«Организация коррекционной работы с детьми с рас, как одно из условий для полноценного включения ребенка в образовательное пространство».
статья по логопедии

Смирнова Л.Н

Дети с РАС могут быть включены в общеобразовательный процесс. По мере совершенствования методов поддержки как детей, подверженных состоянию, так и типично развивающихся сверстников возникает все больше возможностей обучения детей с расстройствами аутистического спектра в наиболее типичной общеобразовательной среде. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация коррекционной работы с детьми с рас, как одно из условий для полноценного включения ребенка в образовательное пространство».

Одним из основных направлений реформирования современной системы образования является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Проблема качества образования детей с ОВЗ находится в фокусе пристального внимания государства, педагогического сообщества и родителей.

Современное общество развивается по пути гуманизации различных сфер деятельности, одной из которых является всеобщее образование. Особое внимание специалистов привлекают проблемы инклюзивного обучения. Главным направлением в деятельности ДОО, реализующей инклюзивную практику, становится ориентир на «включение» детей с РАС в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных».

Дети с РАС могут быть включены в общеобразовательный процесс. По мере совершенствования методов поддержки как детей, подверженных состоянию, так и типично развивающихся сверстников возникает все больше возможностей обучения детей с расстройствами аутистического спектра в наиболее типичной общеобразовательной среде. Если процесс выявления расстройства и вмешательства начинается довольно рано, возможно полностью включить детей в общеобразовательный процесс к тому возрасту, когда им пора идти в первый класс, и даже у тех, кого полностью включить не удастся, будет больше возможностей общаться со сверстниками и хотя бы отчасти включиться в общеобразовательный процесс.

В нашем дошкольном учреждении организованы группы комбинированной  направленности с интеграцией детей с ТНР, РАС, с синдромом Дауна.

Залогом успеха является создание командного эффективного взаимодействия в реализации педагогического процесса, в котором происходит успешное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особо хочу остановиться на детях с расстройствами аутистического спектра.

В направлениях ТПМПК для таких детей уже обозначены задачи сопровождения для специалистов ДОУ. В нашем детском саду это учитель -логопед и педагог психолог. Но мы понимаем, что сопровождение ребенка осуществляется не только коррекционными специалистами. В него включены все участники образовательного процесса. Это родители, воспитанники (как фактор социализации в среде сверстников), иные педагоги -это инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатели группы, в которую интегрирован ребенок с рас. Поэтому, при организации работы с такими детьми следует учесть направление деятельности каждого педагога сопровождения, а еще и взаимодействии с родителями. С чего же начать?

При организации коррекционной работ, следует оттолкнуться от изучения соответствующей методической литературы, подбора методик, средств, методов, приемов, которые будут поддерживать общие задачи, поставленные ТПМПК, а также частные задачи каждого сопровождающего.

Для того, чтобы собрать воедино весь материал по сопровождению ребенка с рас, необходим некий документ, который в принципе у каждого есть. Либо это индивидуальная программа сопровождения, либо ИКОМ. Сам индивидуальный коррекционно образовательный маршрут – это не программа, это некая форма или технология сопровождения, которая наполнена отобранными педагогами программами, методиками. Определено время и количество занятий с данным ребенком различными специалистами и воспитателями ДОУ.

Немаловажным фактором воздействия является развивающая предметно развивающая среда ДОУ, группы, кабинетов учителя -логопеда и педагога психолога. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно – развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Чтобы предметно-пространственная среда была комфортна для ребенка с РАС, следует провести некоторые изменения в помещениях. Во-первых, обязательное зонирование групповой комнаты, например, выделение зоны для творчества, оборудование игровой зоны и других; расположение атрибутики для соответствующей деятельности. Наполняемость зон должна соответствовать принципу учета зоны актуального развития самого слабого ребенка и учета зоны ближайшего развития самого сильного ребенка в группе. Во-вторых, создание места для релаксации: уголок (например, ширма, кресло, коврик), где ребенок мог бы уединиться, успокоиться, почувствовать себя защищенным, а через некоторое время вернуться к другим детям. Это пространство должно быть оформлено в спокойных пастельных тонах. Визуальная поддержка создание сенсорно обогащенной среды; расписание, алгоритмы деятельности, схемы, режим дня в картинках. Должен быть достаточный ассортимент игрушек, обеспечивающий возможность участия в игре всех детей. Но само наличие игрушки не побуждает ребенка к выполнению действий с ней, педагогу необходимо демонстрировать, как можно использовать ее в игре, в чем состоит ее функциональное назначение. В младших возрастных группах рекомендуется постепенное введение игрушек, показ игры с ними, обучение действиям по подражанию.

В ДОО функционирует сенсорная комната. Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Она воздействует на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др. Занятия в ней способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Для каждого ребенка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутреннее стремление к полноценному развитию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у детей с РАС.

У нас была идея организовать в одном из залов среду по методике М. Монтессори. Но ее монохромность не позволяет учесть потребности остальных детей, которые нуждаются в формировании сенсорных эталонов -это ее яркость, разнонаправленность.  Один из залов стал коррекционно- развивающим центром детского сада для детей с ОВЗ, групп риска. Кабинеты учителя -логопеда и педагога психолога за прошедшие пять лет пополнились не только разнообразным дидактическим материалом, но и интерактивным оборудованием как для групп, так и для индивидуальной работы. В начале следующего учебного года, мы ожидаем пополнение в развивающую среду нашего детского сада большим комплексом для развития сенсорно-моторной интеграции

       Природа нарушений психического развития при синдроме раннего детского аутизма (РДА) подразумевает комплексный подход к его коррекции, одним из важнейших аспектов которой является работа с родителями. Необходимость такой работы вызвана рядом причин:

1.Родитель представляет интересы ребенка, несет за него ответственность и принимает решения по всем вопросам его жизни, в том числе связанным с обучением и воспитанием.

2. В своих выборах и поступках ребенок ориентирован, как правило, на родительскую оценку. От позиции родителя, его поведения по отношению к ребенку во многом зависит эффективность коррекционного процесса.

3.В связи с особенностями психики аутичного ребенка (в частности, со стереотипностью) необходима постоянная работа родителей по закреплению навыков и умений, приобретаемых ребенком в образовательных учреждениях, и переносу их в другие условия.

4.    Родители обращаются к специалистам за консультациями по своей инициативе.

Для успешной адаптации ребенка с РАС в условиях детского сада специалистам необходимо активно взаимодействовать со всей его семьей. Следует иметь в виду, что семьи аутичных детей испытывают значительный стресс от непредсказуемости поведения ребенка и связанных с этим проблем в социальном и межличностном общении.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно сохранить в семье и детском саду единство и согласованность всех требований к ребенку. Задача специалистов - помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений. Непрерывная связь с родителями в нашем дошкольном учреждении осуществляется через такие формы работы как консультации, практические занятия, мастер-классы, родительские собрания, проведение совместных вечеров, досугов и другие. Особый формат работы – детско-родительская клуб «Не бойся, мы с тобой!», участие в котором принимают дети вместе с родителями. Занятия в таком клубе, прежде всего, дают возможность родителям самим овладеть способами обучения ребенка новым навыкам коммуникации и социального взаимодействия. Важным аспектом работы является также привлечение к сотрудничеству членов семьи, отстраняющихся от проблем, что приводит к ее сплочению. Занятия в детско-родительском клубе дают возможность родителям:

  • получать поддержку от специалистов и других родителей;
  • наблюдать поведение других родителей и других детей;
  • делиться своим опытом и узнавать об опыте других родителей.

Наряду с общеприменяемыми формами, в своей работе, используем новые, но не менее эффективные методы взаимного сотрудничества с семьей.  Внедрение современных компьютерных технологий в практическую деятельность педагогов позволяет сделать просветительскую работу более продуктивной и эффективной. Связь с родителями  осуществляется при помощи Интернета посредством блогов, сайтов, электронной почты.

Помимо информационно –коммуникативных технологий для просвещения родителей используются следующие виды: - памятки; - буклеты; - информационные стенды.

Модель такого сопровождения детей с РАС совершенствуется, уточняется и насыщается собственными методическими разработками и формами коррекционной работы в нашем ДОУ. Практика специалистов и опыт родителей подтверждают, что комплексный подход приводит к реально ощутимым результатам: быстрее формируются навыки самообслуживания, навыки учебной деятельности, приобретаются навыки социального поведения. Все специалисты отмечают положительную динамику развития детей

Кроме того, эффективность помощи во многом зависит от систематического взаимодействия специалистов учреждения (от наличия командного подхода). Это условие предполагает совместную постановку и обсуждение успешности достижения поставленных задач, использование общих приемов работы специалистами ДОО, участвующими в работе с ребенком.

 

Список литературы

  1. Бакушева В.Ю. Коррекционно-воспитательная работа с аутичными детьми. М.: Лотос. 2004. с. 91.
  2. Башина В.М. Ранний детский аутизм. // Исцеление. -- М., 1993. -- С. 154-165.
  3. Богдашина О. Аутизм: Определение и диагностика. - Донецк: Перспектива, 1999. - 304 с.
  4. Волкова С.М. Детский аутизм. Проблемы обучения. М: Тритон. 2002. С. 74.
  5. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. // Москва: Владос.- 2003.- С. 5-9, 14-18, 88-93.
  6. Каган В.Е. Аутизм у детей. - Л.: Медицина, 1981.
  7. Лебединская К.С. Ранний детский аутизм. - М.: НИИ дефектологии РАО. - 1992. - 186 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации коррекционной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении

Моя исследовательская работаЗадачи исследования:Проанализировать нормативно-правовые основы логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.Дать теоретическое обоснование условий и содер...

«Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ».

laquo;Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ»....

Мастер-класс: «Эффективные способы организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в дошкольной организации . Картотеки дидактических игр и упражнений»

В рамках Педагогического марафона "Основные содержательные линии воспитания и образования "От рождения до школы"...

«Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ».

laquo;Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ».  Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокуп...

«Организация коррекционной работы с детьми в ДОУ в условиях инклюзивного образования»

МБДОУ Детский сад №18  Консультация для воспитателей «Организация коррекционной работы с детьми в ДОУ в условиях инклюзивного образования»Подготовила: воспитатель Казакова С...

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности...