Картотека логоритмических игр с применением дидактического пособия "Дары Фрёбеля"
картотека по логопедии (старшая группа)

Шутова Ирина Юрьевна

Картотека авторских логоритмических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с применением дидактического пособия "Дары Фрёбеля"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 418» г. Перми

КАРТОТЕКА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ИГР С  ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ» НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Разработчики:

Шутова Ирина Юрьевна – учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад № 418» г. Перми

Герасимова Ольга Ивановна – к.п.н., доцент кафедры логопедии и коммуникативных технологий ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» г. Перми

КАРТОТЕКА  ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖЕНИЙ

с использованием дидактического пособия «Дары Фребеля»

© Герасимова О.И., Шутова И.Ю. 2020

Дидактическое пособие немецкого педагога Фридриха Фрёбеля является одни и первых дидактических пособий, разработанных для использования в практике «детских садов». Сам автор назвал его «Дары», так как «вручая» ребенку определенный «дар» взрослый открывает перед ним новые возможности в познании предметного и окружающего мира. Пособие «Дары Фрёбеля» являются уникальным авторским пособием, играя с которым ребенок в доступной и интересной форме знакомится со свойствами предметов, сенсорными эталонами, совершает разнообразные действия, конструирует разные по сложности постройки и обыгрывать их, проговаривает названия предметов и совершаемые с ними действия, тем самым, осуществляя активную речевую деятельность. Также данное пособие в настоящее время используется как развивающий материал для детей с ограниченными возможностями здоровья, включая тяжелые нарушения речи, задержку психического развития, нарушения интеллекта, нарушениями аутистического спектра и т.д.

В логопедической практике можно использовать данное дидактическое пособие в логоритмических играх и упражнениях для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.  

Логоритмические игры и упражнения с использованием «Даров» позволяет обогатить сенсорный опыт дошкольников с общим недоразвитием речи, решать задачи развития мелкой моторики, координации движений, развития игрового и познавательного опыта детей. Логоритмические игры присутствуют в педагогической и коррекционной практике каждого дошкольного образовательного учреждения.

Варианты логоритмических игр могут быть построены с использованием какого-то одного «дара» или можно в течении логоритмического занятия использовать разные «Дары», чередуя их в разных упражнениях. Мы разработали ряд логоритмических игр с использованием «даров».

Логоритмическое упражнение № 1 «Разноцветные клубочки»

№ дара/изображение

Текст с музыкальным сопровождением

Действия учителя-логопеда и ребенка

«Дар Фрёбеля» № 1

Мы клубочки в руки взяли

И немного покатали

Красный, жёлтый, голубой

Выбирай себе любой.

Жёлтый мы клубок возьмём

И тихонечко сожмем

Пальчикам ты помоги

И сильней клубок сожми

Мы возьмём клубочек красный

До чего же он прекрасный

Будем мы его катать

Будем пальцы разминать

Покатай вперед-назад

Каждый пальчик будет рад.

Мы клубок зелёный взяли

Как по травке побежали

Мы бежали и бежали

Наши пальчики устали.

Голубой клубочек взяли

За веревочку подняли

Будем мы его качать

За веревочку держать

Всё, клубочек накачался, фиолетовый остался

С фиолетовым клубочкам

Мы поскачем как по кочкам

Прыг да скок, прыг да скок

Вот такой у нас клубок

Мы с клубочками играли

Их по цвету выбирали

Наигрались от души

Все клубочки хороши

катаем клубочки между ладошками

сжимаем в каждой ладошке по очередь.

сжимаем сильнее в каждой ладошке по очереди.

катают клубочек по столу каждой ладошкой по очереди.

катают клубочек по столу вперед-назад.

«шагают» пальчиками по клубочку каждой рукой по очереди.

ребенок поднимает клубочек за веревочку

ребенок по очереди каждой рукой раскачивает клубочек за веревочку.

ребенок перекидывает клубочек из ладошки в ладошку.

ребенок перекидывает клубочек из ладошки в ладошку.

складываем клубочки в коробку

Логоритмическое упражнение № 2 «Строим дом»

№ дара/изображение

Текст с музыкальным сопровождением

Действия учителя-логопеда и ребенка

«Дар № 4» Куб из брусков.

Чтобы нам построить дом

Мы кирпичики возьмём

Друг на друга будем ставить

Чтобы этажи составить

Вот окошко, вот балкон

Прочный дом со всех сторон

Посчитаем этажи

Сколько их? Скорей скажи...

На верху поставим крышу

На неё трубу повыше

У трубы посадим кошку

И цветы в горшке в окошке

Получился дом отличный

Деревянный, не кирпичный

Позовем скорей гостей

Дом открыт для всех друзей

ребенок ставить бруски один на другой - строит дом

ребенок считает этажи, показывая каждый пальцем

ребенок называет количество этажей

ребенок строит крышу

ребенок строит трубу

на крыше размещается игрушку для обыгрывания

показывает жест «Во!»

Логоритмическое упражнение № 3 «Кораблик»

№ дара/изображение

Текст с музыкальным сопровождением

Действия учителя-логопеда и ребенка

«Дар № 12». Мозаика со шнуровкой.

Мы мозаику собираем

И картинки составляем

Фишки синие возьмем и кораблик соберем

Под корабликом в воде, рыбки красные на дне

Фишки красные мы взяли, в море рыбки плавать стали

А из белых фишек ты, облака скорей сложи

Чтобы солнышко собрать- желтые нам надо взять


Чтоб кораблик плыл быстрее,

парус сделаем скорее

Дунет сильный ветерок наш кораблик поплывет.

ребенок выкладывает изображение кораблика по образцу

ребенок выкладывает изображение рыбок по образцу.

ребенок выкладывает изображение облаков по образцу

ребенок выкладывает
изображение солнца по образцу

ребенок выкладывает изображение паруса по образцу.

Ребенок дует на кораблик

Логоритмическое упражнение № 4  «Бусы для мамы»

№ дара/изображение

Текст с музыкальным сопровождением

Действия учителя-логопеда и ребенка

Дар «№11». Цилиндры, шары, кубы разного цвета и шнурок для нанизывания.

Бусинки мы собираем,

Чтоб подарок сделать маме.

Синие как васильки,

Красные как огоньки,

Желтые как солнышки,

Зеленые – горошинки.

Мамочку порадуем,

Подарочком обрадуем.

Нанизывают бусины на шнурок, в соответствии с текстом по цвету.

Рассматривают бусы, примеряют.

Примечание:

  • В картотеке представлены авторские логоритмические игры и упражнения
  • Выше представленные игры и упражнения являются лишь частью возможных логоримических игр и упражнений, разработанных на основе материалов дидактического пособия «Дары Ф. Фрёбеля».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия для детей с ОВЗ с применением дидактического пособия "Дары Фрёбеля"

Конспект логопедического занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья (общее недоразвитие речи III уровня) с использованием дидактического пособия «Дары Фрёбеля»...

Музыкально– логоритмическое занятие с применением здоровьесберегающих технологий по методике А.Н. Стрельниковой для детей младшего дошкольного возраста

Цель: сохранение и укрепление психофизического здоровья посредством здоровьесберегающих технологий на музыкально - логоритмических занятиях  с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома...

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе "Кто живет в лесу" с применением комплекта "Дары Фрёбеля"

Конспект непрерывной образовательной деятельности разработан в соответствии с ФГОС ДО и комплексно-тематическим планированием к образовательной программе дошкольного учреждения.Интеграция образователь...

Интеграция дидактической системы Фрёбеля с образовательными модулями STEM - образования

Данный материал будет полезен тем,  кто использует наборы Ф. Фрёбеля в своей работе....

Картотека речевого сопровождения построек по дидактической системе Ф.Фрёбеля

Материал создан в помощь запоминания фигур построек для речевого развития дошкольников...