Рабочая программа
рабочая программа по логопедии

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2020-2021.docx45.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга»  

  В. Лопатиной д 4 г. Югорск,628260

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область,

Телефон / факс (834675) 2-15-91

                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекции речевых нарушений 

на 2020-2021 учебный год

г. Югорск

Содержание:

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики речевого развития детей

1.2 Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения Программы

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, логопедическая работа с обучающимися ДОУ
  2. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями обучающихся
  3. Описание направлений, выбранных учреждением из числа парциальных программ

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы

3.2. Комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы с обучающимися подготовительной к школе группы

3.3. Расписание коррекционно-развивающих занятий с обучающимися

Список литературы

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется в дошкольном возрасте.

В связи с тем, что до настоящего времени не существует утвержденной Министерством Образования специальной Программы для работы в логопедическом пункте ДОУ, возникла необходимость адаптировать существующие программы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи к условиям логопункта.

Рабочая Программа (далее Программа) представляет внутренний документ и является основным для оценки качества коррекционно-развивающей логопедической работы МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга».

Программа составлена в соответствии с:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12. 2012г.№ 273-ФЗ
  • ФГОС ДО от 17 октября 2013 №1555;
  • САНПИН 2.2.1 3049-13 от 15 мая 2013 №26;
  • Положение о логопедическом пункте МАДОУ «Детский сад комбинированного вида     «Радуга».

Программа позволяет определить возможные пути включения деятельности учителя – логопеда в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации ФГОС в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Данная программа перекликается с образовательной программой МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга», отвечает ФГОС ДО.

Программа разработана на основе следующих пособий и программ:

  • Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В; М.: Просвещение, 2010;
  • Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой;

  • «Учим говорить правильно» О. И.Крупенчук Спб: Литера, 2001;
  • «Индивидуальная коррекционная работа с детьми» И. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко М.:Просвещение, 1999

                Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных нарушений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника.

                Программа предназначена для работы с детьми 5 — 7 лет, имеющих следующие нарушения: фонетическое нарушение речи (ФНР); фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); нерезко выраженное общее недоразвитие речи (ОНР, 4 уровня).

                Обучение воспитанников дошкольного логопедического пункта ведется на русском языке.

  1. Цель и задачи реализации Программы

                Цель: обеспечить систему средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществить своевременное и полноценное личностное развитие.

Задачи

  • Своевременно выявить и провести обследование по изучению уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определить основные направления и содержание работы с каждым ребенком;
  • Осуществить необходимую коррекцию отклонений в нарушениях устной речи у детей через коррекционно-логопедические занятия с учителем-логопедом;
  • Привить детям навыки коммуникативного общения (общения с взрослыми и детьми) в двух формах: монолог и диалог;
  • Проводить мониторинговые исследования (диагностику) результатов коррекционной работы, определять степень речевой готовности детей к школьному обучению;
  • Сформировать и координировать информационную готовность к логопедической работе педагогов и родителей, оказывать помощь в организации полноценной речевой среды.
  1. Принципы и подходы к формированию Программы

                Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (
    раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского
    развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
    особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится
    активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
    образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка
    полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
    сотрудничество организации с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий
    ребёнка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Выше перечисленные принципы ориентированы на следующие подходы:

  • на осуществление личностно-ориентированного подхода к воспитанникам с нарушениями в устной речи в детском саду;
  • на единство требований и взаимосвязь содержания воспитания и образования коррекционной программы дошкольного логопункта и образовательной программы детского сада;
  • на партнерское сотрудничество учителей-логопедов и детей, учителей-логопедов и родителей, учителей-логопедов и педагогического, медицинского персонала детского сада.

  1. Значимые для реализации программы характеристики речевого развития

Звукопроизношение

При условии правильного речевого развития и при отсутствии органических нарушений к шести годам дети овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.

Фонематическое восприятие

У детей 5 – 7 лет должно быть развито не только правильное звукопроизношение, но и сформировано фонематическое восприятие. Они должны уметь отличать на слух звонкие звуки от глухих (з-c, ж-ш, б-п, в-ф, г- к, д-т), твёрдые от мягких (т-ть, д-дь…), не путать акустически сходные (с-ш, ч-щ, з-ж, р-л...). Недоразвитие слухового восприятия звуков может стать причиной неуспеваемости в школе.

Словарный запас растёт стремительно. Непроизвольная память в дошкольном возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой: один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. Существует большой разрыв в количестве слов у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарем, очень осведомленные в разных областях знаний, умеющие читать и развивающие свой словарь самостоятельно, и встречаются дети, чей словарь ограничен бытовой тематикой.

1.2. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения Программы

  • обучающийся обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
  • правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
  • четко дифференцирует все изученные звуки речи;
  • владеет простыми формами фонематического анализа, осуществляет операции фонематического синтеза;
  • владеет богатым активным и пассивным словарем;
  • составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
  • владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;
  • нормализуется социальная ситуация развития ребёнка в социуме.

  1. Содержательный раздел
  1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями

развития ребенка, логопедическая работа с обучающимися ДОУ

                Содержание коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления:

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с тяжелыми речевыми нарушениями и детей с ОВЗ, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;

Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). Изучена методическая литература, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации:

  • Н.В. Нищева Карта развития ребенка;
  • О.И. Крупенчук Речевая карта
  • Н.В. Нищева Альбом для логопеда.
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.

Детальное изучение данных диагностических методик позволило при помощи компиляции определить наиболее приемлемое содержание процедуры обследования определения уровня речевого развития детей. Полученные данные заносятся в речевые карты установленного образца (см. ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2) таким образом, результаты мониторинга находят отражение в протоколах (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3) обследования речевого развития дошкольников.

Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы с обучающимся (индивидуальный план по коррекции звукопроизношения) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении Программы.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с  речевыми нарушениями и детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков.

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФНР, ФФНР, ОНР.

Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы.

                Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр.  К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.

 В соответствии Сан Пинами продолжительность подгрупповых занятий 6-го года жизни 20 минут, с детьми 7-го года жизни 25 минут. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными Программой. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая.  Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией и воспитателями групп учитель-логопед может брать детей со всех занятий (кроме занятий по речевому развитию и занятий по ФЭМП).

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2-4  обучающихся.

Продолжительность занятий с детьми: ФФНР и ФНР– 1 год; ОНР– 2 года.                                                    

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка, протоколе по выпуску детей из логопункта ДОУ.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

  • совершенствование мимической моторики;
  • совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика);
  • развитие артикуляционного и голосового аппарата;
  • развитие просодической стороны речи;
  • формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
  • уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
  • формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
  • развитие диалогической и монологической речи.

                Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным обучающимся ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.

Направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

Нарушения устной речи

Направления работы

Фонетическое недоразвитие речи

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Коррекция звукопроизношения.
  • Развитие фонематического восприятия.

Фонетико – фонематическое недоразвитие речи

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Коррекция звукопроизношения.
  • Совершенствование грамматического строя

Общее недоразвитие речи III – IV уровня

  • Коррекция звукопроизношения.
  • Развитие фонематического восприятия
  • Развитие общей моторики.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Формирование просодических компонентов речи.
  • Совершенствование грамматического строя.
  • Обогащение словаря.

Общее недоразвитие речи II уровня

  • Развитие импрессивной речи.
  • Формирование экспрессивной речи (формирование навыков употребления простого предложения; формирование навыков употребления простого распространенного предложения).
  • Развитие общей моторики.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Формирование невербальной основы речи.

Общее недоразвитие речи I уровня

  • Развитие импрессивной речи.
  • Формирование экспрессивной речи (вызывание подражательной речевой деятельности детей в форме любых звуковых проявлений).
  • Развитие общей моторики.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Формирование просодических компонентов речи.

Задача автоматизации и дифференциации звуков в самостоятельной речи, то есть коррекция произношения, из-за необходимости многократных повторений адресного материала целиком переносится на индивидуальные логопедические занятия.

Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами. Работа по развитию фонематического восприятия осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях и имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Так как на логопункте не предусмотрено проведение специальных занятий по коррекции лексико-грамматических категорий, то упражнения по развитию грамматического строя речи, расширению и обогащению словаря включаются в индивидуальные, подгрупповые занятия, а также рекомендованы воспитателям и родителями для проведения во внеучебное время.

В работе над лексико-грамматическим строем акцент сделан на грамматическом оформлении слов (общности их морфологического состава, способе связи с другими членами предложения и т. п.). Только таким путем можно решить проблему коррекции лексико-грамматических нарушений у детей, занимающихся на логопункте.

Планирование подгрупповых занятий с детьми, имеющими логопедические заключения:

ФФНР, ОНР (7 года жизни разделено на 3 периода обучения)

I период:

2 половина сентября – 1 половина ноября - 9 недель; 9 НОД – 1 занятие в неделю.

II период:

2 половина ноября – 1 половина февраля – 11 недель; 11 НОД – 1 занятие в неделю

III период – 2 половина февраля – май – 11 недель; 11 НОД –1 занятия в неделю

Всего 31 НОД в год.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся не менее 2 раз в неделю.

Всего не менее 62 занятий в год.

2.2 Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями обучающихся

                        Для достижения положительных результатов в коррекционной - работе необходимо осуществлять преемственность в работе с родителями обучающихся, через обучение эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.

Основные направления взаимодействия:

  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с  нарушениями речевого развития и детей с ОВЗ, инвалидностью и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
  • информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушением речевого развития и детей с ОВЗ, инвалидностью, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

После проведения логопедического обследования учитель - логопед предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий  с ребёнком, и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.

Программа предусматривает:

  • Активное участие родителей во всех мероприятиях, проводимых в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.).
  • Помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении индивидуальной папки дидактического материала для занятий дома.
  • Систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь.
  • Создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.

План взаимодействия учителя-логопеда с родителями (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

2.3. Описание направлений, выбранных учреждением из числа парциальных программ

При построении Программы применялись следующие парциальные программы где учитывались характеристики особенностей развития детей:

  • Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /автор Н.В.Нищева/. Издание 3-е переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО., -СПб.: 2014.
  • Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В; М.: Просвещение, 2010;
  • Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой;

           Для достижения положительных результатов коррекции речевого развития обучающихсяв ДОУ применяются современные технологии:

Технологии

Цель использования

Применение в практической деятельности

Результаты использования

Информационные компьютерные технологии

Положительно воздействовать на различные стороны речи, расширять уровень образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств, повышать мотивацию к обучению

Использование компьютерных презентаций на  этапах обучения в индивидуальной или подгрупповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а так же как средство визуализации и опосредованного речевого материала

Повышение мотивации к обучению, увеличение прочности усвоения речевого материала и формирование навыка самоконтроля.

Технология проблемного обучения

Мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать.

Создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность обучающихся

Повышение познавательной мотивации.

Технология развивающего обучения

Развивать познавательные способности обучающихся путем использования их потенциальных возможностей.

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности детей.

Повышение познавательной мотивации.

Технология сотрудничества

Реализовать демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка.

Совместно с детьми вырабатываются цели, содержание занятий, дается оценка, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Привитие навыков культуры общения, создание атмосферы сотрудничества и равенства, развитие самостоятельного критического мышления.

Игровые технологии

Овладеть ролевой игрой, формировать готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения.

Имитирование реальных ситуаций, придуманных или восстановленных сказочных сюжетов или мини-историй.

Формирование воображения, символической функции сознания, речи, развитие высших психических функций,

Здоровьесберегающие технологии

Активизировать кислородный обмен во всех тканях организма, стимулировать работу мозга, регулировать нервно-психические процессы.

Развитие нижнедиафрагмального дыхания, формирование сильного продолжительного выдоха, организация речи на выдохе, дифференциация ротового и носового дыхания.

Сказкотерапия

Активизировать интеллектуальное и речевое развитие, эмоциональное восприятие, развивать артикуляционную моторику.

Сказки по лексическим темам, при выполнении артикуляционной гимнастики.

Повышение мотивации к обучению, обогащение словаря, улучшение произносительных навыков.

АРТ - терапия

Повышение мотивации к обучению, обогащение словаря, улучшение произносительных навыков.

  1. Организационный раздел

3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы

Для успешной реализации Программы необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.

Оборудование логопедического кабинета включает:

Пособия и инструменты для обследования:

  • интеллекта;
  • речи;
  • слуха;
  • зонды;
  • зеркала.        

Пособия для коррекционной логопедической работы:

  • по связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, тексты для составления рассказов);
  • по грамматическому строю;
  • по лексическому запасу (папки по лексическим темам);
  • по звукопроизношению;
  • по фонематическому восприятию.

Пособия для обследования интеллекта, дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности:

  • пирамидки из 5-8 колец, «почтовый» ящик;
  • кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки и т.д.)
  • дары Фрёбеля;
  • разрезные картинки разной конфигурации и наборы картинок на выделение четвертого лишнего;
  • набор матрешек, полных кубиков, геометрических форм и предметов;
  • лото;
  • наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми понятиям;.
  • наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина).
  • набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом;
  • набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами, набор картонок - слов омонимов;
  • слова для составления шарад и ребусов;
  • слова для запоминания слов с помощью картинки или другого слова, стихотворения с перепутанными словами.

Картотеки:

  • пальчиковых гимнастик;
  • дыхательных гимнастик;
  • мимических упражнений;
  • игр на развитие силы голоса;
  • игр на развитие воздушной струи

Картотеки методических рекомендаций:

  • по формированию фонематических представлений
  • по формированию грамматического строя речи
  • для родителей дошкольников с ОНР:

Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»:

  • обувь, одежда;
  • посуда, игрушки;
  • домашние птицы, зимующие и перелетные птицы;
  • домашние животные, дикие животные наших лесов, жарких стран и севера;
  • овощи, фрукты, ягоды;
  • растительный мир: деревья, кусты, цветы, насекомые;
  • рыбы, продукты питания;
  • профессии, транспорт;
  • времена года;
  • части тела человека;
  • школа, мебель;
  • дом и его части;
  • действия (глагольный словарь);
  • занимательные игры.

Дидактический материал по формированию связной речи:

  • сюжетные картины;
  • серии сюжетных картин;
  • тематические картины.

Звуковая культура:

  • картинный материал для автоматизации поставленных звуков;
  • альбом для закрепления поставленных звуков;
  • папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
  • картины для проведения «Общего комплекса артикуляционной гимнастики»;
  • наборное магнитное полотно;
  • тетради – тренажеры для автоматизации звуков;
  • «Звуковые дорожки» для автоматизации звуков
  • настольные игры для автоматизации и дифференциации звуков;
  • картотеки предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков (по Нищевой Н.В.)

Дидактический материал для развития мелкой моторики:

  • пирамидки, матрешки, волчки;
  • шнуровки, деревянные пазлы;
  • игры головоломки
  • мозаика.

Компьютерные логопедические программы

№ п/п

 Наименование программы

Набор «В помощь логопеду»

Набор «Всё включено для логопеда»

Дельфа 142.1

Тренажер «ЛОГОМЕР – 2»

Игры для Тигры

Пространство логопедического кабинета зонировано на сектора

Сектор (зона логопедического кабинета), его назначение

Сектор (зона логопедического кабинета), его назначение

Зона для индивидуальных занятий

Настенное зеркало для логопедических занятий, над зеркалом установлена настенная лампа местного освещения; стол; стулья; умывальник (у входа).

Зона для групповых занятий

Столы с зеркалами, стулья, настенная доска (грифельные, магнитные, и др.).

Зона для рабочего места учителя- логопеда (методическая зона)

Стол, компьютер, копировальный аппарат, шкафы для учебно методических и дидактических пособий, логопедический инструментарий и материалы (зонды, шпатели, салфетки, дезинфицирующий материал); настольные игры, игрушки, конструкторы;

Информационная зона (располагается возле кабинета)

Стенд с информацией для педагогов и родителей (законных представителей)

3.2 Комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы   с обучающимися подготовительной к школе группы (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

3.3. Расписание логопедических занятий с обучающимися на неделю

Понедельник

8.00-12.00 Индивидуальные, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия

Вторник

8.00-8.20 Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие

8.30-8.45 Наблюдение (режимные моменты).Согласование плана работы на неделю с педагогами

98.45-12.00 Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

Среда

8.00-8.20 Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие

8.30-8.45 Работа с документами

9.00-12.00 Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

Четверг

13.00-15.30 Методическая работа

15.30-16.00 Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие

16.00-16.30 Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие

16.30-17.00 Консультативное сопровождение ребенка и родителя

Пятница

8.00-12.00 Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

Список литературы

  1. Руководство по организации работы в ДОУ: Сборник примерных документов и методических материалов. / Авт. – сост. Т.О. Йощенко. – М.: АРКТИ
  2. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В; М.: Просвещение, 2010;
  3. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой;
  4. «Учим говорить правильно» О. И.Крупенчук Спб: Литера, 2001;
  5. «Индивидуальная коррекционная работа с детьми» И. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко М.:Просвещение, 1999
  6. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /автор Н.В.Нищева/. Издание 3-е переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО., -СПб.: 2014.

Источник: http://logoportal.ru/statya-14970/.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...