Игры и упражнения на развитие навыков звукового анализа
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа)

Колпакова Оксана Юрьевна

Предлагаемые игры и упражнения могут использоваться воспитателями подготовительной группы по  обучению грамоте  детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения

на развитие и усвоение навыков  звукового анализа

"Утки и окуни"
Цель игры: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.
Ход игры:

Дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а "утки" - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.
Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.

" Сколько слов со звуком Ш? "

Цель: научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.
Ход игры:
Воспитатель читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш. Дети получают задание слушать текст, находить слова с данным звуком и запоминать их. После прочтения спрашивает детей, какие слова они запомнили. Выигрывает тот, кто запомнил больше слов.


Речевой материал к игре:

В тишине лесной глуши,

Шёпот к шороху спешит,

Шёпот к шороху спешит,

Шёпот по лесу шуршит.

***

Наша Маша рано встала:

Кукол всех пересчитала:

Две матрёшки на окошке,

Две Танюшки на подушке,

Две Иринки на перинке,

А Петрушка в колпачке

На дубовом сундучке.

" Слышишь ли ты звук? "


Наглядный материал: картинки с изображением разных предметов.
Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображён РАК. Дети громко произносят: РАК. Затем показывает чистый лист такого же размера, как картинка, и просит сказать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник. (МАК)
Слова МАК и РАК неоднократно произносятся отдельными детьми и одновременно всеми. Воспитатель предлагает вслушаться в них и сказать, что же у них общее? Воспитатель сам отчётливо произносит ММак - РРРак, как бы пропевает начальные звуки этих слов, и, если дети затрудняются, сам сообщает, что непохоже звучат слова в самом начале, в них слышатся разные звуки М и Р. Аналогично проводится упражнение со словами МЫШКА - МИШКА, КИТ – КОТ.

" Подскажи Петрушке звук "


Наглядный материал: Петрушка, ширма.
Петрушка сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать последний звук. Его должны подсказать дети. Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили всё слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все дети хором, потом по указанию. Дети должны быстро подсказывать последний звук, чтоб прозвучало всё слово целиком.

 

На солнышке грелся черноухий котёно...

На него смотрел белоухий щено ...

Охотники развели в лесу костё...

Ученик держал в руке каранда...

Малыш попросил маму завязать красный шар...

На лесную полянку выскочил зая...

В зоопарке жили ено..., бегемо..., крокоди...

По стволу стучал пёстрый дяте...

Белочка спрятала орешки в дупл...

По двору бродили петух..., куриц..., утк...

" Какое слово задумала? "

Наглядный материал: предметные картинки (ромашка, ключ, книга, стол, цветок, шкаф,

Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и говорит: Это ...омашка. Дети улыбаются и поправляют: Ромашка. Он соглашается: я же и говорю: ...омашка. Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука Р: ррромашка. Но почему же у меня не так получается, может я что - то пропускаю?
- звук Р.
Эта же игра может проводиться иначе: может пропускаться последний звук или звук в середине слова, главное, чтобы дети его услышали и выделили его на слух.


II вариант игры


Дети получают от Петрушки письмо: "Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово -... орова. Что же это за слово, подскажите мне дети? - корова.
Что же прозвучало не так? Чего не хватает в моём слове? Звука К, который должен стоять в начале слова.

 

"Нарисуй букву " (игра перфокарта)


Цель: нахождение заданного звука в словах на основе проговаривания.


Описание игры:
Для игры заготавливают папки - перфокарты: на карточке нарисованы картинки, а под каждой картинкой вырезано отверстие. В папку закладывается листок бумаги. Картинки подобраны так, что часть из них содержит в названиях заданный звук. Надо закрасить отверстия под этими картинками. После этого листок вынимается из перфокарты, все пометки соединяются линиями. Если задание выполнено правильно, то должна получиться буква.

"Распредели картинки"


Детям раздаются картинки, в названиях которых, например, звук М находится в разных позициях. Нужно распределить картинки по колонкам: в первую - где М в начале слова, во вторую - в середине, в третью -в конце слова.

"Закрась окошечко, где живёт звук" (игра-перфокарта)

Цель: определение места звука в слове.
Материал: папки - перфокарты, на которых помещают по 3 картинки, под каждой вырезаны 3 отверстия - окошка для звуков. В правом углу перфокарты дано изображение буквы.
Ход игры:

Дети, ориентируясь на букву, определяют место соответствующего звука в названии каждой картинки: находят каждому звуку его "комнату" в доме, состоящем из трёх комнат - отверстий.

"Звуковое дерево"

На 3-х чудесных деревьях растут листья синего, зелёного и красного цвета. Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где "растет" слово. 

Пример: слово "машина" на дереве с синими листьями, т.к первый звук в слове согласный, твёрдый.

"Сигнальщики"

У детей сигнальные карточки синего и зелёного цвета. Если в слове, названном воспитателем, первый звук звучит твёрдо, дети показывают синюю карточку, если мягко-зелёную.

"Орешек или подушечка" - игра проводится по аналогии с игрой "Сигнальщики" (дети показывают кулачок – орешек, ладошка – подушка)

"Чем отличаются слова?"
Логопед читает пары слов, в которых ребёнок должен определить, как изменится звук по звонкости, глухости:
Бочка - почка зуб - суп зайка - сайка
Жар - шар точка - дочка пар – бар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Игры и упражнения для развития навыков звукового анализа»

В консультации представлены и гры и упражнения, способствующиее развитию: артикуляционного аппарата, речевого дыхания, силы и темпа речи, слухового внимания....

Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Одно из направлений в современной логопедии – формирование навыков звукового анализа и синтеза. Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений межд...

Упражнения на развитие навыков звукового анализа.

Упражнения могут использоваться воспитателями подготовительной группы по  обучению грамоте  детей...

Картотека Игры и упражнения на развитие навыка звукового анализа слов

КартотекаИгры и упражнения на развитие навыка звукового анализа слов...

«Логопедические игры и упражнения на развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Вашему вниманию представлены игры и упражнения  для детей и их родителей по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста.  ...

Консультация для родителей "Развитие навыков звукового анализа и синтезе у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения"

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой ...