НОД учителя-логопеда для детей 6-7 лет компенсирующей группы с речевыми нарушениями
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ефременко Елена Геннадьевна

Лексическая тема - посуда поможет детям с нарушением речи. ...

Обогащаем и активизируем словарный запас по теме Закрепляем знание существительных: кастрюля, сковорода, тарелка, чайник, блюдце, чашка, стакан, ложка, нож, вилка, кофейник, половник, салатница, конфетчица, сахарница, солонка, дуршлаг, носик, ручка, крышка, стенка, дно; прилагательных: новая, удобная, чистая, высокий, низкий, мелкая, глубокая, деревянная, фарфоровая, керамическая, глиняная, острый, железный, кухонная, столовая; глаголов: варить, жарить, чистить, резать, разбивать, мыть, готовить, мыть, сполоснуть, вытирать, накрывать на стол, перелить, разлить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kuhnya_posuda.docx265.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе

по лексической теме "Посуда"

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить и расширить представления детей о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана;
  • закрепить понятия чайная, столовая, кухонная посуда;
  • уточнить и активизировать словарь по теме; совершенствовать грамматический строй речи (использование имён существительных в косвенных падежах), развитие навыков словообразования относительных прилагательных, существительных с помощью суффиксов –ик-, -ниц-. Согласование существительных с прилагательными.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать связную речь, зрительное восприятие (слева, справа) и внимание, мелкую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, воспитание бережного отношения к посуде.

Демонстрационный материал:

Презентация по теме «Посуда», скатерть-самобранка, предметы посуды из различных материалов, чайный сервиз, пазлы «Посуда», чашки для поддувания, чайные коробочки.

Ход занятия

Приветствие

Логопед:

Здравствуйте, друзья хорошие:

Милые, добрые и пригожие,

Я спрошу у вас сейчас:

- “Кто хороший здесь у нас?”

Дети:

Я – хороший, ты – хороший,

Он – хороший, и она.

Если жить мы дружно сможем

Станет жизнь чудес полна.

Введение в тему.

Логопед: Ребята, вы любите чудеса? Вот вам и чудо! (показывает скатерть)

Голос: Я скатерть – самобранка, разверните меня.

(Дети разворачивают скатерть, накрывают ею стол, любуются)

Логопед: (Удивленно) Скатерть-самобранка, а пуста! Какая-то загадка! Дети, а вы любите загадки? Я загадаю, а вы отгадаете.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

“Пейте чай, вода вскипела!”  (чайник)

Логопед: Разделите слово «чайник» на слоги.  (чай-ник)

Сама не ем, а людей кормлю  (ложка)

- Делим слово на слоги. (лож-ка)

И в столовой, и на кухне,

В ресторане и везде:

Если варят – то в …… (кастрюле)

Жарят на ………. (сковороде)

- Разделим и эти слова на слоги. (кас-трю-ля, ско-во-ро-да).

Логопед: Загадки о чем? (о посуде). Значит разговор у нас сегодня о посуде.

Вспомните и найдите предметы – отгадки в зале и несите их на скатерть-самобранку. Все отгадки на столе.

Игра "Что лишнее?"

Голос: Поиграю снова я.

            Посмотрите на меня.

- Посмотрите на экран, там появились лишние предметы.

(На экране 4 предметные картинки с изображениями посуды и игрушек).

Перечислите картинки. Что лишнее? Почему?

- Чайник, кастрюля, мяч, ложка, сковородка.

- Лишний мяч. Он - игрушка.  А все остальное посуда.

- Правильно. Назовите следующие картинки. 

(Появляется новый комплект: чашка, тарелка, стакан, кружка.)

- Что лишнее и почему?

- Лишняя тарелка. Из нее нельзя пить.  А из остальной посуды можно пить.

- Верно. Молодцы! Похлопайте себе.

Беседа о бережном отношении к посуде.

(Стук в дверь. Заходит плачущая Федора.)

Логопед:– Ты кто? Почему ты плачешь?

Федора: – От меня посуда ушла.

Логопед: – Ребята, вы догадались кто же это? (Это Федора)

Логопед: - Как вы думаете, почему от Федоры посуда ушла?  (Потому что она не мыла посуду, посуда была грязная).

Логопед: – А какая она должна быть?  (Посуда должна быть чистая).

Логопед: – Вот видишь, Федора,  с посудой нужно обращаться аккуратно, бережно.                

Федора: (громко плачет). – Мне посуду жалко!  

Мимическая гимнастика

А за ними блюдца, блюдца – Улыбнулись

Вдоль по улице несутся – Удивились

На стаканы – дзынь – натыкаются – Нахмурились

И стаканы- дзынь – разбиваются… - Грустные.

Материалы, из которых изготовляется посуда.

Федора: – А почему стаканы разбиваются? (они стеклянные, из стекла).

– А какая еще посуда бьется?  (фарфоровая из фарфора: хрустальная – из хрусталя; глиняная из глины).

Федора: – Какая посуда не разбивается? (железная, деревянная, алюминиевая, пластмассовая).

Закрепление видов посуды.

Логопед: Федорушка, а еще посуда бывает кухонная, столовая и чайная.

Федора: И ребята ее знают и не путают?

Логопед: Ребята, назовите кухонную посуду (столовую, чайную).

(Дети по слайдам называют посуду)

Пальчиковая гимнастика “Посуда”

- Ребята, поможем Федоре помыть посуду, наведем порядок!

Мы посуду для Федоры

Вымоем без уговоров:

Имитация движения

Моем вилку, чашку, ложку,

Сковородку, поварёшку,

Моем блюдце и стакан,

Самомассаж кончиков пальцев

И закроем крепко кран.

Имитация движения

- Молодцы Федора очень довольна, как вы вымыли посуду.

   

Игра "Разбитая чашка". 

Федора:

Я посуду перемыла,                                                            

Только чашку я разбила,                                              

Ковшик тоже развалился,                                              

 Нос у чайника отбился,        

Ложку я чуть-чуть сломала,                                            

Всю посуду поломала!              

Логопед: Непорядок, ребята, поможем Федоре отремонтировать посуду. Сложите части картинки правильно.

 (Дети подходят к столам. Складывают разрезные картинки посуды.)

Логопед: Молодцы!

- Что у тебя получилось?  (ПОЛНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: «У меня красная кружка»).

Игра “Назови ласково”  (Дети стоят у столов)

Логопед: А еще Федора, ласковое слово всем приятно. Даже посуду можно назвать ласково.

Чашка-чашечка, ложка-ложечка, тарелка-тарелочка, стакан-стаканчик, вилка-вилочка и т.д.

Федора: – Спасибо, ребята, за помощь, вы научили меня бережно обращаться с посудой:

«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

Буду, буду я посуду и любить и уважать».

– Приглашаю вас поиграть в веселую игру.

Развитие общей моторики «Посуда» ( Координация речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных)

Вот большой  стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Надувают животик, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие бедняжки.

Присели, одна рука на поясе

Вот фарфоровые блюдца

Только стукни, разобьются.

Кружатся, рисуя руками круг

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Потянулись, руки сомкнуты над головой

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес.

Легли на ковер, вытянулись

Развитие фонематического слуха.

Федора: Вот теперь я добрая хозяюшка. Помогите мне, ребята, к чаепитию накрыть стол. Принести посуду, в названии которой, есть:

(дифференцированный подход)

звук “с ” (самовар, стакан);

“ч” - (чашка, чайник, молочник);

“ц” - (блюдце, конфетница, сахарница).

Ведение нового слова.

Федора: Мы собрали чайный сервиз. Сервиз – это набор посуды, предназначенный, например, для чаепития.  (закрепление слова “сервиз”).

- Что это? (Это чайный сервиз)

Федора: Вот и стол накрыт. Здесь чайник из стекла, он …. (стеклянный)

Чашки из фарфора, они….. (фарфоровые)

Ложки из серебра, они….. (серебряные)

Поднос из пластмассы …. (пластмассовый)

Упражнение на пространственное ориентирование.

Федора: - Назовите предмет, который находится справа от чашки.

- Назовите предмет, который находится под чайником. И. т. д.

Гимнастика для глаз

Логопед: Ваши глазки зоркие и внимательные, головушки мудрые, умные.

Смотрим внимательно на экран, следим только глазками.

Упражнение на развитие зрительной памяти. Игра «Что изменилось?»

(тот же предметный ряд, но по другому расставленный)

Федора: - Что изменилось?

 

Упражнение в словообразовании. Игра “Угадай, какой я пью чай?”

Логопед: Выберем, какой будем пить чай.

- Чай с малиной? (Малиновый чай)

(Коробочки с изображением фруктов, ягод и рассказывают: Малиновый, лимонный, земляничный, яблочный, ежевичный, смородиновый.

Логопед побуждает строить развернутые предложения).

Упражнение "Подуем на чай". (развитие дыхания)

Логопед: - Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на "пар", не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.

(Дети встают около своих стульчиков, им раздается плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.)

 Итог занятия.

Логопед: - Чудесное у нас чаепитии!

Спасибо скатерти-самобранке, вам ребята и Федоре Егоровне. Но нам пора возвращаться в группу.

 Предлагаю подарить  Федоре  Егоровне набор посуды на память.

Но прежде,  вспомним, что нового узнали?

Какие задания были трудными?

(Ребенок дарит Федоре посуду)

Какое настроение, покажите мне его с помощью наших подсказок.

(Подходят и выбирают ту ложку, которой соответствует их настроение).

https://shkola7gnomov.ru/upload/iblock/45b/45b8fd53e8024239e2e2b265e6b3d090.jpeg

https://img1.labirint.ru/rcimg/5a6d0165a747e0be57cc309f6c519e02/1920x1080/books64/638581/ph_04.jpg?1564111948


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителя-логопеда по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Тема внедрения нетрадиционных  методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимае...

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»...

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения»

Данный проект направлен  на создание условий успешного взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения эффективности коррекции  речевых нарушений....

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей в работе по предупреждению и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Данный план представлен в виде таблицы, в которой указаны направления коррекционно-образовательной работы и основные задачи участников в работе по предупреждению и преодо...

Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей с ТНР (ОНР) старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности на учебный год

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована взаимосвязь в работе учителя-логопеда с воспитателями и родителями....

Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).

Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).         Успешная коррекционна...

Формы взаимодейстрия учителя-логопеда и семей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Сотрудничество с родителями как условие психолого-педагогической поддержки будет содействовать, с одной стороны, коррекции речевых нарушений у детей, и с другой – повысит уровень психолого-педаг...