Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему «Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов»
методическая разработка на тему

Миронова Любовь Анатольевна

 

          Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне. НОД, которая проводится с использованием ИКТ, позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулирует непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НИРО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему

«Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов»

В ФОРМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ С ПЕДАГОГАМИ ДОО

ПО КУРСУ

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

 Слушателя курсов повышения квалификации по проблеме:

Самсоновой Любови Анатольевны

старшего воспитателя  МБДОУ детского сада № 18 г. Павлово

Нижний Новгород 2014

ПЛАН ИЗЛОЖЕНИЯ

1. Актуальность темы «Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов» ……………………………………….…………………………………………..

2. Технологическая ситуация по теме «Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов» …………….…………………………………………………

3. Система средств к технологической ситуации (планы, структура методических мероприятий, которые были запланированы в технологической карте, любые другие приложения по теме) …………………………………………………………………………

   

4. Список литературы …………………………………………………………….................

  1. Актуальность темы.

          Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне. НОД, которая проводится с использованием ИКТ, позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулирует непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

Считая данную проблему наиболее актуальной на ориентировочном этапе Программы  развития ДОО и в соответствии с ФГОС, коллектив  пришёл к выводу о необходимости организовать работу в этом направлении.

Цель:

Повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно - образовательный процесс  ИКТ.

Задачи:

- обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;

- расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно - образовательном процессе;

- разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;

- создание банка компьютерных обучающих, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОО;


Технологическая карта по теме:

 «Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения

информационной компетентности педагогов»

Цели

Действия

Средства

Время

Результат

1.Осознание педагогами необходимости использования ИКТ в воспитательно - образовательной работе.

2.Развитие умения работать на компьютере в группе, в парах, делать презентации, дидактические игры, представлять их, отстаивать свою точку зрения. 

3. Активизация педагогов к поиску компьютерных дидактических материалов, необходимых для дальнейшей работы по использованию ИКТ.

4. Содействие повышению творческого потенциала и ИКТ - компетентности педагогов.

1.Целевое пространство.

1.1. Консультация «Использование ИКТ В ДОО»

(приложение № 1)

1.2. Результаты диагностики уровня ИКТ – компетентности педагогов (приложение № 2)

1.1.ИКТ – компьютер, музыкальный центр, телевизор, SD – диски, флешка; презентация.

1.2. Результаты диагностики, слайды - диаграммы.

Сентябрь

60 мин.

Осмысление необходимости использования ИКТ;

Сформирован интерес к теме.

2. Поисковое пространство.

2.1.Обучающие семинары -

- знакомство с PowerPoint;

- создание слайда с диаграммой и таблицей;

- вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации;

- сохранение и подготовка презентации к демонстрации.

 2.2. Работа в парах (педагог владеющий ИКТ и педагог с нулевым уровнем)  

- знакомство с Microsoft Word;

- создание и редактирование текстового документа;

- создание и форматирование таблицы;

- вставка рисунка и печать готового документа;

- поиск в сети Интернет.

2.3. Круглый стол «Разработка конспектов занятий с использованием информационных технологий в старшей и подготовительной группах»

(приложение № 3).

2.4. Открытые просмотры НОД с использованием ИКТ.

2.5. Консультация «Использование ИКТ в работе с родителями» (приложение № 4).

2.6. Создание медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям, банка презентаций.

2.7. «Образовательный салон» – презентация тем самообразования педагогов.

2.1.  Технические средства (3 компьютера, проектор, экран, тетради, ручки)

2.2. Ноутбук, тетрадь для записи, ручка.

2.3. Технические средства, презентация, листы с заданиями, подставки с карандашами, ручками, вопросы к воспитателям.

2.4. Технические средства, презентация с дидактическими и обучающими играми по теме НОД.

2.5. Технические средства, презентация, листы с заданиями, ручки, «весёлый конверт» с проблемными ситуациями, информация в каждую группу для родителей «Правила работы с компьютером по принципу «Не навреди!».

2.6. Пополнение медиатеки:

диски, флешкарты.

2.7. Технические средства, диски, флешкарты, вопросы к воспитателям.

Октябрь-ноябрь

по 45 мин.

По 30 мин.

Ноябрь

60 мин.

Декабрь, февраль

Март - 60 мин.

В течение года

Май – 60 мин.

Развиты умения работы на компьютере, освоены программы Microsoft Word, PowerPoint, Интернет.

Умение включаться в обсуждение, высказывать свою точку зрения.

Разработаны конспекты НОД для старшего дошкольного возраста.

Усвоение теоретических знаний организации работы с родителями по использованию ИКТ, разработаны рекомендации для родителей.

Повысился творческий потенциал и ИКТ – компетентность педагогов.

3. Рефлексивное пространство:

3.1. Рефлексия результатов совместной деятельности.

Диагностическая карта «Использование информационно-компьютерных технологий в работе» (приложение № 5).

3.1. Вопросник для каждого участника.

5 мин.

Осмысление значения усвоенных умений работы с ИКТ и использовании их  в воспитательно-образовательном процессе.



Предварительный просмотр:

Анкета для определения степени использования информационно-компьютерных технологий.

Уважаемый коллега!

Для определения степени использования информационно-компьютерных технологий в педагогической деятельности ответьте на следующие вопросы.

1. Используете ли вы информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть):

при подготовке к занятию;

на занятии;

для самообразования;

другое (укажите).

2. Какие средства информационно-компьютерных технологий вы используете (нужное подчеркнуть):

текстовый редактор;

электронные таблицы;

электронные презентации;

мультимедийные диски;

специализированные программы;

Интернет;

другое (укажите).

3. Как часто вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть):

ежедневно;

1 раз в неделю;

1–2 раза в месяц;

1–2 раза в четверть;

другое (укажите).

4. Считаете ли вы, что использование информационно-компьютерных технологий существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?

__________________________________________________________________________

5. Созданы ли условия в ДОУ для использования информационно-компьютерных технологий? _______________________________________________________________

6. Поощряет ли администрация ДОУ использование информационно-компьютерных технологий? _______________________________________________________________

7. Ваши достижения в области использования информационно-компьютерных технологий? _______________________________________________________________

8. Какие проблемы возникают при использовании информационно-компьютерных технологий? _______________________________________________________________

9. Какие цифровые образовательные ресурсы чаще всего вы используете?

__________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Диагностическая карта «Использование информационно-компьютерных технологий в работе»

Ф.И.О.педагога____________________________________________

Критерии результативности

Отметка

Поиск и подбор дополнительной информации для подготовки к занятиям с использованием Интернет-ресурсов

Использование презентаций, мультимедийных пособий и др. на занятиях с детьми

Создание базы данных воспитанников и их родителей своей группы        

Разработка занятия для детей по разным направлениям с использованием информационных технологий        

Использование сети Интернет для самообразования

Наличие собственного сайта (нет; да (укажите адрес))

Использование готовых цифровых образовательных ресурсов в педагогическом процессе

Наличие опыта в области использования ИКТ по следующим вопросам        

Готовность организовать обучение педагогов ДОУ (указать тему)        

        

        

        



Предварительный просмотр:

Консультация «Использование ИКТ в ДОУ.»

Старший воспитатель МБДОУ детского сада № 18 г. Павлово Самсонова Любовь Анатольевна.

        Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Что же включает в себя понятие ИКТ?

Информационно-коммуникационные технологии в образовании -

это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования, а также для образования детей.

Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают первые знания об окружающем мире....

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

  1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
  2. Подбор дополнительного познавательного материала.
  3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
  4. Оформление групповой документации, отчётов.
  5. Создание презентаций в программе Ро\уегРот1; для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.

Использование ИКТ это, прежде всего:

  • преобразование предметно-развивающей среды,
  • создание новых средств для развития детей,
  • использование новой наглядности.

В работе с дошкольниками можно выделить следующие доступные направления использования ИКТ:

  1. создание презентаций;
  2. работа с ресурсами Интернет;
  3. использование готовых обучающих программ;

А так же разработка и использование собственных авторских программ.

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с ее использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-

настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

В результате работы по внедрению информационных технологий можно отметить преимущества перед традиционными средствами обучения:

  1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
  2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
  3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно- образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
  4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, дождь;
  5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
  6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности:

  1. В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
  2. Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
  3. Как информационно-обучающее пособие
  4. Для контроля усвоения материала детьми.

Признавая, что компьютер - новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

Задание педагогам № 1: уточнить теоретические знания об условиях и требованиях к использованию информационно-коммуникационных технологий с помощью педагогической технологии коллективного взаимного обучения.

При планировании деятельности нужно учитывать условия и требования к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе и не допустить следующие ошибки:

  • несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил,
  • неправильное определение дидактической роли и места ИКТ в образовательной деятельности,
  • бесплановость, случайность применения ИКТ,
  • нередко происходит перенасыщение анимацией, слайдами, рисунками,
  • несоответствие возрасту детей.

Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Английская пословица гласит: «Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил».

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.
  • компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
  • рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
  • необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

Задание педагогам №2: В каких видах деятельности можно использовать ИКТ? Составление таблицы.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно - коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

 

МБДОУ детский сад № 18 г. Павлово

Консультация

Организация мини-музея по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Старший воспитатель Самсонова Л.А.

2014 год

Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников  мини – музеев.

План проведения

I часть. Информационная.

1.1. Мини-лекция по теме.

II часть. Практическая.

2.1. Задание № 1. Принципы мини-музея.

Предлагаю педагогам брать по одному принципу из конверта, зачитать его и пояснить.

2.2. Задание № 2.  Особенности месторасположения мини-музеев. Меньшова В.А.

2.3. Задание № 3. Тематика мини-музеев. Панина Н.А.

Педагогам предлагается разделиться на две группы, придумать тему мини-музея  и составить его на листе, учитывать расположение, оформление, использование.

2.4. Задание № 4. Перспективный план по мини-музею «Народные промыслы России»

Предложить педагогам составить примерный перспективный план по теме.

III часть. Рефлексия «Кувшинчик».

I часть. Информационная.

1.1. Мини-лекция по теме.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ.

Заключается в следующем:

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

* учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

* вызывать уважение к другим культурам;

*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

 Организация мини-музея в детском саду

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах  мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

- родительские собрания;

- консультации

- индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

2.1. Задание № 1. Принципы мини-музея.

Предлагаю педагогам брать по одному принципу из конверта, зачитать его и пояснить.

 Принципы создания мини-музея

Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

________________________________________________________________________________

Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).

________________________________________________________________________________

Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

________________________________________________________________________________

Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

________________________________________________________________________________

Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».

________________________________________________________________________________

Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.

________________________________________________________________________________

Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

________________________________________________________________________________

Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.____________________________________________________________________________

Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Задание № 2. Особенности месторасположения мини-музея. Меньшова В.А.

 Особенности месторасположения мини-музеев

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности.

 Задание № 3. Панина Н.А.

 Оформление мини-музеев  

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

Размещение материала на настенных полочках;

Использование ширм;

Использование стендов;

Использование мобиле;

Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.

 Тематика мини-музеев.

При определении содержания необходимо:

1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках».

2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.

3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.

4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.

Задание № 3. Тематика мини-музея. Педагогам предлагается тему мини-музея и составить на листе бумаги примерные экспонаты.

 Экскурсионная работа в мини-музее

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

выявление творческих способностей детей;

расширение представлений о содержании музейной культуры;

развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

 Задание № 4. Перспективный план по мини-музею «Народные промыслы России»

Предложить педагогам составить примерный перспективный план по теме.

III. Заключительная часть.

Рефлексия «Кувшинчик».

Приложение 1. Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».

 

1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

 

2.Возможно ли патриотическое воспитание  в детском саду?

 

3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

 

4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

 

5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

 

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

 

7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего поселка, города Кемерово? Если не, то почему?

 

Спасибо за сотрудничество!

 Схема описания экспонатов.

 

Рисунок (фотография) экспоната
Название: 
(Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.) 
Где собран: 
(Указывается место сбора, его особенности: например, Урал — горы; страна (если это не Россия); среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная.) 
Кем собран: 
(Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.) 
Краткая информация об экспонате:
(Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы — например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.) 
Как использовать в работе с детьми: 
(При изучении каких блоков программы «Наш дом — природа» используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).
Дополнительная литература: 
(Перечисляется литература для педагогов; литература для детей, в которой описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания и связанных с ним объектов.)



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум 

Семейное  чтение как источник формирования интереса к художественной литературе  и духовного обогащения семьи

Самсонова Любовь Анатольевна

старший воспитатель 1 квалификационной категории

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада № 18 «Алёнушка» г. Павлово.

Актуальность.

    Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как, и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.  В наше время молодое поколение  непростительно мало знает о жизни своих отцов и дедов. И дело здесь не в дефиците времени или  раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных  поколений внутри семьи.  Я считаю, что семейное чтение способствует установлению более близкого  внутрисемейного общения между людьми разного поколения,  а   для ребенка главное – получить радость от общения со взрослыми.  Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь старшим воспитателям, воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум. Данная форма сопровождения способствует повышению уровня практической подготовки воспитателей, совершенствованию  практических навыков, необходимых в работе с родителями.

Цель:

     Вооружить педагогов знаниями, необходимыми в работе с родителями по пропаганде семейного чтения – главного фактора развития ребёнка и источника знаний и обогащения духовного мира семьи.

Технологическая карта к семинару-практикуму

«Семейное  чтение как источник формирования интереса к художественной литературе  и духовного обогащения семьи».

Цели

Действия

Средства

Время

Результат

1. Вызвать у педагогов осознание необходимости помочь родителям правильно организовать чтение художественной литературы дома.

2. Способствовать осознанию воспитателями чёткой и  методически грамотной системой  работы по организации семейного чтения.

3.Развивать сплоченность, умение работать в группе, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

3.Активизировать педагогов в поиске идей,  необходимых для дальнейшей работы по проблеме семейного чтения.

1.Целевое пространство.

1.1. Вводная беседа

(приложение № 1)

1.2. Результаты анкетирования родителей (приложение № 2)

Разделение воспитателей  на 2 группы путём собирания разрезных картинок  (приложение № 3).

1.1.Технические средства, презентация.

1.2. Результаты анкет, слайды - диаграммы.

Разрезные картинки на 9 воспитателей, столы.

10 мин.

Интерес к теме.

2. Поисковое пространство.

2.1. Разработка заданий воспитателями из разрезных картинок: «Роль педагога в организации работы по чтению книг  в семье», «Приёмы работы со сказкой».

Обсуждение заданий.

 2.2. Уточнение теоретических знаний  об организации работы  с родителями  по проблеме семейного чтения с помощью  педагогической технологии коллективного  взаимного  обучения (приложение № 4).

2.3. Дискуссия с проблемными ситуациями путём выбора «Весёлый конверт» (приложение № 5).

2.4. Составление рекомендаций родителям  по совместному чтению художественной литературы с детьми и памятки для родителей по поддержанию в детях интереса к чтению по подгруппам (приложение № 6). Обсуждение.

Подведение  итогов (приложение № 7)

2.5. Домашнее задание: разработать конкурсы для  литературной викторины  «Самая читающая семья».

2.1. Разрезные картинки. Листы, подставки с ручками.

Слайды с ответами на  задания.

2.2. Работа с текстом (2 текста по одному на стол)

2.3. «Весёлый конверт» с проблемными ситуациями.

Вопросы к воспитателям.

2.4. Слайды  на экране.    

Информация в каждую группу

«Подсказки» для родителей («Да» и «Нет»), рекомендации.

40мин.

Усвоение теоретических знаний  организации работы с родителями по проблеме семейного чтения.

Умение включаться в обсуждение, высказывать свою точку зрения.

Разработаны методические рекомендации и памятки родителям для поддержания интереса к художественной литературе.

3. Рефлексивное пространство:

(приложение № 8)

3.1. Рефлексия результатов совместной деятельности.

«Каким был семинар»?  (вопросник)

«Моя ладошка»

3.1. Вопросник для каждого участника.

5 мин.

Осмысление  значения усвоенного содержания для профессиональной деятельности.

Приложение № 1.

Вводная беседа.

     Уважаемые педагоги, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о проблеме семейного чтения,  о том, как помочь родителям привить любовь и интерес к художественной литературе, убедить их как можно чаще читать детям книги.

    Одна из задач педагогов ДОУ – помочь семье в литературном развитии ребёнка, в формировании у него читательского вкуса, отношение к книге как к явлению культуры.

Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей  основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков и средство духовно-нравственного воспитания личности. Совместное чтение побуждает  ребёнка задавать вопросы искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступить в диалог с взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными обычаями, традициями, семейными историями.  Семейное чтение даёт возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что- то важное и интересное. После чтения предлагаемых сказок  дети втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к  созданию своей родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного рода. Чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни в обыденном семейном общении – это например такие понятия как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование. Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать. Ну как, к примеру, объяснить ребёнку необходимость просить прощение после совершённого необдуманного поступка или сказанного  обидного слова в адрес

бабушки, которая о нём заботится?   Как вы думаете?  (Ответы воспитателей).

Анализ анкет «Семейное чтение» дал нам представление об организации чтения ребёнка в семье, об отношении к чтению родителей, об участии родителей в этом увлекательном процессе. Всего было обработано  20 анкет. Из них мы увидели, что родители читают книги детям.

Последние ответы указывают на то, что родители нуждаются  в помощи и поддержке  воспитателей детского сада.

Приложение № 2.

Анкета для родителей

«Семейное чтение».

  1. Читаете ли Вы детям книги?  Да.  Нет___________________________________________________________________________________ 
  2. Проводите ли Вы беседы после чтения?   Да.    Нет_____________________________________ __________________________________
  3. Задают ли Вам дети  вопросы после прочитанного?  Да.      Нет.__________________________ __________________________________
  4. Стремятся ли дети пересказать  прочитанное, выделить то, что им больше всего понравилось?  Да             Нет._____________________
  5. Помогает ли  чтение ребёнку  в его развитии? _Да.           Нет.___________________________________________ ___________________
  6. Какие положительные качества развивает у ребёнка чтение? _____________________________________________ _________________
  7. Как Вы сами относитесь к книгам? Помогают ли они Вам в воспитании детей? _______________________________________________
  8. Рассказывает ли Вам ребёнок о прочитанных в детском саду книгах?___Да.            Нет.________________________ ________________
  9. Как Вы прививаете своим детям интерес к книгам?____________________________________________ __________ ________________
  10. Отведены ли в режиме дня Вашего ребёнка специальные часы для чтения?  Да.    Нет.__________________________________________
  11. Что помогает Вам выбирать книги для ребёнка?

- совет воспитателя;

- память своего детства;

- знание возможностей и вкусов своего ребёнка;

12. Нужны ли Вам рекомендации со стороны воспитателя по совместному чтению книг с детьми?   Да.          Нет.   ___   _______________

13. С Вашей точки зрения семейное чтение   - это:

- обсуждение прочитанного всей семьёй или некоторыми её членами; чтение вслух для всех членов семьи;

- книги для каждого члена семьи отдельно;

- когда все члены семьи заняты чтением.

Приложение № 3

Разрезные картинки

                                 

     «Роль педагога в организации работы

  по чтению книг в семье»

может заключаться в следующем:

                                                

                               

                                        

«Приёмы работы со сказкой»

 могут быть разнообразными:

                                         

«Роль педагога в организации работы

по чтению книг в семье»

может заключаться в следующем:

* В  наблюдении того, что рассказывают родители о своих детях и их высказываниях по существу содержания сказки;

*  в записи впечатлений детей от сказки, их бесед с куклами, разыгрывании сценок с помощью предметов-заместителей в игровых ситуациях;

     * в наблюдении ситуаций, связанных с содержанием сказок (возникающих спонтанно или созданных специально), в которых ребенку необходимо проявить нравственные качества, описанные в сказке;

     * в проведении с детьми занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить интересные моменты сказки.

«Приёмы работы со сказкой»

 могут быть разнообразными:

* обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;

* создание рисунков по мотивам сказки или коллективных и индивидуальных поделок из природного материала, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;

* активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке: почему герой поступил именно так, как можно было бы еще поступить; что было бы, если бы...;

* проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;

* проигрывание вариантов решения ситуаций, то есть использование сказки как притчи-нравоучения и т. п.

Приложение № 4

Уточнение теоретических знаний об организации работы с родителями по проблеме семейного чтения

 с помощью  педагогической технологии коллективного взаимного обучения.

(Для  первой  группы)

  1. Педагоги должны информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения.
  2. В уголке для родителей целесообразно помещать советы и пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками:

      - «Сказка в жизни ребенка»;

      - «Как и когда рассказывать сказки»;

          - «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги»;

     - «Личная библиотека вашего ребенка» и др.

Здесь же может быть представлена постоянная рубрика «Новинки детской литературы» с информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним.

  1. Целесообразно проводить открытые занятия для родителей воспитанников по литературным произведениям. Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы.

(Для второй группы)

  1. Особая роль принадлежит родительскому собранию - наиболее емкой форме педагогического просвещения родителей. Здесь они имеют возможность получить необходимую информацию, обсудить наиболее важные вопросы детского чтения, поделиться собственным опытом чтения книг в семье: показать рисунки, отражающие впечатления ребенка от прочитанного, записи детских рассказов о книгах и литературных персонажах и т. д.

    Такие собрания требуют от педагогов тщательной подготовки, точного выбора темы в соответствии с задачами            

     воспитания и особенностями литературного развития детей, с интересами родителей.

  1. Воспитатель должен проводить индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как приохотить ребенка к слушанию книг, какие литературные места города можно показать детям в выходной день, как использовать книгу для развития связной речи и т. д.).

 Полезными бывают также разного рода рекомендации, советы, памятки по поддержанию в детях интереса к чтению.

Приложение № 5

  «Весёлый конверт»

        

Проблемные ситуации к дискуссии.

  1. 6-летнего Гришу «зачитывают» все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят: «Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим».

Как вы считаете, оправдано ли стремление Гришиных родителей прочитать ребенку как можно больше книг?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Один раз, когда Динка была еще маленькой, Марина принесла из библиотеки «Хижину дяди Тома» и читала ее детям. Все плакали. Динка тоже плакала. Сначала тихо, а потом, когда умерла Ева, она вскочила, затопала ногами и хотела разорвать книгу. «Да, я, кажется, сделала большую глупость... Она еще слишком мала для такой книги», - каялась мать.

Нужны ли детям грустные книги?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1.  6-летняя Катя достаточно хорошо читает самостоятельно. Но вот настает вечер, и Катя просит маму почитать ей книгу. Мама недоумевает: «Зачем ты меня просишь об этом? Ведь ты прекрасно с этим справляешься сама».

Нужно ли читать ребенку, если он уже научился читать самостоятельно?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Мама 2-летней Насти беседует с мамой 4-летнего Игоря:

  • Вот купила дочери новые книги сказок.
  • Как? Вы ей уже читаете книги? Зачем? Ведь она еще так мала! Мне кажется, что в этом возрасте дети еще не воспринимают книгу.

Как вы считаете, кто из женщин прав? Со скольки лет, по вашему мнению, надо читать книги детям?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Мама 6-летней Ксюши жалуется своей знакомой: - Никак не могу заставить свою дочь читать книги. И чего только не делала: приносила книги интересные, красочные. Убеждала, уговаривала, заставляла - ничего не помогает.

- Вот и у меня та же проблема. Моему Саше уже 12, а он так и не привык к самостоятельному чтению.

Почему дети не хотят читать? Что делать, чтобы ребёнок читал?

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение № 6

Составление  рекомендаций  родителям по совместному чтению художественной литературы с детьми  и памятки для родителей  по поддержанию в детях интереса к чтению.

(для воспитателей первой группы)

  1. Рассмотрите обложку книги, обменяйтесь мнениями о картинках на обложке.
  2. Прочтите название книги. Что говорит заголовок? Как Ваш ребенок думает, о чем эта книга?
  3. Объясните, что все книги пишутся писателями, которых еще называют авторами, а иллюстрируются - художниками. Найдите вместе их имена в книге.

     4.Чтение начинайте с рассматривания картинок и разговора о них.

     5. Постарайтесь воодушевить ребенка на сочинение собственного рассказа по картинкам.

6.Читая книгу, обратите внимание ребенка на то, что при этом глаза ваши движутся вдоль строк слева направо.

  1. А еще попробуйте подсказать ему удивительное свойство рисунка дополнять и развивать рассказ писателя.
  2. Выберите такое время, когда интуитивно почувствуете, что и Вы, и Ваш ребенок хотите читать. Если же в тот момент у Вас или у него совершенно иное в голове, к книге лучше не притрагиваться.
  3. Найдите для чтения такое место, где вам обоим будет удобно.
  4.  Постарайтесь сделать так, чтобы во время чтения вас никто не беспокоил.
  5.  Можно включить радио, телевизор или магнитофон. Но звук пусть будет негромким. И хорошо, если это будет музыка.
  6.  И не отвлекайтесь на это короткое время. Подарите свое внимание только ребенку. Ваша близость поможет ему чувствовать себя уверенным и счастливым от совместного дела.

Памятка для родителей по поддержанию в детях  интереса к чтению.

( для воспитателей второй группы)

      1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как удовольствию.

2.Читайте детям вслух с самого раннего возраста.

3.Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.

4.Устройте с детьми поход в библиотеку и учите их пользоваться ее фондами.

5. Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

6. Подпишитесь на журналы для ребенка с учетом его интересов и увлечений.

7. Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьями, которые еще не умеют читать.

8. Во время поездки на машине пусть дети слушают записи литературных произведений.

9. Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. д.).

10. В доме должна быть детская библиотека.

11. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.

12. Устройте маскарад и предложите детям нарядиться в костюмы любимых героев.

13. Сходите с детьми в зоопарк или в музей, спросите, что им особенно понравилось, а потом купите книги на эти темы.

  1. Заинтересуйте детей историческим чтением, предложив им посмотреть старые газеты и найти в них, каким был ваш город в прежние времена (или поискать информацию в библиотеке).
  2. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  3.  Разыгрывайте с детьми сказки по ролям: используйте выразительное чтение, костюмы и реквизит.
  4.  Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
  5.  Расскажите детям о книге, которую Вы только что прочитали и которая им будет интересна: разожгите их любопытство, прочитайте отрывок, а потом оставьте книгу в доступном месте.
  6.  Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  7.  Читайте вместе с детьми перед тем, как уложить ребенка.

Приложение № 7

«Подсказки для родителей»

( информация в каждую группу, в педагогические рекомендации для родителей)

(«ДА» и «НЕТ»)

«ДА»

  • Как можно чаще читайте своим детям (сказку на ночь или рассказ вечером).
  • Читайте вместе со своим ребенком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).
  • Читайте сами, показывая пример своему ребенку.
  • Разрешайте ребенку самому выбирать книги для чтения.
  • Поощряйте его желание подержать, полистать книгу, «поиграть» с ней.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много красочных книг.
  • Посещайте с ребенком регулярно книжный магазин или библиотеку.
  • Дарите ребенку книги.
  • Поощряйте ребенка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.
  • Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.
  • Всегда хвалите ребенка, если он/она читает.

«НЕТ»

  • Не заставляйте читать насильно.
  • Не выбирайте книги для ребенка, пока он/она вас об этом не попросит.
  • Не заставляйте читать слишком трудные книги.
  • Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.
  • Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребенка не слишком быстрые успехи в чтении.
  • Не критикуйте ребенка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте - и улучшение наступит быстрее.
  • Не сравнивайте уровень чтения ребенка с уровнем его братьев, сестер, других детей.
  • Не прекращайте чтения детям вслух, как только они научатся читать сами.
  • Никогда не отговаривайте ребенка от чтения - читать что-то лучше, чем ничего не читать.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЧТЕНИЯ ДОМА

Когда вы читаете со своим ребенком, то:

  • Найдите спокойное место.
  • Ребенок должен сидеть рядом и видеть книгу.
  • Если ребенку трудно прочесть слово, подскажите ему.
  • Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.
  • Обсудите прочитанное, пусть ребенок расскажет своими словами, о чем прочитал.
  • Ведите для ребенка, а затем вместе с ним Дневник чтения.

Приложение № 8

Рефлексивное пространство.

Для каждого участника.

Каким был семинар-практикум?

- занимательным

- познавательным

- интересным

- игровым

- необычным

- скучным

- радостным

- дружелюбным

На листе бумаги обведите свою ладошку.

каждый палец – это какая-то позиция, по

которой необходимо высказать свое мнение.

• большой – для меня это важно и интересно …

• указательный - я получил конкретные рекомендации…

• средний - мне было трудно (не понравилось)…

• безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

• мизинец - для меня было недостаточно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновационные подходы к организации самообразовательной работы в системе повышения профессиональной компетентности педагога"

Інформаційно-методична збіркаУ даній збірці висвітлюється зміст поняття самоосвітньої діяльності, виділяються його компонентні частини та визначаються підходи щодо  організації  цього проц...

Опыт работы по теме "Система методической работы по повышению ИКТ компетентности педагогов МБДОУ "

В сообщении представлена актуальность, цель и задачи, этапы работы с педагогами и формы работы, результативность...

Доклад - презентация на тему: «Обеспечение методической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в ДОУ. Работа консультативных пунктов»

Расмотрены основные проблемы   взаимодействия ДОУ с родителями и их причины. Освещена такая форма работы, как консультативный пункт....

ПОВЫШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОУ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья просвещенна информационной компетентности педагога ДОУ в процессе реализации образовательной деятельности. Рассмотрены методы развития информационной компетентности педагогов ДОУ....