Выступление из опыта работы. «Повышение речевой активности через проектную деятельность»
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Дюбко Людмила Гурьяновна

При организации процесса формирования речевой активности дошкольников необходимо использовать технологии, которые, актуализируя личностные особенности детей, наиболее оптимально включали бы их в деятельность, способствовали бы реализации формируемых коммуникативно-речевых умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы.

«Повышение речевой активности через проектную деятельность»

Речевое развитие ребенка – один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника – потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. Эффективность процесса формирования коммуникативно-речевых навыков ребёнка во многом зависит от системы работы педагогов по данному направлению.

В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Разные ситуации общения требуют развитых коммуникативных и диалогических умений, формировать которые важно, начиная с раннего возраста. Учитывая это, одним из приоритетных направлений является - формирование речевой активности дошкольников.

Значение сформированности навыков диалогической речи стало для меня  особенно очевидным, когда приходится наблюдать отсутствие элементарных умений, затрудняющих общение ребенка со сверстниками и взрослыми, что в свою очередь, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом.

В данном вопросе важно учитывать особенность дошкольного возраста, когда у ребенка постоянно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения; при этом формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативность.

Наблюдая за  речевой активностью, в старших группах,  диалогическое общение со сверстниками получается только; в 5  лет – у 45%, а к  6 годам – у 68%. По моим наблюдениям, дети проявляют большой интерес к сверстникам, делают попытки привлечь их внимание, но диалог не получается. Причина этого в том, что каждый ребенок в процессе построения общения, говорит о своём, не слышит партнера, не отвечает на его высказывания. А низкий уровень сформированности речевых умений у дошкольников не позволяет эффективно реализовывать потребности в общении, взаимодействию с окружающим миром, и конечно, затрудняет усвоение программного материала. 

Поэтому, в работе над развитием речевой активности я выделяю основные задачи:

-учить детей отвечать на поставленные вопросы;

-учить постановке вопросов;

-формировать способность свободно, непринуждённо вести беседу.

При организации процесса формирования речевой активности дошкольников необходимо использовать технологии, которые, актуализируя личностные особенности детей, наиболее оптимально включали бы их в деятельность, способствовали бы реализации формируемых коммуникативно-речевых умений.

Чтобы включить различные игры в работу по развитию речи я подбирала тексты литературных произведений для игр — инсценировок, режиссерских игр, тексты для разыгрывания театральных этюдов, дидактические игры, правила которых предусматривают построение диалога. Преимущество таких игр заключается в том, что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности педагога с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей. В  игровой деятельности ребёнок условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые взаимоотношения, а это оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимообщения детей.

Подробнее хотелось бы остановиться на опыте использования в образовательной деятельности метода проектов, как варианта интегрированного метода обучения дошкольников поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. А в моей практике, в целях развития - речевых умений у старших дошкольников.

Данная технология хороша тем, что в ходе организации проектной деятельности ребенок учится планировать свои действия, исследовать, экспериментировать, пробовать, делать выводы.

Поэтому, я поддержала инициативу своих детей, которые заинтересовались неизвестной для них профессией взрослых – журналистов.

Таким образом возник краткосрочный однодневный проект «Мы журналисты»;

Так, к моему удовольствию, в целях развития коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста и повышения уровня их речевого развития, была организована совместная исследовательская работа по изучению этой  профессии.

В ходе реализации проекта по изучению профессии журналиста, решались следующие образовательные задачи:

  • формировать умение вести диалог, быть внимательным  и наблюдательным;
  • расширять и активизировать словарный запас детей;
  • развивать коммуникативные  умения строить личное взаимодействие детей друг с другом, с педагогом;
  • воспитывать доброжелательность, отзывчивость;

Вместе мы рассмотрели энциклопедическую литературу,  дети с удовольствием рассматривали презентацию «История фотоаппарата», познакомились с людьми, работающими по профессии журналист, редактор, фотограф, корреспондент, звукооператор, диктор.

Данная работа  включала все виды деятельности (игровая, трудовая, двигательная, коммуникативная, речевая, познавательно-исследовательская). Были игры и беседы, а затем уже практические пробы детей на роль журналистов, подготовка и съемка видеорепортажа. Для сотрудничества по взаимодействию с родителями в данном проекте была подготовлена консультация «Как развивать речь детей?».

В процессе такой деятельности дети получили полезные уроки грамотного общения, познакомились с профессией, в которой очень важно уметь правильно разговаривать, проявлять творчество, побывали в интересных местах родного поселка при виртуальной экскурсии, получили массу приятных впечатлений.

     Работа по проекту «Мы журналисты», показала, что у детей вырос интерес к профессии журналиста, дети сами могут выбирать атрибуты, осуществляя задуманное, что целенаправленные,  педагогические усилия по использованию проектной деятельности в педагогическом процессе способствуют повышению речевой активности детей. Наши дети научились подчиняться обязательным игровым и реальным правилам; принимать временную неудачу, это когда дети не понимают поставленный вопрос, и это заставляет задуматься о постановке вопроса, так чтобы быть понятым другими детьми. Дети, которые выступали в роли журналиста, и те, у которых берут интервью, должны дать развернутый ответ на поставленный вопрос,   не отказываясь от попыток ответить правильно; проявлять творческие способности, придумывая новые варианты интервью.

Так, наша совместная деятельность помогла появиться атмосфере свободы, творчества, и, я уверена, созданная речевая среда, способствовала речевому развитию моих воспитанников.

          Работа по формированию речевых способностей сложна и многогранна. И точку в ней ставить еще нельзя. Но, я уверена, что при взаимодействии взрослых и общению детей в коллективе и умению вести диалог, умению выслушивать другого, спокойно отстаивать своё мнение, соотносить свои желания с интересами других, все это повысит речевую активность через проектную деятельность.

Данная работа помогла убедиться в эффективности проектного метода и работы в развитии речевых способностей дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Речевое развитие через проектную деятельность"

МБДОУ «Ябоганский детский сад»выбрало приоритетным направлением работы речевое развитие дошкольников....

Развитие познавательной активности через проектную деятельность. «Воздух-невидимка»

Развитие познавательной активности через проектную деятельность на примере проекта «Воздух-невидимка» в старшей группе...

Развитие познавательной активности через проектную деятельность. «Воздух-невидимка»

Развитие познавательной активности через проектную деятельность на примере проекта «Воздух-невидимка» в старшей группе...