Учебно-методический материал для логопедов ДОУ "Использование коррекционно-развивающих игр и упражнений на логопедических занятиях"
методическая разработка по логопедии

      Анализ современных подходов к проблеме патологии речевого развития в дошкольном возрасте (Е.В. Шипилова, Г.С Гуменная, Е.Ф. Соботович и др.) позволяет рассматривать её не как изолированный дефект, а во взаимосвязи со всей психической деятельностью ребёнка. Для детей с речевой патологией характерны специфические нарушения высших психических функций: недоразвитие слуховых, зрительных, моторных функций, оптико-пространственные нарушения, недостаточность тактильного восприятия и др.

      В исследованиях Р.Е. Левиной, И.Т. Власенко, Г.С. Гуменной и др. подчёркивается необходимость учёта особенностей психических процессов в коррекционно-педагогической работе с детьми-логопатами. Развитию высших психических функций способствуют коррекционно-развивающие игры и упражнения, которые могут быть использованы как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование коррекционно-развивающих игр и упражнений на логопедических занятиях.

                                                                  Подготовил: Погребнова Е.В.

                                                                                          учитель-логопед МБДОУ «Ягодка»

                                                                                          г. Ноябрьск, ЯНАО

Анализ современных подходов к проблеме патологии речевого развития в дошкольном возрасте (Е.В. Шипилова, Г.С Гуменная, Е.Ф. Соботович и др.) позволяет рассматривать её не как изолированный дефект, а во взаимосвязи со всей психической деятельностью ребёнка. Для детей с речевой патологией характерны специфические нарушения высших психических функций: недоразвитие слуховых, зрительных, моторных функций, оптико-пространственные нарушения, недостаточность тактильного восприятия и др.

В исследованиях Р.Е. Левиной, И.Т. Власенко, Г.С. Гуменной и др. подчёркивается необходимость учёта особенностей психических процессов в коррекционно-педагогической работе с детьми-логопатами. Развитию высших психических функций способствуют коррекционно-развивающие игры и упражнения, которые могут быть использованы как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.

Коррекционно-развивающие игры и упражнения разрабатывались с учётом следующих особенностей умственного развития детей с речевой патологией:

  1. Все познавательные процессы взаимосвязаны, поэтому используемый коррекционно-развивающий материал многозначен, ассоциативен;
  2. Развитие психических процессов происходит равнонаправленно, поэтому была продумана вариативность коррекционно-развивающего материала, возможность его многократного использования. Постепенно усложняется как сам коррекционно-развивающий материал, так и условия выполнения задания;
  3. Процесс умственного развития детей с речевой патологией подразумевает формирование внутренних условий для познавательной деятельности (самоконтроль, произвольность, внимание) и её средств (связная речь).

Умственное развитие носит комплексный характер, поэтому в каждой коррекционно-развивающей игре и упражнении решаются две группы задач: центральные (на их развитие направлено задание) и вспомогательные (развитие условий и средств познавательной деятельности).

Рассмотрим методику использования коррекционно-развивающих игр и упражнений на логопедических занятиях на примере следующих игр и упражнений.

  1. « Построй дорожку»

Цель: развивать устойчивость внимания, способность обобщать объекты по признаку цвета, формы, величины, развивать самоконтроль, закреплять представления о геометрических фигурах, цифрах, буквах.

Методика проведения: Детям предлагается рассмотреть таблицу, состоящую из 12 (24, 36) квадратов 2*2 см. В каждый квадрат наклеиваются геометрические фигуры (цифры или буквы).

Вначале предложите ребёнку рассмотреть «поле»: назвать геометрические фигуры (цифры или буквы), их цвет, величину, форму. Затем в игровой форме предлагается задание («Помоги девочке добраться домой»), для выполнения которого необходимо закрыть фишками, например, все треугольники, все цифры пять, все буквы А (или У) и т.д. Вместо фишек берутся квадраты такого же размера и цвета, что и «поле».

А

У

О

И

А

А

О

А

У

А

И

У

Необходимо рассматривать «поле» слева-направо, используя «ограничители» строки и столбца. Это может быть чистый лист бумаги, закрывающий всё «поле», кроме верхней первой строки и полоска, передвигающаяся по мере выполнения задания. Если уже ребёнок справляется и правильно анализирует содержимое строки и столбца, то поочерёдно убираются полоска, а затем и другой «ограничитель».

Варианты использования дидактического материала:

1 вариант: геометрические фигуры одного цвета, одной величины, но разных форм.

2 вариант: геометрические фигуры одной формы, величины, но разного цвета.

3 вариант: геометрические фигуры разных форм и разного цвета.

4 вариант: геометрические фигуры одной формы, разной величины, разного цвета.

5 вариант: геометрические фигуры разной формы, разной величины, одного цвета.

6 вариант: геометрические фигуры разной формы, разной величины и цвета.

7 вариант: цифры первого десятка (от 0 до 5, от 0 до 10, от 5 до 0, от 10 до 0).

8 вариант: гласные буквы, согласные буквы, гласные и согласные буквы.

  1. «Найди бабочку»

Цель: развивать пространственную ориентировку, закреплять представления о цветах (насекомых, животных и т.д.), умение сравнивать, анализировать, развивать слуховую и зрительную память, умение концентрировать и распределять внимание, связную монологическую речь.

Методика проведения:

Необходимо рассмотреть «картину» (таблица, состоящая из 36 квадратов, в каждом из них прикреплён, например, цветок: мак, тюльпан, роза, ромашка и т.д.): что изображено в каждом квадрате, назвать каждый цветок. В центре «картины» находится бабочка, которая может «перелететь» с цветка на цветок: из центра на одну клетку вверх, вниз, влево, вправо; из центра на одну клетку вверх и на одну клетку вправо и т.п. «Бабочка» не «перелетает» по диагонали или через клетку.

Предлагаем несколько вариантов игры «Найди бабочку».

1 вариант: ребёнку предлагается задание в 1-2 хода, при этом ребёнок самостоятельно перемещает «бабочку» с цветка на цветок.

2 вариант: задание в 2-3 хода и более, ребёнок самостоятельно перемещает «бабочку».

3 вариант: задание в 1-2 хода, ребёнок отслеживает «полёт» зрительно.

4 вариант: задание в 3-4 и более хода, ребёнок отслеживает «полёт» зрительно.

5 вариант: у каждого ребёнка лист бумаги с нарисованной пустой таблицей, имитирующей игровое поле. Логопед диктует задание, дети следят за движением «бабочки», отмечая точками место её нахождения. Дети рассказывают каждый раз, где находится «бабочка» («бабочка» находится на розе или «бабочка» находится в верхнем правом углу» и т.д.) Затем точки соединяются, дети рассматривают рисунок.

Картинки с изображением предметов на игровом поле могут быть накладными, что позволяет отрабатывать различный лексический материал.

Литература

  1. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1990.
  2. Гуменная Г.С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи// Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с нарушениями речи. – М.: Прометей, 1991.
  3. Соботович Е.Ф. Психологические механизмы, структура и формы первичных нарушений речевого развития // Недоразвитие и утрата речи: Вопросы теории и практики. М.: МГПИ, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии, используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе.

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, используемые в работе учителем-логопедом ДОУ....

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе.

В данной статье рассматривается опыт использования информационно-коммуникационных технологий учителем-логопедом в работе....

Картотека индивидуальных изотерапевтических игр и упражнений, используемых логопедом в коррекционно-развивающей работе с детьми с ДЦП.

Данный материал  могут использовать в своей работе  логопеды,  воспитатели детских садов.   Использование данного материала предоставляет педагогу  разнообразные возможно...

Комплекс коммуникативных и пальчиковых игр, используемых логопедом в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР в группе компенсирующей направленности в детском саду.

Данный материал адресуется дефектологам, воспитателям коррекционных учреждений, детских домов, работающих с детьми дошкольного возраста с ТНР и сложным дефектом развития и родителям, воспитывающим реб...

Мониторинг качества освоения программы коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы в логопедической группе и для детей с ТНР учителя-логопеда

Мониторинг качества освоения программы коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работы       в логопедической группе и для детейс ТНР учителя-логопеда...

Протоколы мониторинга качества освоения программы коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы в логопедической группе и для детей с ТНР учителя-логопеда

Протоколы мониторинга качества освоения  программы коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы в логопедической группе и для детей с ТНР учителя-логопедаза период 2020-20...