Картотека Игры и упражнения на развитие навыка звукового анализа слов
картотека по логопедии

Бухтиярова Светлана Александровна

Картотека

Игры и упражнения на развитие навыка звукового анализа слов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

Игры и упражнения

на развитие навыка звукового анализа слов

Подготовила:

воспитатель Бухтиярова С.А.

«Цепочка слов».

Цель. Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Оборудование. Карточки с предметными картинками.

Ход игры. Играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово - название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

«Найди место звука в слове».

Цель. Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Оборудование. Карточки со схемами расположения места звука в словах.

Ход игры. Каждый ребенок получает карточку. Воспитатель показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

«Подбери слово к схеме».

Цель. Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Оборудование. Карточки со схемами расположения звуков в словах.

Ход игры. Получив карточку, ребенок подбирает 3 картинки (слова с заданным звуком, ориентируясь на закрашенный квадрат.

«Найди пару».

Цель. Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком. Развивать фонематический слух.

Оборудование. Звуковые часы, набор предметных картинок, слова -паронимы.

Ход игры. Воспитатель помещает на часах 6 картинок. Например, коса - коса, ком-дом, мак- рак. Детям предлагается найти картинки с предметами, названия которых звучат сходно и отличаются только одним звуком. Каким? Ребенок, которым первым нашел эти слова, передвигает стрелки на картинки. Дети находят все три пары слов. Игру можно повторить, заменив картинки новыми парами (бочка-почка, тачка-дачка, майка-чайка).

«Включи телевизор».

Цель. Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков, упражнять в чтении слов (как усложненный вариант).

Оборудование. Пособие «Телевизор», предметные картинки и карточки с буквами, картинки для телеэкрана.

Ход игры. Воспитатель объясняет детям: «Чтобы включить наш телевизор, и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах-названиях предметов, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране появится соответствующий предмет».

например: матрешка, аист, кот - МАК. Картинка «мак» появляется на экране.

Выделенный звук можно обозначить соответствующей буквой и прочитать.

«Домики».

Цель. Развитие умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в слове.

Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина, конец слова).

Ход игры. Ребенок берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (например; Ч или Щ, его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

«Рыболов».

Цель. Развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование. Малые предметные картинки с металлической скрепкой, удочка, карточки - схемы (начало, середина, конец слова) на каждого ребенка.

Ход игры. «Поймать» слово, определить место звука в слове и поместить картинку в соответствующее окошко. Дети по очереди выполняют действия.

«Игра-перфокарта» закрась окошечко, где живет звук

Цель: определение места звука в слове (начало, середина, кон слова) по представлению.

Описание игры. Для игры изготавливают папки-перфокарты, которых помещают по три картинки, под каждой вырезают по т отверстия - «окошечки» для звуков. В правом углу перфокарты да изображение буквы.

Ход игры. Играет несколько человек, не больше, чем имеет перфокарт. Играющие берут себе по одной перфокарте и, ориентируясь на букву, определяют место соответствующего звука названии каждой картинки: находят каждому звуку его «квартир в доме, состоящем из трех квартир-отверстий. Найденное место закрашивается. Ведущий проверяет правильность выполнения задания и разрешает взять следующую перфокарту. Выигрывает те, кто проанализировал правильно большее количество перфокарт.

«Каждому звуку - свою комнату»

Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

Ход игры. Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы - «слова», причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают количество окошек в домике и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слово, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома - «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибке. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

«Сколько комнат в квартире?»

Цель: научить определять количество звуков в словах без опоры на готовую схему при помощи фишек.

Ход игры. Для игры применяют домики для слов, но без окошек-схем. У каждого играющего по одному такому домику, а также несколько фишек и набор цифр: 3, 4, 5, 6. У ведущего - предметные картинки. Он показывает картинку, дети выкладывают в домике окна-фишки по количеству звуков, а затем выставляют соответствующую цифру. Потом фишки убираются из домика, ведущий показывает следующую картинку, дети опять анализируют слово. В конце игры нужно, опираясь на цифры, постараться вспомнить, какие предлагались картинки для анализа. Можно попросить подобрать свои слова с тем же количеством звуков.

«Длинные и короткие слова»

Цель: научить определять с помощью вспомогательных средств количество звуков в словах.

Ход игры. Ведущий произносит вслух слово, а ребенок называет его по звукам и одновременно освобождает окошечки звуковой линейки. Затем подсчитывает количество окошечек и отвечает, сколько звуков в данном слове. Так же анализирует следующее слово и делает вывод, какое слово длиннее, какое - короче.

«Новоселье у зверей»

Цель: научить определять количество звуков в словах, произнесенных вслух самим ребенком.

Ход игры. У детей - картинки различных животных. Ведущий показывает домики, а дети выбирают нужные домики для своих животных. При этом они называют слово вслух, затем каждый звук - отдельно, подсчитывают количество звуков и просят себе домик с таким же количеством окошек.

«Кто куда поселится»

Цель: научить определять количество звуков по представлению.

Ход игры. На столе разложены домики в произвольной последовательности в виде улицы, а под ними во втором ряду - все картинки для заселения домов. Играющие по очереди бросают кубик и берут нужную по счету картинку. Эту картинку нужно подложить к домику с таким же количеством звуков, что и в слове - названии картинки. Игра заканчивается, когда все картинки окажутся в своих домах.

Для игры подбираются домики и картинки, соответствующие друг другу по количеству звуков, чтобы всем хватило домиков, причем в каждом домике поселилась бы одна картинка.

«Кому не подойдет квартира?»

Цель: научить определять количество звуков по представлению.

Ход игры. Игра проводится так же, как и предыдущая, только дана одна лишняя картинка. Ее находят во время игры или определяют сразу и откладывают в сторону. Неподходящую картинку нужно менять, чтобы каждый раз сохранялся интерес к этому игровому моменту.

«Поймай звук»

Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определенного звука, перед определенным звуком).

Ход игры. Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает любому играющему мяч и говорит, какой по счету звук тот должен назвать, например: «Сыр, второй звук». Ребенок ловит мяч, отвечает: «Ы» - и возвращает мяч ведущему, который задает следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы, причем к одному и тому же звуку можно предъявить несколько заданий.

«Подбери картинку к схеме»

Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.

Ход игры. У детей - схемы слов (прямоугольники, разделенные поперек на три части, с раскрашенной первой частью - начало слова, раскрашенной второй частью - середина слова, раскрашенной третьей частью - конец слова). Перед игрой каждый участник выбирает себе букву из предложенных ведущим. Ведущий показывает картинки (в правом верхнем углу каждой картинки помещена буква, а дети должны попросить себе такие, которые содержат выбранный ими звук, и положить эти картинки к нужной схеме. Выиграет тот, кто первый соберет по три картинки к каждой схеме. Затем дети меняются буквами, и игра продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов.

Развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа слов является основой успешного обучения дошкольника грамоте. В данной картотеке подобраны игры, которые помогут научить ребенка выделять звуки...

Консультация на тему: «Игры и упражнения для развития навыков звукового анализа»

В консультации представлены и гры и упражнения, способствующиее развитию: артикуляционного аппарата, речевого дыхания, силы и темпа речи, слухового внимания....

Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слова

Звуковой анализ включает:1.    определение первого и последнего звука в слове.2.    определение наличия звука в слове;3.    определение места звука в слове...

Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Одно из направлений в современной логопедии – формирование навыков звукового анализа и синтеза. Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений межд...

Игры и упражнения на развитие навыков звукового анализа

Предлагаемые игры и упражнения могут использоваться воспитателями подготовительной группы по  обучению грамоте  детей...

«Логопедические игры и упражнения на развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Вашему вниманию представлены игры и упражнения  для детей и их родителей по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста.  ...