Конспект логопедического занятия по развитию звуковой культуры речи в средней группе «Как утята солнышко искали»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

Максименко Ольга Леонидовна

Проблема формирования звуковой стороны речи не теряет своей актуальности и практической значимости на сегодняшний день. Более того, воспитание звуковой культуры речи, как основы грамотности, является общественно значимой проблемой, остро стоящей перед педагогами.

У детей с нарушением зрения способность к слуховому восприятию значительна снижена.  Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что дети с нарушением зрения не воспринимают на слух (не дифференцируют) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Их словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем дети начинают значительно отставать от возрастной нормы.

Развитие звуковой культуры речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из главных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_utyata_solnyshko_iskalid.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад № 25 компенсирующего вида»

Конспект логопедического занятия

по развитию звуковой культуры речи в средней группе

«Как утята солнышко искали»

Учитель-логопед Максименко О.Л.

г. Мончегорск


Цель: закрепление правильного произношения звука [С] в слогах, словах и предложениях.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- учить детей дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова;

- учить составлять предложения по опорным картинкам;

- активизировать словарь прилагательных;

- формировать пространственные представления;

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематические представления;

- закреплять умение определять место звука в начале и конце слов;

- закреплять умение слушать текст и отвечать на вопросы словами из текста;

- совершенствовать слуховую память и слуховое внимание;

- развивать двигательную координацию и мелкую моторику;

- укреплять глазодвигательные мышцы.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей самостоятельность и бережное отношение к природе.

1. Сегодня мы поиграем с одним звуком. А вот с каким, вы догадайтесь сами. Внимательно слушайте, и все вместе повторяйте за мной:

Са – са – са – под сосной сидит лиса

Су – су – су – суп собаке я несу

Сы – сы – сы – встал слонёнок на весы

Со – со – со – сыплет снег на колесо

Ас – ас – ас – я пью квас

Ос – ос – ос – у собаки нос

Ис – ис – ис – я ем рис

Какой звук мы чаще всего произносили?

2. Я буду произносить звуки, слова. Хлопните в ладоши, если услышите звук С:

- с, п, к, с, м, с;

- са, ма, ко, со, су, ву, пы, сы;

- сок, кот, мак, слон, лес, коза, коса, мясо, шуба, капуста, шнурок, замок, сапоги, сумка, шкаф.

3. Скажите, правильно ли я говорю, и исправьте мои ошибки:

санки – шанки,

замокат – самокат,

посуда – пошуда,

лиса – лиша,

рис – риш,

суп – щуп,

автобус – автобуш,

посылка – позылка,

осёл – озёл,

песок - пезок.

4. Дальше будем мы играть и словечки называть. Вы дружно начинаете слово слогом «СА», а я словечко заканчивать буду. Посмотрим, какие слова у нас получатся:

СА – молёт,

СА – мовар,

СА – мокат,

СА – рафан,

СА – поги

СА – дик,

СА – лют,

СА – рай,

СА – хар,

СА- лат

5. Составьте предложения по двум картинкам. Предложения могут быть небылицами:

собака – сундук

салют – самолёт

сорока – сапоги

санки – стрекоза

6. А вы знаете, что звуки умеют прятаться в словах? Звук С тоже решил с нами в прятки поиграть. И сейчас мы будем его искать в начале или конце слова. Слушайте и проверяйте:

снег, нос, лес, соль, сорока, кокос, квас, сын, абрикос

7. Символ, какого звука вы видите? (насос).

Давайте с вами прочитаем, что нам написал звук С (чтение закрытых и открытых слогов по зрительным символам звуков Т.А.Ткаченко).

8. Посмотрите на кртину. Какое наступило время года? А как вы узнали, что пришла весна? Конечно же, на небе появилось солнышко. Давайте покажем, как идёт к нам весна (физкультминутка).

9. Солнышко, солнышко,

Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Протягивают по очереди руки вперёд. Разводят руки в стороны и прижимают их к груди.

Побежал в саду ручей,

Руки вытягивают вперёд и делают волнообразные движения.

Прилетело сто грачей,

Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев.

А сугробы тают, тают,

Постепенно приседают.

А цветочки подрастают.

Поднимаются на носочках и тянуться вверх.

10. Мы так дружно показали приход весны, что даже солнышко спустилось с неба к нам. Но посмотрите, что-то солнышко не весело, что-то голову повесило. Светит тускло, не ярко и совсем не греет. Надо помочь нашему солнышку. Возьмите каждый по солнечному лучику и скажите солнышку ласковые, добрые слова. Солнышко, какое? (Ответы детей)

От ваших слов солнышко засияло и полилось на землю тепло от его лучей.

11. А сейчас я расскажу вам историю про то, как утята искали солнышко (выкладывание картинок на коврографе).

Раз не вышло на небо солнышко. Залаяла собака, замяукала кошка, заплакала мышка, спряталась курочка, завял цветок. Собрались утята, и пошли искать солнышко.

Спросили утята у дерева, где найти солнышко? Дерево уронило лист. Полетел лист за ветром, а утята побежали за ним.

Видят впереди озеро. А за озером стоит домик.

Сели утята на камешек и задумались. Как туда попасть? А камень зашевелился. Это была старая черепаха. Перевезла черепаха утят через озеро.

Подошли утята к домику, открыли дверь. Стоит в комнате кровать. На ней спит солнышко. Разбудили утята соню и побежали домой.

Умылось солнышко, вытерлось полотенцем и вышло на небо.

Расцвёл цветок. Завиляла хвостом собака. Выгнула спинку кошка. Обрадовалась мышка. Вышла во двор курочка. Засияло всё кругом. Вот так утята нашли солнышко.

С тех пор солнышко спит в кроватке только ночью.

12. Вопросы по тексту:

Что однажды случилось с солнышком?

Как повели себя собака, кошка, мышка, курочка и цветок?

Кто пошёл искать солнышко?

Кто подсказал дорогу утятам?

Куда прилетел лист?

Что стояло за озером?

Кто помог перебраться утятам через озеро?

Что же делало солнышко у себя в домике?

Что произошло, когда солнышко вышло на небо и засияло?

13. Вы хотите поиграть с солнышком? (Дети выполняют задание самостоятельно: две тучки и солнышко у каждого ребёнка).

Солнышко светит над тучками,

Солнышко справа от тучек,

Солнышко между тучками, 

Солнышко спряталось за тучками, 

Солнышко засветило под тучками,

Солнышко слева от тучек,

14. Давайте расскажем солнышку, стихотворение, но необычное, а по картинкам (чистоговорка с показом):

Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са,

Стол, самолёт, сковородка, лиса,

Санки, смородина, миска, носок,

Сыр, самокат, абрикос, колосок,

Стул, снеговик, самосвал, колбаса,

Мы знаем звук С: са-са-са, са-са-са.

15. Спасибо тебе, солнышко, за то, что было с нами.

Пришла пора прощаться – прощаемся с солнцем глазами (зрительная гимнастика).

Солнышко ты, солнце,

Жёлтенькое донце,

прослеживание глазами за движением солнышка

Блюдечко с косицами,

Огненными спицами.

движение глаз вверх-вниз

Начинаешь нам светить,

Всё торопится ожить:

движение глаз вправо-влево

Паучки, букашки,

Комары и пташки.

частое моргание глазами

Список использованной литературы:

1. Любовь Шайтанова «Стихи о природных явлениях севера» Издана при финансовой поддержке управления образования администрации г.Мончегорска, 2008;

2. Ткаченко Т.А. «Звуки и знаки» // М, 2001;

3. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий // СПб, 2006.

4. Смирнова Л.Н. Речевой дидактический материал // М, 2004

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...

Занятие по развитию звуковой культуры речи в средней группе «Звук з , з’»

Программное содержание конспекта: закрепить произношение звука с    в словах. Помочь воспитанникам запомнить потешку «Расти коса». Научить выделять голосом звук   с...

«Дифференциация звуков С-Ш». Конспект фронтального логопедического занятия по развитию звуковой культуры речи с детьми старшей группы с нарушениями речи

Цели: Коррекционные: уточнить артикуляцию и правильное произношение звуков [с] и [ш]; упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [с] и [ш] в слогах, словах, фразах; упражн...

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в средней группе по теме: «Звуки волшебного леса»

Конспект  комплексного занятия по развитию звуковой культуры речи с использованием ИКТ для детей среднего дошкольного возраста.Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в средней группе...

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в средней группе

Тема – воспитание звуковой культуры речи: звук [ж]Цель – упражнение детей в правильном и четком произнесении звука [ж].Образовательные задачи:• уметь определять слова со звуком [ж].Ра...