Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в средней группе по теме: «Звуки волшебного леса»
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

    Лобанова Ольга Анатольевна

    Конспект  комплексного занятия по развитию звуковой культуры речи с использованием ИКТ для детей среднего дошкольного возраста.

    Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в средней группе

     

    Тема: «Звуки волшебного леса»

     

    Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-

    исследовательская, коммуникативная, восприятие музыкальных произведений и художественной литературы.

    Цель: формирование интереса к речевой деятельности, звукопроизношению.

    Задачи:

    - вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении гласных звуков [А],  [О], [У], [И], [Ы] и согласных звуков [В], [С], [З], [Ш], умение пользоваться громким и тихим голосом;

    - различать звук  [Ы] (изолированно, в словосочетаниях, в словах);

    - закреплять символическое обозначение гласных звуков;

    - способствовать развитию речевого дыхания, общей и артикуляционной моторики, длительного  плавного  выдоха, фонематического  слуха;                                                                                                

    - развивать логическое мышление и  стремление, путем исследовательской деятельности,  к поиску ответов  в проблемной ситуации;

    - воспитывать дружелюбие, стремление помочь любимым героям, умение слушать словесные инструкции воспитателя и выполнять задания по ним, навыки культуры общения;

    - эмоционально откликаться на музыкальные произведения.

    Планируемые результаты: выражает положительные эмоции (интерес,

    радость), проявляет активность, любознательность, желание поддерживать

    беседу и отвечать на вопросы воспитателя,  с интересом включается в познавательно-исследовательскую и игровую деятельность, четко и правильно произносит гласные звуки [А],  [О], [У], [И], [Ы], различает звук  [Ы] (изолированно, в словах).

    Материалы и оборудование:

    Импровизированный автобус, построенный из мягких модулей и стульчиков,  поставленных  попарно в 2 ряда, с обозначением мест картинками: арбуз, ананас, эскимо, утка, улитка, ослик, игрушки;

    билеты для поездки в автобусе – карточки с изображением аиста, автобуса, облака, эльфов, утюга, удочки, иголок;

    пластмассовые бутылочки  желтого, красного и  синего цветов наполненные песком, камешками и водой по количеству детей;

    предметные картинки: сыр, сок;

    магнитная доска;

    видеопроектор, экран.

    Методы и приемы активизации познавательной деятельности:

    интригующее начало;

    сюрпризный момент;

    эффект удивления;

    проблемное общение;

    информационно-рецептивный (совместная деятельность педагога и ребенка);

    деятельностный подход;

    использование ИКТ (видеопроектор, ноутбук), как метод привлечения внимания.

    Предварительная работа:

    во время прогулки наблюдение за  изменениями в природе;

    разучивание артикуляционного упражнения «Машина»;

    просмотр мультфильма «Катаемся в автобусе» и разучивание физминутки с одноименным названием (интернет-ресурс);

    конструирование  автобуса  из мягких модулей и стульчиков;

    сюжетно-ролевая игра  «Автобус».

    Словарная работа: активизировать в речи детей слова: кондуктор, билет, щётки.

    Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.

     

    Ход деятельности:

    Дети заходят в группу, где стоит автобус,  собранный из мягких модулей и стульчиков.

    1. Вводная часть.

    1.1. Оргмомент, беседа:

    - Ребята, вы любите гулять? А хотите отправиться в волшебный лес? Знаете, почему он волшебный?

    - Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

    - Осень.

    - А какой сейчас месяц по календарю?

    - Ноябрь.

    - А что мы наблюдаем с вами сейчас, поздней осенью в природе, во время прогулок?

    - Деревья стоят голые, цветы не цветут, перелетные  птицы улетели в теплые края.

    - Открою вам секрет! В волшебном лесу, куда мы с вами отправимся, уже все деревья «зеленые», цветут цветы, много насекомых и весело поют птички. А еще нас там ждут любимые герои Слыш и Буковка. Они приготовили для вас сюрприз.

    - Предлагаю доехать до леса на нашем автобусе. Согласны?

    - Автобус у нас тоже не обычный и каждый из вас должен занять в автобусе свое место. Я – кондуктор. Возьмите билеты и найдите в автобусе свои места.

     

    2.  Основная часть:

    2.1. Упражнение в артикуляции звуков, выработка дикции – отчетливое, внятное произношение гласных звуков изолированно.

    - Прежде чем я дам каждому билетик, давайте повторим все гласные звуки и схемы, которые их обозначают.

    Получаются интересные звуки — шея напрягается, становится твердой. Горлышко гудит. Воздух свободно проходит через рот, ему ничего не мешает. Звуки можно петь, тянуть, легко говорить. Эти звуки гласные.

    Воспитатель показывает схемы, дети хором произносят звуки.

    Дети проходят в автобус, который заранее сами сконструировали из мягких модулей.

    Затем,  каждый берет билет (карточки, на которых изображены аист, автобус, удочка, утюг, облако, эльфы, иглы).

    Ребенок называет то, что изображено на «билетике» и определяет, с какого звука начинается слово, затем ищет на стульчике в импровизированном автобусе картинку, название которой тоже начитается с этого звука.

    2.2. Динамическая пауза под песенку «Автобус».  (Слова и музыка Екатерины и Сергея Железновых)

    Дети выполняют движения соответственно словам песенки.

    Вот мы в автобусе сидим,
    И сидим, и сидим                   (покачиваемся)
    И из окошечка глядим       (смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него,
    Всё глядим!                             поворачиваясь в одну и в другую стороны)


    Глядим назад, глядим вперёд,
    Вот так вот, вот так вот          (смотрим назад и вперед)
    Ну что ж автобус не везёт,
    Не везёт?                                  (пожимаем плечами)


    Колёса закружились,
    Вот так вот, вот так вот.
    Вперёд мы покатились,
    Вот так вот!                             (выполняем круговые движения руками впереди от себя)


    А щётки по стеклу шуршат
    Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
    Все капельки смести хотят       качаем согнутыми в локтях руками перед лицом
    Вжик-вжик-вжик!                      (имитируем движение «дворников»)

    И мы не просто так сидим
    Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
    Мы громко-громко все гудим
    Бип-бип-бип!                               («крутим руль» и бибикаем)

    Пускай автобус нас трясёт
    Вот так вот, вот так вот
    Мы едем-едем всё вперёд
    Вот так вот!                                 (раскачиваемся в разные стороны).

     

    2.3. Развитие фонематического слуха.

    Познавательно-исследовательская деятельность: игра «Что звучит в бутылочке?».

    Воспитатель: Вот мы и приехали.  Выходим из волшебного автобуса. А где же Слыш? 

    Давайте громко крикнем «Ау!»

    - «Ау!»

    - А теперь тихо «Ау»

    - «Ау»

    (Обращает внимание детей на экран). А вот и Слыш, он гуляет по своим любимым дорожкам.

    Слайд 1.

    Изображение на экране сопровождается текстом, который читает воспитатель:

    - В лесу у Слыша есть несколько любимых дорожек, у каждой дорожки своя песенка. Когда он входил в лес, то шел, посмотрите, по какой дорожке? (Обратить внимание детей на кран)

    - Дорожка из песка.

    - Правильно! Ее называют песчаной. И до больших ушей  Слыша доносилось легкое шуршание теплого песка.

    Слад 2.

    - Потом Слыш поворачивал на  дорожку из … (обращаю внимание детей на изображение на кране)

    - Камней.

    - Камни громко стучали под его ногами, ударяясь друг о друга.

    Слад 3.

    - Рядом бежал… (обращаю внимание детей на изображение на кране)

    - Ручеек.

    - Правильно. Слыш слушал, как весело плещется вода.

    Чтобы не забыть эти звуки, Слыш  взял красивые пластмассовые бутылочки и в одни положил камешки, в другие насыпал песок, а в третьи набрал журчащей водички.

    Слайд 4.

    «Когда он вышел на полянку, увидел свою подружку Буковку, она даже в лесу не расставалась со своим волшебным карандашом. Слыш захотел рассказать ей, что он положил в бутылочки, но забыл, в какой и что лежит».

    - Ребята, давайте выручим Слыша, и определим, в каких бутылочках песочек, камешки и водичка.

    На столах у детей по три бутылочки: с песком - желтого цвета, с камешками – красного, а с водой – синего цвета.

    Дети проходят к столам с бутылочками.

    - Потрясите желтой бутылочкой.

    - Теперь красной бутылочкой.

    - И еще синей.

     - Как вы думаете, в какой камешки, покажите?

    - Правильно, в красной.

    - А какой звук слышится, звонкий или глухой?

    - Правильно, звонкий.

    -Давайте проверим. Откройте красную бутылочку.

    - Здесь камешки.

    - Как вы думаете, а в какой песок, покажите?

    - Правильно, в желтой.

    - А какой звук слышится, звонкий или глухой?

    - Правильно, глухой.

    -Давайте проверим. Откройте желтую бутылочку.

    - Здесь песочек.

    - А водичка, в какой?

    - В синей бутылочке.

    - Молодцы, ребята. Вы справились с заданием и помогли Слышу.

    Дети убирают свое рабочее место и ставят бутылочки обратно в контейнеры.

     

    2.4. Упражнение в артикуляции звуков, выработка дикции – отчетливое, внятное произношение согласных звуков изолированно. Проведение физминутки.

    - Вдруг в волшебном лесу поднялся ветер. Давайте споем песенку ветра: «в-в-в»

    - «В-в-в».

    - Как ветер раскачивает верхушки деревьев?

    Дети поднимают руки вверх, покачиваются вправо, влево.

    - Потом пролетел комарик, он пищал тоненьким голоском: «з-з-з». Как он пищал? Повторите.

    - «З-з-з».

    - Давайте попробуем его поймать.

    Дети приподнимаются на носочки и выполняют хлопки ладошками.

    - Медленно проползла змейка, шурша; «ш-ш-ш». Как шуршала змейка? Повторите.

    - «Ш-ш-ш».

    - Покажите, как ползет змея.

    Дети выполняют волнообразные движения руками.

    - Вдалеке струился маленький родничок: «с-с-с». Спойте песенку водички.

    - «С-с-с».

    - Молодцы,  вы хорошо произносите звуки.

     

    2.5. Игры и упражнения на дифференциацию звука [ы], развитие речевого дыхания.

    Дифференциация звука [ы] изолированно.

    - И вдруг Слыш и Буковка услышали, как кто-то громко поет песенку: «ы-ы-ы».

    Как вы думаете, кто в лесу может так петь?

    - Медведь.

    Слайд 5.

    - Правильно ребята,  на полянку к Слышу и Буковке вышел забавный медвежонок.

    Слышу так понравилась его песенка «ы-ы-ы», что он попробовал ее повторить: «ы-ы-ы».

    - Давайте и мы попробуем спеть песенку медвежонка.

    - «Ы-ы-ы». (Следить за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием).

    Игра – «Поймай звук [ы]».

    - Ребята, давайте  поиграем вместе со Слышем. Вам нужно хлопнуть в ладоши только тогда, когда услышите звук [ы].

    Воспитатель  произносит медленно разные гласные  и согласные звуки, а дети  «ловят» только звук [ы].

    - А сейчас Слыш предлагает поиграть еще в одну игру: «Кто дольше протянет этот звук». Нужно набрать в грудь много воздуха, на плавном выдохе, не поднимая плеч и не напрягаясь, произносить: «ы-ы-ы». Выигрывает тот, кто тянул звук дольше.

    Дифференциация звука [ы] в словах.

    Игра «Спрячь картинку от Буквоеда».

    Дети садятся на ковер.

    Слайд 6.

    - Ой, ребята, случилась беда (обратить внимание детей на экран), посмотрите, к нам пожаловал разбойник Буквоед. Буковка принесла на полянку интересные картинки, а Буквоед хочет забрать ту, в названии которой есть звук [ы]. Давайте спрячем эту картинку.

    На магнитной доске прикреплены предметные картинки, на которых изображены сыр, и сок. Дети определяют, есть ли звук [ы] в названии этих предметов и «прячут» картинку.

    - Молодцы, ребята. Мы проучили Буквоеда.

    3. Заключение

    - В волшебном лесу так интересно, но нам пора возвращаться. Занимайте места в волшебном автобусе.

    Звучит отрывок из «Песенки друзей». (Слова Сергея Михалкова,  музыка Михаила Старокодомского). 

     

    Мы ехали, мы пели
    И с песенкой смешной
    Все вместе, как сумели,
    Приехали домой.
    Нам солнышко светило,
    Нас ветер обвевал;
    В пути не скучно было,
    И каждый напевал:


    - Красота! Красота!
    Мы везем с собой кота,
    Чижика, собаку,
    Петьку-забияку,
    Обезьяну, попугая —
    Вот компания какая!
     

    - Ребята, вам понравилось наше путешествие?

    - А что вы расскажите папам и мамам дома о нем?

    - Что вам понравилось больше всего?

    - Слыш и Буковка, обязательно придут к нам на следующее занятие.

    А сейчас у Буковки есть для вас подарок. Ее волшебный карандаш нарисовал все, что мы увидели в волшебном лесу. Вам осталось только раскрасить рисунок.

    Вот мы и приехали.

    - Выходите из автобуса, отдохните, поделитесь впечатлениями друг с другом.

                                                   

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentatsiya_k_zanyatiyu_zvuki_volshebnogo_lesa.pptx2.78 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»

    Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...

    Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»

    Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...

    Занятие по развитию звуковой культуры речи в средней группе «Звук з , з’»

    Программное содержание конспекта: закрепить произношение звука с    в словах. Помочь воспитанникам запомнить потешку «Расти коса». Научить выделять голосом звук   с...