Планирование индивидуальных, подгрупповых занятий по коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Свистящая группа звуков
календарно-тематическое планирование по логопедии

Планирование индивидуальных, подгрупповых занятий по коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Свистящая группа звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_individualnoy_ili_podgruppovoy_raboty_.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование индивидуальной или подгрупповой работы

при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.

Свистящая группа звуков [с], [с`], [з], [з`]

Этапы работы

Содержание работы

Виды работ

Оборудование

1-й этап 

Развитие общей и речевой моторики

   Развитие общей моторики:

  • ходьба
  • гимнастика рук и ног
  • гимнастика туловища
  • комплексная гимнастика конечностей и туловища
  • упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки

 Игры на развитие координации и чувства ритма

   Развитие мелких движений кистей рук и пальцев (для дизартриков):

  • «Собираем ягоды», «Пальчики здороваются», «Пальчики моются», «Замочек», «Пальцы шагают», «Колечко», «Гармошка», «Зайка»
  • обведение шаблонов
  • вырезание ножницами различных фигур
  • разложить по цвету мозаику
  • лепка, штриховка
  • нейропсихологические упражнения

  • Выполнение упражнений по заданию логопеда
  • Выполнение заданий под наблюдением логопеда

Массажные мячики

Ножницы

Трафареты

Мозаики

Прищепки

Пластилин

Карандаши

Бусы, камешки

Нейроскакалки

Карточки «Повтори за мной»

   Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти

1. Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:

  • «Делай так»
  • «Что изменилось?»
  • «Чего не стало?»
  • «Составление целого предмета из частей»
  • «Найди фигурку по подобию»
  • «Кто больше запомнит или увидит» и т.д.

2. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:

  • «Угадай, чей голос»
  • «Улиточка»
  • «Улови шепот»
  • «Жмурки с голосом»
  • «Где позвонили?»
  • «Скажи, что звучит»
  • «Лягушка»

Предметные картинки

Игрушки

Дидактические игры

Разрезные картинки

Д.И. «Ассоциации»

Звучащие игрушки

ЛОГОМЕР 2

   Развитие подвижности артикуляционного аппарата:

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:

  • «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка»
  • «Чашечка», «Ковшик»
  • «Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка»
  • «Горка», «Киска сердится»
  • «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане»
  • удерживание бумажных трубочек
  • комбинированные упражнения под счёт

2. Упражнения. направленные на развитие подвижности мышц языка:

  • язык широкий («чашечкой»)
  • язык узкий («горкой»)
  • поочерёдное высовывание языка («лопаткой», «жалом») 4-5 раз подряд
  • поднимание и опускание языка за верхние и нижние зубы
  • «Качели»
  • втягивание и вытягивание широкого языка
  • удерживание языка в состоянии покоя
  • упражнение в произнесении звуков т-с
  • прищелкивание
  • комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти.

        П р и м е ч а н и е: при парезах наиболее трудным является подъём языка.

для дuзартриков: дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно-артикуляторных мышц

  • Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые)
  • Самостоятельные упражнения
  • Отработка артикуляционных движений под счёт
  • Выработка кинестетических ощущений для данного звука
  • Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор
  • Имитационные игры («Кто дальше загонит мяч», «Сдуть снежинку»,  «Загнать мяч в ворота», «Тепло – холодно» и др.)

Настенное зеркало

Индивидуальные зеркала

Марлевые салфетки

Бумажные трубочки

Кусочки ваты, бумаги

ЛОГОМЕР 2

2-й этап

Постановка и коррекция  звука

   Знакомство с артикуляцией звука

  • Показ артикуляции перед зеркалом
  • Показ положения языка кистью руки
  • Наглядная демонстрация желобка по средней линии языка
  • Закрепление артикуляционных упражнений
  • Работа с профилями гласных звуков

Зеркала настольные

Зеркало настенное

Бегемотик Жужа

Шпатели (одноразовые)

Игровой материал

ЛОГОМЕР 2

   Специальные упражнения для звуков [с], [с`], [з], [з`], [ц]:

1. Работа над вспомогательными звуками:

  • многократные удары кончика языка у верхних дёсен (шёпотное с нижнего подъема «т - т - т»)
  • с присоединением голоса («д - д - д»)
  • выполнение сильного задувания, вызывающего звуки «тс-с-с»

2. Механическая помощь при постановке звука:

  • удерживание кончика языка у нижних ватной палочкой
  • образование холодной струи воздуха (упражнение «Ледяная горка»)

Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики:

  • игры на выработку вибраторных движений кончика языка
  • работа над силой выдоха
  • имитационные игры

Полоски бумаги

Карандаши

Ватные палочки

Соломинки разных размеров

Воздушные шарики

Бегемотик Жужа

ЛОГОМЕР 2

   Koppeкция звука:

Работа над:

  • точностью
  • чистотой (без вспомогательных движений)
  • плавностью (без толчков)
  • силой (с напряжением)
  • темпом (от замедленного к быстрому)
  • достижение уcтoйчивости полученного результата

Игры для развития физиологического и речевого голоса и дыхания

ЛОГОМЕР 2

   Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)

1. Работа над голосом:

  • вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса
  • произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса

2. Работа над дыханием:

  • выработка плавного длительного выдоха
  • работа над силой выдоха

Различение теплой – холодной воздушной струи

ЛОГОМЕР 2

3-й этап

Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности

   Работа над звуком:

1. Звук в слоге:

  • открытом
  • закрытом
  • в слогах со стечением согласных

2. Звук в слове:

  • в начале
  • в середине
  • в конце

3. Звук в предложении

4. Звук в тексте

5. Пословицы, поговорки, стихи

6. Скороговорки

  • Произнесение слов, слогов и предложений
  • Работа с таблицами
  • Работа с игровым материалом, картинками

  • Работа с деформированным текстом
  • Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок

Сорокина Н.А.

«Звуковые дорожки»

Нищева Н.В. Тетрадь тренажер

   Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений

1. Узнавание звука на фоне слога, слова

  • Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово
  • Запомнить со слуха и повторить ряд слогов, слов в определённой последовательности
  • Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов
  • Игра «Услышь своё имя»
  • Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок)
  • Отхлопать ритмическую структуру слова

Сигнальные карточки

ЛОГОМЕР 2

2. Формирование фонематического анализа

  • Назови первый звук в слоге, слове
  • Назови последний звук
  • Сколько звуков в слоге, слове
  • Назови звуки по порядку

Мячи

Флажки

Предметные картинки

ЛОГОМЕР 2

3. Развитие синтетической деятельности

  • Составить из названных звуков слог, слово
  • Игра с мячом «Доскажи словечко»
  • Игра «Умный телефон»

КП «Читаем легко…»

КП «Читаем по слогам»

4. Развитие фонематических представлений

1. Подбери  слово на заданный звук, слог

2. Придумай слово по количеству звуков, слогов

3. Подбери картинки на звук

4. Преобразуй слова

  • добавить начальный или конечный звук
  • изменить гласный или согласный
  • назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке
  • работать с использованием схем (вписать буквы в кружки)
  • разгадать ребусы, шарады

Картинный материал для автоматизации поставленных звуков, альбом для закрепления поставленных звуков, логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков, папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков

5. Дифференциация смешиваемых звуков

1. Пересказ различных текстов

2. Составление рассказов:

  • по опорным словам
  • по сюжетным картинкам
  • на заданную тему
  • придумывание части рассказа

3. Теневой театр

Игрушки, сюжетные картинки для детей дошкольного возраста, картинки по развитию речи, настольный театр, сборники по исправлению недостатков произношения

4-й этап

Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи

Перспективный план разработан с учётом нарушаемых  звуков у детей дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу для детей с ОНР...

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работыпри коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.Свистящая и шипящая группа звуков [ С], [ С\' ], [ З ], [ З\' ],  [ Ш], [...

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.Сонорная группа звуков ( [р], [р\'], [л],[л\'])...

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Сонорная группа звуков ([р], [р`], [л], [л`])...

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи....