Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Удальцова Диана Владимировна

Проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_na_rayon.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте.

Задачи:

I. Образовательные задачи:

1.  Закрепить знания детей о транспорте.

2.  Уточнить понятия: транспорт, виды транспорта: воздушный, водный, наземный.

3. Учить согласовывать числительные с существительными.

4. Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения.

II. Развивающие задачи:

1.Закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов.

2. Учить синтезировать трехсложные слова.

3. Учить детей четко произносить слова слоговой структуры 7-ого типа.

4. Совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.

5. Закреплять умение подбирать слова на заданный слог.

6. Закреплять начальные навыки чтения.

7. Развивать слуховое внимание, память.

8. Развивать артикуляционную и общую моторику.

III. Воспитательные задачи:

1.Воспитывать интерес к познавательным  знаниям.

2. Воспитывать умение работать в команде.

Оборудование: столы стулья по количеству детей, «слоговое домино», логокуб, карточки с цифрами, слоговые схемы, карточки со слогами, 15 конфет Чупа-чупс в коробочке, мультимедийная система.

Ход занятия.

1.Оргмомент. Дети заходят в группу.

Лого:  Раз, два, три, четыре, пять,

           Будем мы сейчас опять

           Смотреть, слушать, размышлять,

          Но друг другу не мешать.

          Внятно, чётко говорить.

         Не вертеться, не шалить.

- Давайте поздороваемся с нашими гостями. Дети здороваются.

 - Ребята, вы любите путешествовать?

- Кто такие путешественники?

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а на чем, вы угадаете, если разгадаете мою загадку.

       В поле лестница лежит,

       Дом по лестнице бежит (поезд).

- Демонстрация картинки поезда на экране.

2. Основная часть.

1. Лого: - Поезд готов к отправлению? Будем занимать места в поезде. Первыми сядут те, у кого имя состоит из двух слогов (затем из трех). (Дети садятся за столы).

Лого:  - Вы готовы к путешествию? Сегодня мы будем с вами играть со словами. А из чего состоят слова? (Из букв, звуков, слогов) – Как определить, сколько слогов в слове? (Можно слово прохлопать, протопать, отстучать, руку положить на подбородок и т.д.)

2. Первая станция "Загадай-ка".

Загадки о транспорте.

Очень быстро в небе мчится

Удивительная птица.

Ввысь летит на ней пилот.

Что за птица? (Самолет)

Это что за богатырь

Вдоль дороги поднял пыль?

По асфальту напрямик

Едет с грузом... (грузовик)

Он грохочет и гудит,

Вдаль по рельсам быстро мчит.

Много у него колес.

Кто же это? (Тепловоз)

Едет он по рельсам с шумом,

А рога скользят по струнам.

Ну-ка, ветер, догоняй!

Нас с тобою мчит... (трамвай)

 

Старый пароход не зря

Дедом я зову.

Через реки и моря -

Всюду проплыву.

А по Волге, вверх и вниз,

Отвезу я вас в круиз. (Теплоход)

Я хорошая машина,

Резво еду без бензина.

Увезу в любые дали,

Только ты крути педали. (Велосипед)

До Москвы ребят довёз 
      Настоящий ... (паровоз). 

        Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Носит обувь из резины,

А питается бензином. ( автобус)

Едет он, усатый,

Полный и пузатый,

Люди в нем сидят,

Смотрят и стоят. (троллейбус)

Шуршат четыре шины

В дороге у … (машины).

- Как назвать все слова-отгадки одним словом? (транспорт)

3. – Наш поезд отправляется в путь и следующая станция «Перепутаница».

Лого: - Ребята, на этой станции приключилась беда: все слова перепутались. Жили-были слова, однажды они веселились, играли, танцевали, и не заметили, как перепутались. Помогите словам распутаться.

Приготовьтесь, сейчас я буду называть необычные слова, а вы должны назвать правильно. Логопед произносит звукосочетания.

*Масолёт (самолёт), босака (собака), лавосы (волосы), лекосо (колесо)

*Моколовоз (молоковоз), грувизок (грузовик), шимана (машина), силовепед (велосипед).

4. – Наша путешествие продолжается и прямо на нашем пути станция «Собирай-ка». Слоговое домино.

- Посмотрите, ребята у вас в конвертах карточки и слоги. Вам надо выделить в каждом слове 2-ой слог и прочитать получившиеся слова.

5.  – Смотрите, мы уже приехали на следующую станцию «Играй-ка».

- На этой станции мы будем играть с мячом.  Я называю 2 слова, а вы образовываете одно сложное слово – название специального транспорта.

- Молоко возит (молоковоз)                    - Рыбу ловит –        - Лес разводит

- Цемент возит (цементовоз)                   - Землю капает        - Птиц ловит

- Мусор возит (мусоровоз)                               - Пчёл разводит

- Контейнер возит (контейнеровоз)       -Пешком ходит

- Автомобили возит (автовоз)                - Лес рубит

- Бетон мешает (бетономешалка)                  -Трубы чистит

6. Физминутка - Наш поезд приближается к станции «Отдыхай-ка».Ребята выходите из поезда, давайте с вами отдохнём.

Упражнение “Шоферы”

Едем, едем на машине, (имитация движения рулем)

Нажимаем на педаль, (имитация нажимания ногой на педаль)

Скорости переключаем, (“рычаг” поворачивают рукой к себе, от себя)

Смотрим пристально мы в даль. (приставляют ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли (руки сгибают в локтях перед собой, ладони

раскрывают)

Вправо, влево чистота! (наклоняют руки вправо, влево)

Волосы ерошит ветер. (над головой шевелят пальцами)

Мы – шоферы хоть куда! (поднимают вверх большой палец)

- Посмотрите, у меня в руках необычный кубик. На нем изображены слоговые схемы слов. Давайте с вами бросим кубик и придумаем разные слова.

Дети придумывают любые слова на заданное количество слогов.

(одно, двусложные; трехсложные; четырехсложные).

7. - Садимся в вагончики, едем дальше, следующая станция «Посчитай-ка».

- Мы с вами уже знаем, что слова состоят из разного количества слогов. У вас в корзинках есть карточки с цифрами. Сейчас на экране будут появляться разные картинки. Будьте внимательны, вы должны произнести слово, посчитать, сколько в нем слогов и поднять нужную карточку с цифрой.

7. – Веселое путешествие продолжается, на пути станция «Придумай-ка». 

На магнитной доске прикреплены слоги. Дети придумывают слова на заданный слог.

8. Упражнение «Расставь ударение"

Сегодня начал свой полет
Волшебный, быстрый вертолет,
Он мимо слов всех пролетел
И сильным ветром их задел,
Из стрелок сделались стрелки,
Из гвоздиков гвоздики,
Где были замки, там замки,
Где были кружки, там кружки.
Все изменил в одно мгновенье
И переставил ударенье.

Чтобы выполнить следующее задание, надо расставить ударение в словах (машина, лодка, автобус)

Сколько слогов в слове? Какой первый слог, второй, третий? На какой слог падает ударение? Дети на столах выкладывают слоговую схему слова с ударением.

9. – Вот мы и приехали с вами на последнюю станцию «………………-ка).

- У вас на столах карточки со слогами. Ваша задача придумать, как можно больше слов.

9. Итог занятия.

- Наше путешествие подошло к концу. Конечная остановка Детский сад «Светлячок».

Сюрпризный момент. Логопед благодарит детей и вручает им 20 чупа-чупсов в корзинке на каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

реферата: «Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольников с ОНР»

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольников с ОНР...

«Формирование слоговой структуры слова у младших дошкольников»

Вниманию родителей представлен подбор игр и упражнений на формирование слоговой структуры слова у детей 3-4 лет...

Картотека игр по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников

Материал будет интересен логопедам и воспитателям групп компенсирующей направленности...

Системно-деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Сообщение на тему"Системно- деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"...

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР

Статья об особенностях нарушения слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР, методах и приемах формирования слоговой структуры....

Формирование слоговой структуры слова у младших дошкольников.

Формирование слоговой структуры слова начинается с развития у ребёнка речеслухового восприятия и слухоречевой памяти; развития понимания устной речи и чувства ритма (восприятие и воспроизведение ...

Конспект логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова в старшей группе «Кто в домике живет?»

Конспект логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова в старшей группе«Кто в домике живет?»...