Семинар-практикум для воспитателей и родителей «Логопедические игры для развития звуковой культуры речи»
консультация по логопедии

Рожнова Анастасия Сергеевна


Семинар-практикум для воспитателей и родителей «Логопедические игры для развития звуковой культуры речи»

«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ»

Цель семинара: оказание помощи педагогам в овладении основными играми для развития звуковой культуры речи.

Задачи семинара:

• активизировать знания педагогов о необходимости развития звуковой культуры речи;

• обучить игровым приёмам логопедических игр для развития звуковой культуры речи;

• расширить степень включённости педагогов в реализацию коррекционной программы;

• продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.

младшая группа

Занятия с детьми этого возраста направлены на развитие слухового восприятия, речевого дыхания и голосового аппарата, на уточнение артикуляции, на воспитание умения правильно и четко произносить гласные и простые согласные звуки:

а) гласные [а], [о], [у], [и], [э]

б) простые согласные звуки губно – губные взрывные [п], [б], [м]; заднеязычные [к], [г]; губно – зубные [в], [ф]; переднеязычные [т], [д], [н].

Они проводятся с использованием звукоподражаний различных животных и предметов, издающими звуки, путем введения этих звукоподражаний в пении, потешках, дидактических играх и небольших рассказах.

Главная задача на этом этапе — ежедневно развивать слуховое восприятие, укреплять и развивать органы артикуляционного аппарата.

В работе с детьми от 2 до 3 лет звукоподражания усложняются, включают различные по характеристике звуки,например: и-го-го, кис-кис, кудах-тах-тах, хрю-хрю, ку-ка-ре-ку, кря-кря, бл-бл и т. п. Это способствует выработке четкого, ясного произношения звуков как в звукоподражаниях, так и в самостоятельной речи, а также развивает речевой слух.

Таким образом, систематически используя на занятиях и вне их различные звукоподражания, мы одновременно формируем и звуковую культуру речи. На облегченном для произнесении речевом материале ребенок отрабатывает ряд разделов звуковой культуры речи, подготавливая тем самым речеслуховой и речедвигательный анализаторы к более сложной акустико-артикуляционной работе.

Игры – задания

«Баюканье куклы»

Цель:

• развитие артикуляционного аппарата, и формирование речевого слуха;

• выработка длительного речевого выдоха и умения менять тембр голоса.

Содержание:

Педагог раздает куклы и предлагает убаюкать их, длительно напевая звук [а] (ааа). Сначала педагоги произносят звук [а] громко, затем учитель - логопед говорит, что куклы засыпают, и просит убаюкать куклы тише (произнести звук [а] тихим голосом).

Методические указания:следить, чтобы дети произносили звук [а] длительно, на одном выдохе (тех детей, которые не умеют достаточно хорошо выделять голосом звук [а], вызывать небольшими группами, чтобы лучше проконтролировать их).

«Гости»

Цель:

• воспитание речевого слуха и правильного произношения звукоподражаний;

• выработка умения пользоваться тембром голоса.

Содержание: Педагог говорит детям, что они будут встречать гостей. Выйдя с одним из детей из комнаты, воспитатель надевает ему шапочку с изображением собаки. Затем со словами «тук-тук» они открывают дверь.

Дети спрашивают: - «Кто там?»

Ребенок отвечает: - «Ав-ав».Педагог обращается к ребятам«Кто пришел к нам в гости?» (собачка)«Полаем как собачка вместе» (ав-ав)

Затем педагог повторяет игру, надевая детям шапочки с изображением гуся (га-га-га, лягушки (ква-ква, курочки (ко-ко-ко, козы (мз-мэ) и других животных.

Методические указания: Следить, чтобы дети произносили звукосочетания четко, достаточно громко.

младшая группа

Обучение правильному звукопроизношению выделяется как ведущая линия развития речи детей 3-4 лет. Для детей 2- ой младшей группы развитие звуковой культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением. В то же время работу над звукопроизношением легко сочетать с развитием речевого слуха, речевого дыхания, артикуляционного аппарата, дикции и интонации.

Занятия с детьми этого возраста направлены на совершенствование подвижности артикуляционного аппарата, усвоение и закрепление навыков правильного произношения всех звуков родного языка, на улучшение внятности и четкости произнесения слов и фраз, на выработку умения правильно пользоваться ударением в словах и произносить их согласно нормам литературного произношения, а также на воспитание у всех детей умения пользоваться нужным тембром голоса, произносить слова и фразы в нужном темпе с учетом интонационных средств выразительности.

Основное внимание направлено на формирование правильного произношения гласных (а, у, и, о, э) и некоторых согласных звуков (п – б – т – д – к – г; ф – в; т – с – з –ц). Последовательная отработка этих звуков позволит в дальнейшем совершенствовать звуковую культуру речи, создаст предпосылки для лучшего произношения сложной группы звуков (с, з, ц, ш, ж, ш, и др., а также подготовит детей к развитию фонематического слуха на следующем этапе обучения.

Отрабатывая с детьми 3-х лет произношения звуков [и], [ф], [в], педагог создает предпосылки для появления новой группы звуков – свистящих [с], [з]. [ц], для которых характерен определенный уклад органов артикуляционного аппарата, близкий к укладу звука [и]. Так мы создаем возможность переноса навыков, выработанных для одной группы звуков, на другую.

Фрагмент занятия

Звук [у]

Цель: вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука [у];

Игра «Снежинка»

Педагог берет снежинку и говорит: «Ребята, к нам вместе с ветерком прилетела снежинка. Давайте тихонько подуем на снежинку, вот так». Показывает, как нужно дуть на снежинку, произнося звук [п] (губы сомкнуть, потом как легкий ветерок, дуть на снежинку произнося звук [п] .

Игра «Поезд и птицы»

Дети рассматривают картинки и называют, что видят (паровоз, гусь, курица, утка, петух). Ребята, как гудит паровоз (у-у-у).

Методические рекомендации:научить детей произносить ударный звук [у] более протяжно (провести линию фломастером по дорожке между рельсами, как только фломастер окажется около птиц, предложить детям погудеть как паровоз (у-у-у).

Физкультминутка «Поезд»

Дети встают друг за другом, образуя поезд. Педагог заранее ставит в разных местах дороги, где проедет поезд, игрушки, изображающие разных животных. Перед тем, как поезд отправится в путь, напомнить детям, что поезд должен погудеть, если на дороге встретятся животные (у-у-у, миновав их, поезд перестает гудеть.

Выразительное чтение С. Маршак

- Ребята, посмотрите на картинку. Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте.

Слон

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну.

И сказал: "Нужны пошире,

И не две, а все четыре!

- Как называется стихотворение? (Слон). Что дали слону? (дали туфельку одну) Что он сделал? (взял он туфельку одну) Что сказал слон? (нужны пошире, и не две, а все четыре)

Методические рекомендации: приучать детей отвечать строчками из стихотворения.

«Назови предметы»

- Ребята, назовите предметы, выделяя звук "У" (сту-ул, жу-ук, лу-ук)

Закрепление пройденного материала:

- Ребята, вспомните, как гудит паровоз (у-у-у).

- Назовите картинки со звуком "У" (выделяем звук [у], произнося его более длительно, чем другие звуки (гу-усь, ку-урица, пету-ух, ту-уфелька, сту-ул, жу-ук, лу-ук).

Средняя группа

Отработка всех звуков родного языка предусматривает четыре вида работы,последовательно сменяющих друг друга: 1) подготовку органов артикуляционного аппарата; 2) уточнение произношения звука изолированно и в слогах 3) умение выделить этот звук среди других 4) закрепление правильного произношения звука во фразовой речи.

Воспитание звуковой культуры речи на данном этапе осуществляется путем проведения дидактических игр,игровых упражнений с использованием различного речевого материала: чистоговорок, загадок, потешек, считалок, стихов, прибауток.

1-й вид работы - уточнение движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционные упражнения.

«Покажи, как Федя сердится, как он радуется»

Когда Федя чем-то недоволен, он надувает губы вот так (вытягивает сомкнутые губы вперед трубочкой, а когда Федя доволен, он улыбается (растягивает губы, обнажая верхние и нижние передние зубы).

«А теперь я буду рассказывать про Федю». Когда он будет недоволен, вы надувайте губы (показ детям, а когда он будет радоваться, вы улыбайтесь.

Купила мама Феде машину. Доволен Федя (улыбается). Вышел он с машиной гулять, а на улице дождь идет, что ему делать, не знает (надул губы).В это время вышел на улицу Петя, обрадовался ему Федя (улыбнулся). Попросил Петя у Феди машину покатать, жалко стало Феде машину (надул он губы).Закончился дождик, тучки рассеялись, выглянуло солнышко, Федя доволен (улыбается).Федя предложил Пете поиграть вместе«Петя, пойдем вместе играть» (улыбается).

Методические указания: следить, чтобы дети без напряжения растягивали губы в улыбке и обнажали передние зубы. При вытягивании губ вперед они должны быть сомкнуты.

2-й вид работы – уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.

Фрагмент занятия

Звук [с]

Предварительная работа:напомнить правильную артикуляцию звука с: язык упирается в нижние зубы (образует желобок по которому идет выдыхаемый воздух).

«Насос»

Решили дядя Федор и мальчик из деревни Простоквашино покататься на велосипеде, а у них спустились шины. Взяли они насосы и стали накачивать шины (воздух выходит из насоса и свистит: с - с - с). Накачаем шины вместе (дети имитируют движения, вместе с педагогом, длительно произносят звук [с]).

Методические указания:Следить за правильным и длительным произношением звука [с].

3-й вид работы — воспитание правильного произношения звука в словах и развитие фонематического слуха.

«Знаешь ли ты?»

- Ребята, я задам вам несколько вопросов, а помогут ответить на них картинки, которые лежат у каждого на столе. Тот, кто найдет правильный ответ на мой вопрос, выйдет и четко назовет предмет, изображенный на картинке.

Вопросы:

1) На чем дети катаются зимой? (картинки с изображением: самоката, санок, самолета, автобуса и т. д.)

2) Что продается в магазине? (сахар, сок, сыр, масло, капуста, мясо и т. д.)

3) Кто живет в зоопарке? (сова, сом, слон, лиса, аист и т. д.)

Методические указания: После того как дети правильно назовут предметы и животных, изображенных на картинках, педагог спрашивает, какой звук повторяется во всех этих словах. Следить за правильным произнесением слов, за правильным произнесением звука [с] в словах. Если дети затрудняются определить звук с в словахвоспитатель сам называет несколько слов, голосом выделяя в них звук [с].

4-й вид работы — воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха.

«Почтальон»

- Ребята, посмотрите, нам пришло письмо (раздаются сюжетные картинки). Каждый, получив картинку (показывает ее остальным и говорит, что на ней нарисовано - в саду стоит скамейка, самолет летит высоко над лесом, собака ест суп и т. д.)

Методические указания: следить, чтобы дети проговаривали фразы со звуком С четко, громко, правильно (на одном выдохе).

Старшая группа

Дети старшего возраста в большинстве своем усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют четко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации, пользоваться, интонационными средствами выразительности, имеют достаточно развитый речевой слух. Однако и в этом возрасте еще встречаются дети, не совсем четко произносящие отдельные звуки и многосложные слова, особенно со стечением нескольких согласных. Они не всегда умеют пользоваться умеренным темпом речи, говорить достаточно громко или тихо и т. п. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой. Этот этап является как бы завершающим периодом в формировании звуковой стороны речи дошкольников в детском саду. К началу этапа наиболее трудные изолированные артикуляционные движения уже сформировались, однако важно, что бы четко различались (как в произнесении, так и при слуховом восприятии речизвуки, которые близки по артикуляционным или акустическим признакам, т. е. особое внимание обращается на дифференциацию следующих групп звуков глухих и звонких, свистящих и шипящих, звуков л и р, твердых и мягких, смешивание которых имеет место быть у детей дошкольного возраста (с — ш, з — ж и др. ; с — сь; л – ль и др.). Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам.

Дифференциация любой пары звуковпредусматривает три вида работы:

1-й вид работы — дифференциация изолированных звуков.

«Угадай, чья песня?»

Продемонстрировав детям картинку на которых изображены комар и пчела, педагог напоминает, как звенит комар (ззз) и как жужжит пчела (жжж) (различение звуков [з] - [ж] в словах). После этого детям показывается то одна, то другая картинка, а они произносят соответствующий звук (з или ж).

Методические указания: следить, чтобы дети правильно произносили звуки з и ж. При затруднении в определении звука в слове можно выделить этот звук голосом (произнести его несколько протяжнее).

2-й вид работы — дифференциация звуков в словах.

«Отбери и правильно назови»

Педагог распределяет детей на две подгруппы и предлагает одной подгруппе отобрать предметные картинки со звуком [ с], другой подгруппе — предметные картинки со звуком [ц](на столе раскладываются картинки с изображением капусты, цапли, слона, цветов, автобуса, птицы, собаки, лисы, пуговицы, а также те картинки, в названии которых эти звуки отсутствуют). Дети из каждой подгруппы по очереди выбирают картинки, показывают ее всеми громко и четко называют предмет, изображенный на ней. Выигрывает та подгруппа, которая не ошибется.

3-й вид работы — дифференциация звуков в предложениях.

«Что с чем рядом?»

Педагог подбирает различные игрушки, в названии которых имеется звук [з ] или [ж] (зайка, жук, ваза, ежик, звезда и т. п.). За ширмой ставятся в ряд 4—6 предметов. Затем ширма убирается, педагог предлагает детям посмотреть и запомнить, что с чем рядом стоит. Снова закрывая предметы ширмой,он спрашивает«Что стоит рядом с жуком?»Дети отвечают«Рядом с жуком стоят ваза и зайка». Если они ошибаются, можно открыть ширму и дать посмотреть еще раз. При повторении игры педагог постепенно заменяет предметы.

Подготовительная группа

Работа над артикуляцией звуков в этой группе ставит задачу полностью устранить дефекты произношения у детей, чтобы они поступили в школу с правильной речью. Уже в начале учебного года, после проверки звукопроизношения у детей, надо наметить план индивидуальной работы с теми детьми, у которых имеются еще недостатки произношения.

В подготовительной группе углубляется и завершается анализ предложения (предложение — слово — слог — звук) и дается полный звуковой анализ сначала односложных, а потом двухсложных слов. Предложение раскладывается полосками-словами, слова — полосками-слогами, а слоги — полосками-буквами.

Умение различать в словах и слогах звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные поможет детям в школе избежать специфических ошибок в письме. Практика показывает, что дети уже в детском саду в состоянии сознательно усвоить понятия «предложение»«слово»«слог»«звук» и «буква».

Дидактическая игра «Цепочка слов».

Материал: карточки с картинками (карандаш, шкаф, флажок, куст, топор, ракета, автобус, сук, ключ, чайник, кошка, ананас, сом, мак).

Ход игры: У воспитателя карточка с изображением карандаша. Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начинается со слова карандаш. Следующим будет слово, которое начинаетися с того звука, каким кончается слово карандаш. У кого есть картинка со звуком –Ш-, прикладывает к моей картинке. Когда будет выложена вся цепочка слов, дети хором называют все предметы, слегка вывделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.

Дидактическая игра «Цветочный магазин»

Цель: упражнять детей в делении слогов на слоги. Закрепить в словаре детей названия цветов.

Материал: открытки с изображением цветов, названия которых состоят из 2-3-4 слогов. Роза, пион, астра, тюльпан, нарцисс; ромашка, василёк, гвоздика.

Четырёхсложные: незабудка, колокольчик, хризантема. «Деньги» с двумя, тремя, четырьмя кружками.

Ход игрывоспитатель предлагает поиграть в цветочный магазин и ставит перед детьми открытки с цветами.Одни с коротким названием: пион, другие - с длинным – незабудка. У вас есть карточка с кружками. Покупатель может купить лишь тот цветок, в названии которого столько частей (слогов, сколько кружков на карточке. Вызванные дети произносят по слогам названия цветов и отдают педагогу числовые карточки. В конце игры воспитатель сам показывает детям числовую карточку с двумя (3-4) кружками, просит показать и назватькупленные цветы с таким количеством слогов.

Список литературы:

1. Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.

2. Логопедия. \ Под ред. Волковой Л. С. – М.: Владос. 1998.

3. Лопухина И. В. Логопедия 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. – М.: Аквариум, 1995.

4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. \Под ред. Власовец Г. А. М.: Детство-пресс, 2002.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_igry_dlya_razvitiya_zvukovoy_kultury_rechi.docx37.79 КБ

Предварительный просмотр:

Цель семинара:  оказание помощи педагогам в овладении основными играми для развития звуковой культуры речи.

Задачи семинара:

  • активизировать знания педагогов о необходимости развития звуковой культуры речи;
  • обучить игровым приёмам логопедических игр для развития звуковой культуры речи;
  • расширить степень включённости педагогов в реализацию коррекционной программы;
  • продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.

Ι младшая группа

Занятия с детьми этого возраста направлены на развитие слухового восприятия, речевого дыхания и голосового аппарата, на уточнение артикуляции, на воспитание умения правильно и четко произносить гласные и простые согласные звуки:

а) гласные [а], [о], [у], [и], [э]

б) простые согласные звуки губно – губные взрывные [п], [б], [м]; заднеязычные [к], [г]; губно – зубные [в], [ф]; переднеязычные [т], [д], [н].

Они проводятся с использованием звукоподражаний различных животных и предметов, издающими звуки, путем введения этих звукоподражаний в пении, потешках, дидактических играх и небольших рассказах.

Главная задача на этом этапе — ежедневно развивать слуховое восприятие, укреплять и развивать органы артикуляционного аппарата.

В работе с детьми от 2 до 3 лет звукоподражания усложняются, включают различные по характеристике звуки, например: и-го-го, кис-кис, кудах-тах-тах, хрю-хрю, ку-ка-ре-ку, кря-кря, бл-бл и т. п. Это способствует выработке четкого, ясного произношения звуков как в звукоподражаниях, так и в самостоятельной речи, а также развивает речевой слух.

   Таким образом, систематически используя на занятиях и вне их различные звукоподражания, мы одновременно формируем и звуковую культуру речи. На облегченном для произнесении речевом материале ребенок отрабатывает ряд разделов звуковой культуры речи, подготавливая тем самым речеслуховой и речедвигательный анализаторы к более сложной акустико-артикуляционной работе.

Игры – задания

«Баюканье куклы»

Цель:

  • развитие артикуляционного аппарата, и формирование речевого слуха;
  • выработка длительного речевого выдоха и умения менять тембр голоса.

Содержание:

Педагог раздает куклы и предлагает убаюкать их, длительно напевая звук  [а] (ааа…). Сначала педагоги  произносят звук [а] громко, затем учитель - логопед говорит, что куклы засыпают, и просит убаюкать куклы тише (произнести звук [а] тихим голосом).

Методические указания:следить, чтобы дети произносили звук [а] длительно, на одном выдохе (тех детей, которые не умеют достаточно хорошо выделять голосом звук [а], вызывать небольшими группами, чтобы лучше проконтролировать их).

«Гости»

Цель:

  • воспитание речевого слуха и правильного произношения звукоподражаний;
  • выработка умения пользоваться тембром голоса.

Содержание: Педагог говорит детям, что они будут встречать гостей. Выйдя с одним из детей из комнаты, воспитатель надевает ему шапочку с изображением собаки. Затем со словами «тук-тук» они открывают дверь.

Дети спрашивают:  - «Кто там?»

Ребенок отвечает: -  «Ав-ав».Педагог обращается к ребятам: «Кто пришел к нам в гости?» (собачка). «Полаем как собачка вместе» (ав-ав)

    Затем педагог повторяет игру, надевая детям шапочки с изображением гуся (га-га-га), лягушки (ква-ква), курочки (ко-ко-ко), козы (мз-мэ) и других животных.

Методические указания: Следить, чтобы дети произносили звукосочетания четко, достаточно громко.

ΙΙ младшая группа

Обучение правильному звукопроизношению выделяется как ведущая линия развития речи детей 3-4 лет. Для детей 2- ой младшей группы развитие звуковой культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением. В то же время работу над звукопроизношением легко сочетать с развитием речевого слуха, речевого дыхания, артикуляционного аппарата, дикции и интонации.

    Занятия с детьми этого возраста направлены на совершенствование подвижности артикуляционного аппарата, усвоение и закрепление навыков правильного произношения всех звуков родного языка, на улучшение внятности и четкости произнесения слов и фраз, на выработку умения правильно пользоваться ударением в словах и произносить их согласно нормам литературного произношения, а также на воспитание у всех детей умения пользоваться нужным тембром голоса, произносить слова и фразы  в нужном темпе с учетом интонационных средств выразительности.

Основное внимание направлено на формирование правильного произношения гласных (а, у, и, о, э) и некоторых согласных звуков  (п – б – т – д – к – г; ф – в; т – с – з –ц).  Последовательная отработка этих звуков позволит в дальнейшем совершенствовать звуковую культуру речи, создаст предпосылки для лучшего произношения сложной группы звуков (с, з, ц, ш, ж, ш, и др.), а также подготовит детей к развитию фонематического слуха на следующем этапе обучения.

    Отрабатывая с детьми 3-х лет произношения звуков [и], [ф], [в], педагог создает предпосылки для появления новой группы звуков – свистящих [с], [з]. [ц], для которых  характерен определенный уклад органов артикуляционного аппарата, близкий к укладу звука [и]. Так мы создаем возможность переноса навыков, выработанных для одной группы звуков, на другую.

Фрагмент занятия

Звук [у]

Цель: вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука [у];

Игра «Снежинка»

Педагог берет снежинку и говорит: «Ребята, к нам вместе с ветерком прилетела снежинка. Давайте тихонько подуем на снежинку, вот так». Показывает, как нужно дуть на снежинку, произнося звук [п] (губы сомкнуть, потом как легкий ветерок, дуть на снежинку произнося звук [п] .

Игра «Поезд и птицы»

Дети рассматривают картинки  и называют, что видят (паровоз, гусь, курица, утка, петух). Ребята, как гудит паровоз (у-у-у).

Методические рекомендации:научить детей произносить ударный звук [у] более протяжно (провести линию фломастером по дорожке между рельсами, как только фломастер окажется около птиц, предложить детям погудеть как паровоз (у-у-у).

Физкультминутка «Поезд»

Дети встают друг за другом, образуя поезд. Педагог заранее ставит в разных местах дороги, где проедет поезд, игрушки, изображающие разных животных. Перед тем, как поезд отправится в путь, напомнить детям, что поезд должен погудеть, если на дороге встретятся животные (у-у-у), миновав их, поезд перестает гудеть.

Выразительное чтение С.Маршак

- Ребята, посмотрите на картинку. Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте.

Слон

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну.

И сказал: "Нужны пошире,

И не две, а все четыре!

- Как называется стихотворение? (Слон). Что дали слону? (дали туфельку одну) Что он сделал? (взял он туфельку одну) Что сказал слон? (нужны пошире,  и не две, а все четыре!)

Методические рекомендации: приучать детей отвечать строчками из стихотворения.

«Назови предметы»

- Ребята, назовите предметы, выделяя звук "У" (сту-ул, жу-ук, лу-ук)

Закрепление пройденного материала:

-  Ребята, вспомните, как гудит паровоз (у-у-у).

- Назовите картинки со звуком "У" (выделяем звук [у], произнося его более длительно, чем другие звуки (гу-усь, ку-урица, пету-ух, ту-уфелька, сту-ул, жу-ук, лу-ук).

Средняя группа

Отработка всех звуков родного языка предусматривает четыре вида работы, последовательно сменяющих друг друга: 1) подготовку органов артикуляционного аппарата; 2) уточнение произношения звука изолированно и в слогах 3) умение выделить этот звук среди других 4) закрепление правильного произношения звука во фразовой речи.

    Воспитание звуковой культуры речи на данном этапе осуществляется путем проведения дидактических игр, игровых упражнений с использованием различного речевого материала: чистоговорок, загадок, потешек, считалок, стихов, прибауток.

1-й вид работы -  уточнение движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционные упражнения.

«Покажи, как Федя сердится, как он радуется»

Когда Федя чем-то недоволен, он надувает губы вот так (вытягивает сомкнутые губы вперед трубочкой), а когда Федя доволен, он улыбается (растягивает губы, обнажая верхние и нижние передние зубы).

- «А теперь я буду рассказывать про Федю». Когда он будет недоволен, вы надувайте губы (показ детям), а когда он будет радоваться, вы улыбайтесь.

Купила мама Феде машину. Доволен Федя (улыбается). Вышел он с машиной гулять, а на улице дождь идет, что ему делать, не знает (надул губы).В это время вышел на улицу Петя, обрадовался ему Федя (улыбнулся). Попросил Петя у Феди машину покатать, жалко стало Феде машину (надул он губы).Закончился дождик, тучки рассеялись, выглянуло солнышко, Федя доволен (улыбается). Федя предложил  Пете поиграть вместе: «Петя, пойдем вместе играть» (улыбается).

Методические указания: следить, чтобы дети без напряжения растягивали губы в улыбке и обнажали передние зубы. При вытягивании губ вперед они должны быть сомкнуты.

2-й вид работы – уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.

Фрагмент занятия

Звук [с]

Предварительная работа:напомнить правильную артикуляцию звука с: язык упирается в нижние зубы (образует желобок по которому идет выдыхаемый воздух).

«Насос»

Решили дядя Федор и мальчик из деревни Простоквашино покататься на велосипеде, а у них спустились шины. Взяли они насосы и стали накачивать шины (воздух выходит из насоса и свистит: с - с - с). Накачаем  шины вместе (дети имитируют движения, вместе с педагогом,  длительно произносят звук [с]).

Методические указания:Следить за правильным и длительным произношением  звука [с].

3-й вид работы — воспитание правильного произношения звука в словах и развитие фонематического слуха.

«Знаешь ли ты?»

- Ребята, я задам вам несколько вопросов, а помогут ответить на них картинки, которые лежат у каждого на столе. Тот, кто найдет правильный ответ на мой вопрос, выйдет и четко назовет предмет, изображенный на картинке.

Вопросы:

  1. На чем дети катаются зимой? (картинки с изображением: самоката, санок, самолета, автобуса и т.д.)
  2. Что продается в магазине? (сахар, сок, сыр, масло, капуста, мясо и т.д.)
  3. Кто живет в зоопарке? (сова, сом, слон, лиса, аист и т.д.)

Методические указания: После того как дети правильно назовут предметы и животных, изображенных на картинках, педагог спрашивает, какой звук повторяется во всех этих словах. Следить за правильным произнесением слов, за правильным произнесением звука [с] в словах. Если дети затрудняются определить звук с в словах, воспитатель сам называет несколько слов, голосом выделяя в них звук [с].

4-й вид работы — воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха.

«Почтальон»

  - Ребята, посмотрите, нам пришло письмо (раздаются сюжетные картинки).  Каждый, получив картинку (показывает ее остальным и говорит, что на ней нарисовано - в саду стоит скамейка, самолет летит высоко над лесом, собака ест суп и т.д.)

Методические указания: следить, чтобы дети проговаривали фразы со звуком С четко, громко, правильно (на одном выдохе).

Старшая группа

Дети старшего возраста в большинстве своем усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют четко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации, пользоваться, интонационными средствами выразительности, имеют достаточно развитый речевой слух. Однако и в этом возрасте еще встречаются дети, не совсем четко произносящие отдельные звуки и многосложные слова, особенно со стечением нескольких согласных. Они не всегда умеют пользоваться умеренным темпом речи, говорить достаточно громко или тихо и т.п. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой. Этот этап является как бы завершающим периодом в формировании звуковой стороны речи дошкольников в детском саду.К началу этапа наиболее трудные изолированные артикуляционные движения уже сформировались, однако важно, что бы четко различались (как в произнесении, так и при слуховом восприятии речи) звуки, которые близки по артикуляционным или акустическим признакам, т.е. особое внимание обращается на дифференциацию следующих групп звуков глухих и звонких, свистящих и шипящих, звуков л и р, твердых и мягких, смешивание которых имеет место быть у детей дошкольного возраста  (с — ш, з — ж и др.; с — сь; л – ль и др.). Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам.

        Дифференциация любой пары звуков предусматривает три вида работы:

1-й вид работы — дифференциация изолированных звуков.

«Угадай, чья песня?»

Продемонстрировав детям картинку на которых изображены комар и пчела, педагог напоминает, как звенит комар (ззз) и как жужжит пчела (жжж) (различение звуков [з] - [ж] в словах). После этого детям показывается то одна, то другая картинка, а они произносят соответствующий звук (з или ж).

Методические указания: следить, чтобы дети правильно произносили звуки з и ж. При затруднении в определении звука в слове можно выделить этот звук голосом (произнести его несколько протяжнее).

2-й вид работы — дифференциация звуков в словах.

«Отбери и правильно назови»

 Педагог распределяет детей на две подгруппы и предлагает одной подгруппе отобрать предметные картинки со звуком [ с], другой подгруппе — предметные картинки со звуком [ц](на столе раскладываются картинки с изображением капусты, цапли, слона, цветов, автобуса, птицы, собаки, лисы, пуговицы, а также те картинки, в названии которых эти звуки отсутствуют).  Дети из каждой подгруппы по очереди выбирают картинки, показывают ее всеми громко и четко называют предмет, изображенный на ней. Выигрывает та подгруппа, которая не ошибется.

3-й вид работы — дифференциация звуков в предложениях.

«Что с чем рядом?»

Педагог подбирает различные игрушки, в названии которых имеется звук [з ] или [ж] (зайка, жук, ваза, ежик, звезда и т. п.). За ширмой ставятся в ряд 4—6 предметов. Затем ширма убирается, педагог предлагает детям посмотреть и запомнить, что с чем рядом стоит. Снова закрывая предметы ширмой, он спрашивает: «Что стоит рядом с жуком?» Дети отвечают: «Рядом с жуком стоят ваза и зайка». Если они ошибаются, можно открыть ширму и дать посмотреть еще раз. При повторении игры педагог постепенно заменяет предметы.

Подготовительная группа

   Работа над артикуляцией звуков в этой группе ставит задачу полностью устранить дефекты произношения у детей, чтобы они поступили в школу с правильной речью. Уже в начале учебного года, после проверки звукопроизношения у детей, надо наметить план индивидуальной работы с теми детьми, у которых имеются еще недостатки произношения.

В подготовительной группе углубляется и завершается анализ предложения (предложение — слово — слог — звук) и дается полный звуковой анализ сначала односложных, а потом двухсложных слов. Предложение раскладывается полосками-словами, слова — полосками-слогами, а слоги — полосками-буквами.

Умение различать в словах и слогах звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные поможет детям в школе избежать специфических ошибок в письме.Практика показывает, что дети уже в детском саду в состоянии сознательно усвоить понятия «предложение», «слово», «слог», «звук» и «буква».

Дидактическая игра «Цепочка слов».

Материал: карточки с картинками (карандаш, шкаф, флажок, куст, топор, ракета, автобус, сук, ключ, чайник, кошка, ананас, сом, мак).

Ход игры: У воспитателя карточка с изображением карандаша. Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начинается со слова карандаш. Следующим будет слово, которое начинаетися с того звука, каким кончается слово карандаш. У кого есть картинка со звуком –Ш-, прикладывает к моей картинке. Когда будет выложена вся цепочка слов, дети хором называют все предметы, слегка вывделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.

Дидактическая игра «Цветочный магазин»

Цель: упражнять детей в делении слогов на слоги. Закрепить в словаре детей названия цветов.

Материал: открытки с изображением цветов, названия которых состоят из 2-3-4 слогов. Роза, пион, астра, тюльпан, нарцисс; ромашка, василёк, гвоздика.

Четырёхсложные: незабудка, колокольчик, хризантема. «Деньги» с двумя, тремя, четырьмя кружками.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть в цветочный магазин и ставит перед детьми открытки с цветами. Одни с коротким названием: пион, другие - с длинным – незабудка. У вас есть карточка с кружками. Покупатель может купить лишь тот цветок, в названии которого столько частей (слогов, сколько кружков на карточке. Вызванные дети произносят по слогам названия цветов и отдают педагогу числовые карточки. В конце игры воспитатель сам показывает детям числовую карточку с двумя (3-4) кружками, просит показать и назватькупленные цветы с таким количеством слогов.

Список литературы:

  1. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
  2. Логопедия.\ Под ред. Волковой Л.С. – М.: Владос. 1998.
  3. Лопухина И.В. Логопедия 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. – М.: Аквариум, 1995.
  4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению.\Под ред. Власовец Г.А. М.: Детство-пресс, 2002.
  5. Швецова И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи.\\ Дошкольное воспитание 2007, №5.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

На третьем году жизни нормально развивающийся ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и ряд согласных звуков: М, МЬ; Н, НЬ; П, ПЬ; Б, БЬ; Ф, ФЬ; В, ВЬ; Т, ТЬ; Д, ДЬ; К, КЬ...

Консультация для родителей "Игры для развития звуковой культуры речи"

Консультация для родителей "Игры для развития звуковой культуры речи"...

Консультация для родителей "Игры на развитие звуковой культуры речи"

Для развития речи у дошкольников подходят различные игры и упражнения на формирование фонетического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении, либо подобрать ...

Конспект логопедического занятия по развитию звуковой культуры речи в средней группе «Как утята солнышко искали»

Проблема формирования звуковой стороны речи не теряет своей актуальности и практической значимости на сегодняшний день. Более того, воспитание звуковой культуры речи, как основы грамотности, является ...

«Дифференциация звуков С-Ш». Конспект фронтального логопедического занятия по развитию звуковой культуры речи с детьми старшей группы с нарушениями речи

Цели: Коррекционные: уточнить артикуляцию и правильное произношение звуков [с] и [ш]; упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [с] и [ш] в слогах, словах, фразах; упражн...