Коррекционная работа по повышению речевой активности через усвоение обобщенного способа формирования связного речевого высказывания у детей с ОНР.
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа)

Представлен перспективный план работы с детьми подготовительной группы с ОНР по развитию связной речи .

Скачать:


Предварительный просмотр:

 КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА  ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ УСВОЕНИЕ ОБОБЩЕННОГО СПОСОБА ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОГО РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У  ДЕТЕЙ  С ОНР  

УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 30»   ШИЛОВОЙ Л.П.

Перспективный план коррекционной работы в подготовительной  группе детей с ОНР.

ДАТА

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ЗАДАЧИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

МАТЕРИАЛ

СЕНТЯБРЬ

1-2  нед

Обследова -ние детей.

Заполнение речевых карт и карт индивиду- ального развития.

Изучение : состояния  связной речи (пересказ, рассказ по серии картин, рассказ – описание), умение строить предложения разных видов             ( сложные, простые), и типов.

Двукратное чтение сказки, вопросы по содержанию текста и на выявление причинно-следственных связей; пересказ рус. нар. сказок «Репка» («Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Курочка- Ряба»).

Рассматривание серии сюжетных картин «Еж», раскладывание в нужной последовательности картинок, вопросы по содержанию картин и на понимание скрытого смысла, составление рассказа по серии картин «Еж».

Составление рассказа описания домашней птицы «Петушок». Предлагается  схема для составления рассказа.

Вопросы на выявление умения строить предложения разных видов и типов.

Н.В.Нищева «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи». -СПб. ДЕТСТВО –ПРЕСС: 2015.

Серия сюжетных картин «Еж», картинка «петушок» для описания, схема.

Тексты рус. нар. сказок  с иллюстрациями

(на выбор ребенку).

3 нед

«Человек. Мое тело. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык»

Закрепление умения детей слушать небольшой рассказ, отвечать на вопросы по содержанию текста, пересказывать рассказ, соблюдая последовательность , вопросительную интонацию , выразительность при передаче  диалога.

Д/и «Назови части тела», Д/и «Правильно?» Построение предложений с противительным союзом

 ( нет это не…, а…)

Д/и «У человека - у животного», д/и «Назови ласково»

Ф\м «Веселые фигуры», игра «Договори словечко».

Игра «Веселые истории»

Чтение рассказа Е. Пермяка  «Про нос и язык».

Вопросы:

О ком этот рассказ?

Как начинается рассказ? Что спросила Катя у бабушки? Что ответила бабушка? Чем заканчивается рассказ?

Чтение рассказа детьми  по ролям (Катя, бабушка, автор). Упражнять  детей в передаче вопросительной интонации, выразительности при диалоге бабушки и Кати. Пересказ рассказа сильным ребенком, а затем 3-4 детьми. Выбор  самого выразительного рассказа детьми и логопедом.

Подбор картинок на тему «Человек»

Текст рассказа Е.Пермяка  «Про нос и язык».

4 нед

«Предметы гигиены. Составле-ние рассказа по серии сюжетных картин  «Игра с куклой». Предложение из 2-х слов»

Закрепление умения построения  сложных предложений с союзом  чтобы.

Закрепление навыка употребления простого предложения с однородными членами и союзом и при однородных членах. Закрепление умения составлять

повествовательный рассказ по  серии картин, определять последовательность событий , определять события, придумывать конец истории, составлять план рассказа, придумывать название рассказу. Обучение внимательному  слушанию рассказа  и оцениванию рассказа детьми.

Д/и «Отгадай загадку», д/и «Подумай и ответь»,

д/и «Подбери слово»», д/и «Скажи правильно».

Ф/м «И меня». Д\и «Поездка»

 ( составление сложноподчиненных предложений с союзом чтобы).

Д\и «Поиграем с куклой». Рассматривание картинок.

 Игра «Паровозик из картинок»(закреплять умение раскладывать серию картинок слева направо с учетом последовательности сюжета).

Игра «Назови место, где происходят  события».

(Логопед предлагает детям найти место ,где происходят события, и как можно точнее обозначить его словом)

Игра «Найди общих героев на всех картинках»

(предложить найти всех сквозных героев и объекты на всех картинках, сделать обобщения :действующие лица и предметы).

Игра «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает» (предложить назвать действия героя и сделать умозаключения, с какой целью совершаются действия, сделать обобщение: у героя есть цель и для ее достижения он совершает действия) .Построение 2-3 предложений по каждой картинке одним- двумя  детьми. Выбор наиболее удачных  предложений. Подбор названий к каждой картинке (план рассказа).  Составление  рассказа по серии сюжетных картин «Игра с куклой». Объединение всех предложений в рассказ сильным ребенком или логопедом. Рассказывание 3-4 детьми. Оценка рассказов детьми и логопедом.

Подбор картинок на  тему «предметы гигиены»

Серия картин «Игра с куклой» (Альбом Теремковой №1)

Схемы-модели предложения.

Схемы-модели  составления повествовательного рассказа  : «Паровозик из картинок», «Назови место», «Найди общих героев» , «Назови действия героев».

     ОКТЯБРЬ

1 нед

«Ранняя осень. Хлеб»

«Родная  земля-кормилица Труд крестьян- земледель-цев»

«Встреча с золотой осенью»

«Ранняя осень в стихах русских поэтов и в картине  И.И. Левитана»

Воспитание уважения и бережного отношения к хлебу. Упражнение в употреблении синонимов. Знакомство с творчеством                  И. И. Шишкина. Подготовка к составлению  элементарного описания.

Воспитание  любви к родной земле, уважения  к людям, работающих на земле. Ознакомление детей с трудом крестьян- земледельцев по серии картин «Откуда хлеб пришел?». Продолжение обучению детей определять смысловую и логическую последовательность серии картин, определять последовательность действий, составлять развернутый план рассказа путем подбора заголовков к каждой картине серии.

Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Обогащение лексики яркими , красочными  признаками(эпитета-ми). Продолжение обучению :

распространять предложения определениями, использовать распространенные вопросительные и повествовательные предложения; целостному восприятию картины, составлению  вопросов к картине.

Припоминание пословиц и поговорок о хлебе.

Рассматривание картины  И.И Шишкина «Рожь».

Логопед дает краткие сведения о художнике. Беседа по картине:

Что нарисовал художник на этой картине? Почему картина называется «Рожь»? Какое это поле? Какое время года? Почему? Скажи иначе о ржи: рожь поспела- рожь созрела, налилась. Какая рожь на картине?

Д/и «Какой?», д/и «Подскажи слово» (словообразование относительных прилагательных)

Упражнение «Родственные слова»  (к слову хлеб)

Игра «Сравни» (батон и ржаной хлеб), д/и «Скажи иначе», д/и «Отгадай загадку» (о земле).

Рассматривание серии  сюжетных картин «Откуда хлеб пришел?». Вступительное слово логопеда о земле.

Игра «Что за чем?» Расстановка картин в логической последовательности (по смыслу).

Игра «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает» ( предложить назвать действия героя и сделать умозаключения, с какой целью совершаются действия, сделать обобщение :у героя есть цель и для ее достижения он совершает действия)

Д\и «Придумай заголовок к каждой картинке» (образование отглагольных существительных)

Примерный план: Пахота. Боронование.

Сев.  Подкормка. Уборка. Хранение. Выпечка.

Игра « Назови профессии крестьян»

Игра « Назови действия земледельцев».

Игра «Повтори» (Рассказать последовательность действий крестьян –земледельцев при выращивании хлеба по серии картин).

Заключительная беседа о земле. Вопросы:

Без чего не может прожить и дня человек? Кто дает человеку продукты питания и главный из них- хлеб? Почему люди называют землю кормилицей?

Д\и «Какая наша земля- матушка?» (подбор признаков)

Игра «Кто больше подберет слов» (подбор признаков к осени по результатам наблюдений в парке, в лесу, на участке детского сада).

Игра «Встреча с золотой осенью» (чтение логопедом отрывков из стихов об осени русских поэтов).

Вопросы:

Как вы думаете о ранней или поздней осени написаны прочитанные вам стихотворения ? Как ты догадался?  Какие  слова из стихов помогли вам представить раннюю  (позднюю) осень. Почему раннюю осень называют золотой.

Рассматривание картины И.И Левитана «Золотая осень». Краткий рассказ логопеда о художнике.

Беседа :

Скажите, какое это время года? Почему художник назвал картину «Золотая осень»? Какие слова ,  отрывки из стихов русских поэтов подходят к этой картине ?

Составьте вопросы к картине. (логопед направляет детей).

Примерные вопросы: Как называется картина?  Почему она называется «Золотая осень»? Кто написал картину? Какие приметы ранней осени изображены на картине? Что нарисовано на картине слева? Что виднеется вдали? Понравилась ли вам картина? Почему?

Игра «Осенняя».

Репродукция картины И.И Шишкина «Рожь»

Предметные картинки : колос пшеницы, колос ржи, початок кукурузы, метелка овса.

Демонстрационные предметы:

хлебница, батон  белого пшеничного хлеба, хлеб ржаной (кирпичик), салфетка.

Серия сюжетных картин «Откуда хлеб пришел?».

Схемы: «Что за чем?», «Назови место, где происходит события», «Определи время событий»,

«Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает»

Репродукция картины И.И Левитана «Золотая осень».

Текст  отрывков из стихов об осени русских поэтов :

 А. С.Пушкина «Унылая пора!..», А.К.Толстого «Осень! … Обсыпается весь наш..»,  А.Н.Плещеева, «Осень наступила …» Ф.И.Тютчева «Есть в осени..».

2 нед

«Овощи. Составле-ние описатель-ного рассказа с опорой на схему».

«Фрукты. Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка».

Продолжать обучение  умению пользоваться условно-графической схемой для перечисления признаков предмета, составлять  рассказ- описание по схеме Продолжать знакомить детей с особенностями построения описательных рассказов (как начать рассказ, по каким признакам описываем предмет в середине рассказа, чем заканчиваем рассказ ). Формировать умение пользоваться сложными предложе-ниями с союзом а.

Закреплять умения детей слушать внимательно рассказ, пересказывать его , используя интонационную выразительность, передавать прямую речь . Совершенствование разговорно-диалогической речи. Развитие умения грамматически правильно  и логически последовательно строить свое высказывание. Воспитание у детей желание честно оценивать свои поступки.

Д/и «Огород», д\и «Сравни», д/и «Чего много в корзине?», д/и «Исправь ошибку»

( использование относительных прилагательных)

Ф/м «Урожай»

Д\и «Кто больше назовет слов» (подбор признаков).  

Игра «Сбор  урожая» (закрепление глаголов разного значения).Упражнение «Закончи предложение»

(составление сложносочиненных предложений по 2 опорным картинкам).

Игра «Угостим друг друга»

Составление описательного рассказа по схеме. Напоминание структуры рассказа: С чего надо  начать рассказ? (определение описываемого предмета к обобщенной группе). По каким признакам описываем предмет? (по форме, по величине по цвету,  какой на вкус, на ощупь) .Как закончить рассказ? (что из него можно приготовить?). Составление рассказов по индивидуальным картинкам.

Игра « Самый  спелый овощ»

Выбор  самого лучшего рассказа детьми.

Игра « Я угощаю» (составление сложных предложений)

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Косточка». Вопросы: О ком этот рассказ? Что купила мама? Почему Ване хотелось слив? Как он поступил? Что произошло за обедом? Как поступил папа? Почему все засмеялись после Ваниных слов?

Почему заплакал Ваня? Как бы ты поступил на месте Вани?

Игры: «Подбери эмоцию», «Оцени поступок героя»

Ф\м «Как румян осенний сад!»

Повторное чтение и пересказ детьми рассказа .Оценка детьми рассказов.

Предметные картинки «Овощи», Сюжетная картинка «Огород».

Схема для описания овощей.

Текст рассказа Л.Н.Толстого «Косточка», фрукты.

3 нед

«Сад-огород. Составле-ние   сравнительного описатель-ного рассказа «Огурец и персик» по плану».

«Ягоды садовые и лесные. Чтение рассказа Е. Пермяк                 « Сморо-динка».

Составле-ние загадок о ягодах».

Упражнять детей в умении составлять сравнительные описательные рассказы с помощью схемы, составлять сравнительное описание  двух предметов разных групп, использовать при составлении рассказа предложе-ния различной конструкции. Закрепление представлений детей о структуре описательного рассказа и его особенностях построения.

Воспитание уверенности в себе, активности, самостоятельности.

Обучение детей умению составлять загадки- сравнения,  через выделение  ярких признаков предмета, подбора объектов,  у которых данный признак ярко выражен, из предложенных выбирать  наиболее удачный вариант сравнения, построение  содержания загадки следующим образом: не называя загаданный объект, перечислением  признаков,  которые путем связок «как» или «но не» сравниваются с другими объектами.

Д/и «Помоги Незнайке организовать огород»

(Рассказать ,где растут овощи и фрукты)

Д/и «Что есть у растений», д/и «Составь предложение» (Составление распространенных предложений, сложных предложений)

Ф\м « В саду»

Игра «Помоги Незнайке научиться различать овощи и фрукты» .Составление сравнительного рассказа «Огурец и персик». Логопед напоминает  детям об особенностях составления предложений для этого рассказа (сложносочиненные с противительным союзом а). Дети самостоятельно рассказывают о чем надо рассказывать , используя схемы- подсказки. Предлагают  варианты концовки рассказа ( Чем полезны?). Сначала составляют по цепочке, затем целиком 2-3 ребенка. Можно сравнить другие овощи и фрукты по желанию детей. Оценка рассказов детьми и логопедом от лица Незнайки. Оцениваются : полнота, последовательность, правильность построения предложений , звукопроизношение, соблюдение структуры рассказа.

Игра «Что склевал воробей?» (развитие внимания, закрепление названий ягод)

Игра «Кто выращивает ягоды?»  ( Рассказ детей о садоводе).

Чтение рассказа Е.Пермяк «Смородинка».

Вопросы:

Что такое черенки? Что есть у черенков? Что вырастет из нижних (верхних) почек? Как решила проверить Таня слова папы? Что сделали Таня с бабушкой? Что выросло у Тани? Как вы думаете трудная ли работа у садоводов?

Ф\м « Хитрый ежик».

Игра «Что в корзинке мы  не скажем, а про ягоду расскажем».

Составление загадок-сравнений. Обучение детей модели составления:

1.Выбрать ягоду. Назвать ее яркие признаки .(Клюква. Красная, очень кислая, круглая, болотная)

2.Подобрать предметы со схожими признаками. Круглая,  как бусинка, горошинка. Кислая , как лимон, апельсин.

Болотная, как лягушка, жаба, растение.  Отобрать наиболее удачные сравнения.

3.Составит загадку путем перечисления признаков, удачных сравнений  и связок  как, но не.

Маленькая и круглая , как бусинка,

Кислая , как лимон,

Болотная , но не лягушка.(Клюква).

Коллективное составление 3-4 загадок о других ягодах.

Предметные картинки с изображением овощей и фруктов, Незнайки. Сюжетные картинки «Сад» , «Огород».

Схемы-картинки для описания .

Предметные картинки с изображением ягод.

Альбомы Теремковой на каждого ребенка №1.

Текст рассказа

Е.Пермяк «Смородинка».

Ветка смородины.

4нед

«Ягоды . Составле-ние творческого рассказа на тему «Моя любимая ягода».

«Лес –наше богатство. Труд работников леса. Пересказ рассказа                                  В. Сухом-линского  «Стыдно перед соловуш-кой».

 Закрепление у детей умения составлять описательные рассказы. Проявлять самостоятельность и творчество при составлении плана и самого  рассказа, выборе объекта описания. Закреплять умения использовать в рассказе полученные знания на занятиях, из наблюдений на прогулке и дома. Закреплять умение детей внимательно слушать рассказы товарищей, оценивать их.

Пробуждение у детей светлых, добрых чувств и заботливого отношения к живой природе. Развитие связной речи, планирующей функции речи, памяти. Совершенствование умения  детей внимательно слушать рассказ, устанавли -вать причинно-следственные связи в рассказе, задавать вопросы по содер- жанию. Продолжение обучению  детей делить текст на части по смыслу и составлению плана рассказа; пересказы- ванию рассказа с опорой на план и сюжетные картинки. 

Д/и «Отгадай загадку» (о ягодах)

Д/и «Загадай загадку»(припоминание загадок-сравнений составленных на занятии и дома)

Д/и «Чем похожи и чем отличаются?» (сравнение ягод)

Игра «Расскажи о своей любимой ягоде Незнайке» . Логопед предлагает выбрать  по желанию картинку с ягодой. Вместе с детьми составляется план рассказа (обращается внимание на концовку рассказа).

Примерный план :

1.Как называется ?

2.Где и на чем растет?

3. Какая она? (опиши по признакам).

4.Что из нее можно приготовить? В каком виде ты любишь ее есть?

5.Почему это твоя любимая ягода?

Запоминание плана рассказа. Составление рассказа по индивидуальным картинкам.

Поощряется включение в рассказ  знаний из опыта, сравнений при описании ягоды. Оценивается оригинальность непохожесть, творчество . Оценка рассказов детьми и логопедом от лица Незнайки.

Д\и «Отгадай» (Загадки о лесе)

Беседа о лесе:

Кто из вас был на прогулке в лесу?

Почему вам понравилось в лесу? Зачем вы ходили в лес? Чем отличается лес от парка? Какие деревья вы видели в лесу? Кто живет в лесу? Зачем людям лес?

Чтение рассказа В. Сухомлинского  «Стыдно перед соловушкой».Постановка детьми вопросов по содержанию рассказа.Коллективное деление рассказа на части по смыслу и составление плана:

1.Девочки идут в лес.

2.Обед в лесу.

3. Пение соловья.

4.Поступок хороший и плохой.

Пересказ рассказа с опорой на план и сюжетные картинки.

Упражнение «Подбери слова» (родственные к слову лес) .Д\и «Что делает?» ( подбор слов-действий к слову лес), д\и «Подбери признаки» (к слову лес).

Припоминание пословиц о лесе.

Предметные картинки с изображением ягод.

Текст рассказа                                  В. Сухомлинского  «Стыдно перед соловушкой».

Серия  сюжетных картин к рассказу.

ноябрь

1 нед

«Хвойные и лиственные деревья. Грибы. Составле-ние загадок-сравнений  о грибах.

Составле-ние описания гриба по плану».

«Описательный рассказ по предметной картине «Ель».

Обучение детей умению составлять загадки- сравнения,  через выделение  ярких признаков предмета, подбора объектов,  у которых данный признак ярко выражен, из предложенных выбор  наиболее удачного варианта сравнения, построение  содержания загадки следующим образом: не называя загаданный объект, перечисление  признаков,  которые путем связок «как» или «но не» сравниваются с другими объектами. Закрепление : умения составлять  рассказ- описание по плану, знания детьми особенностей построения описательных рассказов Формиро- вать у детей навык правильного отбора  нужных признаков для составления конкретного описания .

Закреплять умение детей составлять описательный  рас- сказ по предметной картине и опорным словам, распространять предложения с помощью вопросов.

Д/и «4 лишний» (различение хвойных и лиственных деревьев)

Д/и «Назови ласково», д/и « Найди пару»,

д/и «Отгадай дерево по загадке»,  д/и «Сравни»

(деревья дуб и береза), игра « В лес пойду..»

(называние грибов),  д\и «Считай и называй»

Упражнение «Еж –грибник» (закрепление предложно-падежных конструкций)

Игра «Что в корзинке?»Составление загадок- сравнений о грибах (см. тему «Ягоды»)

Примерные загадки:

Рыженькая, как морковка,

Съедобная ,  как хлеб,

Лечебная , но не таблетка. (Лисички)

Пятнистый, как леопард,

Нарядный , как куколка,

Ядовитый, но не змея.(Мухомор).

Игра «Расскажи Незнайке о грибах»

Составление описательных рассказов по индивидуальным картинкам по плану, предложенному логопедом .Обратить внимание детей  по каким признакам описывать шляпку( цвет, ширина, толщина, структура ) и ножку (цвет, длина).

План:

1.Название. Съедобный или несъедобный?

2.Где растет?

3.Описать шляпку и ножку по разным признакам (дети самостоятельно определяют по каким признакам)

4.Как их едят?

Определить самый лучший рассказ  (дети и логопед от лица Незнайки).

Загадывание загадок о ели.Рассматривание картины «Ель».Вопросы:

Что нарисовано на картине? Какое это дерево , лиственное или хвойное? Рассмотрим части  дерева.

Назовите части ели. Как расположены ветки у ели? Какие у ели шишки (размер, форма, цвет)?

Д/и «Кто больше подберет слов?»

(называние признаков и действий к слову ель).

Упражнение «Подбери родственные слова»

( к слову ель)

Д/и «Помоги  Незнайке составить предложения»

(составление предложений по опорным словам и распространение их по вопросам, объединение их в связный рассказ).

«Расскажи-ка Незнайке о ели».(Незнайка готовится к Новому Году)

Составление рассказа-описания по цепочке, затем целиком.План ,предложенный логопедом:

1.Где выросла ель?2.Ветки ели вверху и внизу.

3.Какие шишки у ели? 4.Какие иголки?

5.Капельки смолы.

Оценка рассказов от имени Незнайки.

(оценивается последовательность изложения, использование распространенных предложений, грамотность)

Предметные картинки с изображением деревьев, грибов для демонстрации и индивидуальной работы.

Схема составления описательных рассказов.

Картинки : «Ель», «Ветка ели».

Предметы : шишка ели, ветка со смолой, еловые иголки.

2 нед

«Перелет-ные птицы. Рассматри-вание картины «Улетают журавли» . Пересказ отрывка из рассказа    И. Соколо-ва-Микито-ва  «Улетают журавли».

Совершенствовать навык пересказа у детей. Улучшать у   детей  запоминание рассказа путем договаривания предложений на основе текста рассказа и с опорой на картинно- графические картинки.

Беседа о перелетных птицах. Вопросы: Почему эти птицы называются перелетными? Куда они улетают? Когда они улетают? Кто видел, как улетают птицы? Как они летят?

Д/и «скажи иначе»(подбор синонимов : корм-.., стая-.., стужа-..,летят-..)

Д/и «Кто с кем улетает осенью на юг?»

Чтение отрывка из рассказа    И. Соколова-Микитова  «Улетают журавли» на фоне  записи журавлиного курлыканья.

Беседа . Вопросы:

Почему журавли кружили над родным болотом перед отлетом на юг? Как летят журавли? Какой путь им предстоит? Почему остановились они на отдых? Повторное чтение с установкой на запоминание  и пересказ. Рассмотреть схемы-подсказки, подобрать название к каждой картинке:

1.Собираются к отлету.

2.Прощание с родным болотом.

3.Трудный путь.

4.До свидания, журавли!

Пересказ детьми по цепочке  и по одному путем договаривания предложений на основе текста рассказа. Оценка деятельности детей.

Предметные картинки: перелетные и зимующие птицы. Сюжетная картинка «Улетают журавли».

Магнитофон-ная запись журавлиного крика.

Текст отрывка из рассказа    И. Соколова-Микитова  «Улетают журавли».

Картинно-графическая схема рассказа.

3 нед

«Перелет-ные птицы. Составле-ние описания журавля по предметной картине с опорой на план».

«Дом. Улица. Составле-ние рассказа (из личного опыта) «Вот моя улица и мой дом»

Развитие зрительного внимания и наблюдательности. Закрепление  навыка составления индивидуальных рассказов-описаний  с опорой на план,  составленный коллективно.

Совершенствование навыков детей в составлении рассказов –описаний. Обучение детей умению  составлять рассказ с включением микро-тем –описаний  , знакомых детям, чтобы способствовать развернутости  и полноты высказывания.

Д/и «Скажи иначе»(подбор синонимов).

Д/и «Журавли».Рассматривание журавлей на картинках, сопоставление.

Вопросы:  Назови птиц. Что у них общего? Чем они отличаются? Где живут? Как живут? Чем питаются? Где зимуют? Когда улетают? Как готовятся к перелету? Как совершают перелет?(припоминание рассказа «Улетают журавли).

Д/и «Придумай план для рассказа»

Обсуждение и коллективное составление плана. Запоминание плана всеми детьми.

 Д/и «Опиши своего журавля». Описание журавлей по картинкам (по выбору). Оценка рассказов детьми и логопедом «Найти самый длинный и интересный рассказ». Оценивается:  полнота, развернутость высказывания , подробности описания, использование  в рассказе полученных раннее знаний о журавле,  последовательность  (соблюдение плана), грамотность  построения предложений, выразительность и плавность речи.

Составление описания другой перелетной птицы детьми (выбор по желанию) вечером с воспитателями.

Д\и «Назови свой домашний адрес».

Игра «Расскажи о своем доме»(Припоминание рассказов, которые составляли  в старшей группе по рисунку и фото).

Д\и «Что ты знаешь о своей улице?»(назвать улицу ,почему она так называется, какие здания расположены на твоей улице..).

Д\и «Я потерялся» (рассказать,  как найти твой дом)

Игра «Незнайка потерялся» (дети учат Незнайку,  как надо  уметь объяснить взрослому где ты живешь, если ты потерялся)

Составление рассказа «Вот моя улица и мой дом». Логопед предлагает план:

1.Дорога домой (Описать путь от детского сада домой).

2.Возле дома. (Что расположено рядом с домом).

3.Дом, в котором я живу. (Описать дом).

4.Почему я люблю свой дом (улицу)?

Предлагает начать рассказ так: «После работы мама заходит за мной в детский сад. Я одеваюсь, беру ее  за руку, и мы идем домой…» .Запоминание плана.

Индивидуальное составление рассказа каждым ребенком по своему рисунку и фотографиям. Проговаривание шепотом.

 Рассказывание 5-6  детьми. Оценка рассказов от лица полицейского и детьми.

Предметные картинки: журавль белый , журавль серый, журавль черный, журавль венценосный..

Рисунки детей в альбомах «Мой дом», фотографии дома и улицы.

Картинка «Незнайка заблудился».

4 нед

«Квартира. Мебель. «Составле-ние рассказа «Откуда  к нам пришла мебель».

Воспитание умения у детей навыка самоконтроля за речью. Закреплять умения у детей составлять рассказ по опорным словам и картинкам . Закрепление знаний  об основных речевых средств для построения   повествовательного рассказа ,которыми являются глаголы и существительные  .

Чтение стихотворения С. Маршака «Откуда стол пришел?».

Д/и «Пришло письмо». Беседа о профессии людей,  изготавливающих мебель.

Д/и « Куда,  что нужно» (назначение мебели).

Д/и «Назови действия по картинкам»  (определить опорные слова для рассказа: вырос дуб, спилили, от везли на лесопилку, распилили на доски, отправили на фабрику,  выпилили, собрали части мебели, покрыли краской,  упаковали, отвезли в мебельный магазин, выбрали, погрузили, отвезли домой).

Д/и «Расскажи-ка Незнайке , откуда к нам пришла мебель»

Составление рассказа по цепочке, затем целиком.

Игра «Выбери самый познавательный рассказ». Оценка рассказов детьми и Незнайкой. (Оценивается: полнота и подробность, последовательность и связность, использование названий профессий людей, изготавливающих мебель и их действий).

Предметные картинки: деревья,  пила, фабрика, плотник, мебельный магазин, покупатель, фургон для доставки мебели.

Текст стихотворения С.Маршака «Откуда стол пришел?».

ДЕКАБРЬ

1 нед

«Посуда . Составле-ние сказок о посуде».

Обучение детей составлению  рассказов с  элементами творчества по образцу логопеда. Развитие творческого воображения, вербальной памяти, самостоятельности. Закрепление умений детей отгадывать загадки , выделять из загадки описание предмета.

Д/и «Отгадай загадку»

(Упражнение на узнавание предмета по его описанию, нахождение отгадки на картинке).

Д/и «Чего не бывает» (закрепление частей посуды).

Д/и «Где живут продукты?» (закрепление словаря).

Ф\м «Этюды» (дети изображают разную посуду)

Д/и «Сравни» (сравнение посуды: кухонный  чайник- заварочный чайник, стакан- бокал—чашка, супница-кастрюля, дуршлаг-ковшик, тарелка-миска)

Игра «Магазин» (краткое, точное описание посуды и объяснение ее назначения) .

Игра «Сказочная посуда». Рассказывание сказки о Чайнике логопедом. (образец).

Вопросы: О ком сказка? С кем жил чайник? Где они жили? Какой был чайник?(Опиши части). Из чего был сделан? Почему его любила хозяйка?

Пересказ рассказа детьми(1-2ребенка).

Упражнение «Придумай свою сказку о посуде».

Дети составляют сказку по  образцу логопеда, «оживляют» (начало сказки)  и самостоятельно выбирают предмет посуды для описания, продумывают «семью» для своего героя, определяют части посуды для описания и основное назначение, продумывают конец сказки.

Игра «Самая интересная сказка». Выбрать лучшую сказку. (Оценивается : сказочность, проявление фантазии, необычность, неповторимость, самостоятельность).

Игра «Великий сказочник»

Предложить рассказать свои сказки детям средней группы вечером с воспитателями.

Загадки о посуде. Предметные картинки с изображением посуды.

2 нед

«Зима. Зимующие птицы. Пересказ рассказа  М.Приш-вина «Дятел».

Совершенствовать навык пересказа у детей. Закреплять умение детей составлять план рассказа, выделять ключевые фразы из части текста; задавать вопросы по содержанию текста.

Д/и «Запомни ,положи», д/и «Кто, где как  зимует?»

Вступительное слово логопеда о дятлах (по А.Э.Брэму).Рассматривание дятла на картинке.

Чтение логопедом рассказа М.Пришвина «Дятел»

Д/и «Подскажи слово»( словообразование причастий по образцу на материале рассказа М.Пришвина «Дятел»),д/и «Назови действия и признаки»(Подбор признаков и действий к дятлу на материале рассказа).

Повторное чтение рассказа.Коллективное составление плана. Деление текста на смысловые отрывки. Составление плана путем выделения ключевой фразы из каждого отрывка. Примерный план:

1.Летел дятел.

2.Сел на березу.

3.Какое горе!

4.Находчивый и умный дятел.

Запоминание плана.Беседа по содержанию рассказа. Вопросы задает логопед:

Как называется рассказ? Кто его написал? Что пришлось сделать дятлу, чтобы сбросить отработанную шишку? О чем говорит этот поступок дятла? Почему дятла называют в народе лесным доктором?

Упражнение «Что ты хочешь узнать?» Вопросы логопеду задают дети по содержанию текста.

Игра «Потерялись маленькие слова» Чтение рассказа логопедом с пропуском предлогов. Дети вставляют предлоги.Пересказ рассказа по цепочке по составленному плану.

Предложить детям рассказ этот рассказ дома родителям.

Предметные картинки: снегирь,  синиц,  сова, тетерев, воробей, сорока, ворона, голубь, клест,  дятел. Текст  адаптированного рассказа М.Пришвина «Дятел», отрывок из статьи о дятлах из «Жизни животных» А.Э.Брэма, т. 2.

3 нед

«Зимующие птицы.

Составле-ние описания дятла по предметной картинке с опорой на план».

Совершенствовать навык составления рассказов- описаний.. Улучшать у   детей  запоминание рассказа путем договаривания предложений рассказа  с опорой  на предметную картинку и коллективно- составленный план.

Д/и «Узнай по описанию птицу».

Повторение рассказа М.Пришвина «Дятел».

Д/и «Расскажи , что ты знаешь о дятле?».

Составление описания дятла по предметной картинке. Выбор картинки для описания.Рассматривание дятла на картинке. Коллективное составление плана описания:

1.Как называется?

2.Где живет?

3.Как зимует?

4. Чем питается и как добывает корм?

5. Внешний вид дятла: размер, строение, форма, окрас оперения.

6.Повадки дятла.

7.Какую пользу приносит лесу и людям?

Коллективное составление описательного рассказа методом договаривания предложений.

Повторение рассказа-описания по цепочке.

Д/и «Скажи иначе»(подбор синонимов к признакам и действиям дятла).

Игра «Сравни и расскажи»

Составление сравнительного описательного рассказа о снегире и синице вечером с воспитателями.

Предметные картинки: дятел черный, дятел пестрый, дятел зеленый.

4 нед

«Семья. Новый год.

Разговор с близкими по телефону.

Составле-ние детьми Новогод-него поздравле-ния для близких».

Продолжение формирования  умения поддерживать диалог, умение задавать вопросы, поддерживать беседу, планировать вопросы для беседы, перестраиваться при  необходимости, проявлять сочувствие, заботу и нежность к близким людям. Развивать выразительность речи. Формировать навык составления короткого  монолога поздравления от 1 лица.

Д/и «Отгадай загадку»(понимание родственных отношений). Беседа «Семья». Рассматривание сюжетной картинки «Дружная семья». Вопросы: Назови членов этой семьи. Кто кем приходится? Кто что делает?

Д/и «А у вас?»(образование сравнительной степени прилагательных),д/и «Старше- младше».

Игра «Расскажи о себе»(повторение сведений о себе и о своих родственниках).

Обучающая игра «Позвони бабушке». Разыграть по ролям ситуацию: внук( внучка )звонят бабушке  (дедушке). Обсудить с детьми: как вести диалог, как спланировать разговор, как отвечать на вопросы собеседника. Примерный план диалога: 1.Поприветствовать собеседника (радостно)

2.Спросить собеседника ,как он себя чувствует. (ласково).Пожелать здоровья и хорошего самочувствия.

3.Спросить,  чем он занимается (заинтересованно).

4.Рассказать о себе, поделиться хорошими новостями (позитивно).

5.Пригласить в гости.

Поощрять инициативу, самостоятельность, эмоциональность.

Творческое задание «Поздравление на Новый год для всей семьи».

Предлагается детям   подумать:

1.Как ласково обратиться к каждому члену своей семьи? (дети предлагают  варианты)

2.Что пожелать каждому члену своей семьи?

3.Как закончить поздравление .(Варианты концовки предлагают дети).

Составление поздравления на Новый Год детьми выполняется индивидуально. Выбирается самое лучшее поздравление.

Вечером  воспитатели предлагают детям нарисовать открытку к составленному поздравлению.

Сюжетная картинка «Дружная семья».

2 игрушечных телефона.

Поздравительные открытки с Новым Годом. Игра «Эмоции»

ЯНВАРЬ

1НЕД – КАНИКУЛЫ

2 НЕД

«Зима. Зимние развлечения Составле-ние рассказа «Здравствуй , Зимушка- Зима».

«Составле-ние рассказов-миниатюр «Зимние забавы» по представлениям(из личного опыта) детей».

«Пересказ русской народной сказки (адаптиро ванный вариант) «В гостях у Дедушки Мороза»

(В вечернее время с воспитате- лями)

Продолжение обучению составления рассказа по данному началу и плану с опорой на предметные картинки.

Закрепление  навыка составления рассказов-  миниатюр по плану, постановки вопросов детьми к картине, придумывания названия картине, используя разные варианты. Развитие  у детей активности, самостоятельности.

Совершенствование навыка пересказа сказки, составления развернутого  рассказа с элементами творчества на основе сказки с использованием выразительных средств(эпитетов, прилагательных) и с опорой на сюжетные картинки.

Д/и «Назови все родственные слова»(выделение родственных слов к слову зима из контекста).

Д/и «Назови приметы зимы»(выделение примет зимы  в отрывках из стихов о зиме).

Д/и «Образуй признак» (причастие настоящего времени по образцу)

Д/и «Скажи иначе» (подбор синонимов к словам: снегопад, стужа, мерзнуть)

Составление рассказа ««Здравствуй , Зимушка- Зима». Логопед предлагает начало рассказа. План продолжения рассказа:

Волшебные узоры на стекле. Снежинки в воздухе.

Снег на земле…Лужи замерзли.

Предъявляются опорные картинки к рассказу.

Коллективное составление продолжения. Логопед с помощью наводящих вопросов помогает детям подбирать слова, выражения, распространять предложения, при необходимости дает подсказки.

Повторение рассказа по цепочке с опорой на план и серию картин.

Игра «Расскажи друзьям»

Повторение рассказа  целиком вечером с воспитателями .

Рассматривание сюжетных картинок-фрагментов к сюжетной картине «Зимние развлечения», самостоятельное  составлен ие предложений по картинкам –фрагментам. Беседа по сюжетной картине и ее фрагментам. Придумывание названия картины. Постановка детьми вопросов  к картине.

Игра « Расскажи Незнайке о своих зимних забавах».

Рассказать о своем самом интересном зимнем развлечении по плану:

1.Как называется мое зимнее развлечение? 2.Где это было?3.Кто еще принимал участие?4.Было весело или грустно? Почему тебе понравилось..?

Чтение  сказки                                                                                   «В гостях у дедушки Мороза»

Вопросы: Что делает Машенька? Где она оказалась во сне? В каком лесу очутилась Машенька? К кому в гости она попала? Где она увидела дедушку Мороза? Что он делал? О чем дедушка Мороз попросил Машеньку? Какой дом у дедушки Мороза? Что увидела Машенька в доме  у деда Мороза? Что спрятал дедушка Мороз под периной. Придумай красивые слова-признаки.

Какой сон снится Машеньке?(Сказочный, волшебный, чудесный…..)По какому лесу идет Машенька? ( По зимнему, волшебному, заснеженному….) К  какому домику подошла Машенька? (К ледяному, необыкновенному, сказочному…) Какие  узоры были на стеклах домика? (Морозные, чудесные, волшебные…)

Запомнить эти красивые слова и использовать их при рассказывании сказки.

Выбрать самую красивую сказку.

Картинки : «Снегурочка проснулась и смотрит в окно», «В воздухе кружатся снежинки», «На окнах волшебные узоры», «Земля, крыша, крыльцо в снегу», «На деревьях снежные шапки», «Замерзшая лужа у крыльца», «Зимний пейзаж». Отрывки стихов А.С Пушкина «Вот Север, тучи нагоняя..», И.С.Никитина «Здравствуй , гостья- зима!», И.З.Сурикова «Зима».

Сюжетная картина «Зимние развлечения» и сюжетные картинки-фрагменты к ней.

Напоминание обобщенного способа придумывания названия  рассказа (варианты)

Текст  русской народной адаптирован-ной сказки                                                                                   «В гостях у дедушки Мороза».

Серия сюжетных картинок к сказке.

Схема-модель распространенного предложения.

3 НЕД

«Дикие животные нашего края

Составле-ние описания белки»

Совершенствовать навык составления рассказа- описания , составления вопросного плана рассказа, использования  раннее полученных знаний для составления полного,  распространенного рассказа. Закрепление  умения оценивать свои и чужие рассказы.

Отгадывание загадки о белке.

Д/и «Родственные слова» (к белке)

Д/и «Подбери слова» ( подбор признаков и действий к белке по представлениям детей из прочитанных рассказов Л.Н.Толстого, М. Пришвина, И Соколова-Микитова и зрительному восприятию белки в летней  и зимней шубке на картинах.)

Составление плана описания белки:

1.Где живет?2.Внешний вид: размер, строение, окрас.

3.Чем питается?4.как готовится к зиме?

5.Как зимует?6.Кто детеныши?7.Кто враги?

8.Повадки.Запоминание плана. Д/и «Расскажи-ка». Составление описания белки с опорой на картинки и представления детей   коллективное, затем по цепочке.

Упражнение «Ответь на вопрос»(образование притяжательных прилагательных).  

Оценка рассказов « У кого получилось самое красивое описание белочки?»

Схема-модель  описания животных.

Предметные картинки : белка в летней шубке, белка в зимней шубке.

4 НЕД

«Домашние животные. Составле-ние загадок о домашних животных».

«Составле-ние рассказа по серии сюжетных картин «Щенок».

«Пересказ сказки Н.В.Нище вой  «Как щенок узнал кто всех важнее» с  элементами творчества(с воспита-телями в вечернее время)

Продолжение обучению детей составлять загадки-сравнения по моделям.

Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия. Формирование взаимопонимания, инициативности. Воспитание бережного отношения к природе.Формирова-ние целостного восприятия серии картинок. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок  с использованием  средств выразительности: включение прямой речи, описание чувств, эмоций героев , использование сравнений, эпитетов, прилагательных.

Формирование   умений  составлять рассказ с элементом творчества на основе готового рассказа с введением новых героев в рассказ. Совершенствовать навык пересказа. Развитие творческого мышления и воображения.

Д/и «Назови у кого?»(есть рога, копыта, хвост, когти, лапы, щетинки, клыки, вымя, пятачок), д/и «Семья»,

д/и «Скажи наоборот», д/и «Какая? »(образование сложных слов), д/и «Чей? Чья? Чье?», д/и «Кто  где живет?», д/и «Кто  кем будет?»

Упражнение «Загадай загадку».

Познакомить с новой моделью составления загадки «Что делает? Кто или что делает так же?»

1.Выделить у объекта действия. Перечислить другие объекты ,у которых данные действия ярко выражены ,  выбрать наиболее удачный вариант. Построение загадки: не называя объект, перечисляются действия, которые путем связок «как» или «но не» сравниваются с другими объектами. Возможно использование первой модели (сравнение признаков). Например:

Поет песенки, но не певец

Охотится, но не охотник;

Любит молочко, как маленький ребенок.

(кошка)

Есть пятачок, но ничего не купишь;

Есть крючок, но на него ничего не поймаешь,

Мимо лужи не пройдет, но не лягушка,

вся в щетинках ,как щетка.

(свинья)

Игра «Назови самую интересную загадку».

Чтение стихотворения «Подарок».

Рассматривание серии картин, расставление их по порядку и беседа по ним.Вопросы:

Кого вы видите на 1 картинке? Что они делают? Что нарисовал художник на 2 картинке?.....на 3..

Упражнение «Придумай название к каждой картинке»  (составление плана) .Примерный план:

Мите купили щенка. Щенок и кошка. Анфиса. Наступила ночь . Анфиса и малыш подружились.

Запоминание плана. Придумывание названия рассказа. Коллективное составление рассказа с опорой на обобщенную схему и картинки. Выбор наиболее удачных предложений при описании каждой картинки  и их повторений .Обратить внимание на использование выразительных средств.Составление рассказа целиком 2-3 детьми.

Упражнение «Самый интересный рассказ»

(оценка рассказов)

Чтение   сказки Н.В.Нищевой  «Как щенок узнал ,кто всех важнее» . Рассматривание иллюстрации.

Вопросы по содержанию рассказа: Что услышала Аришка однажды утром? О чем спорили домашние животные? Кто оказался самым важным домашним животным.

Предложить ребенку дополнить сказку своими домашними животными( 2-3)  Например :свинья, овца, кролик и т.д Придумать диалог между героями сказки. Рассказать сказку целиком со своими героями. Нарисовать  иллюстрацию к сказке в альбоме. Рассказать сказку дома.

Картинки «Домашние животные».

Схема для составления повествовательного рассказа:

Однажды.., место,  время, части суток, герои, действия и цели, что за чем, концовка.

Припоминание обобщенного способа придумывания названия рассказа.

Детские альбомы, цветные карандаши.

Текст сказки

Н.В.Нищевой  «Как щенок узнал ,кто всех важнее» , иллюстрация к сказке.

ФЕВРАЛЬ

1 НЕД

«Домашние птицы. Путешест-вие в сказку «Как гусь всем завидовал»

Составле-ние  рассказа  по серии сюжетных картин с элементами творчества (составле-ние рассказа с добавле-нием последую-щих событий) .

Развитие связной речи. Закрепление навыка у  детей выразительно передавать диалог героев, употреблять сложноподчиненные предложения . Развитие творческого воображения. Воспитание любви к живой природе.

Развитие связной речи. Закрепление навыка у  детей выразительно передавать диалог героев, употреблять сложноподчиненные предложения . Развитие творческого воображения. Воспитание любви к живой природе.

Д/и «Отгадай загадку».

Рассказывание  сказки логопедом. Рассматривание иллюстрации к сказке Беседа:

Как называется сказка?

Кому завидовал гусь? Как вы думаете , кто из перечисленных птиц лишний? Что произошло с завистливым гусем? Кто его спас? Как они поступили? А вы как бы поступили?

Игра «Завистливый гусь»(употребление притяжательных прилагательных)

Ф\м «Гуси».

Игра «Назови по порядку с кем и чем менялся гусь?» (схема «Что за чем)

Повторное чтение сказки. Пересказ сказки по частям с использованием выразительности речи (прямая речь, интонация), драматизация по ролям.

Пересказ всей сказки вечером с воспитателями и дома родителям.

Игра «Что за чем» Рассмотреть картинки и определить их последовательность.

Игра «На какой картинке закончилась история?»

Прочитать начало рассказа и определить каким картинкам соответствует  содержание прочитанного, а по каким картинкам  еще нет повествования.

Придумать название рассказа.

Придумать план рассказа (придумать название к каждой картинке)Запомнить план.

Составить продолжение рассказа коллективно.

Пересказать весь рассказ целиком (3-4 ребенка)

При составлении рассказа напомнить детям :

 Не забывать дать краткое описание героям, описать их чувства и эмоции; включать в контекст «красивые» слова, прямую речь .При пересказе следить за правильным построением предложений, правильным звукопроизношением, выразительностью речи. Проявлять творчество, составлять интересные рассказы.   

Иллюстрация к сказке и текст сказки.

Схема составления повествовательного рассказа.

Игра «Чей хвост?» (ИКТ)

Текст начала рассказа, серия сюжетных картин. (Альбом Теремковой №3) на каждого ребенка.

2 НЕД

«Животные холодных и жарких стран . Составле-ние  сравнитель-ного описатель-ного  рассказа».

Совершенствование навыка составления сравнительного описания, составления вопросного плана к рассказу, выделению ярких, отличительных признаков животных. Развитие связной речи, речевой активности и самостоятельности.

«Прятки»  ( закрепление представлений о маскировке животных и приспосабливаемости к условиям обитания).

Д\и «Подбери словосочетание»( закрепление сравнительной степени прилагательных).

Д/и «4 лишний»(травоядные-хищные, взрослое животное –детеныш, животные Севера –животные Юга).

Д/и «Сравни животных» (сравнить по внешнему виду слона и жирафа, тигра и льва, оленя-антилопу, бегемота-тюленя )

 Д/и «Самый наблюдательный»(выделение ярких признаков).

Д/и «Помоги Незнайке не путать  животных»

Составление сравнительного описательного рассказа о медведе и жирафе.

1.Составление вопросного плана детьми.

2.Сравнение белого медведя и жирафа.

3.Составление рассказа всеми детьми шепотом.

4.Рассказвание 2-3 детьми рассказов по желанию.

5.Оценка детьми рассказов, логопед иногда корректирует.

Картинки с изображением животных холодных и жарких стран.

Картинка с изображением Незнайки.

3 НЕД

«Наша Родина. Наш родной город. Составле-ние творческого рассказа «Страна, где мы живем»

«Составле-ние рассказа с элементами творчества(Пересказ адаптированного рассказа Ю. Яковлева «О нашей Родине» с добавлением микротем.)

Обучение детей пересказу текста с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий, придумывания концовки рассказа. Развитие диалогической и монологической речи детей, памяти и воображения. Воспи-тания  чувства любви к своей Родине, к своему городу, к окружающим.

Обучение детей составлению развернутого рассказа с элементами творчества на основе готового  текста с добавлением  микро-тем . Развитие монологической речи, памяти и воображения.  Воспитания  чувства любви к своей Родине, к своему городу, к окружающим.

Чтение стихотворения М.Исаковского «Поезжай за моря-океаны». Беседа:

Как называется наша страна? Главный город страны -как сказать иначе? Назови столицу нашей Родины. Если посмотреть на карту , то можно увидеть, что наша страна богата чем? Какая наша страна?

Чтение адаптированного текста рассказа А.С.Баруздина «Страна, где мы живем». Вопросы:

 1.Опиши главного героя рассказа.2. Что интересовало Димку?3.К кому он обратился за помощью?

4.На чем собирались два друга отправиться в путешествие?5.Что увидели друзья?

Повторное чтение рассказа.

Упражнение «Мы писатели».

Дается установка на то, что ребята должны будут рассказать не о Диме и его друге, а о себе, о своем друге и о своем городе, придумать концовку. Пересказ рассказов детьми. Пересказывать может один ребенок или можно организовать пересказ  в форме диалога между двумя детьми. В завершении логопед по желанию детей читает авторскую версию рассказа.Д/и «Чей рассказ понравился больше?»

Чтение  рассказа        Ю. Яковлева «О нашей Родине»

Вопросы по содержанию рассказа:

Что такое малая Родина? Из чего состоит наша великая Родина? С чего начинается Родина? Что значит любить Родину?

Игра «Расскажи-ка» Пересказ рассказа.(2-3 ребенка).

Игра «Дополни рассказ»

Добавить в рассказ 3 микро-темы  ( маленькие рассказы из 3-4 предложений):

1.Рассказ о своей малой родине.

2.Рассказ о том, какая наша великая  Родина.

3.Рассказ о том ,как надо любить и защищать Родину, как ты любишь Родину.

Игра «Моя Родина»

 Пересказ рассказа с добавлением мини- рассказов.

Игра «Самый красивый рассказ о Родине»

(оценка детьми и логопедом)

Адаптированный текст рассказа А.С.Баруздина «Страна,где мы живем», текст стихотворения М.Исаковского «Поезжай за моря-океаны»,  географическая карта России и сюжетные картинки по данной теме.

Набор картин «Наша Родина»

Альбомы детей с картинками и фото нашего города.

Текст рассказа        Ю. Яковлева «О нашей Родине».

4 НЕД

«День Защитника Отечества. Составле-ние рассказа по серии сюжетных картин «Собака- санитар»

Совершенствовать синтаксическую сторону речи, навык составления рассказа по серии картин. Воспитание патриотических чувств.

Чтение стихотворения «Наша армия родная» .              Д/и « Кто где служит?»

Рассказ логопеда «Собаки- герои Великой Отечественной Войны».

П\г «Наша армия».

Показ серии картин о собаке-санитаре. Игра «Что за чем». Раскладывание картинок в нужной последовательности. Беседа по картинкам. Вопросы:

Кто нарисован? Что произошло с солдатом? Кто нашел солдата? Какая это была собака? Что у нее было на спине? Что лежало в сумке? Что сделал раненый солдат? Что сделала собака? Чем закончился рассказ?

 Игра «Расскажи-ка» Составление рассказа 3-4  сильными детьми . Оценка деятельности детей.

Остальные дети рассказывают рассказ вечером с воспитателями и дома.

Альбом «Собаки – герои  войны». Серия сюжетных картин  «Собака- санитар»

МАРТ

1 НЕД

«8 марта. Составле-ние творческогорассказа на тему «Моя любимая мамочка» по плану»

Формировать навык составления творческого рассказа с опорой  план, самостоятельно определять план  своего рассказа, планировать речевое высказывание, подбирать средства выразительности. Воспитание у детей уважения и любви к маме.

Чтение стихотворения «Мамин день».Беседа «Дорогие мамы»

 Д/и «Подбери признак и действие»( к маме).

Д\и «Назови профессию»

Игра «Расскажи о своей маме»Коллективное обсуждение плана для рассказа. Примерный план:

1.Как зовут маму? (Имя, отчество).

2.Описать внешний вид.

3.Какой характер у мамы?

4.Где и кем работает мама?

5.Чем любит заниматься в свободное время?

6.Почему ты любишь свою маму? Какие добрые и ласковые слова ты ей говоришь?

7.Как ты о ней заботишься, помогаешь ей? Запоминание плана.

Д/и «Самая лучшая –моя мама»

Рассказывание рассказов 4-5 детьми. Оценка рассказов.

Рисунки детей -портрет «Моя мама», фото  родителей.

Сюжетные картинки на тему «Женские профессии», «8 Марта»

2 НЕД

«Профессии взрослых. Трудовые действия.

Составле-ние рассказов о профессии родителей»

Закреплять навык составления творческих рассказов на заданную тему с опорой на готовый план, планировать речевую деятельность,  использовать при составлении рассказа полученные раннее знания. Развитие планирующей функции речи, творческого воображения, контроля и самоконтроля.

Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?» с элементами драматизации (логопед ведущий, в роли «профессий» –дети).

Д/и «Кто больше?»(знание профессий )

Д/и «Назови, кто это?»(словообразование)

Ф\м «Покажи»( имитация действий людей разных профессий) 

Составление  рассказа  на тему «Что я знаю о профессии своих родителей» по  готовому плану:

1.Как зовут родителей? (Имя, отчество).2.Где они работают? 3.Как называется их профессия?4.Что они делают на своей работе?5.Что им нужно для работы?  ( одежда, инструменты, оборудование) 6.Как и где ты узнал (а) о профессии родителей? 7.Тебе нравится профессия твоих родителей? Почему?

Игра «Оцени свой рассказ».(дети самостоятельно оценивают свои рассказы, объясняют)

Картинки с изображением людей разных профессий. Книга  В. Маяковского «Кем быть?» и  предметные картинки по теме  стихотворения: плотник, архитектор, врач, рабочий, кондуктор, шофер, летчик, моряк, каменщик.

3 НЕД

«Инстру-менты. Орудия труда. Составле-ние рассказа по серии сюжетных картин»

Совершенствовать навык у  детей составления повествовательных рассказов по серии сюжетных картин, умение планировать речевое высказывание , составлять развернутый, полный рассказ , с использованием разных средств выразительности Развитие творчества, самостоятельности.

Д/и «4 лишний», д/и «Назови инструмент»(по картинкам), д/и «Кто чем работает?» (работа по альбому).Д/и «Подбери действия».Д/и «музыканты». 

Игра «Что за чем» Составление рассказа по серии сюжетных картин . Рассматривание картинок. Работа со схемой: назови место, где происходят события; определи время событий; найди общих героев на всех картинках; назови действия героя и догадайся, зачем он это делает, что за чем.

Игра «Придумай название»

(придумать название рассказу)

Составить план рассказа ( придумать название к каждой картинке);придумать имя мальчику и кличку щенку; придумать   ,как родилась задумка у мальчика построить будку .Напомнить детям : надо описать мальчика, щенка, построенную будку, описать чувства героев, использовать в рассказе «красивые» слова, придумать диалог героев, проявлять самостоятельность и творчество. При рассказывании следить за произношением , правильным построением предложений, последовательным изложением, полнотой рассказа.

Серия картин (Альбом Теремковой №4  ) на каждого ребенка, карандаши .

Схема составления повествовательного рассказа.

4 НЕД

«Почта.  Составле-ние письма для друга»

Обучение детей умению   составлять письмо,   правильно обращаться  к адресату  в письме, интересоваться его делами,  здоровьем, уметь рассказать в письме о своих занятиях, о своих друзьях, интересных событиях, правильно заканчивать письмо.

Беседа «Почтовое отделение».

Игра «Назови свой адрес»

Д/и «Назови ласково», д/и «Один-много»

Д/и «Назови профессию» (людей , работающих на почте).

Д/и «Найди общую часть»(слова: почта, почтовый, почтальон; отправлять, отправление, отправитель; поздравлять, поздравление , поздравительная).

Д/и «Назови действие», д/и «Составь предложение со словами»(долгожданное письмо, тяжелая бандероль..)

Рассматривание конверта, телеграммы, бланка извещения открытки. Рассказ логопеда о том ,для чего они  нужны .

Игра «Составить письмо другу,  живущему в другом городе».Логопед  дает образец письма : как начать, о чем рассказать, что спросить, чем закончить письмо. Дети продумывают содержание, проговаривают шепотом . Рассказывание 5-6 детьми.

Игра «Самое интересное письмо» (Оценка)

Бланк извещения, телеграммы, открытка, конверт, образец письма к другу. Картинки на тему «Почта», фотографии почтового отделения.

                               АПРЕЛЬ

1НЕД

«Весна. Перелет-ные птицы. Беседа по картине А.С.Саврасова «Грачи прилетели».

   

«Перессказ рассказа «Грачи открыли весну»

Развитие целостного восприятия картины, диалогической речи. Обучение видению, ощущению задушев-ной красоты родной природы в картине «Грачи прилетели»; умению устанавли-вать смысловые ассоциации и находить поэтичес-кое сходство между стихами о весне русских поэтов и картинойА.К.Савра-сова «Грачи прилетели». Совершенствование умения использовать в речи распространенные предложения с однородными определениями, сказуемыми и др. членами предложения.

Развитие диалогической речи- упражнение в употреблении в диалоге проблемных вопросов и сложноподчиненных предложений с придаточными причины в ответах. Развитие логического мышления- установление причинно- следственных связей между событиями в рассказе. Совершенствовать навык пересказа по коллективно- составленному плану.

Вступительная беседа о весне.

Чтение наизусть стихов о ранней весне (по выбору детей)Рассматривание картины. Целостное восприятие картины. Сообщение логопедом названия картины, фамилии художника. Вопросы логопеда по картине.

Д/и «Подбери отрывки из стихов»

Д/и «Волшебная цепочка» (Составление и распространение предложений по картине)

Д/и «О чем узнали, что почувствовали, что запомнили по этой картине?»

Заключительное слово логопеда.

Д/и «Повтори и назови  свою перелетную птицу»

(1 ребенок  называет птицу, другой повторяет птицу, которую назвал первый  ребенок и добавляет свою и т.д.)

Д/и «Родственные слова»( к слову грач). Чтение рассказа «Грачи весну открыли» на фоне картины А.К.Саврасова « Грачи прилетели».

Д/и «Кто больше?»(Подбор признаков и действий к грачам).Вопросы по содержанию рассказа.

(репродуктивные, поисковые, проблемные)

Д\и «Запомни» Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Игра «Составь план»(Коллективное составление вопросительного плана с установкой на запоминание последовательности).

1.Как зимуют грачи? 2.Как  и где строят жилища?

3.Как ведут себя грачи в грачевнике?4.Чем питаются ?

5.Какую  пользу приносят?

Игра «Расскажи-ка» Пересказ по цепочке по плану (2-3 ребенка).

Творческое задание «Добавь в рассказ описание внешнего вида грача» (рассказывание 2-3 детьми). Оценка рассказов.

Репродукция картины А.С.Саврасова «Грачи прилетели».

Тексты стихов Ф.И.Тютчева «Весенние воды», «Весна», А.Н.Плещеева «Весна», С.Я.Маршака «Весенняя песенка», И.Токмаковой «Весна».

Репродукция картины А.С. Саврасова «Грачи прилетели», предметная картинка «Грач».

2НЕД

«Обобщение по теме «Наша Родина»,

«Путешес-твие в Москву». Составле-ние рассказа «Москва- столица нашей Родины» из мини рассказов детей».

Закрепление представлений у детей о нашей Родине, о главном городе. Развитие логического мышления при решении проблемных ситуаций, заданий на смекалку. Воспитание  коммуникативных способностей, любви к Родине. Закрепление навыка составления рассказа на основе полученных знаний по готовому  плану.

Слайдовая  презентация «Путешествие на самолете в Москву».

( создание яркого наглядно-образного представления).

Д/и «Помоги» ( поисковые и проблемные вопросы во время экскурсии по Москве).

Беседа с опорой на слайдовую презентацию.

Д/и «Экскурсовод для Незнайки».

(Дети –экскурсоводы  по цепочке рассказывают  о Москве по отдельным  пунктам плана , другие дети  дополняют в рассказ тем, что забыл рассказать «экскурсовод». План :

1.Расскажи, почему Москва- главный город нашей Родины.2.Расскажи, кто основал Москву.

3.Расскажи , где расположена столица нашей Родины.

4.Расскажи  ,что является центром и   сердцем Москвы. Расскажи о главной башне Кремля.

5.Расскажи о главной площади Москвы.

6.Расскажи о памятниках, старинных и современных зданиях Москвы.7.Расскажи, какими красивыми словами можно описать нашу столицу.

Игра «Самый лучший экскурсовод»

(Оценка мини -рассказов от имени Незнайки).

Слайдовая  презентация «Путешествие на самолете в Москву».

Альбом «Москва», открытки о Москве.

3НЕД

«Транспорт. Профессии людей, работаю-щих на транспор- те. Состав-ление описатель- ного рассказа о транспорте по индивиду-альным картинкам»

Совершенствование  навыка составления описательного рассказа по плану, развитие инициативы речевой активности ,  самостоятельности.

Чтение рассказа С.Я. Маршака «Автобус № 26».

Беседа о культуре поведения в транспорте.

Д/и «Автомеханик»(назвать части транспорта).

Д/и «Закончи предложение» (сравнительная степень прилагательных).

Ф\м «Светофор».

Д/и «Я хочу купить автомобиль» Дети по- желанию выбирают карточку с каким-либо транспортом, составляют о нем рассказ по плану:

1.Как называется ?2.Назови и опиши части.

3.Чем приводится в движение?4.Назначение.

5.Кто им управляет? 6.Почему ты хочешь купить это транспортное средство?

Анализ рассказов детьми.

Книга С.Я.Маршака «Автобус № 26» с иллюстрациями.

Картинки с изображением разных видов транспорта. Схема составления описательного расказа.

4НЕД

«Транспорт

Составле-ние творчес-кого рассказа с добавлени-ем предшествующих и последую-щих событий «Неудачная поездка»

Развитие связной речи, творческого воображения, логического мышления. Формирование навыка составления творческого рассказа, с добавлением предыдущих и последующих событий.

Д/и «Кто нарушил правила дорожного движения?»

Повторение правил дорожного движения.

Рассматривание картины «Неудачная поездка». Вопросы:

Где  и когда происходит действие?

Что случилось с девочкой? Как она могла получить травму?

Д/и «Расскажи, что ты видишь» Составление исходного рассказа по картине.

Д/и «Догадайся».Планирование творческого рассказа, придумывание предшествующих и последующих событий. Дети предлагают варианты. Составление коллективного плана.Составление коллективного рассказа по цепочке.

Игра «Писатель».

(придумывание  своего неповторимого рассказа, своей индивидуальной версии) 2-3 ребенка.

Оценка рассказов детьми.

Вечером с воспитателями нарисовать недостающие картинки к своему рассказу. Повторить рассказ родителям дома. Оценка рассказов родителями.

Сюжетная картинка «Нарушители дорожного движения». Сюжетная картинка «Неудачная поездка».

МАЙ

1НЕД

«Поздняя весна. Весенние цветы.

Составле-ние рассказов по картинам о ранней и поздней весне»

Развитие связной речи, речевого слуха, слухового внимания, мышления, творческого воображения. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картинах , инициативности , самостоятельности. Совершенствование навыка рассматривания и сравнения картин, формирование целостного представления об изображенном на картинах. Совершенствование синтаксической стороны речи.

Игра «Божья коровка» (закрепление названий весенних цветов, употребление предлогов).

Чтение отрывка рассказа И.Соколова-Микитова «Лес ранней и поздней весною» . Рассматривание репродукции картин С.Жуковского и Н.Дубровского.

 Беседа по тексту.

Д/и «Узнай запах»(узнать по запаху веточку)

Д/и «Звуки весеннего леса»(вспомнить звуки весеннего леса, описанные в рассказе, послушать их и запомнить, а потом угадать).Составление рассказов по картинам по данному плану:

Какой период весны изображен на картине?

Что за место изобразил художник? Как выглядят деревья, земля, небо? Какие звуки можно услышать в уголке, изображенном художником, какие запахи можно ощутить?

П/и «Веснянка»

Д/и «Сравни».Сравнение картин С.Жуковского и Н.Дубовского ( составление сложных предложений).

Репродукции картин С.Жуковского «Весенняя вода»и Н.Дубровского «Весенний вечер» из альбома «Четыре времени года»

Запись пения соловья, дроздов, жужжания пчел,

Ваза с букетом цветущих одуванчиков, ветки ивы , березы и тополя со смолистыми листочками, ветка ивы с цветущими пуховками.

2НЕД

«Поздняя весна.

Насекомые весной. Путешес-твие в сказку «Как девочка еще раз встретила кузнечика»

Развитие синтаксической стороны речи                   (сложноподчиненные предложения). Развитие диалогической речи. Совершенствование навыка выборочного рассказа. Воспитание бережного отношения к природе.

Д/и «Рассмотри цветы в букете».

Рассказывание логопедом сказки  «Как девочка еще раз встретила кузнечика». Рассматривание иллюстрации к сказке. Вопросы:

Как начинается сказка? Как заканчивается сказка? Почему все зависит от человека? Каким был кузнечик во время первой встречи с девочкой, а каким во  время второй встречи ? Почему случилась беда? Чему учит эта сказка?

Игра «Стоп кадр» ( Совершенствование навыка выборочного рассказа).

Вспомни описание природы в начале сказки, описание леса, каким его увидела девочка дальше.

Ф/м «Прогулка в волшебный лес».

Чтение стихотворения « В лесу».

Игра «Послушай» (аудиозапись пения птиц). Упражнение «Веселые насекомые». Решение проблемных ситуаций во время прогулки по лесу «Мы друзья природы» (Закрепление знания  правил : в лесу нельзя рвать цветы, нельзя пугать лесных жителей, трогать гнезда птиц, убивать насекомых, мусорить, надо беречь природу)

Оценка деятельности детей.

Игрушечные насекомые. Картинка «Букет из разных полевых цветов». Иллюстрация к сказке. Тект сказки «Как девочка еще раз встретила кузнечика» Аудиозапись лесных птиц.

3НЕД

«Аквариум-ные и пресновод-ные рыбы.

Путешес-твие в сказку «Как чуть не погибла плотвичка»

Развитие связной речи. Совершенствование навыка составления рассказов-описаний по данному плану. Развитие общих речевых навыков

 (тембровой окраски голоса, интонацион-ной выразительности речи,  правильного звукопроизношения)Воспитание бережного отноше- ния к природе.

Игра-разминка «Перепутались рыбы»

(Называние аквариумных и пресноводных рыб)

Игра «Назови рыбок , которые плывут влево(вправо)».Рассматривание иллюстрации к сказке. Рассказывание сказки логопедом. Игра «На дне».Беседа по сказке. Разыгрывание по ролям диалога  во время  встречи плотвички и сома, плотвички и щуки, плотвички и леща (выразительность речи)

Игра «Расскажи, каких рыб увидела девочка».

Составление рассказов –описаний о речных рыбах. План:

1.Название рыбы.2.Хищная или нет?

3.Опиши ее (размер, цвет, какие у нее туловище, голова, плавники и хвост).

П\г «Налим». Оценка рассказов.

Иллюстрация к сказке, картинки с изображением речных рыб. Текст сказки «Как чуть не погибла плотвичка»

4НЕД

Итоговое обследова-ние связной речи детей.

Заполнение речевых карт и карт ИОМ.

Изучение : состояния  связной речи (рассказ – описание, творческий рассказ), умение строить  сложноподчиненные и сложносочиненные предложения .

Составление описательного и творческого рассказа (по выбору логопеда).

Схемы для составления описательного и повествовательного рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста средствами русской народной литературы.

Научить  подрастающее  поколение  пользоваться  всеми  богатствами  русского  литературного  языка  в  быту, в  труде  и  обществ...

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Презентация на тему "Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Метод наглядного моделирования ускоряет процесс овладения детьми связной речью, делает её более содержательной, помогает обобщить и систематизировать все полученные ранее знания и облегчает процесс ра...

Опыт педагогической работы «Формирование коммуникативно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Преддошкольный период, является именно тем синзетивным периодом, в обучении детей способствующим закладке к основам коммуникации. И именно речь является ярким показателем развития ребенка. Чем лучше б...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНЫХ РЕЧЕВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВПрименение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с системным недоразвитием речи...

Обобщение опыта работы "Создание условий для развития речевой активности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями и интересами детей"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...

Выступление из опыта работы. «Повышение речевой активности через проектную деятельность»

При организации процесса формирования речевой активности дошкольников необходимо использовать технологии, которые, актуализируя личностные особенности детей, наиболее оптимально включали бы их в деяте...