Работа с родителями
консультация по логопедии

Рубинская Наталья Владимировна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка

(К.И. Чуковскому)

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

В. Берестов

Важное место в педагогическом просвещении родителей занимают вопросы приобщения детей к книге. Именно в семье закладывается первоначальный интерес к книге и чтению. Родители передают по наследству свое духовное «состояние», взгляды на жизнь, навыки и увлечения, отношение к культурным ценностям. Опираясь на собственный читательский опыт, интуицию, эстетический вкус, получив некоторые, чаще всего отрывочные, знания в области педагогики и детской литературы, родители более или менее успешно, постоянно или от случая к случаю читают ребенку сказки, стихи, рассказы; учат бережному обращению с книгой, используют художественные произведения как средство воспитания, обучения и развития. Сориентировать родителей в огромном мире детской литературы, помочь им в выборе интересной и соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям ребенка книги, рассказать об особенностях руководства чтением детей дошкольного возраста может воспитатель детского сада.

На выбор книги влияет личный читательский опыт родителей. Поколение, выросшее на книгах К. Чуковского, с. Маршака, Б. Житкова, А. Барто, В. Бианки, передает «эстафету» любимых книг своим детям. Желательно обращать внимание на оформление издания, на имена лучших иллюстраторов детских книг – Е. Рачева, Е. Чарушина, Ю. Васнецова, Т. Мавриной, В. Сутеева, В. Чижикова и других.

Дети дошкольного возраста охотно вступают в общение с книгой ив большей мере потому, что это дает возможность побыть вместе с взрослыми, увлечься общим делом, испытать радость совместного (переживания, поделиться своими впечатлениями. Чаще всего приобщение к книге в семье происходит при чтении вслух взрослыми. Обычно это привилегия мам и бабушек, но папы и дедушки тоже довольно часто читают книги малышам и иногда — старшие братья и сестры, На вопрос: «Когда читают?..» - родители отвечают, что в основном это зависит от желания ребенка и от наличия свободного времени у взрослых. Покупка или взятая из библиотеки книга также является причиной для чтения, как - средство успокоения- (отвлечения, развлечения и т. п.), но немногие родители читают с детьми в специально отведенное время.

Во время занятий ребенка с книгой родители могут использовать разнообразные приемы руководства чтением: совместное рассматривание иллюстраций, разъяснение непонятных слов, заучивание наизусть, беседу о прочитанном, рисование, отгадывание загадок и т. п,

К сожалению, встречаются семьи, где и простое чтение — редкость. Ссылка на занятость и усталость, на дефицит свободного времени — главные доводы.

К тому же не все родители, обладают педагогическим даром, умением интересно прочитать и рассказать, что, конечно, тоже немаловажно. Родителей выручают радио, телевидение, грампластинки, диафильмы, а иногда и полностью заменяют общение с книгой. Дети охотно обращаются к аудиовизуальным средствам информации, которые обладают способностью развлечь, удовлетворить желание ребенка моментально, без всяких усилий с его стороны, тогда как требуются годы, чтобы научиться получать удовольствие от прочитанной книги.

Властно, и полноправно вошло телевидение в наш дом и по-своему стало влиять на семейные отношения, на воспитание детей. При всех неоспоримых положительных качествах телевидение лишёно той степени непосредственного воздействия на каждого ребенка в отдельности, с учетом его интересов и запросов, которое так важно для маленького человека. Телевидение предоставляет детям информацию — роль взрослых состоит в определении  и

оценке поведения ребенка, в  передаче ему своей реакции, в сопереживании и соучастии. Многие родители недооценивают возможностей, которые предоставляет им телевидение для активного общения с ребенком, для ненавязчивого воздействия на развитие его личности. Например, очень эффективным путем приобщения ребенка к книге и чтению может стать выбор произведений, знакомых ребенку по экранизации или мультфильму, радиопостановке или грампластинке, аудиозаписи.

Особенно важно поддерживать в ребенке любое стремление к творчеству. Наши редакции программ для детей дошкольного возраста одной из главных задач считают пробуждение творческого начала в ребенке, развитие его активности. Поэтому просьбы ведущих нарисовать рисунок, сделать поделку, отгадать загадку, прочитать сказку и т.п. должны находить поддержку у родителей.

Книга для малышей – незаменимый источник творчества. Часто под влиянием «чужих» стихов дети сами пытаются сочинять. К.И. Чуковский, посвятивший несколько десятилетий своей жизни изучению речи детей, утверждал, что среди них 99% поэты. Он призывал к стиховому воспитанию детей, которым может явиться чтение лучшей классической и современной поэзии. Посмотрите на рисунки малышей, и вы увидите героев любимых ими книг. Дети рисуют только то, что им нравится, что захватило их чувства и воображение. Рисуя, они стремятся представить и пережить не только действия, но и чувства героев полюбившихся книг. Но вот рисунок закончен, но может быть и забыт, но желание быть похожим на своих друзей из книги сохранится в сознании ребенка.

Н. Опарина «Дошкольник – книга – семья» / Дошкольное воспитание. – 1986. - №9. – С.69-70.



Предварительный просмотр:

Зачем логопед задаёт домашние задания?


http://images.tiu.ru/661031_w640_h640_tutor.jpg

Написали мне в тетради 
Трудное заданье. 
Папа с мамою сказали: 
- Что за наказанье! (частушка)

Успех коррекционного обучения детей с общим речевым недоразвитием (ОНР) во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий. 
Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Так что же логопед задаёт для выполнения на дом?

Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом. Дополнительно новый материал закрепляют воспитатели логопедической группы во время проведения ежедневных «логопедических часов», во второй половине дня, а так же вне занятий в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей.

Задания включают в себя основные разделы:

  • артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков. В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
  • задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко-слогового анализа и синтеза.
  • серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.
  • задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова;

пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.

  • задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.
  • задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА?

Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед. Выдаётся тетрадь в конце недели (четверг или пятницу) в вечерние часы. Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по 10-15 минут работы).

Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день.

Остальные задания выполняются однократно. Все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.

Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.

Папку с индивидуальной рабочей тетрадью с выполненным домашним заданием, а так же прилагающиеся альбомы и карточки в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад в понедельник.

Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.

На протяжении всего учебного года еженедельно по понедельникам (с 12. 00 до 17.00) проводятся консультации для родителей детей, посещающих логопедические занятия. Во время консультации учитель – логопед покажет индивидуальные коррекционные приёмы работы с ребёнком, отметит его успехи. Подчеркнёт особенности прохождения коррекционного процесса, обратит внимание на вызывающие затруднения задания и упражнения, подскажет, на что необходимо обратить внимание при выполнении домашнего задания.

Уважаемые родители! 
Желаем вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.

Учитель-логопед, кандидат психол. наук Рубинская Наталья Владимировна



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

по теме: «Профилактика задержки речевого развития у детей 3-4 лет»

В настоящее время появляется все большее количество детей, страдающих речевыми нарушениями. До сих пор существует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к 5 годам многое упущено, приходится исправлять уже неправильно сформированную речь. В раннем возрасте можно помочь формированию правильной и чистой речи. Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить.

В возрасте от 1 года до 4 лет у детей возможно появление задержки речевого развития.

Задержка речевого развития – это отставание от возрастных норм в развитии речи на ранних этапах дошкольного детства (Рыжова Н.В.)

В качестве основных факторов влияющих на появление задержки речевого развития можно выделить следующие:

1) демографические (ранние и поздние беременности, отягощенный акушерский анамнез (аборты, бесплодие, выкидыши);

2) материнские (заболевания матери: артериальная гипо- и гипертензия, почечная недостаточность, диабет, эндокринные заболевания и др.);

3) плодо-материнские (вирусные инфекции (краснуха, грипп, ветряная оспа), несовместимость по резус-фактору крови плода и матери);

4) перинатальные (осложненные роды, асфиксия новорожденного, кесарево сечение, заболевания ребенка ОКИ, частые ОРВИ, грипп).

Задержка речевого развития (ЗРР) накладывает свой отпечаток на формировании и становлении разных сторон речи (лексики, грамматики, просодики, связной речи).

На доречевом развитии голосовые реакции имеют некоторые особенности. Так, например, при мышечной слабости артикуляционной и дыхательной мускулатуры крик ребенка короткий, слабый, ослаблен или отсутствует кашлевой толчок, ребенок слабо чихает, не произносит гортанных звуков.

К концу первого года жизни (6-7 мес.) у ребенка в норме появляется лепет, который проявляется в повторении цепочки слогов («па-па-па», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма») У ребенка с ЗРР лепет может появиться довольно поздно. Для такого ребенка характерны бедность звуковых комплексов, недостаточность их эмоциональной окраски, отсутствие стремления к звукоподражанию за взрослым. В результате не способности ребенка общаться со взрослым он все чаще прибегает к использованию жестов.

На 3 году жизни должно насторожить отсутствие в речи ребенка фраз из 3 и более слов; пассивность и безынициативность в ведении диалога; однословность или однотипность ответов на вопросы; повторение за взрослым слов и предложений (эхолалии); искажение звуков; трудности в произнесении многосложных слов и слов со стечениями согласных; ограниченный словарный запас за счет использования бытовых понятий; трудности в понимании словесных инструкций (задания типа «Найди такую же игрушку», «Покажи такой же кубик»).

У детей с ЗРР отмечается укорочение длины слова за счет опускания слогов или одного слога. Например, «мако» (молоко), «си на» (машина), «весипед» (велосипед), «яба» (яблоко), «дека» (девочка).

Наряду с задержкой формирования словарного запаса в дальнейшем у детей отмечается своеобразие в развитии грамматического строя речи. Отдельные слова или фрагменты слов начинают употребляться в двух-трех формах: «ова» - «овитка» (корова – коровочка), «ти» - «тотик» (цветы – цветочек).

Дети длительное время не употребляют или заменяют предлоги гласными звуками: «а», «у», «и». Например, «атуи» - на стуле.

Несвоевременное появление первых слов задерживает и период в построении первых предложений. Как правило, при ЗРР отмечается бедный глагольный словарь. Например, все действия ребенок заменяет общим словом «Деи» (делает).

Из-за дефектов произношения, аграмматизма и укорочения слов высказывания детей с ЗРР непонятны.

Например, предложение «девочка несет флажок» ребенок, имеющий ЗРР, произнесет так: «де аси зë».

ЗРР может быть первым признаком таких серьезных речевых нарушений как заикание, дизартрия, алалия.

Для детей с ЗРР характерна специфика и в развитии личности. Часто такие дети легко возбудимы, импульсивны, проявляют повышенное двигательное беспокойство (гиперактивны), невнимательны, часто отвлекаются. У них отмечаются нарушения сна и аппетита. Для них свойственны бурные эмоциональные реакции в виде плача или громкого, насильственного смеха.

При несвоевременном преодолении ЗРР на первых годах обучения в школе у детей возникают трудности в овладении письмом и чтении, что в свою очередь может привести в дисграфии и дислексии. В результате ребенок становится неуспеваемым. ему требуется помощь в овладении школьной программой.

Для профилактики задержки речевого развития у ребенка необходимо вовремя проконсультироваться с логопедом и при необходимости раньше начать коррекционно-развивающую работу.



Предварительный просмотр:

Ребёнок, развитие речи и телевидение

http://blog.bebebliss.ro/wp-content/uploads/2013/03/1child-and-tv-682x1024.jpg

Западные ученые установили, что дети, которых в раннем детстве «воспитывал» телевизор страдают недоразвитием речи, эмоций и заторможенностью психического развития в целом. Многие родители жалуются на то, что их ребенку уже четвертый год, а речь все еще отсутствует. Выяснилось, что телевизор дома включен, как правило, в течение всего времени бодрствования ребенка. Эксперт по речи доктор Салли Ворд (Великобритания) говорит о том, что за последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию.

Слова проходят мимо них. «Телевоспитанники» не могут в школе усваивать на слух информацию и испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель, которого они не способны услышать. Общение с другими детьми также может вызвать у них сложности.

Известно также, что экран телевизора производит на ребенка гипнотический эффект. Ведь экран светится. Его мерцание, которое человек воспринимает помимо своей воли, имеет определенный ритм. А мерцающий свет, ритм и определенным образом подобранные шумы гипнотически воздействуют на психику. Поток информации, идущий с экрана, во много раз превышает возможность ребенка воспринимать его и самостоятельно переработать. Он выхватывает то одно, то другое и не может установить связь между изображением и услышанным текстом, из-за чего его мозг начинает мыслить отрывочно.

Телеэкран не только препятствует формированию речи и артикуляции. Он блокирует и спонтанные, творческие игры и естественное движение, не давая детям стимулов, столь необходимых им для формирования двигательных навыков и органов чувств. Нехватка многообразия варьирующихся раздражений, идущих от окружающего, может привести к дефициту в формировании функций головного мозга, а страдают при этом творческие способности, фантазия и интеллект. Дети не прилагают усилий для изобретения новых игр, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты.

Из-за длительного сидения перед телевизором, дети мало двигаются, что отрицательно сказывается на их физическом развитии и ведет к избыточному весу. А неправильная нагрузка на глаза может вызвать потерю остроты зрения.

Значит ли все сказанное, что телевизор надо исключить из жизни ребенка раз и навсегда? Конечно же, нет. Телевизор прочно занял свое место в жизни современного человека, также как телефон и другие технические чудеса. Но мамам и папам надо контролировать, сколько времени проводит ребенок перед телевизором и что он смотрит. По рекомендациям окулистов, продолжительность просмотра телевизионных передач или видеопрограмм для детей трех – семи лет не должна превышать 30 минут. Это безопасная продолжительность просмотра. Максимально допустимая продолжительность просмотра – 40-50 минут в день с перерывом. Английский писатель Джон Мэйсон сказал: «Ты родился оригиналом, не умри копией». Пусть наши дети будут завтра среди тех, кто будет проектировать оригинальные здания, делать уникальные операции, делать яркие репортажи и ставить новые мировые рекорды. Но сегодня для начала нужно просто выключить телевизор и помочь своим детям сохранить свою неповторимую уникальность.

Учитель-логопед, кандидат психологических наук Рыжова Наталья Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...