«Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным»
консультация по логопедии

Бочкарева Ольга Станиславовна

Многие молодые специалисты и родители, начиная заниматься с детьми исправлением звукопроизношения, часто сталкиваются с тем, что задания, как правило, однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это работа нового сложного навыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_skuchnoe_sdelat_interesnym.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

 «Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным»

     Педагоги знают, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытное сопротивление тому, чему его собираются научить. Откажитесь и от совсем «не вкусных» слов «давай заниматься». Замените их на заманчивое - «давай поиграем». Очень важно, чтобы ребенку захотелось заниматься с вами, а это бывает тогда, когда занятия отвечают его интересам, увлечениям. Если же ребенок упорно отказывается от занятий, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы делаете не так.

     Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть с детьми, используя любой подходящий момент.  Многие молодые специалисты и родители, начиная заниматься с детьми исправлением звукопроизношения, часто сталкиваются с тем, что задания, как правило, однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это работа нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру.

     Предлагаем вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками:

       Загадки                                                                                                                                                                 Для этой игры потребуются: шесть – семь картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, после чего ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз, а затем предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные «ошибки» наверняка повысят интерес малыша к игре.

     «Чего не стало?»                                                                                                                                                     Можно использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. Одну картинку (игрушку) нужно убрать. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

     «Что изменилось?»                                                                                                                                           Это один из вариантов предыдущей игры. Картинки можно менять местами, убирать их, переворачивать обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

     «Что лишнее?»                                                                                                                                           Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (например, выбрать такие, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор. Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь – корова – ворона – жираф – ракета. Из данной серии последовательно можно убрать ракету, потому что неживая, затем ворону – птица, потом корову – домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т. е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.                                                                                                                                                        Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения.

     «Слова вокруг нас?»                                                                                                                                  Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывая иногда ошибаться и давать ребенку возможность заменить ошибку исправить ее. Затем усложните игру – вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой–то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук [Р]» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф), или назови «зимнее» слово со звуком [С]» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, санки).                                                                                                          В эту игру вы можете играть где угодно, используя свободную минуту.

     «Найди ошибку»

Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее.                                                                                 На бахче растут медузы.                                 Расцвели на клумбе козы.                                            В море плавают арбузы.                                  На лугу пасутся розы.                                                             

     Фантазируйте, придумывайте жесты и движения вместе с ребенком, превратите этот процесс в увлекательную игру. Не забывайте про основную цель ваших занятий – правильное произношение звука. И еще один совет: умейте всегда вовремя остановить игру. Очень важно не переиграть. Пусть ребенок уйдет от вас с живым интересом к игре и острым желанием продолжить ее завтра.  

                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Автоматизация звуков: как "скучное" сделать интересным"

Все дети очень любят играть, ведь игра - ведущий вид деятельности на протяжении всего детства. Предлагаемые игры и упражнения помогут родителям, играя, вести в речь ребенка поставленные на логопедичес...

Автоматизация звуков:как скучное сделать интересным

Часто родители сталкиваются с проблемой невозиожности занятий в домашних условиях. Дети часто воспринимают домашние занятия как наказание.  Закрепление материалла дома легко превратить в игру с п...

Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным

Педагоги знают, как трудно научить ребенка чему – то, что не вызывает у него интереса. Автоматизацию звуков лучше осуществлять в игровой форме....

Консультация для родителей «Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным».

Консультация для родителей«Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным»....

Консультация "Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным"

Взрослые знают, как трудно научить ребёнка чему-то, что не вызывает у него интереса.Начните с того, что откажитесь от слов "Надо", "Обязательно", "Ты должен!". Замените и...

Автоматизация звуков, как скучное сделать интересным?

Автоматизация звуков - это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям используются ра...

«Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным»

Педагоги знают, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Предлагаем вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками....