НОД учителя-логопеда для детей 6-7 лет компенсирующей группы с речевыми нарушениями
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Лексическая тема - посуда поможет детям с нарушением речи. ...
Обогащаем и активизируем словарный запас по теме Закрепляем знание существительных: кастрюля, сковорода, тарелка, чайник, блюдце, чашка, стакан, ложка, нож, вилка, кофейник, половник, салатница, конфетчица, сахарница, солонка, дуршлаг, носик, ручка, крышка, стенка, дно; прилагательных: новая, удобная, чистая, высокий, низкий, мелкая, глубокая, деревянная, фарфоровая, керамическая, глиняная, острый, железный, кухонная, столовая; глаголов: варить, жарить, чистить, резать, разбивать, мыть, готовить, мыть, сполоснуть, вытирать, накрывать на стол, перелить, разлить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_kuhnya_posuda.docx | 265.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе
по лексической теме "Посуда"
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить и расширить представления детей о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана;
- закрепить понятия чайная, столовая, кухонная посуда;
- уточнить и активизировать словарь по теме; совершенствовать грамматический строй речи (использование имён существительных в косвенных падежах), развитие навыков словообразования относительных прилагательных, существительных с помощью суффиксов –ик-, -ниц-. Согласование существительных с прилагательными.
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь, зрительное восприятие (слева, справа) и внимание, мелкую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, воспитание бережного отношения к посуде.
Демонстрационный материал:
Презентация по теме «Посуда», скатерть-самобранка, предметы посуды из различных материалов, чайный сервиз, пазлы «Посуда», чашки для поддувания, чайные коробочки.
Ход занятия
Приветствие
Логопед:
Здравствуйте, друзья хорошие:
Милые, добрые и пригожие,
Я спрошу у вас сейчас:
- “Кто хороший здесь у нас?”
Дети:
Я – хороший, ты – хороший,
Он – хороший, и она.
Если жить мы дружно сможем
Станет жизнь чудес полна.
Введение в тему.
Логопед: Ребята, вы любите чудеса? Вот вам и чудо! (показывает скатерть)
Голос: Я скатерть – самобранка, разверните меня.
(Дети разворачивают скатерть, накрывают ею стол, любуются)
Логопед: (Удивленно) Скатерть-самобранка, а пуста! Какая-то загадка! Дети, а вы любите загадки? Я загадаю, а вы отгадаете.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
“Пейте чай, вода вскипела!” (чайник)
Логопед: Разделите слово «чайник» на слоги. (чай-ник)
Сама не ем, а людей кормлю (ложка)
- Делим слово на слоги. (лож-ка)
И в столовой, и на кухне,
В ресторане и везде:
Если варят – то в …… (кастрюле)
Жарят на ………. (сковороде)
- Разделим и эти слова на слоги. (кас-трю-ля, ско-во-ро-да).
Логопед: Загадки о чем? (о посуде). Значит разговор у нас сегодня о посуде.
Вспомните и найдите предметы – отгадки в зале и несите их на скатерть-самобранку. Все отгадки на столе.
Игра "Что лишнее?"
Голос: Поиграю снова я.
Посмотрите на меня.
- Посмотрите на экран, там появились лишние предметы.
(На экране 4 предметные картинки с изображениями посуды и игрушек).
Перечислите картинки. Что лишнее? Почему?
- Чайник, кастрюля, мяч, ложка, сковородка.
- Лишний мяч. Он - игрушка. А все остальное посуда.
- Правильно. Назовите следующие картинки.
(Появляется новый комплект: чашка, тарелка, стакан, кружка.)
- Что лишнее и почему?
- Лишняя тарелка. Из нее нельзя пить. А из остальной посуды можно пить.
- Верно. Молодцы! Похлопайте себе.
Беседа о бережном отношении к посуде.
(Стук в дверь. Заходит плачущая Федора.)
Логопед:– Ты кто? Почему ты плачешь?
Федора: – От меня посуда ушла.
Логопед: – Ребята, вы догадались кто же это? (Это Федора)
Логопед: - Как вы думаете, почему от Федоры посуда ушла? (Потому что она не мыла посуду, посуда была грязная).
Логопед: – А какая она должна быть? (Посуда должна быть чистая).
Логопед: – Вот видишь, Федора, с посудой нужно обращаться аккуратно, бережно.
Федора: (громко плачет). – Мне посуду жалко!
Мимическая гимнастика
А за ними блюдца, блюдца – Улыбнулись
Вдоль по улице несутся – Удивились
На стаканы – дзынь – натыкаются – Нахмурились
И стаканы- дзынь – разбиваются… - Грустные.
Материалы, из которых изготовляется посуда.
Федора: – А почему стаканы разбиваются? (они стеклянные, из стекла).
– А какая еще посуда бьется? (фарфоровая из фарфора: хрустальная – из хрусталя; глиняная из глины).
Федора: – Какая посуда не разбивается? (железная, деревянная, алюминиевая, пластмассовая).
Закрепление видов посуды.
Логопед: Федорушка, а еще посуда бывает кухонная, столовая и чайная.
Федора: И ребята ее знают и не путают?
Логопед: Ребята, назовите кухонную посуду (столовую, чайную).
(Дети по слайдам называют посуду)
Пальчиковая гимнастика “Посуда”
- Ребята, поможем Федоре помыть посуду, наведем порядок!
Мы посуду для Федоры Вымоем без уговоров: | Имитация движения |
Моем вилку, чашку, ложку, Сковородку, поварёшку, Моем блюдце и стакан, | Самомассаж кончиков пальцев |
И закроем крепко кран. | Имитация движения |
- Молодцы Федора очень довольна, как вы вымыли посуду.
Игра "Разбитая чашка".
Федора:
Я посуду перемыла,
Только чашку я разбила,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку я чуть-чуть сломала,
Всю посуду поломала!
Логопед: Непорядок, ребята, поможем Федоре отремонтировать посуду. Сложите части картинки правильно.
(Дети подходят к столам. Складывают разрезные картинки посуды.)
Логопед: Молодцы!
- Что у тебя получилось? (ПОЛНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: «У меня красная кружка»).
Игра “Назови ласково” (Дети стоят у столов)
Логопед: А еще Федора, ласковое слово всем приятно. Даже посуду можно назвать ласково.
Чашка-чашечка, ложка-ложечка, тарелка-тарелочка, стакан-стаканчик, вилка-вилочка и т.д.
Федора: – Спасибо, ребята, за помощь, вы научили меня бережно обращаться с посудой:
«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!
Буду, буду я посуду и любить и уважать».
– Приглашаю вас поиграть в веселую игру.
Развитие общей моторики «Посуда» ( Координация речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных)
Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник. | Надувают животик, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик |
Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие бедняжки. | Присели, одна рука на поясе |
Вот фарфоровые блюдца Только стукни, разобьются. | Кружатся, рисуя руками круг |
Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. | Потянулись, руки сомкнуты над головой |
Вот пластмассовый поднос Он посуду нам принес. | Легли на ковер, вытянулись |
Развитие фонематического слуха.
Федора: Вот теперь я добрая хозяюшка. Помогите мне, ребята, к чаепитию накрыть стол. Принести посуду, в названии которой, есть:
(дифференцированный подход)
звук “с ” (самовар, стакан);
“ч” - (чашка, чайник, молочник);
“ц” - (блюдце, конфетница, сахарница).
Ведение нового слова.
Федора: Мы собрали чайный сервиз. Сервиз – это набор посуды, предназначенный, например, для чаепития. (закрепление слова “сервиз”).
- Что это? (Это чайный сервиз)
Федора: Вот и стол накрыт. Здесь чайник из стекла, он …. (стеклянный)
Чашки из фарфора, они….. (фарфоровые)
Ложки из серебра, они….. (серебряные)
Поднос из пластмассы …. (пластмассовый)
Упражнение на пространственное ориентирование.
Федора: - Назовите предмет, который находится справа от чашки.
- Назовите предмет, который находится под чайником. И. т. д.
Гимнастика для глаз
Логопед: Ваши глазки зоркие и внимательные, головушки мудрые, умные.
Смотрим внимательно на экран, следим только глазками.
Упражнение на развитие зрительной памяти. Игра «Что изменилось?»
(тот же предметный ряд, но по другому расставленный)
Федора: - Что изменилось?
Упражнение в словообразовании. Игра “Угадай, какой я пью чай?”
Логопед: Выберем, какой будем пить чай.
- Чай с малиной? (Малиновый чай)
(Коробочки с изображением фруктов, ягод и рассказывают: Малиновый, лимонный, земляничный, яблочный, ежевичный, смородиновый.
Логопед побуждает строить развернутые предложения).
Упражнение "Подуем на чай". (развитие дыхания)
Логопед: - Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на "пар", не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.
(Дети встают около своих стульчиков, им раздается плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.)
Итог занятия.
Логопед: - Чудесное у нас чаепитии!
Спасибо скатерти-самобранке, вам ребята и Федоре Егоровне. Но нам пора возвращаться в группу.
Предлагаю подарить Федоре Егоровне набор посуды на память.
Но прежде, вспомним, что нового узнали?
Какие задания были трудными?
(Ребенок дарит Федоре посуду)
Какое настроение, покажите мне его с помощью наших подсказок.
(Подходят и выбирают ту ложку, которой соответствует их настроение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы учителя-логопеда по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»
Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимае...
Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»...
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения»
Данный проект направлен на создание условий успешного взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений....
Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей в работе по предупреждению и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Данный план представлен в виде таблицы, в которой указаны направления коррекционно-образовательной работы и основные задачи участников в работе по предупреждению и преодо...
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей с ТНР (ОНР) старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности на учебный год
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована взаимосвязь в работе учителя-логопеда с воспитателями и родителями....
Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).
Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете). Успешная коррекционна...
Формы взаимодейстрия учителя-логопеда и семей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Сотрудничество с родителями как условие психолого-педагогической поддержки будет содействовать, с одной стороны, коррекции речевых нарушений у детей, и с другой – повысит уровень психолого-педаг...