Рабочая программа
рабочая программа по логопедии
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга»
В. Лопатиной д 4 г. Югорск,628260
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область,
Телефон / факс (834675) 2-15-91
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекции речевых нарушений
на 2020-2021 учебный год
г. Югорск
Содержание:
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики речевого развития детей
1.2 Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения Программы
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, логопедическая работа с обучающимися ДОУ
- Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями обучающихся
- Описание направлений, выбранных учреждением из числа парциальных программ
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы
3.2. Комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы с обучающимися подготовительной к школе группы
3.3. Расписание коррекционно-развивающих занятий с обучающимися
Список литературы
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется в дошкольном возрасте.
В связи с тем, что до настоящего времени не существует утвержденной Министерством Образования специальной Программы для работы в логопедическом пункте ДОУ, возникла необходимость адаптировать существующие программы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи к условиям логопункта.
Рабочая Программа (далее Программа) представляет внутренний документ и является основным для оценки качества коррекционно-развивающей логопедической работы МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга».
Программа составлена в соответствии с:
- Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12. 2012г.№ 273-ФЗ
- ФГОС ДО от 17 октября 2013 №1555;
- САНПИН 2.2.1 3049-13 от 15 мая 2013 №26;
- Положение о логопедическом пункте МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга».
Программа позволяет определить возможные пути включения деятельности учителя – логопеда в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации ФГОС в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Данная программа перекликается с образовательной программой МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга», отвечает ФГОС ДО.
Программа разработана на основе следующих пособий и программ:
- Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В; М.: Просвещение, 2010;
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой;
- «Учим говорить правильно» О. И.Крупенчук Спб: Литера, 2001;
- «Индивидуальная коррекционная работа с детьми» И. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко М.:Просвещение, 1999
Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных нарушений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника.
Программа предназначена для работы с детьми 5 — 7 лет, имеющих следующие нарушения: фонетическое нарушение речи (ФНР); фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); нерезко выраженное общее недоразвитие речи (ОНР, 4 уровня).
Обучение воспитанников дошкольного логопедического пункта ведется на русском языке.
- Цель и задачи реализации Программы
Цель: обеспечить систему средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществить своевременное и полноценное личностное развитие.
Задачи
- Своевременно выявить и провести обследование по изучению уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определить основные направления и содержание работы с каждым ребенком;
- Осуществить необходимую коррекцию отклонений в нарушениях устной речи у детей через коррекционно-логопедические занятия с учителем-логопедом;
- Привить детям навыки коммуникативного общения (общения с взрослыми и детьми) в двух формах: монолог и диалог;
- Проводить мониторинговые исследования (диагностику) результатов коррекционной работы, определять степень речевой готовности детей к школьному обучению;
- Сформировать и координировать информационную готовность к логопедической работе педагогов и родителей, оказывать помощь в организации полноценной речевой среды.
- Принципы и подходы к формированию Программы
Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (
раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского
развития; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования; - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество организации с семьёй; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребёнка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Выше перечисленные принципы ориентированы на следующие подходы:
- на осуществление личностно-ориентированного подхода к воспитанникам с нарушениями в устной речи в детском саду;
- на единство требований и взаимосвязь содержания воспитания и образования коррекционной программы дошкольного логопункта и образовательной программы детского сада;
- на партнерское сотрудничество учителей-логопедов и детей, учителей-логопедов и родителей, учителей-логопедов и педагогического, медицинского персонала детского сада.
- Значимые для реализации программы характеристики речевого развития
Звукопроизношение
При условии правильного речевого развития и при отсутствии органических нарушений к шести годам дети овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.
Фонематическое восприятие
У детей 5 – 7 лет должно быть развито не только правильное звукопроизношение, но и сформировано фонематическое восприятие. Они должны уметь отличать на слух звонкие звуки от глухих (з-c, ж-ш, б-п, в-ф, г- к, д-т), твёрдые от мягких (т-ть, д-дь…), не путать акустически сходные (с-ш, ч-щ, з-ж, р-л...). Недоразвитие слухового восприятия звуков может стать причиной неуспеваемости в школе.
Словарный запас растёт стремительно. Непроизвольная память в дошкольном возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой: один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. Существует большой разрыв в количестве слов у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарем, очень осведомленные в разных областях знаний, умеющие читать и развивающие свой словарь самостоятельно, и встречаются дети, чей словарь ограничен бытовой тематикой.
1.2. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения Программы
- обучающийся обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
- правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
- четко дифференцирует все изученные звуки речи;
- владеет простыми формами фонематического анализа, осуществляет операции фонематического синтеза;
- владеет богатым активным и пассивным словарем;
- составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
- владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;
- нормализуется социальная ситуация развития ребёнка в социуме.
- Содержательный раздел
- Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка, логопедическая работа с обучающимися ДОУ
Содержание коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления:
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с тяжелыми речевыми нарушениями и детей с ОВЗ, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). Изучена методическая литература, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации:
- Н.В. Нищева Карта развития ребенка;
- О.И. Крупенчук Речевая карта
- Н.В. Нищева Альбом для логопеда.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.
Детальное изучение данных диагностических методик позволило при помощи компиляции определить наиболее приемлемое содержание процедуры обследования определения уровня речевого развития детей. Полученные данные заносятся в речевые карты установленного образца (см. ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2) таким образом, результаты мониторинга находят отражение в протоколах (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3) обследования речевого развития дошкольников.
Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы с обучающимся (индивидуальный план по коррекции звукопроизношения) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении Программы.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с речевыми нарушениями и детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков.
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФНР, ФФНР, ОНР.
Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы.
Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.
Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.
Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.
В соответствии Сан Пинами продолжительность подгрупповых занятий 6-го года жизни 20 минут, с детьми 7-го года жизни 25 минут. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными Программой. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией и воспитателями групп учитель-логопед может брать детей со всех занятий (кроме занятий по речевому развитию и занятий по ФЭМП).
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2-4 обучающихся.
Продолжительность занятий с детьми: ФФНР и ФНР– 1 год; ОНР– 2 года.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка, протоколе по выпуску детей из логопункта ДОУ.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:
- совершенствование мимической моторики;
- совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика);
- развитие артикуляционного и голосового аппарата;
- развитие просодической стороны речи;
- формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
- развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным обучающимся ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
Направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
Нарушения устной речи | Направления работы |
Фонетическое недоразвитие речи |
|
Фонетико – фонематическое недоразвитие речи |
|
Общее недоразвитие речи III – IV уровня |
|
Общее недоразвитие речи II уровня |
|
Общее недоразвитие речи I уровня |
|
Задача автоматизации и дифференциации звуков в самостоятельной речи, то есть коррекция произношения, из-за необходимости многократных повторений адресного материала целиком переносится на индивидуальные логопедические занятия.
Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами. Работа по развитию фонематического восприятия осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях и имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе.
Так как на логопункте не предусмотрено проведение специальных занятий по коррекции лексико-грамматических категорий, то упражнения по развитию грамматического строя речи, расширению и обогащению словаря включаются в индивидуальные, подгрупповые занятия, а также рекомендованы воспитателям и родителями для проведения во внеучебное время.
В работе над лексико-грамматическим строем акцент сделан на грамматическом оформлении слов (общности их морфологического состава, способе связи с другими членами предложения и т. п.). Только таким путем можно решить проблему коррекции лексико-грамматических нарушений у детей, занимающихся на логопункте.
Планирование подгрупповых занятий с детьми, имеющими логопедические заключения:
ФФНР, ОНР (7 года жизни разделено на 3 периода обучения)
I период:
2 половина сентября – 1 половина ноября - 9 недель; 9 НОД – 1 занятие в неделю.
II период:
2 половина ноября – 1 половина февраля – 11 недель; 11 НОД – 1 занятие в неделю
III период – 2 половина февраля – май – 11 недель; 11 НОД –1 занятия в неделю
Всего 31 НОД в год.
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся не менее 2 раз в неделю.
Всего не менее 62 занятий в год.
2.2 Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями обучающихся
Для достижения положительных результатов в коррекционной - работе необходимо осуществлять преемственность в работе с родителями обучающихся, через обучение эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.
Основные направления взаимодействия:
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями речевого развития и детей с ОВЗ, инвалидностью и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушением речевого развития и детей с ОВЗ, инвалидностью, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
После проведения логопедического обследования учитель - логопед предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком, и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Программа предусматривает:
- Активное участие родителей во всех мероприятиях, проводимых в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.).
- Помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении индивидуальной папки дидактического материала для занятий дома.
- Систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь.
- Создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.
План взаимодействия учителя-логопеда с родителями (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
2.3. Описание направлений, выбранных учреждением из числа парциальных программ
При построении Программы применялись следующие парциальные программы где учитывались характеристики особенностей развития детей:
|
Для достижения положительных результатов коррекции речевого развития обучающихсяв ДОУ применяются современные технологии: |
Технологии | Цель использования | Применение в практической деятельности | Результаты использования |
Информационные компьютерные технологии | Положительно воздействовать на различные стороны речи, расширять уровень образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств, повышать мотивацию к обучению | Использование компьютерных презентаций на этапах обучения в индивидуальной или подгрупповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а так же как средство визуализации и опосредованного речевого материала | Повышение мотивации к обучению, увеличение прочности усвоения речевого материала и формирование навыка самоконтроля. |
Технология проблемного обучения | Мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать. | Создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность обучающихся | Повышение познавательной мотивации. |
Технология развивающего обучения | Развивать познавательные способности обучающихся путем использования их потенциальных возможностей. | Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности детей. | Повышение познавательной мотивации. |
Технология сотрудничества | Реализовать демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. | Совместно с детьми вырабатываются цели, содержание занятий, дается оценка, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. | Привитие навыков культуры общения, создание атмосферы сотрудничества и равенства, развитие самостоятельного критического мышления. |
Игровые технологии | Овладеть ролевой игрой, формировать готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения. | Имитирование реальных ситуаций, придуманных или восстановленных сказочных сюжетов или мини-историй. | Формирование воображения, символической функции сознания, речи, развитие высших психических функций, |
Здоровьесберегающие технологии | Активизировать кислородный обмен во всех тканях организма, стимулировать работу мозга, регулировать нервно-психические процессы. | Развитие нижнедиафрагмального дыхания, формирование сильного продолжительного выдоха, организация речи на выдохе, дифференциация ротового и носового дыхания. | |
Сказкотерапия | Активизировать интеллектуальное и речевое развитие, эмоциональное восприятие, развивать артикуляционную моторику. | Сказки по лексическим темам, при выполнении артикуляционной гимнастики. | Повышение мотивации к обучению, обогащение словаря, улучшение произносительных навыков. |
АРТ - терапия | Повышение мотивации к обучению, обогащение словаря, улучшение произносительных навыков. |
- Организационный раздел
3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы
Для успешной реализации Программы необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.
Оборудование логопедического кабинета включает:
Пособия и инструменты для обследования:
- интеллекта;
- речи;
- слуха;
- зонды;
- зеркала.
Пособия для коррекционной логопедической работы:
- по связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, тексты для составления рассказов);
- по грамматическому строю;
- по лексическому запасу (папки по лексическим темам);
- по звукопроизношению;
- по фонематическому восприятию.
Пособия для обследования интеллекта, дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности:
- пирамидки из 5-8 колец, «почтовый» ящик;
- кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки и т.д.)
- дары Фрёбеля;
- разрезные картинки разной конфигурации и наборы картинок на выделение четвертого лишнего;
- набор матрешек, полных кубиков, геометрических форм и предметов;
- лото;
- наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми понятиям;.
- наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина).
- набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом;
- набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами, набор картонок - слов омонимов;
- слова для составления шарад и ребусов;
- слова для запоминания слов с помощью картинки или другого слова, стихотворения с перепутанными словами.
Картотеки:
- пальчиковых гимнастик;
- дыхательных гимнастик;
- мимических упражнений;
- игр на развитие силы голоса;
- игр на развитие воздушной струи
Картотеки методических рекомендаций:
- по формированию фонематических представлений
- по формированию грамматического строя речи
- для родителей дошкольников с ОНР:
Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»:
- обувь, одежда;
- посуда, игрушки;
- домашние птицы, зимующие и перелетные птицы;
- домашние животные, дикие животные наших лесов, жарких стран и севера;
- овощи, фрукты, ягоды;
- растительный мир: деревья, кусты, цветы, насекомые;
- рыбы, продукты питания;
- профессии, транспорт;
- времена года;
- части тела человека;
- школа, мебель;
- дом и его части;
- действия (глагольный словарь);
- занимательные игры.
Дидактический материал по формированию связной речи:
- сюжетные картины;
- серии сюжетных картин;
- тематические картины.
Звуковая культура:
- картинный материал для автоматизации поставленных звуков;
- альбом для закрепления поставленных звуков;
- папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
- картины для проведения «Общего комплекса артикуляционной гимнастики»;
- наборное магнитное полотно;
- тетради – тренажеры для автоматизации звуков;
- «Звуковые дорожки» для автоматизации звуков
- настольные игры для автоматизации и дифференциации звуков;
- картотеки предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков (по Нищевой Н.В.)
Дидактический материал для развития мелкой моторики:
- пирамидки, матрешки, волчки;
- шнуровки, деревянные пазлы;
- игры головоломки
- мозаика.
Компьютерные логопедические программы
№ п/п | Наименование программы |
Набор «В помощь логопеду» | |
Набор «Всё включено для логопеда» | |
Дельфа 142.1 | |
Тренажер «ЛОГОМЕР – 2» | |
Игры для Тигры |
Пространство логопедического кабинета зонировано на сектора
Сектор (зона логопедического кабинета), его назначение | Сектор (зона логопедического кабинета), его назначение |
Зона для индивидуальных занятий | Настенное зеркало для логопедических занятий, над зеркалом установлена настенная лампа местного освещения; стол; стулья; умывальник (у входа). |
Зона для групповых занятий | Столы с зеркалами, стулья, настенная доска (грифельные, магнитные, и др.). |
Зона для рабочего места учителя- логопеда (методическая зона) | Стол, компьютер, копировальный аппарат, шкафы для учебно методических и дидактических пособий, логопедический инструментарий и материалы (зонды, шпатели, салфетки, дезинфицирующий материал); настольные игры, игрушки, конструкторы; |
Информационная зона (располагается возле кабинета) | Стенд с информацией для педагогов и родителей (законных представителей) |
3.2 Комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы с обучающимися подготовительной к школе группы (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
3.3. Расписание логопедических занятий с обучающимися на неделю
Понедельник | 8.00-12.00 Индивидуальные, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия |
Вторник | 8.00-8.20 Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие 8.30-8.45 Наблюдение (режимные моменты).Согласование плана работы на неделю с педагогами 98.45-12.00 Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
Среда | 8.00-8.20 Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие 8.30-8.45 Работа с документами 9.00-12.00 Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
Четверг | 13.00-15.30 Методическая работа 15.30-16.00 Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие 16.00-16.30 Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие 16.30-17.00 Консультативное сопровождение ребенка и родителя |
Пятница | 8.00-12.00 Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
Список литературы
- Руководство по организации работы в ДОУ: Сборник примерных документов и методических материалов. / Авт. – сост. Т.О. Йощенко. – М.: АРКТИ
- Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В; М.: Просвещение, 2010;
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой;
- «Учим говорить правильно» О. И.Крупенчук Спб: Литера, 2001;
- «Индивидуальная коррекционная работа с детьми» И. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко М.:Просвещение, 1999
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /автор Н.В.Нищева/. Издание 3-е переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО., -СПб.: 2014.
Источник: http://logoportal.ru/statya-14970/.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...