Общие речевые навыки
картотека по логопедии

Шевцова Ольга Васильевна

Общие речевые навыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dikie_zhivotnye.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общие речевые навыки.                        Дикие животные

Карточка №1.

Игра: «Проговаривание предложений»

Цель: Преодоление твердой атаки гласных.

Ход: Детям предлагается повторить предложения.

Около оленихи-мамы олененок.

У ели ежиха с ежатами. И др.

Общие речевые навыки.                         Дикие животные                                                                                                                      

Карточка №2.

Упражнение: «Посчиталка»

Цель: Развитие речевого дыхания, согласование существительных с числительными.

Ход: Логопед предлагает детям встать прямо, опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе посчитать до пяти и обратно. Можно считать животных (зайцев, медведей, лосей, лис и т.п.)

Упражнение проводиться 2-3 раза.

Общие речевые навыки.                                  Дикие животные                                                                                                                  

Карточка №3.

Упражнение «Белка»  

Цель: Работа над четкостью дикции.

Ход:

В сосне дупло,                         А живет там белочка,

В дупле тепло.                         Белочка – карелочка,

А кто в дупле.                           Непоседа – егоза,

Живет в тепле?                        Словно бусинки, глаза.             А. Прокофьев.

Общие речевые навыки.                       Дикие животные                                                                                                                      

Карточка №4.

Упражнение: «Считалка про зайца»

Цель: Работа над четкостью дикции, интонационной выразительностью.

Ход:

Заяц бегал по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

Общие речевые навыки.                                Дикие животные                                                                                                                      

Карточка №5.

Упражнение: «Лесной переполох».

Цель: Воспитание правильного речевого дыхания, работа над интонационной выразительностью речи, над развитием мимики

Ход: смотри текст у Нищевой Н.В. на стр.158.

Общие речевые навыки.                              Дикие животные    

Карточка №6.

Упражнение: «Диалог»

Цель: Развитие интонационной выразительности.

Ход: Логопед предлагает детям выразительно рассказать данный текст.

-Заяц белый,           - Куда клал?

Куда бегал?             - Под колоду.

-В лес дубовый.      - Кто брал?

-Что там делал?     - Родион.

- Лыко драл?           - Выйди вон.

 Логопед: Мальчики сегодня будут исполнять роль зайца, а девочки будут задавать вопросы. Старайтесь говорить правильно, четко и выразительно.

Если есть необходимость, логопед сам рассказывает диалог, давая образец интонирования речи. Далее дети произносят диалог парами по очереди.

Общие речевые навыки.                  Дикие животные                                                                                                                      

Карточка №7.

Упражнение: «Маска»

Цель: работа  над развитием мимики

Ход: логопед предлагает разные задания:

  • Прищурить глаза по очереди.
  • Изобразить мимикой характерные черты хитрой лисы,
  • голодного и злого волка,
  • проворной белочки,
  • свернувшегося в клубок ежика,
  • косолапого медведя;
  • зайчика, попавшего лисе в лапы,
  • лисенок высматривает мышку.

Общие речевые навыки.                                   Дикие животные                                                                                                                      

Карточка №8.

Упражнения на развитие артикуляторных мышц.

Цель: Развитие жевательно-артикуляционных мышц.

  • «Бобры пилят дерево».

          Ход: Круговые движения нижней челюсти.

  • «Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках».

         Ход: Открывать и закрывать рот, не опуская язык.

  • «Белочка цокает».

          Ход: Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать

          высокие и низкие щелчки, обращая внимание на

          изменение звука.

Общие речевые навыки.                               Дикие животные                                                                                                                      

Карточка №9.

Упражнение: «Мишка слизывает мед»

Цель: развитие движений языка, координации и точности движений.

Ход: Облизывать сначала только верхнюю губу (язык чашечкой), затем облизывать верхнюю и нижнюю губы.

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.                         И. Лопухина

Общие речевые навыки.                      Дикие животные                                                                                                                      

Карточка №10.

Упражнение «Эти разные звери»

Цель: Воспитание правильного речевого дыхания и голоса.

  • «Ежики принюхиваются».

      Ход: дети выполняют характерные движения губами.

          Ежик пыхтит: «Пых – пых – пых».

  • «Волк воет»

         Ход: Логопед предлагает детям произносить громко и

         тихо звук: у – у - у – у. (Воет волк в глухом лесу)

  • «Разговор Лисы и Зайца»

         Ход: Логопед предлагает детям  повторить фразы:

         «Су – зу - су - зу, зу – су – зу – су, Зайка, где ты был?» -

         «В лесу. За –са –за – са, ты не съешь меня, Лиса?»

Развитие общей и мелкой моторики.                              Дикие животные.                                                                                     Карточка №11.

“ СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ”        Пальчиковая гимнастика

Сидит белка на тележке,

  Продает она орешки.

(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.)

Лисичке - сестричке,

  Воробью, синичке,

  Мишке толстопятому,

  Заиньке усатому.

(Загибают по одному пальчику,   начиная с большого.)

Кому в платок,

  Кому в зобок,

  Кому в лапочку.

Ритмичные хлопки ладонями и     удары кулачками.)

Развитие общей и мелкой моторики.                              Дикие животные.                                                                                     Карточка №12.

“ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?”     Пальчиковая гимнастика.

- Где обедал воробей?

(Дети машут перекрещенными ладошками.)

-В зоопарке у зверей.

(Ладошками изображают раскрывающуюся пасть.)

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

(На каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке.)

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

(Опять изображают раскрывающуюся пасть животного)

Развитие общей и мелкой моторики.                              Дикие животные.                                                                                     Карточка №13.

“Есть у каждого свой дом”      Пальчиковая гимнастика.

У лисы в лесу глухом

Есть нора - надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

(Дети загибают пальцы на обеих руках:

по одному пальцу на каждое двустишие.)

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

(Удары ладонями и кулачками поочередно.)

Развитие общей и мелкой моторики.                              Дикие животные.                                                                                     Карточка №14.

“ ЗАЯЦ ЕГОРКА”    Координация речи с движением

Заяц Егорка

 Свалился в озерко.

( Дети бегут по кругу, взявшись за  руки; в центре на корточках сидит один ребенок.)

Бегите под горку!

 Спасайте Егорку!

( Дети подбегают к сидящему ребенку и помогают ему встать.)

Развитие общей и мелкой моторики.                              Дикие животные.                                                                                     Карточка №15.

                  “МЕДВЕДЬ”  Координация речи с движением, развитие ловкости, развитие речевого дыхания

Как на горке - снег, снег,

(Дети стоят кружком, в центре которого “спит медведь”; руки постепенно поднимаются вверх - вдох.)

И под горкой - снег, снег,

(Приседают, опускают руки - выдох.)

И на елке - снег, снег,

(Опять встают и поднимают руки - вдох.)

И под елкой - снег, снег.

(Приседают, опускают руки - выдох.)

А под снегом спит медведь.

Тише, тише... Не шуметь!

(На цыпочках бегут по кругу. На последних словах “медведь” просыпается и бросается ловить детей.)  

 

Развитие общей и мелкой моторики.                              Дикие животные.                                                                                     Карточка №16.

                       «ЗА ГРИБАМИ»

Координация речи с движениями; развитие творческого воображения, подражательности; закрепление в речи глаголов: “искать”, “срывать”, ”собирать”.

Все зверушки на опушке

(Дети идут в хороводе.)

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, рыжики срывали.

(Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.)

Лисичка бежала, лисички собирала.

(Бегут, собирают воображаемые грибы.)

Скакали зайчатки, искали опятки.

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

Медведь проходил, мухомор раздавил.

(Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.)

Развитие общей и мелкой моторики.                              Дикие животные.                                                                                     Карточка №17.

“МАЛЕНЬКИЙ КРОЛИК”

Координация речи с движением, Развитие общих речевых навыков.

Маленький кролик, пушистенький кролик

(Дети скачут по кругу, сделав “ушки” из ладошек и двигая ими вперед - назад.)

Всех нас смеяться заставил до колик:

(Останавливаются, держатся за животики.)

Прыгал за белкой, за уткой скакал,

(Сначала прыгают на прямых ногах, потом - вприсядку.)

Лапкой тюльпан поднимал как бокал

(Останавливаются, поднимают воображаемый бокал к лицу.)

Ах, как смешно его уши торчали!

(Делают “ушки” из ладошек.)

Мы хохотали, души в нем не чая,

(Опять держатся за животики.)

Но, на опушке заметив лису,

(Смотрят из-под руки.)

Он подмигнул нам и скрылся в лесу.

(Подмигивают, разбегаются.)

Развитие общей и мелкой моторики.                              Дикие животные.                                                                                     Карточка №18.

                  «Зайка»

Цель: Координация речи с движением, Развитие общих речевых навыков.

Я как белка в колесе

Прыгаю на месте,

Ребенок совершает прыжки на месте.

Чтобы было веселей,

поскакали вместе.

Под счет ребенок прыгает 5 раз.

Раз, два, три, четыре, пять —

начал заинька скакать.

Прыгать серенький горазд —

он подпрыгнул десять раз

После слов «он подпрыгнул десять раз»

ребенок прыгает 10 раз.

Зрительное и слуховое внимание.                   Дикие животные                                                                                            

Карточка №19.

Игра: « Что изменилось»

Цель: развитие зрительного внимания, связной речи.

Оборудование: педагог закрепляет на наборном полотне изображения диких животных.

Ход игры: педагог просит детей перечислить, что они видят и где. Затем дети закрывают глаза, а педагог убирает одну картинку или меняет местами два изображения. Открыв глаза, дети объясняют, что изменилось.  

Зрительное и слуховое внимание.                Дикие животные    

Карточка №20.

Игра: «Кого не стало?» «Кто убежал»

Цель: развитие зрительного внимания; обогащать и активизировать словарь по данной теме.

Оборудование: На наборном полотне картинки с изображением медведя, лисы, ежа, зайца, белки.

Ход: Логопед просит детей рассмотреть картинки, назвать их, запомнить. Затем дети закрываю глаза, а логопед убирает одну из картинок. Дети открывают глаза. Логопед спрашивает:   - Кого не стало?

Дети отвечают:

- Не стало зайца. И т. п.

Зрительное и слуховое внимание.               Дикие животные                                                                                                    

Карточка №21.

Игровое упражнение:  «Кто лишний?».

Цель: развитие  речевого слуха, мышления, памяти.

1 вариант

Ход: Логопед предупреждает детей, что они должны внимательно слушать. Начинает перечислять диких и домашних животных и предлагает детям назвать лишнее животное.

2 вариант

Ход: Логопед помещает на наборном полотне картинки с изображением животных. Предлагает детям посмотреть на картинки и назвать лишнее животное, объяснив, почему они так думают.

Зрительное и слуховое внимание.                  Дикие животные                                                                                        

Карточка №22.

Игра: «Пазлы дикие животные»

Цель: Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Ход: Логопед раздает детям пазлы.

(начиная с четырех частей, постепенно увеличивая количество частей в зависимости от возрастных требований).

Зрительное и слуховое внимание.                   Дикие животные.                                                                                     Карточка №23.

Упражнение: «Подскажи словечко»

Цель: Развитие слухового внимания

Ход игры: Логопед предлагает детям закончить стихотворение:

Без тропинок, без дорог

Серый катиться клубок.

Он в иголках острый сплошь,

Потому что это … (еж)

Сладкий мох искал весь день

И жевал его …(олень)

Зрительное и слуховое внимание.                  Дикие животные                                                                                        

Карточка №24.        

Игра: «Проведи дорожки»

Цель: Развитие зрительного внимания

Ход: Логопед предлагает детям помочь встретиться малышу с мамой. Для этого ребенок должен провести дорожку от мамы к ее детенышу.

Зрительное и слуховое внимание.                  Дикие животные                                                                                        

Карточка №25.

Игра: «Что перепутал художник?»

Цель: развитие зрительного внимания; обогащать и активизировать словарь по данной теме, образование притяжательных прилагательных.

Ход: педагог просит детей исправить ошибку художника.

Логопед раздает детям картинки с изображениями животных без одной детали (хвоста, лапы, крыла и т.д.) - эту деталь можно просто заклеить. Чего не хватает у зверя?

Лексика и грамматика.                  Дикие животные                                                                                        

Карточка №26.

Игра «Кто где живет?»

Цель: Расширение словарного запаса. Образование притяжательных прилагательных.  Развитие зрительного внимания.

Ход игры: На доске картинки. Слева, изображающие жилища животных, справа - животные (не у своих жилищ). Логопед объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища.

Логопед задает вопросы: 

Кто в норе живет -...;  Нора чья? (лисья)

В дупле живет -...; Дупло чьё?

В берлоге живет - ...; Берлога чья?

В логове живет - ...; Логово чьё?

Лексика. Грамматика.                                 Дикие Животные.

Карточка №27.                    

Упражнение: «Какой?», «Какая?», «Какие?».

Цель: Актуализация словаря. Согласование существительного с прилагательным.

Ход игры:

Логопед предлагает ответить на вопросы (Какой, какая, какие):

Медведь-…, лиса…, белка…, волк…, медвежата, лисята, зайчата….

Лексика. Грамматика.                                    Дикие животные

Карточка №28.

Упражнение: «Самый главный»

Цель: Формирование у ребенка навыка составления описательного рассказа по данному плану.

Ход: Педагог раздает детям муляжи или предметные картинки и рассказывает сказку о том, как спорили звери или птицы, кто из них самый главный. Дети озвучивают героя, изображенного на картинке, описывая его по схеме от первого лица и заканчивая словами: «Я самый главный». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные и все они главные, среди них нет более или менее важных.

План рассказа:

1.Кто это?. 2. Это зверь или птица?

3. Какие части у него есть? 4. Чем питается?

5. Где живет? 6. Как называют детеныша?

Лексика. Грамматика.                                      Дикие Животные.

Карточка №29.                      

Игра «Земля, вода, воздух».

Цель: Закрепление знаний детей о птицах, рыбах и  зверях. Формировать умение дифференцировать понятия «звери» и «птицы». Дифференцировать птиц и зверей в зависимости от места их обитания. Формировать умения образовывать падежные формы.

Ход: Логопед раздает детям картинки с изображением зверей и птиц и предлагает под каждой картинкой нарисовать звериный след или птичью лапку в зависимости от изображения на картинке.

Закрепить данные понятия поможет игра:

«На небе, на земле».

Около доски выставляется лист картона, на котором изображены небо, земля, дерево. Дети располагают на панно картинки с изображением зверей и птиц соответственно среде их обитания. Образец речи детей: «Это попугай. Попугай это птица. Он живет на деревьях». «Это тигр. Тигр – это зверь. Он ходит по земле».

Лексика. Грамматика.                                   Дикие Животные.

Карточка №30.                      

Игра «Сложные слова»

Цель: Образование сложных прилагательных.

Оборудование: мяч.

Ход игры:

- Если у лисы длинный хвост, то как можно назвать её одним словом? (длиннохвостая).

Короткий хвост.              Короткие лапы.

Толстые лапы.                Длинные уши.

Острые уши.                   Короткие усы.  

Лексика. Грамматика.                              Дикие Животные.

Карточка №31.                      

 

Игра «Один – много»

Цель: Грамматический строй речи и словообразование. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Оборудование: мяч.

Ход: логопед бросает мяч  и называет дикое животное, а он бросает мяч обратно, вслух образуя множественное число.

Например: медведь – медведи - медведей и т.д.

Лексика. Грамматика.                           Дикие Животные.

Карточка №32.                      

Игра: «Накорми животных».

Цель: развитие зрительного внимания. Расширение словарного запаса по теме, совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в дательном падеже.

Оборудование: на большой картинке изображены звери, а на маленьких картинках изображение пищи животных.

Ход игры: Дети ставят картинки с угощением под картинки с изображением животных и составляют предложения.

Логопед использует стихотворение  С. Маршака «Где обедал воробей». После прочтения стихотворения логопед задает вопросы, например: «Что ел, пеликан?», «Что ел бегемот?»

Образец речи детей: «Пеликан ел рыбу. Это хищная птица», «Бегемот ел траву. Это травоядное животное»

Лексика. Грамматика.                             Дикие Животные.

Карточка №33.                      

Упражнение: «Где мы были, что мы видели?»

Цель: Закрепить умение детей образовывать окончания существительных в родительном падеже, множественного числа.

Ход: На картинке изображена клетка зоопарка, в которую вставляются изображения животных и их детенышей. Логопед спрашивает у детей, кого они видят в зоопарке. Образец речи детей: «В клетке находиться страус со страусятами, тигр с тигрятами» и т.д.

Лексика. Грамматика.                                   Дикие Животные.

Карточка №34.                      

Упражнение:  «Кто как голос подает?»           «Как передвигается?» «Как ест?».

Цель: Активизация глагольного словаря.

Ход игры:

Логопед предлагает к названиям диких животных подобрать слова, которые отвечают на вопросы: «Кто как голос подает?»  «Как передвигается?» «Как ест?».

Медведь: рычит, лапу сосет, лазает.  Белка: грызет, лазает, прыгает, запасает.

Волк: рычит, воет, бегает, крадется, грызет.

Лексика. Грамматика.                                  Дикие Животные.

Карточка №35.                      

Упражнение: «Скажи наоборот».

Цель: Закрепить умение детей подбирать слова-антонимы.

Ход игры:

1. Ребенку предлагается составить предложение о животном используя слова: больше - меньше, тяжелее - легче, выше - ниже, быстрее - медленнее.

Жираф - олень. Кто кого выше? Кто кого меньше?

Собака - медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

Заяц - черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

2. У лисы длинный хвост, а у зайца короткий. У медведя толстые лапы, а у лисы тонкие.  

Лексика. Грамматика.                                                                                 Дикие Животные.

Карточка №36                      

Упражнение «Про кого можно сказать …»

Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу.

Ход игры:

Охотиться -…, крадет-…, воет-…, кусается-…, пугается-…, скачет-…, переваливается-…, хитрит-…, выслеживает-….

Прыгает -.., кусается - …, нападает.., крадется-…, переваливается -…, скачет-…, спит - …, охотиться -…, запутывает следы - …, бросается-… .

 

Лексика. Грамматика.                                      Дикие Животные.

Карточка №37.  

Игра: «Назови ласково»

Цель: формирование грамматического строя речи, закрепление умения образовывать уменьшительно – ласкательные формы слов – названий диких животных.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Ход:  

Кто это?   Назови ласково этого зверя.

Лексика. Грамматика.                                  Дикие Животные.

Карточка №38.                      

Игра: «Собери семью»

 Цель: Расширение предметного  словаря в однокоренных словах путем изменения суффикса.

Ход игры:

Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (можно детенышей во множественном числе) животных:

1.Лис - лиса - лисенок; заяц - зайчиха - зайчонок; волк – волчица - волчонок; еж - ежиха - ежонок; лев - львица - львенок; тигр – тигрица - тигренок; слон - слониха- слоненок;

2.Бык – корова -  теленок; пес – собака - щенок; кролик - крольчиха - крольчонок; кот - кошка - котенок;

Лексика. Грамматика.                                   Дикие Животные.

Карточка № 39.                    

Игра « В лесу»

Цель: Закрепление предложно – падежных конструкций.

Ход игры:

Логопед: Мы пришли в лес. Кого же мы там увидели?

Ответы детей: Белочка на дереве, ежик около дерева, и. д.

Логопед: Откуда спрыгнет белочка? (с дерева)

Откуда выбежала лиса? (из – за дерева).

Помоги волку встать перед деревом.

(Задания варьируются в зависимости от уровня подготовки детей).

Лексика. Грамматика.                              Дикие Животные.

Карточка №40.                    

Игра: «Подумай и назови»      

Цель: совершенствование грамматического строя речи, процесса словообразования за счёт  образования существительных с помощью суффикса –ищ-.

Оборудование: мяч.

Ход:  нос – носище, лапы, хвост, усы, глаза, зубы.

Лексика. Грамматика.                            Дикие Животные.

Карточка №41.                      

Упражнение: «Расскажи про зайчика».

Цель: Актуализация слов-признаков.

Ход игры: На доске картинка «Заяц». Логопед дает задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». Затем логопед бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, говорит слово, отвечающий  на вопрос: «Какой заяц?», и бросает мяч обратно логопеду. В процессе игры логопед изменяет вопросы:

«Какой заяц?» (серый, белый, длинноухий, пугливый…).

«Какая шубка у зайца?» (серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, гладкая).

«Какое у зайца может быть настроение?» (веселое, грустное, хорошее, плохое).

«Какие зайчата у зайца?» (быстрые, шустрые, веселые, маленькие, длинноухие).

Лексика. Грамматика.                                        Дикие Животные.

Карточка №42.                      

        

Игра «Угадай кто это?», «Про кого я говорю?»

Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к прилагательным.

Ход игры:

1. Бурый, косолапый, неуклюжий- …

Серый, зубастый, страшный- …

Хитрая, пушистая, рыжая- …

Маленький, длинноухий, пугливый- …

Серый -…, косолапый -…, хитрая -…, колючий-…

2. Большой -…, маленькая…, пушистая…, колючий…,  могучий…, серый…, неуклюжий…, сильный…, слабый…, трусливый…, злой…, быстрый…, хитрая…, ловкая…, хищный… .

Лексика. Грамматика.                                 Дикие Животные.

Карточка №                      

Упражнение «Отгадать загадку» (по К.Д. Ушинскому «Лиса»).

 

Цель: Обучение отгадыванию загадок с использованием литературного текста.

 Ход игры:

А). Хороша кума, принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее галстук.

Б). Ходит тихонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

Лексика. Грамматика.                              Дикие Животные.

Карточка №   42                  

Упражнение: Составление рассказа по графической схеме.

Цель: Учить составлять сюжетный рассказ. Закрепление умения детей составлять предложения с предлогом (с опорой на схему предлога).

Ход: На панно выставляется ряд различных схем предлогов.

Логопед предлагает детям по данному ряду составить рассказ на тему, например: «Приключение зайчонка»

Языковой анализ и синтез.                               Дикие Животные.

Карточка №43.                      

Игра:  «Поймай звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Ход: Выделение изучаемого звука из ряда согласных звуков, закрытых слогов, слов (конечная или начальная позиция).

Языковой анализ и синтез.                            Дикие Животные.

Карточка №44.

Упражнение «Живые буквы»

Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ слова.

Ход:

1 вариант. Каждому ребёнку выдаётся по одной букве. Логопед называет слово. Дети строятся в шеренгу так, что бы получилось слово из букв, которые они держат

2 вариант. Логопед даёт детям карточки с буквами, не называя слова. Дети должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.

Слова: лиса, волк, кабан, белка.

Языковой анализ и синтез.                                Дикие животные.

Карточка №45.

Игра: «Помоги Незнайке».

Цель: совершенствование слогового анализа слов. Совершенствование навыка анализа предложений. Развитие связной речи.

Ход игры: слоговой анализ слов – названий диких животных.

Составление и анализ предложений о диких животных с опорой на картинки.

Языковой анализ и синтез.                                  Дикие животные.

Карточка №46.

Игра: «Рассыпанные буквы»

Цель: Развитие умения составлять слова из данных букв, звукобуквенный анализ. «Печатание» слов - названий диких животных: волк, лиса.

Оборудование: на наборном полотне картинки с изображением Незнайки и с изображениями животного, у каждого ребёнка разрезная азбука.

Ход игры: педагог предлагает детям помочь Незнайке вспомнить названия диких животных и «напечатать» их. Один ребенок «печатает» слово на доске, другие – перед собой.  Логопед называет буквы, дети набирают их из разрезной азбуки и составляют слово. За правильно составленное слово ребёнок получает одно очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков.

Языковой анализ и синтез.                      Дикие животные

Карточка №47.

Игра «Что видел зайка».

Цель: развитие умения осуществлять звуковой анализ.

Оборудование: к доске прикреплены картинки обратной стороной наружу; на столе фигурка зайца.

Ход: логопед говорит: Раз, два, три, четыре, пять –

                                                     Вышел зайка погулять.

                                                     Где зайчишка побывал?

                                                     Что зайчишка повидал?

Ребёнок выходит к доске, берёт зайку и указывает на одну из картинок. Картинку поворачивает лицом к группе. Ребёнок называет предмет, на ней изображённый, и анализирует звуковой состав слова. Если анализ сделан правильно, ребёнок получает картинку. Побеждает тот, у кого есть картинки.

Языковой анализ и синтез.                                 Дикие животные

Карточка №48.

Игра «Телеграф»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове.

Ход:

1 вариант. Логопед говорит: «Я буду называть слова, а вы по очереди будите передавать по телеграфу в другой город». Первое слово логопед произносит по слогам и сопровождает его хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, затем трёх и односложные слова.  

2 вариант. Логопед говорит: «Сейчас по телеграфу я отстучу количество слогов, а вы должны подумать и сказать, какое это может быть слово». Кто называет два – три слова становится телеграфистом или получает жетон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию общих речевых навыков у воспитанников дошкольного детского дома «Весною на здоровье».

В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки  интонационных средств оформления речи. Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияни...

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"

Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "

Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...

«Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.

Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...

Картотека игр на развитие общих речевых навыков.

Картотека упражнений на развитие правильного речевого дыхания и голоса....

Квиллинг как средство развития общих речевых навыков

Развитие общих речевых навыков (Интонационной выразительности, плавности, четкости речи):1. Развитие слоговой структуры слова.2. Развитие фонетико-фонематических процессов.3. Развитие лексико-граммати...