
а). с введением детей в типовую ситуацию (программную);
б). с введением в нетипичную ситуацию.
Вторая группа заданий предусматривает развитие прогнозирующих действий в процессе составления рассказа, догадки на основе данного. Основным принципом в формировании замысла является принцип поэтапного введения недостающих элементов события: вначале детям предлагается на основе предметногрфического плана угадать недостающий предмет(один пустой квадрат), затем целое горизонтальное звено(предложение), а затем несколько звеньев(серию предложений).
Выполнение заданий
3 группы тренирует умение детей с ОНР самостоятельно связно рассказывать с опорой на графический план. Эта группа включает такие задания, как самостоятельное рассказывание по сюжетной картинке, самостоятельное составление рассказа по заданной теме. В силу того, что самостоятельное рассказывание затрудняет детей с ОНР , можно обратиться к ориентировочным карточкам, на которых был записан порядок действий по составлению связных рассказов различной смысловой структуры.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей младших групп
«Особенности обучения детей составлению описательных рассказов».

Работа по развитию связанной речи проводится с младшей группы. Предусматривается обучение детей построению описательных и повествовательных высказываний сначала совместно с воспитателем, а потом самостоятельно.

Поскольку описание содержит, прежде всего, выделение самых разнообразных признаков объекта, на 1 этапе обучения привлекаем внимание детей к особенностям объекта (т.е. учим детей наблюдать и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают). На данном этапе проводятся следующие игры:

 

«Про кого я говорю»; «Угадай, что за зверь»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого предмета.

Воспитатель описывает кого-либо из детей группы, называя несколько деталей внешнего вида и одежды, дети определяют о ком идет речь.

Затем дети сами выделяют характерные признаки предметов и объектов в играх и упражнениях типа:

 

«Скажи какой»

Цель: учить выделять признаки предметов

Воспитатель вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак, например: «Это груша. Она желтая».

 

«Кто, что умеет делать»

Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Детям показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: кошка – мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака – лает, сторожит, кусается, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

 

«Кто больше действий назовет»

Цель: подбирать глаголы, обозначающие действия

Детям задаются вопросы, требующие использования при ответе глаголов.

Например: что можно делать с цветами? – рвать, нюхать, дарить, сажать, поливать. Что делает дворник? Продавец? Парикмахер? Мама? Что можно делать с мячом?

 

«Исправь художника»

Цель: учить детей видеть несоответствие изображенных художником признаков знакомых объектов и назвать их.

 

«Что напутал Буратино»

Цель: учить находить ошибки в описании и исправлять их

 

«Кто больше увидит и назовет»

Цель: учить выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки.

Когда дети называют 3 – 4 признака предмета, мы переходим на следующий этап обучения. На 2 этапе подводим  детей к целостному описанию, т.е описанию содержащему все структурные части:

начало – называние объекта,

середина – перечисление признаков и действий,

конец – отношение к нему (понравился? Чем?)

Ведущим приемом в обучении составлению описательных рассказов в младшей группе используется  такой как совместное рассказывание. Начинаем со сравнительного описания, когда два объекта сравниваются между собой.

Виды описания:

1) Пофразное параллельное описание. Воспитатель задает содержание, говорит фразу об одном объекте, а ребенок о другом. Для сравнения сначала берутся очень похожие предметы: куклы в различной одежде, зайцы, разные по окраске, с разными предметами в лапах; затем совсем разные: медведь и заяц, белка и лиса, яблоко и помидор.

2) Сопряженное описание. Воспитатель начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Это … заяц. У зайчика….Зайка любит … Он живет …

3) Коллективное описание несколькими детьми.

 

Игра «Встань в круг»

Цель: учить составлять коллективное описание игрушки.

Дети встают в круг. Вносится новая игрушка. Первый играющий (вначале взрослый) называет игрушку, например: «Это лошадка». Второй начинает описание: «Она серая». Третий продолжает. После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки.

При проведении занятий по развитию описательной речи с детьми младшего дошкольного возраста следует помнить о необходимости мотивации речевой деятельности. Мотивация должна исходить из условий естественного общения. Так, обычно пользуются описательным типом речи, если хотим сделать кому-то комплимент, подмечая какие-либо достоинства внешности и характера человека. С детьми можно тоже хвалить кого-то: куклы спорят, кто из них наряднее, разрешим их спор, расскажем, какие они красивые, похвалим их.

На занятиях по обучению описательному рассказыванию в качестве методических приемов обучения используются вопросы и указания, образец, совместное рассказывание.

Эти же приемы используются и при описании детьми предметов и картинок. В описании по памяти (о своей любимой игрушке, домашнем животном, новом платье) используется прием параллельного описания.



Предварительный просмотр:

«Словесная мозаика»

(речевая викторина для педагогов)

Цель: повышать теоретический уровень педагогов.

Задачи:

- предложить педагогам практические материалы;

- смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения.

Логопед. Добрый день, уважаемые коллеги!

Предлагаем вам игру «Словесная мозаика», в которой будут участвовать две команды педагогов.

В состав жюри предлагаем выбрать… Все согласны? Жюри просим занять свои места.

Задачи членов жюри:

- внимательно следить за ходом игры;

- после каждого конкурса оценивать участников игры;

- определить победителя.

Правила игры:

- работать дружно, согласованно;

- соблюдать порядок и тишину;

- уметь слушать другого;

- за другую команду не отвечать, иначе снимается 3 балла;

- выслушивать задания до конца;

- отвечать громко, но не хором.

1 Конкурс «Разминка»

Задание: участники каждой команды должны правильно ответить на 15 вопросов.

Вопросы и задания для 1 команды.

1. Чем отличается звук от буквы?

2. На что похожа буква Т?

3. Назовите количество звуков в слове ДЕНЬГИ?

4. Сколько дней в неделе?

5. Что курицу не учит?

6. Какая бывает ручка?

7. Что может быть широким?

8. У кого глаза велики?

9. Зачем слону хобот?

10. Сколько слогов в слове ПАРИКМАХЕРСКАЯ?

11. Назовите двусложное слово из открытых слогов.

12. Подберите рифму к слову МАК.

13. Измените по образцу:

        МНОГО ДОМОВ – ОДИН ДОМ;

        МНОГО МАНЖЕТ – … .

14. Назовите центральную площадь г.Рославля?

15. Придумайте родственное слово к слову «ИГРА».

Вопросы и задания для 2 команды:

  1. Назовите всегда твёрдый согласный звук.
  2. У кого «Золотые руки»?
  3. Назовите  1-ый весенний месяц.
  4. Сколько ног у курицы?
  5. Чем покрыта рыба?
  6. Что такое ИННОВАЦИЯ?
  7. Продолжите ряд:

ЛЬВИЦА – ЛЬВЁНОК;

ОБЕЗЬЯНА – … .

  1. Назовите один из городов Смоленской области.
  2. Что всему голова?
  3.  Придумайте односложное слово со стечением согласных.
  4.  Сколько звуков в слове ПУЛЬТ?
  5.  Скажите наоборот слово ДОРОГО.
  6.  Объясните значение слова ПАРОХОД.
  7.  Зачем обезьяне длинный хвост?
  8.  Сколько слогов в слове ОЛИМПИАДА?

2 Конкурс «Самый догадливый»

Задание: команды получают карточку, на которой указаны 3 предмета. Вам необходимо ответить, с какой целью они используются. На каждый предмет необходимо дать не менее пяти ответов.

Слова: кнопка, гвоздь, ботинок, (для 2 команды);

    помидор, шнурок, одеяло (для 1 команды).

3 Конкурс «Закончи предложение»

Задание: закончить предложение, подобрав сравнение. В этом конкурсе, пожалуйста, проявите своё воображение и фантазию.

Для 1 команды:

  1. Земля покрыта снегом, как …
  2. Лёд блестит у берега, как …
  3. Волны вздымаются, как …
  4. Солнце несчастно палит, как …
  5. Заря полыхает, как …
  6. Дверь в комнате скрипит, как …
  7. Дети в группе галдят, как …
  8. Девушка на обложке выглядит, как …
  9. Мальчик плывёт, как …
  10.  Мокрое платье выглядит, как …

Для 2 команды:

  1. Туман стелется над озером, как …
  2. Дождинки текут по лицу, как …
  3. Малыши прыгают по траве, как …
  4. Машина, едущая по дороге, грохочет, как …
  5. Балерина на сцене кружится, как …
  6. Мысль в моей голове засела, как …
  7. Человек подошёл тихо, как …
  8. Ветер завывает за окном, как …
  9. На улице темно, как …
  10.  Девочки порхают по залу, как …

4 Конкурс «Скороговорка»

Задание: произнести чётко и быстро пять скороговорок.

5 Конкурс «Поэт»

Задание: придумать загадки к словам. Одна команда загадывает, другая отгадывает и наоборот.

Для 2 команды: ДОЖДЬ, ЧЕЛОВЕК, НОЧЬ.

Для 1 команды: ПЕНЬ, ПЕЧКА, ЛОЖКА.

6 Конкурс «Грамотеи»

        Задание: за 1 мин восстановить текст с неправильной разбивкой на слова.

        Для 1 команды:

        Натупи лалюта язима. Негре етхолод ноези мнеесол нце. Улет елив жарк иестраны зим оватьпе релётны ептиц ы. Зимующ иепере кочевали побл ижекче ловечес комужиль ю.

        Для 2 команды:

        Медв едьза лёгназ имов кувбе рлогу. Втёплу юзимнюю шубкуодел исьбе лкаиз аяц. Дов еснып одсн егспрят али сьозимые. Адет ирадост новстреч аютзимуш ку.

        

7 Конкурс «Разгадай-ка ребус»

Используя ребусные шифры каждая команда должна расшифровать по 7 слов.

Для 2 команды: пословица, поколение, наконечник, наука, насос, подошва, наволочка).

D:\отсканированое\деловая игра\19.jpg

D:\отсканированое\деловая игра\20.jpg

D:\отсканированое\деловая игра\21.jpg

D:\отсканированое\деловая игра\22.jpg

D:\отсканированое\деловая игра\23.jpg

D:\отсканированое\деловая игра\24.jpg

D:\отсканированое\деловая игра\25.jpg

Для 1 команды: (подорожник, посадка, полив, полковник, полоса, поступок, покрышка).

D:\отсканированое\деловая игра\27.jpg

D:\отсканированое\деловая игра\28.jpg

D:\отсканированое\деловая игра\29.jpg

D:\отсканированое\деловая игра\30.jpg

D:\отсканированое\деловая игра\31.jpg

D:\отсканированое\деловая игра\32.jpg

D:\отсканированое\деловая игра\33.jpg

8 Конкурс «Объяснялки»

Задание: объяснить смысл слов в словосочетаниях.

Для 1 команды.

ПРОЗРАЧНЫЙ КЛЮЧ, ЖЕЛЕЗНЫЙ КЛЮЧ;

ОСТРАЯ КОСА, ДЛИННАЯ КОСА;

МЕТКИЙ ЛУК, ЗЕЛЁНЫЙ ЛУК;

ГЛУБОКАЯ НОРКА, ПУШИСТАЯ НОРКА;

МЕТКАЯ СТРЕЛА, СТРЕЛА АМУРА.

Для 2 команды.

БОЛЬНАЯ НОЖКА, ДЕРЕВЯННАЯ НОЖКА;

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ, ХОЛОДНЫЙ КЛЮЧ;

БОЛТЛИВЫЙ ЯЗЫК, КОЖАНЫЙ ЯЗЫК;

СТЕКЛЯННОЕ ГОРЛЫШКО, БОЛЬНОЕ ГОРЛЫШКО;

НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ, ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ.

Уважаемые коллеги, благодарим вас за проявленный интерес и за активное участие в нашей речевой викторине.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему «Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов»

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Первостепенной задачей ...

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Консультация для педагогов "Устранение нарушения шипящих звуков у детей дошкольного возраста. Взаимосвязь в работе логопеда, педагогов и родителей."

                В период дошкольного обучения, занятий  с логопедом  необходимо по возможности максимально устранить дефектное произношение зву...

«Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта «Педагог»».

Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта "Педагог"....

Долгосрочный проект педагога-психолога «Конфликт» по работе с педагогами ДОУ

Взрослые смеются над детьми, которые в своё оправдание ноют:«Он первый начал». Но взрослые конфликты начинаются точно так же.Амели Нот  Экономическая и социально - политическая м...