Общие речевые навыки
картотека по логопедии

Шевцова Ольга Васильевна

Общие речевые навыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnie_vidy_sporta.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общие речевые навыки.             Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №1.

Упражнение «Снежинки»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.     

Оборудование: на уровне рта ребёнка подвешены на ниточке снежинки из тонкой бумаги

   Ход: педагог с детьми рассматривает снежинки, отмечают,

   какие они красивые.

   Дети стоят напротив снежинок.

Логопед: «Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы во время вдоха не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, не надувая щек, дуем на снежинки». (Повторяем 3-5 раз).

Общие речевые навыки.          Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №2.

Игра «Вьюга»

Цель: развитие силы голова и речевого дыхания.

Оборудование: сюжетная картинка «Вьюга».

Описание игры: педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу педагога «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у…,

по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: у-у-у…;

по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише;

по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.

Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2 – 3 раз. В этом случае словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.

Общие речевые навыки.             Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №3.

Упражнения на развитие артикуляторных мышц.

Цель: развитие и укрепление артикуляционных мышц.

Для щек и губ:

  • Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щёки. Весёлое выражение глаз.
  • Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Для языка:

  • Сосулька. Высунуть острый язык как можно дальше изо рта и держать его в таком положении под счёт до 6 – 8.
  • Санки – ледянки. Сделать язык «чашечкой».
  • Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

Общие речевые навыки.                 Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №4.

Стихотворение «Гололедица»

Цель: работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи.

Не идётся и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично подается!

Почему ж никто

Не радуется?

В. Берестов

Общие речевые навыки.            Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №5.

Игра «Придумай фразу».

Цель: развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.

Оборудование: сюжетные картинки из лото «Что мы делаем».

Описание игры: показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из двух – трёх слов), затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребёнок удлиняет фразу ещё на одно слово.

Выигрывает тот, кто придумал последнее слово к предложению и произнёс всю фразу правильно. Короткие фразы (три - четыре слова) произносятся на одном выдохе, а длинные – с паузой через три - четыре слова. Когда дети овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.

Общие речевые навыки.              Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №6.

Упражнение «Маска»

Цель: работа  над развитием мимики

Ход: логопед предлагает выразить своё настроение:

  • Мы радуемся первому снегу;
  • Ёжимся от холодного ветра
  • Нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студёную погоду.
  • Гнев деда Мороза:

     Дед мороз проспал в постели,

     Встал, сосульками звеня:

     - Где вы вьюги и метели?

     Что не будите меня?

  • Зима- волшебница нарядила лес в белые одежды.
  • Сердитая зима-старуха заморозила птиц и зверей.

Общие речевые навыки.     Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №7.

Упражнение: «Какие предметы спрятались на картинке»

Цель:  Развитие зрительного восприятия и внимания. Развитие связной речи. Мышления.

Ход игры: Ребенку предлагается  разглядеть на картинке предметы и назвать их.

Можно попросить сосчитать,  сколько изображено предметов для зимних игр.

Общая и мелкая моторика.          Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №8.

Пальчиковые упражнения «Лыжники»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений.

Оборудование: по две пробки от пластиковых бутылок на каждого ребёнка.

Ход: две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх. Это – лыжи. Указательный и средний пальцы встают в них «как ноги». Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

Холодной поры!

Общая и мелкая моторика.              Зимние виды спорта.

Карточка №9.

Пальчиковая игра «Снежок»

Цель: Координация речи с движением

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики.)

Мы с тобой снежок слепили. (“Лепят”, меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(Показывают  круг сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.)

И совсем не сладкий.  (Грозят пальчиком)

Раз - подбросим. ( “Подбрасывают”)

Два - поймаем. (Приседают, “ловят”)

Три - уроним    (Встают, “роняют”)

И . . . сломаем.  (Топают.)

Общая и мелкая моторика.                  Зимние виды спорта.

Карточка №10.

Пальчиковая игра

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три,  четыре, пять,    (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор    пришли гулять.         (Идут по столу указат. и сред. пальчиками.)

Бабу снежную лепили,              (“Лепят” комочек двумя ладонями.)

Птичек  крошками кормили,           (“Крошат хлеб” всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались (Ведут указат. пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу  валялись.    (Кладут ладошки на  стол то одной, то  другой стороной.)

Все в снегу  домой пришли.    ( Отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.   (Движение воображаемой ложкой, руки под голову)

Общая и мелкая моторика.                Зимние виды спорта.

Карточка №11.

Игра “Снеговик”

Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок. (Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок.)

Он превратился в толстый ком,  Останавливаются, “рисуют” двумя руками ком.

И станет ком снеговиком.  “Рисуют”  из трех кругов разного размера.

Его улыбка так светла!  (Показывают руками на лице улыбку.)

Два глаза, шляпа, нос, метла.  (Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.)

Но солнце припечет слегка -  (Медленно приседают.)

Увы! - и нет снеговика.  (Пожимают плечами, разводят руками)

Общая и мелкая моторика.                                          Зимние виды спорта.

Карточка №12.

Игра «Зимние забавы»

Цель: Координация речи с движением, развитие творческого воображения, работа над общими речевыми навыками.

Мы бежим с тобой на лыжах, (Дети изображают ходьбу на лыжах.)

Снег холодный лыжи лижет.

А потом - на коньках, (Изображают бег на коньках.)

Но упали мы. Ах! (“Падают”)

А потом снежки лепили, (Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)

А потом снежки катали, (Катят воображаемый комок.)

А потом без сил упали (“Падают”)

И домой мы побежали. (Бегут по кругу.)

Общая и мелкая моторика.             Зимние виды спорта.

Карточка №13.

Игра  «Прогулка в зимнем лесу»

Цель: Развитие координации  движений, творческого воображения, подражательности.

Мы пришли в зимний лес.                 (ходьба по комнате)

Сколько здесь вокруг чудес!             (разводят руками)

Справа -  берёза в шубке стоит,       (отводят руку  и

Слева – ёлка на нас глядят.              Смотрят в сторону)

Снежинки в небе кружатся,           (движение «фонарики»

На землю красиво ложатся.           Кружатся и приседают

Вот и зайка проскакал.                       (Прыжки)

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,                     (руки на поясе.

Он себе добычу ищет!                       Наклоны в стороны)

Все мы спрячемся сейчас,                (приседают)

Не найдёт тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит.        (спят)

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири.                           (полёт птиц)

Как красивы они!

В лесу красота и покой.            (разводят руки в стороны)

А нам пора домой!                      (садятся на свои места)

Общая и мелкая моторика.                  Зимние виды спорта.

Карточка №14.

Игра «Снежная баба»

 Цель: Координация речи с движением

Сегодня из снежного мокрого кома  (Идут по кругу, катя перед собой   воображаемый ком.)

Мы снежную бабу слепили у дома. «Рисуют” три круга начиная с маленького)

Стоит наша баба у самых ворот

Никто не проедет, никто не пройдет.  Грозят указат. Пальцем сначала правой руки, потом лев.)

Знакома она уже  всей детворе.

А Жучка все лает:  “Чужой во дворе!”  (Идут по кругу,  последние слова говорит один  ребенок - Жучка

Зрительное и слуховое внимание.                   Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №15.

Игра:  «Сделай снеговика»

Цель: Формирование целостного восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.

Ход игры: По образцу логопеда ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Логопед обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая:

Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом? (средний) Какой круг будет вверху? (маленький). Назови его ласково (кружок, кружочек).

Зрительное и слуховое внимание.                   Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №16.

Игра: «Что перепутал художник?» 

Цель:   развитие зрительного внимания; восприятия, памяти, мышления.

Ход: логопед приглашает детей к фланелеграфу, наборному полотну, на котором закреплены плоскостные изображения, составляющие «зимнюю картину», в которой умышленно допущены некоторые ошибки.

- Посмотрите внимательно на картину, которую составил ваш знакомый Незнайка. На картине зима. Только всё ли он сделал правильно?

Дети находят допущенные Незнайкой ошибки, а логопед убирает эти изображения с наборного полотна.

Зрительное и слуховое внимание.             Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №17.

Упражнение «Когда это бывает?»

Цель: развитие слухового внимания. Закрепление знания признаков разных времён года.

Ход: педагог называет признаки разных времён года:

- Прилетели снегири.

- Расцвели подснежники.

- Падает снег.

- дети катаются на лыжах.

Дети внимательно слушают и говорят, когда это бывает, называя время года.

Зрительное и слуховое внимание.           Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №18.

Игра: " Что лишнее?"

Цель: Расширить и активизировать словарь по теме. Развитие зрительного внимания.

Ход игры: Логопед предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают.

Если малыш затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры задают вопросы: "Что это? для чего нужно? Как с этим играть?" Затем для рассматривания предлагается одна или несколько сюжетных картинок, на которых изображены дети, катающиеся на санках, лыжах, коньках, строящие снежную бабу. Логопед активизирует речь ребенка вопросами: Как одет мальчик? Почему он тепло одет? Что это у мальчика? Для чего это нужно?" и т. д.

Зрительное и слуховое внимание.           Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №19.

 

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: развитие слухового внимания, словаря.

Ход:

Лыжи, санки, коньки, василёк.

Фигурист, крановщик, хоккеист, лыжник.

Зрительное и слуховое внимание.                Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №20.

Игра «Какое слово отличается от других»

Цель: развитие фонематического слуха и внимания.

Ход:

Каток, платок, каток, каток.

Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.

Снежок, подснежник, нежный, снеговик.

Зрительное и слуховое внимание.                   Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №21.

Игра «Сложи картинки в том же порядке»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

Оборудование: картинки с изображением спортивных развлечений.

Ход: разложите перед ребёнком несколько картинок. Он смотрит, запоминает их расположение. Затем вы перемешиваете все картинки и просите ребёнка разложить их в прежнем порядке.

Лексика и грамматика.               Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №22.

Упражнение: Закончи предложение»

Цель: формировать умение детей изменять слово «снеговик» по падежам в соответствии со смыслом предложения.

Ход:

Мы решили слепить снеговика.

Мы приделали нос- морковку нашему …(снеговику).

Мы показали соседям нашего …(снеговика).

Мы играли со … (снеговиком).

Мы рассказали о …(снеговике).

Лексика и грамматика.           Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №23.

Упражнение «Составь предложение»

Цель: развитие связной речи. Составление предложений со словами:

Сущ.: горка, санки, лыжи, каток, коньки, лопата, снеговик.

Гл.: ездить, кататься, упасть, лепить, отталкиваться, сгребать.

Прил.: лыжный, быстрый, скользкий, санный, искристый.

Оборудование:  сюжетные картинки, предметные картинки

Ход: детям раздаются маленькие предметные картинки. Дети называют, что изображено на них. Затем обращается внимание на сюжетную картинку. Находят аналогичный предмет и составляют предложение.

Лексика и грамматика.           Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №24.

Игра: «Передай мяч»

Цель: образование однокоренных слов от слова: снег, каток, лыжи, зима.

Оборудование: мяч.

Ход: дети сидят в кружочке. Ведущий задаёт слово и передаёт мяч ребёнку. Тот называет однокоренное слово и передаёт следующему. Кто не может подобрать слово, выбывает из круга.

Лексика и грамматика.            Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №25.

Упражнение «Какая? Какой? Какое? Какие?»         

Цель: Актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова, отвечающие на вопросы: «Какая? Какое? Какой? Какие?»

Согласование существительного с прилагательным.

Ход игры:

Логопед предлагает ответить на вопросы Какой, какая, какие?  

Лыжник (какой?),                       снег  (какой?),

Площадка (Какая?),                  горка (какая?)        

Лексика и грамматика.        Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №26.

Упражнение «Раздели и забери»

Цель: слоговой анализ слов – названий атрибутов спорта.

Оборудование: большая картинка с изображением площадки и двадцать предметных картинок.

Ход игры: логопед раскладывает перед детьми предметные картинки , предлагает рассмотреть их, проговорить, определить количество слогов. После этого ставит на наборное полотно сначала спортивные атрибуты с одним слогом, затем с двумя  и т.д.

Лексика и грамматика.           Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №27.

Игра: «Назови ласково»

Цель: Закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход игры:

Логопед называет слово и бросает  мяч одному из детей. Поймавший  мяч ребенок должен изменить слово по образцу.

Лед - ледок; сосулька - сосулечка; санки - саночки; горка -горочка; и т. д.

Лексика и грамматика.                Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №28.

Игра «Объясни словечко».

Цель: Уточнение и активизация словаря по теме. Учить разделять сложные слова на простые.

Ход игры: Логопед предлагает детям объяснить смысл слов:

Снегоход, сноуборд (Сноу –снег, борд – доска), конькобежец, горнолыжник

Лексика и грамматика.                Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №29.

Игра: «Один – много»

Цель: Научить образовывать существительные множественного числа, обогащение словаря.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Логопед называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч:

Снежок,                  горка,                   каток,

палка (лыжная),    лопата,                  гол,

клюшка,                  шайба,                  трасса

Лексика и грамматика.             Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №30.

Упражнение: «Что или кто?»

Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу в соответствии с вопросом.

Ход игры: Логопед просит детей ответить на вопрос

- Кто или что?:

Наступает (что?)        , валит..., свищет..., бушует..., кружится..., замерзает...,

блестит..., лепят....

бежит…,

Лексика и грамматика.    Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №31.

Игра «У кого что?»

Цель:  формирование грамматического строя речи, совершенствование навыка изменять существительные множественного числа по падежам.

Ход:

У Светы одни санки, а у двойняшек двое …(санок).

У Светы одни лыжи, а у двойняшек две пары …(лыж).

У Светы одни коньки, а у двойняшек две пары …(коньков).

Лексика и грамматика.            Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №32.

Упражнение: «Самый главный»

Цель: Формирование у ребенка навыка составления описательного рассказа по данному плану.

Ход: Педагог раздает детям муляжи или предметные картинки и рассказывает сказку о том, как спорили предметы, кто из них самый главный. Дети описывают предмет, изображенный на картинке, описывая его по схеме от первого лица и заканчивая словами: «Я самый главный». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные и все они главные, среди них нет более или менее важных.

План рассказа:

1.Что это?. 2. К какому виду посуды относится?

3. Из каких частей состоит? 4. Какого цвета?

5. Из какого материала изготовлено? 6. Какого размера?

7. В какое время суток используют?

Лексика и грамматика.      Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №33.

Игра «Кто где?»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, употребление в речи предлогов.

Ход: Педагог помещает на фланелеграф снежную горку и санки с ребёнком, лыжника, собаку. Один ребёнок выполняет различные действия с героями, а другие дети комментируют действия, выделяя голосом предлоги.

Языковой анализ и синтез       Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №34.

Игра «Телеграф»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове.

Ход:

1 вариант. Логопед говорит: «Я буду называть слова, а вы по очереди будите передавать по телеграфу в другой город». Первое слово логопед произносит по слогам и сопровождает его хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, затем трёх и односложные слова.  

2 вариант. Логопед говорит: «Сейчас по телеграфу я отстучу количество слогов, а вы должны подумать и сказать, какое это может быть слово». Кто называет два – три слова становится телеграфистом или получает жетон.

Языковой анализ и синтез.        Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №35.

Игра: «Собери предложение»

Цель: Совершенствование навыка синтеза  предложений. Развитие связной речи.

Ход:

Ира, на, катание, фигурное, заниматься, каток.

Языковой анализ и синтез.         Зимние виды спорта и развлечения.

Карточка №36.

 Упражнение: «Где спрятался звук?»

Цель:  развивать фонематический слух, умение устанавливать место звука в слове.

Ход: у логопеда набор картинок по теме. Показывает картинку, называет изображённый предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трёх квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или в конце. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию общих речевых навыков у воспитанников дошкольного детского дома «Весною на здоровье».

В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки  интонационных средств оформления речи. Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияни...

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"

Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "

Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...

«Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.

Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...

Картотека игр на развитие общих речевых навыков.

Картотека упражнений на развитие правильного речевого дыхания и голоса....

Квиллинг как средство развития общих речевых навыков

Развитие общих речевых навыков (Интонационной выразительности, плавности, четкости речи):1. Развитие слоговой структуры слова.2. Развитие фонетико-фонематических процессов.3. Развитие лексико-граммати...