Системно-деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
консультация по логопедии

Бредихина Татьяна Андреевна

Сообщение на тему"Системно- деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_slogovaya_struktura_slova.docx45.62 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия г. Троицка»

Дошкольное отделение №3

сообщение на тему:

«Системно-деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Сообщение подготовили учителя-логопеды:

Бредихина Т.А.

Симонова Е.В.

Москва, Троицк, 2019

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно через ряд закономерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности слогообразования оказываются преодоленными. В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина).

При ОНР отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, при которой нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. При осложненных формах данного нарушения, помимо перечисленных компонентов речи дополнительно нарушается слоговая структура слова.

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников. Поэтому очень важно своевременно сформировать у ребёнка умение правильно владеть слоговой структурой слова, грамотно оформлять свою речь, тем самым предупредить отрицательное влияние на усвоение чтения и письма, и искать эффективные пути преодоления этого речевого дефекта.

     При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

     Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

     

 Отклонения в воспроизведении слогового состава слова проявляются следующим образом:

  1. Нарушение количества слогов:
  • сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”
  • опускание слогообразующей гласной  - “пинино” = “пианино”
  • увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната”
  1. Нарушение последовательности слогов в слове:
  • перестановка слогов – “деворе” = “дерево”
  • перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот”
  1. Искажение структуры отдельного слога:
  • сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”
  • вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”
  1. Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”
  2. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение) “били…били…билитекарь”+ “библиотекарь”
  3. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) “нананасы”=“ананасы”.
  4. Контаминации (смешение слов) “в холодильнице”= “в хлебнице и холодильнике”.

      Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.

Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Она должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическими формами, развитием интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания).  

А.К. Маркова  выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога  (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):

  1. Двухсложные слова из открытых слогов.
  2. Трехсложные слова из открытых слогов.

              3.   Односложные слова.        

  1. Двухсложные слова с закрытым слогом.      
  2.  Двухсложные слова со течением согласных в середине слова.              
  3. Двухсложные слова из закрытых слогов.              
  4. Трехсложные слова с закрытым слогом.          
  5. Трехсложные слова со стечением согласных.          
  6. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.              
  7.  Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.            
  8.  Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.          
  9.  Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.              
  10.  Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.
  11. Многосложные  слова из открытых слогов.

Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агранович З.Е., Большакова С.Е., Гвоздев А.Н., Левина Р.Е. , Маркова А.К. , Сафонкина Н.Ю., Ткаченко Т.А., Усанова О.Н., Четверушкина Н.С. и др.

Обзор методик по формированию слоговой структуры слова

  1. Ткаченко Т.А. «Слоговая структура слова. Коррекция нарушений».
  2. Большакова Е.С. «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей».
  3.  Агранович  З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.
  4. Четверушкина Н.С. «Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста».
  5. Бабина Г.В. Анищенкова Т.С. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие.

                   

Ткаченко Т.А. Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова.

Т.А. Ткаченко утверждает, что именно нарушение слоговой структуры является ключевым симптомом наличия общего недоразвития речи у ребенка. А отсутствие искажений слогового состава слова позволяет усомниться в этом.

Основные тезисы данной методики.

1. Работа логопеда над слоговой структурой должна осуществляться в тесной связи с лексическими и грамматическими значениями слова.

2. Коррекция фонематического образа слова должна проходить параллельно с уточнением и закреплением его лексического значения.

3. Одно из важных условий проведения коррекционной работы – формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную,   кинестетическую функции.

Универсальным вспомогательным средством является в данном случае  специальная символика.

Ткаченко Т.А. сформулировала основные принципы коррекции нарушений слоговой структуры слова:

  1. Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетико-фонематической базы, то есть определённого уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков.
  2. В начале обучения ребёнку предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки.
  3. По мере усложнения речевого материала для коррекции нарушений слоговой структуры (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и рассказам) расширяется и звуковая палитра используемых слов. Сначала это звуки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звук Р, и наконец различные их комбинации.
  4. На этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал ребёнок проговаривает отражённо, вслед за взрослым. На этапе закрепления навыков воспроизводятся заученные стихи, скороговорки, рассказы. На заключительном этапе навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова окончательно автоматизируются в самостоятельной речи (составление предложений, рассказов, диалог на заданную тему и пр.).
  5. При формировании слоговой структуры в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков.
  6. В случае возникновения у ребёнка затруднений слогового состава слова произносится медленно, раздельно по слогам, при одновременном отхлопывании его слогового контура.
  7. Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания. При многократном повторении в ходе отработки слогового состава слова параллельно происходит закрепление его значения. Для этого слово включается в различные предложения до полного усвоения его семантики и слогового состава.

Весь период обучения делится на четыре этапа:

  • подготовительный этап
  • этап формирования слоговой структуры слова (состоит из 3-х ступеней)
  •  этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова (заучивание рифмовок, стихов, рассказов, скороговорок с правильно произносимыми звуками)
  •  заключительный этап (использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи).

Подготовительный этап.

Цель: создание фонетико-фонематической базы для коррекции нарушений слоговой структуры слова.

Фонетическая база – овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, Х и их мягких вариантов), исправлении имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т. п.)

Фонематическая база – способность к воспроизведению: сочетаний гласных звуков (АУИ, ОАИУ, УОИА и пр.), слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ТА-ТО-ТУ, ПО-ПЭ-ПЫ); слоговых сочетаний  с общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА, ДО-ГО-БО); слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (ДА-ТА, ВА-ФА) (15 слайд); слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твёрдости-мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ); слов, близких по звуковому составу (ТАК-ТОК-ТУК).

Этап формирования слоговой структуры слова.

На этом этапе в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков. Для повторения ребёнку даются слова с легкопроизносимыми звуками. Слова с труднопроизносимыми фонемами предлагаются только для восприятия.

  • 1-я ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контур.
  • 2-я ступень. Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков.
  • 3-я ступень. Проговаривание слов (и их сочетаний) содержащих стечение согласных звуков.

Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова.

На этапе закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова Ткаченко Т.А. предлагает тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться неверно (шипящие, Л,Р,Р’). Подразумевается, что к началу данного этапа логопед уже исправил их произношение. В противном случае приступать к многократному повторению и заучиванию текстов не рекомендуется, т.к. дефектное произношение стойко закрепляется. Ткаченко Т.А. предлагает на данном этапе коррекционной работы отражённое проговаривание и заучивание:

  • слов, словосочетаний и предложений,
  • рифмовок и стихов,
  • скороговорок,
  • рассказов.

Заключительный этап.

На заключительном этапе автор предполагает, что ребёнок должен владеть правильным произношением всех звуков речи. Логопед, используя полученные навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи, обучает детей:

  • составлению рассказов по опорным словам,
  • описанию предметов,
  • придумыванию конца или начала к рассказу педагога,
  • сравнению объектов,
  • диалогу на заданную тему,
  • рассказыванию по воображению,
  • придумыванию сказок по набору игрушек и т.д.

Четверушкина Н.С. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

В его основу положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.  Вся система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова рассчитана на 2 учебных года (старшая и подготовительная группа). Речевой материал подобран в полном соответствии с программным документом Министерства образования РСФСР “Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи” Т.Б.Филичевой и Г.В. Чиркиной.

      Ограниченность в подборе лексического материала с 1 по 5 тип слоговых структур обусловлена крайне низкими возможностями правильного звукопроизношения детей на начальном этапе обучения. По этой причине в речевом материале не используются слова, содержащие свистящие, шипящие, фрикативные и сонорные звуки, кроме звуков “Й” и “Л”- мягкого. В тоже время материал содержит все части речи, а не только имена существительные, как предлагалось ранее в других методических пособиях.

- Приступать к работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова целесообразно в начале 2-го периода обучения. Такие временные рамки обусловлены тем, что на фронтальных занятиях по формированию правильного произношения в 1-ом периоде изучены практически все гласные звуки 1-го ряда и звук “И”.  На индивидуальных занятиях к этому времени должна быть проведена работа по исправлению недостатков произношения йотированных гласных (как слогообразующих), мягкого согласного “Л” и работа по дифференциации этих звуков.

    - Работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.

   - Большое значение в работе имеет дифференцированный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей ребенка, его работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова.

    - Из лексического материала упражнения необходимо исключать слова, с дефектно произносимыми звуками, входящего в состав слова.

    - Важно тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребенок не допускает в нем ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В последующем, любое многосложное слово может быть “разбито” ребенком на 2-3 более простых и изученных слоговые структуры.

    - Характерной особенностью коррекционной работы будет являться многократная повторяемость ее видов на разном речевом материале.

Четверушкина Н.С. предлагает собственную систему специальных упражнений, направленных на преодоление  нарушений слоговой структуры слова у детей.

  1. Двухсложные слова из открытых слогов (1-й тип слоговой структуры).

Узнай, кто это? Конец слова за тобой. Найди и назови. Выполни команду. Чего не стало? Выбери картинки. Узнай, что (кто) это? Закончи предложение. Подскажи словечко. Кого ты видел в зоопарке? Запомни и повтори. Закрепление слов слоговой структуры 1-го типа в предложениях.

  1. Трёхсложные слова из открытых слогов (2-й тип слоговой структуры).

Какое слово получилось? Игра с мячом. Кто у кого? Закончи предложение. Покажи и назови. Кого ты видел? Слушая и называй. Назови слово правильно. Что ты делаешь? Скажи наоборот. Так бывает, или нет? Что делали метели? Чьи вещи? Назови по-другому. Узнай слово по гласным. Найди лишнее слово. Закрепление слов слоговой структуры 2-го типа в предложениях.

  1. Односложные слова из закрытого слога (3-й тип слоговой структуры).

Договори слово. Назови один предмет. Что ты запомнил? Выбери картинку. Скажи наоборот. Узнай по описанию. Лабиринт. Отгадай загадки. Назови 5 предметов. Сложи картинку и назови другим словом.

  1. Двухсложные слова с закрытым слогом (4-й тип слоговой структуры).

Какое слово получилось? Добавь звук. Назови ласково. Назови один предмет. Кто как передвигается? Посмотри и назови. Что ты будешь делать? Назови 9 предметов. Чьи предметы? Скажи наоборот. Ответь на вопросы. Что обозначает слово? Послушай, ответь и расскажи. Различай слова. Отгадай загадки.  Закрепление слов слоговой структуры 4-го типа в предложениях.

  1. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (5-й тип слоговой структуры).

Конец слова за тобой. Назови ласково. Один – несколько. Одень кукол. Четвёртый лишний. Узнай ветку. Назови нужное слово. Ответь на вопросы. Узнай предмет. Скажи наоборот. Выполняем команды. Чего нет? Подбери слова. Закончи предложения. Составь предложение. Загадки. Закрепление слов слоговой структуры 5-го типа в предложениях.

  1. Двухсложные слова из закрытых слогов. (6-й тип слоговой структуры).

Назови ласково. Ответь на вопросы. Чего нет? Один – пять. Образуй слова. Кто это? Подумай и ответь. Скажи наоборот. Прятки. Узнай слово. Подбери картинку. Закончи предложение. Закрепление слов слоговой структуры 6-го типа в предложениях.

  1. Трёхсложные слова с закрытым слогом (7-й тип слоговой структуры).

Назови ласково. Назови детёнышей. Закончи предложение. Один – пять. Подумай и ответь. В зоопарке. В деревне. Назови слово правильно. Назови и сделай. Подскажи слово. Образуй слова. Что как едим? Чей хвост? Скажи наоборот. Сложные слова. Назови одним словом. Профессии.

Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.

В его основу положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой. 5 этапов в работе по формированию слоговой структуры слова:

1 этап. Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова

2 этап. Работа над гласными

3 этап. Работа над слогами

4 этап. Работа над слогами со стечениями согласных

5 этап. Работа над словами.

1 этап. Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова.

К предпосылкам формирования слоговой структуры слова относят пространственный, динамический и ритмический факторы психической деятельности. Их зрелость проявляется в способности ребенка к последовательной переработке звуковых сигналов (при восприятии) и к линейному построению артикуляционных движений (при проговаривании). Индикатором сформированности оптико-пространственной ориентации, ритмического и динамического построения движений являются продуктивные виды деятельности, связанные с практическим освоением пространства и формированием пространственных представлений.

Продуктивные виды деятельности:

1. Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.

2. Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации.

3. Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги).

4. Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации.

5. Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.

2 этап. Работа над гласными.

Точное восприятие и четкая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слухового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов. На этапе овладения артикуляционной гимнастики следует приучать детей к ряду ручных поз, соответствующих гласным звукам.

«Окошко» - а, «трубочка» - у, «хоботок» - о, «заборчик» - и.

3 и 4 этап. Работа над слогами, слогами со стечением согласных.

При произнесении звуков выполняются соответствующие ручные позы. Всякий согласный звук изображают мануально кулаком, приближенным к плечу ( например, звук [п]).

5 этап. Работа над словами.

I этап. Упражнения на различение длинных и коротких слов.

II этап.

1. Упражнения на объяснение значений малознакомых слов.

2. Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа.

3. Упражнения на повторение с выделением ударного слога.

4. Упражнения с перестановкой слогов.

5. Упражнение на оценку нормативности.

6. Упражнения на переход к слитному произнесению.

7. Упражнения на образование словосочетаний.

8. Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами.

9. Упражнения на дифференциацию слов изучаемого типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре.

10. Упражнения на закрепление материала.

Формирование слоговой структуры слова и предпосылок ее становления.

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.

1 этап. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации.

1. Коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле.

2. Коррекционная работа по развитию ориентации в трехмерном пространстве.

3. Коррекционная работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве.

2 этап. Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий (динамических, темпоральных и других характеристик движений).

1. Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров.

2. Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук общих движений и действий.

3. Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.

3 этап. Формирование слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц).

1. Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированных лексических единиц (гласных звуков, слогов и слов).

2. Развитие возможностей восприятия и проговаривания последовательностей лексических единиц.

3. Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой сложности.

Методика обследования состояния слоговой структуры слов Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи

Изучение особенностей оптико-пространственной ориентации, сложных параметров движений и действий (динамического и ритмического), способности к серийно-последовательной обработке информации позволит определить условия оптимизации процесса коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Методика обследования включает четыре серии заданий.

  • Первая серия состоит из комплексов заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (изолированно и в составе минимального контекста).
  • Вторая - включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия ритмических и структурных характеристик слова (на основе предъявления на слух слогов, слов и квазислов).
  • Третья - включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных параметров двигательных актов - динамического и ритмического (при выполнении серийных движений).
  • Четвертая серия состоит из комплексов заданий, направленных на исследование особенностей оптико-пространственной ориентации (сомато-пространственной и ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве).

Методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов З. Е. Агранович

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:

  • подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
  • собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).

Подготовительный этап

На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале.

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет.

5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.).

6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку).

Работа на вербальном материале.

 Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний). Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

С детьми с ОНР I уровня, обусловленным стойким недоразвитием познавательной сферы,   нужно начинать подготовительную работу с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. В ходе занятий дети знакомятся с простыми музыкальными инструментами, такими как дудка, барабан, погремушка, бубен, колокольчик. Дети учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывают прозвучавший инструмент, запоминают его название. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как тихо – громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе.

На этом этапе работы детей целесообразно, по мнению автора технологии, обучать различению громкой (разговорной) и шёпотной речи, учить прислушиваться к речи взрослого, чётко выполнять инструкции, предъявленные шёпотом. В процессе работы с младшими дошкольниками Агранович З.Е. советует проводить игровые занятия на развитие подражательности, игры, сопровождающиеся речью (Руки в стороны – в кулачок, разжимай – и на бочок), простые упражнения на формирование динамического праксиса рук (Покажи ладошки, спрячь ладошки: руки сжать в кулачки, разжать). Кроме того, детям предлагается выполнение действий с музыкальными игрушками. (Подуди в дудку).

Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги (пап-ап). Стержневым моментом на этом этапе обучения является специально организованная эмоциональная игра с определённой учебно–речевой задачей.

Коррекционный этап

Коррекционная работа строится на вербальном материале, состоит из нескольких уровней, основана на работе речевого, слухового, зрительного и тактильного анализатора. Параллельно проводится работа над слоговой структурой слова и звукопроизношением, развитием артикуляционного аппарата, развитием слухового восприятия.

1.Уровень гласных звуков.

На уровне гласных звуков детям предлагаются следующие задания:

- Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике.

- Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши.

- Пропевание сепий звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО и т.д.

2. Уровень слогов.

На уровне слогов автор предлагает следующие задания:

- Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»).

- Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог).

- Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог).

- Сосчитать, сколько слогов логопед произнёс (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).

- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.

- Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»).

- Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»).

- Чтение цепочек слогов.

- Отстукивание слоговых цепочек путём соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причём одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами.

- Чтение или повторение за логопедом серии слогов.

- Запоминание и повторение цепочки слогов.

- Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных.

3. Уровень слова.

На уровне слова Агранович З.Е. предлагает порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложенный  Е.С. Большаковой.

 Автор рекомендует в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры следующие виды игр и упражнений:

  • на фонематический и слоговой анализ слов:
  1. Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
  2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются чётким произнесением слогов.
  3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.
  4. Ребёнок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед).
  5. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава и т.д.
  • на фонематический и слоговой синтез слов:
  1. Дополнить данные слоги одинаковым слогом.
  2. Разгадать ребусы.
  3. Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками: ЛЕТ СА МО
  4. Из двух слов образовать одно.
  5. Логопед медленно произносит слово по слогам, а ребёнок произносит это слово целиком и т.д.
  • на развитие фонематических представлений:
  1. Разложить картинки под схемы слов.
  2. Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог).
  3. Придумать родственные слова к слову.

  1. Уровень чистоговорок, предложений, стихов, скороговорок и других текстов.

На уровне чистоговорок, предложений, стихов и других текстов Агранович З.Е. предлагает следующие упражнения:

  • заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом;
  • придумывание чистоговорки на заданный слог;
  • заучивание речёвок, выполнение движений в процессе речи;
  • чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено со взрослым;
  • Игра «Телеграф»: передать телеграмму, отстучав ритмическую структуру слов в предложении;
  • пропевание распевок с чёткой ритмической структурой по музыкальное сопровождение;
  • договаривание незаконченных слов в предложениях;
  • составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам;
  • изменение по падежам слов сложной слоговой структуры;
  • игра «Подскажи словечко».

  1. Уровень спонтанной речи.

Нестандартный подход к проблеме формирования слоговой структуры речи показали Новикова-Иванцова Т.Н. и Травкина Ж.  Они разработали пособия для работы с детьми с тяжелой речевой патологией.

Новикова-Иванцова говорит: "Задача логопедии исправить не только артикуляцию, темп, ритм, произношение, но и содержательную сторону. А это возможно только тогда, когда мы знаем структуру языковых кодов." Всего существует 4 кода: лексический, фонологический, грамматический и синтаксический. Грамотная организация логопедической работы возможна только при знании структуры данных кодов, и тогда логопед охватывает не только артикуляционные, но и языковые явления.

Основной стержень её методики - опора на онтогенетический принцип развития речи и отработка-формирование языковых кодов.

Автор методики проводит вебинары для педагогов и родителей.

Травкина выпустила несколько пособий по формированию слоговой структуры слова. Автор опиралась на свой собственный опыт работы с детьми с различной речевой патологией. Частично использованы известные логопедические приемы работы (в том числе методика Новиковой-Иванцовой).

Пособия предназначены:

-  для формирования слоговой структуры слова на первых этапах работы с детьми с ОНР  1-го уровня речевого развития любого возраста;

-  для начальных этапов коррекционной работы по формированию слоговой структуры;

-  для работы по коррекции произношения звуков раннего онтогенеза.

Пособие «Слоговые упражнения». Часть 1. Звуки раннего онтогенеза.

Пособие «Слоговые упражнения» Часть 2. Звуки позднего онтогенеза.

Пособие «Сложи слово».

Пособие «Формирование слоговой структуры слова» и другие.

Список использованной литературы

  1. Агранович З.Е. Логопедичиская работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2000.
  2. Большакова Е.Е. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения). – М.: А.П.О., 1996.
  3. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. – М., 1961
  4. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М.: Издательство ГНОМ «Д», 2001
  5. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. – М.: «Издательство Гном «Д»», 2001.
  6. Бабина Г.В. Анищенкова Т.С. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие.
  7. Травкина Ж. интернет-ресурс http://logopedbutovo.ru
  8. Новикова-Иванцова Т.Н. интернет-ресурс http://logosystem.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Проблема подготовки детей к овладению грамоты в старшем дошкольной возрасте является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике....

Методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В данной работе представлены методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи....

Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи при изучении сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»

Творческий проект в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»В материале прописана актуальность, описание проекта, прилагается к...

Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи при изучении сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»

Творческий проект в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»В материале прописана актуальность, описание проекта, прилагается к...

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников

Проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте....

Картотека игр по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников

Материал будет интересен логопедам и воспитателям групп компенсирующей направленности...

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР

Статья об особенностях нарушения слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР, методах и приемах формирования слоговой структуры....