Конспект НОД по развитию звуковой культуры речи в средней группе. Тема: «Звуки [а], [у]».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Цель: знакомство детей со звуками [а], [у].

Задачи

Образовательные:

         - познакомить детей с произношением звуков [а], [у];

         - показать артикуляцию звуков [а], [у];

         - формировать правильное произношение звуков [а], [у].

Развивающие:

         - развивать фонематический слух, речевое дыхание, внимание, память.

 Воспитывающие:

         - воспитывать культуру речевого общения.

Словарная работа

Обогащение: звуки [а], [у].

Материал: игрушки зайчонок, волчонок, кошка; картинки с изображением звуковичков [а], [у], язычка, медвежонка, осенние листочки; иллюстрации с дикими животными; горка с лесенкой, ширма, микрофон, домик.

Предварительная работа: развитие моторики артикуляционного аппарата; рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса. Знакомство с дикими животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через подвижные игры, имитации движений животных. Проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zkr_dikie_zhivotnye.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 общеразвивающего вида с деятельностью по познавательно-речевому развитию детей
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД

по развитию звуковой культуры речи в средней группе

Тема: «Звуки [а], [у]»

Воспитатель: Кравцова Е.А.

Санкт-Петербург

20.10.2020

Цель: знакомство детей со звуками [а], [у].

Задачи

Образовательные:

        - познакомить детей с произношением звуков [а], [у];

        - показать артикуляцию звуков [а], [у];

        - формировать правильное произношение звуков [а], [у].

Развивающие:

        - развивать фонематический слух, речевое дыхание, внимание, память.

 Воспитывающие:

        - воспитывать культуру речевого общения.

Словарная работа

Обогащение: звуки [а], [у].

Материал: игрушки зайчонок, волчонок, кошка; картинки с изображением звуковичков [а], [у], язычка, медвежонка, осенние листочки; иллюстрации с дикими животными; горка с лесенкой, ширма, микрофон, домик.

Предварительная работа: развитие моторики артикуляционного аппарата; рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса. Знакомство с дикими животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через подвижные игры, имитации движений животных. Проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок.

Ход занятия

        Дети рассаживаются на стульчики поставленные полукругом.

Воспитатель: Дети, вы любите когда к нам приходят гости?

Дети: Да!

Воспитатель: Посмотрите, они уже здесь. Давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Но это еще не все гости. К нам скоро придут Звуковички. Ребята, кто такие Звуковички?

Дети: Волшебные гномики, которые поют разные звуки.

Воспитатель: Верно. А какие Звуковички идут к нам в гости? Посмотрите на их губы. Какую песенку поет первый Звуковичок? А второй?

Дети: Звуковички поют [а], [у]. (На фланелеграфе вывешиваются изображения Звуковичков [а], [у])

Воспитатель: Молодцы. А пока что Звуковички зашли в гости к своему другу. Отгадайте к кому?

Всегда во рту, а не проглотишь.

Если б не было его, не сказали б ничего.

Дети: Это наш язык. (На фланелеграфе вывешивается изображение Язычка)

Воспитатель: Верно, ребята. Живет-поживает Язычок в своем домике, а домик Язычка – рот. Домик открывается и закрывается. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки.) Язычок то выглядывает из домика, то прячется.

        Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть в домик.

Воспитатель: Утром Язычок с нетерпением ждал в гости Звуковичков и постоянно выглядывал из домика в одну сторону и в другую (Упражнение "Часики"). Хорошо потрудился Язычок, устал и лег отдохнуть на нижнюю губу. (Упраженение "Блинчик") Укроем его одеялом. (Пошлепаем верхней губой)

        Дети повторяют артикуляционную гимнастику за воспитателем.

Воспитатель: И вот наконец-то Звуковички пришли к нам в гости. Они предлагают нам прогуляться по осеннему лесу. Пойдем с ними?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, какие признаки осени вы знаете? Как меняется осенью природа? Что происходит с птицами, животными? (дети отвечают) Давайте скажем волшебные слова, чтобы попасть в осенний лес:

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идем мы погулять!

Ребята, мы с вами входим в осенний лес. Тихо. Только слышно как шелестит опавшая листва под ногами.

Листья жёлтые танцуют,

С веток падают, летят.

Эту сказку золотую

Называют «листопад». (Опускаю и поднимаю листочек)

Воспитатель: Давайте сами устроим листопад. Подул легкий ветерок, а теперь ветер усилился. (выполняют упражнение "Листопад") С какого дерева упали ваши листочки?

Воспитатель: Ребята, скажите, а кто живет в лесу? (дети перечисляют животных) А как называют животных, которые живут в лесу? (дикие, лесные) А почему? (они сами добывают себе пищу, строят жилища, заботятся о детенышах) Где же животные? Смотрите, кто это? Я кого – то уже вижу.

Дети: Это зайцы!

Воспитатель: Правильно, это семья зайцев. Как зовут папу? Как зовут маму? Как зовут детеныша? А если несколько детенышей, то как назовем?

        Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель: Ребята, встаньте плечико к плечику. Смотрите какую красивую горку построил зайчонок. Он будет кататься с горки и петь песенку Звуковичка [а]. Поможем ему? (выполняем упражнение "Коротко, длинно")

Воспитатель: Смотрите какая красивая лесная полянка. Давайте встанем в круг.

Физминутка «Звериная зарядка»

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Раз – присядка, (Приседают.)

Два – прыжок. (Подпрыгивают на двух ногах на месте.)

Это заячья зарядка. (Кладут ладошки на голову – «ушки на макушке».)

А лисята как проснутся, (Кулачками «трут глаза».)

Любят долго потянуться, (Потягиваются с отведением рук.)

Обязательно зевнуть, (Зевают, прикрывая рот ладонью.)

Ну и хвостиком вильнуть. (Выполняют движения бедрами из стороны в сторону.)

А волчата – спинку выгнуть (Наклоняются вперед.)

И легонечко подпрыгнуть. (Прыгают на двух ногах.)

Ну а мишка косолапый, (Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса.)

Широко расставив лапы (Ноги на ширине плеч.)

То одну, то обе вместе, (Переступают с ноги на ногу.)

Долго топчется на месте. (Раскачивают туловище из стороны в сторону.)

А кому зарядки мало —

Начинайте все сначала! (Разводят руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх.)

Воспитатель: Ребята, давайте продолжим нашу прогулку по осеннему лесу.

Смотрите, кто это?

Дети: Это волки!

Воспитатель: Правильно, это семья волков. Как зовут папу? Как зовут маму? Как зовут детеныша? А если несколько детенышей, то как назовем?

        Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель: Ребята, смотрите кто выглянул из домика. (волчонок с микрофоном) А зачем ему микрофон? (он хочет петь) А как поют волки? (ууууу) Волк будет петь песенку Звуковичка [у]. Поможем им? (выполняем упражнение "Тихо, громко")

Воспитатель: Ребята,  давайте встанем в круг.

Пальчиковая гимнастика "Сидит белка на тележке"

Сидит белка на тележке,

(хлопайте в ладоши и стучите кулачками по очереди).

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

(правой рукой загибайте по очереди пальцы на левой руке),

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в зобок,

(погладьте себя по шее),

Кому в платок,

(протяните вперед обе ладони),

Кому в лапочку

(протяните вперед одну, сложенную чашечкой, ладонь).

Воспитатель: Ребята, давайте продолжим нашу прогулку по осеннему лесу.

Смотрите, кто это?

Дети: Это медведи!

Воспитатель: Правильно, это семья медведей. Как зовут папу? Как зовут маму? Как зовут детеныша? А если несколько детенышей, то как назовем?

        Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель: Ребята, смотрите кто выглянул из домика. (медвежонок) Медвежонок хочет поиграть вместе со Звуковичками [а], [у]. Поможем им? (выполняем упражнение " Звуковички [а], [у]")

Воспитатель: Гуляем дальше. Давайте походим как зайцы, волки, медведи. Ой, смотрите, я нашла листик с посланием от диких животных. Ребята, давайте присядем полукругом на этой полянке и прочитаем что написано на листочке. Вот только некоторые слова пропущены. Вы будете мне подсказывать?

Осенним днем, простой тропой,

Звери шли на водопой:

За мамой зайчихой прыгал….

(зайчонок)

***

За мамой волчицей топал…

(волчонок)

***

 За мамой лисицей крался….

(лисенок)

***

 За мамой медведицей шел …

(медвежонок)

***

Загадки от Звуковичков  [а], [у].

(если останется время)

Полосат и толстопуз,

Слаще сахара… (Арбуз)

Жёлто-розовый бочок,

А размером — с кулачок!

Он на веточке висел,

И под южным солнцем зрел.

И весной, и летом рос,

Очень вкусный… (Абрикос)

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет. (Улитка)

Под дождем она гуляет,

Кушать травку обожает,

Кря кричит, Все это шутка,

Ну конечно это — … (Утка)

Воспитатель: Дети, кто сегодня приходил  к нам на занятие? Что мы сегодня делали на занятии? Что больше всего понравилось, запомнилось на занятии тебе Настя (Олег, Вика…).

Дети: К нам на занятие сегодня приходили Звуковички. Мы гуляли по осеннему лесу и  встретили в нем зайчонка, волчонка и медвежонка. (Ответы детей)

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять. Вот мы в садике опять.

Подвижная игра «Ребятки-зверятки»

Воспитатель: Медвежонок-топ-топ (топают)

А лосёнок – хлоп-хлоп (хлопают)

А волчонок щёлк-щёлк (руками изображают пасть волка)

А зайчонок – скок-скок (скачут)

А рысёнок – прыг-прыг (прыгают)

И бельчонок – прыг-прыг

А лосёнок – дрыг-дрыг (дрыгают ногами поочерёдно)

А ежонок шмыг-шмыг (шмыгают носиком)

Вот как весело играть с ребятками-зверятками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...

Занятие по звуковой культуре речи в средней группе Тема. «Звуки р и рь»

- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной...

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в средней группе по теме: «Звуки волшебного леса»

Конспект  комплексного занятия по развитию звуковой культуры речи с использованием ИКТ для детей среднего дошкольного возраста.Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в средней группе...

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в средней группе

Тема – воспитание звуковой культуры речи: звук [ж]Цель – упражнение детей в правильном и четком произнесении звука [ж].Образовательные задачи:• уметь определять слова со звуком [ж].Ра...

Занятие по формированию звуковой культуры речи в средней группе. Тема: Звук «Н» (закрепление).

Предложенный материал поможет молодым специалистам (учителям-логопедам) при подготовки к занятию по развитию звуковой культуры речи в средней группе....