Интеграция дидактической системы Фрёбеля с образовательными модулями STEM - образования
методическая разработка (старшая группа)

Блошенко Галина Эдуардовна

Данный материал будет полезен тем,  кто использует наборы Ф. Фрёбеля в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_sistema_fryobelya_integratsiya.docx1003.26 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция дидактической системы Фрёбеля с образовательными модулями STEM – образования

 «Дидактическая система Ф. Фрёбеля» в силу своей универсальности является основополагающей в системе STEM – образования.

        Slaid2-1.JPG

«Дары Фрёбеля» представляют собой систему занятий с геометрическими телами для развития пространственных представлений, восприятия формы, цвета, величины, движения, числа, способностей к конструированию.

В процессе работы с ними убеждаешься в их уникальности, универсальности. Ведь вариантам всевозможных игр  с «Дарами Фребеля»  нет  предела.

Но педагоги иногда испытывают трудности при использовании их в других модулях STEM – образования и зачастую используют их как обособленный модуль.

Как же можно интегрировать Дидактическую систему Фрёбеля с образовательными модулями STEM – образования?

Интеграция Дидактической системы Фрёбеля с модулем  «Экспериментирование с живой и неживой природой».

При использовании Даров Фрёбеля в экспериментальной деятельности можно выделить несколько направлений:

 Экспериментирование с формой

 Экспериментирование с материалом

 Экспериментирование с магнитами

 Экспериментирование со светом

 Экспериментирование с вращением.

 

Slaid7-1.JPG

Для первого экспериментирования с формой можно использовать  набор «Основные тела» из Даров Фрёбеля, в последующем добавить цветные тела. Основные тела исследуются не только в статическом положении, но и в движении. На данном этапе экспериментирования цель воспитателя – помочь детям  обнаружить  простые концепции физики – некоторые из тел могут катиться (шар, цилиндр), а некоторые стоят, скользят (куб, цилиндр). В играх «Катание с горки»,  «Кто первый?», прокатывая тела по столу или с горки, дети подтверждают или опровергают свои предположения относительно свойств данных тел.

Slaid8-1.JPG

Воспитатель создает перед детьми проблемную ситуацию.  Есть мягкий шерстяной шар и деревянный шар из набора «Основные тела». Какой шар лучше использовать для катания, бросания друг другу? Как же это можно выяснить? Экспериментированием. Воспитатель побуждает детей к простейшим манипуляциям, позволяющим выяснить свойства данных шаров. Дети приходят к пониманию, что  эти свойства напрямую зависят  от материала.

Slaid9-1.JPG

Используем Дары Фрёбеля и материалы наборов для экспериментирования «Моя первая лаборатория. Магнитный супер сет» и  «Объёмные цветные фигуры». Создаем игровую ситуацию. Фея прислала в детский сад волшебную палочку (магнитную). Предлагаем детям выяснить, все ли из  предложенных предметов её слушаются.  Подводим детей к выводу о свойствах магнита. Дети выясняют, что деревянные и пластмассовые предметы не прилипают к волшебной палочке.

Slaid10-1.JPG

Отправляемся в нашу лабораторию. Описываем детям проблемную ситуацию. Герои сказки "Теремок" почти построили новый теремок. Осталось сделать окна. Предлагаем детям выяснить, какой материал лучше использовать, чтобы в теремке было светло. Исследуем основные тела из набора Фрёбеля и набор цветных объемных геометрических фигур из пластмассы Learning Resources. В  результате исследования дети приходят к выводу, что тела из Даров Фрёбеля не пропускают свет.

Slaid11-1.JPG

При вращении тел возникают разные визуальные образы, которые зависят от того, относительно какой оси происходит вращение. Задача воспитателя помочь детям понять, что вращая одно тело, можно увидеть форму другого. Например, вращение цилиндра создает шар, а вращающийся куб, образует цилиндр. Можно вращать тела  на палочке или на нитке.

    В экспериментировании с телами можно задействовать теневой театр, в котором главные актёры – шар, куб и цилиндр. При этом хорошо видны не только проекции при вращении, но и переход от объёмного тела к плоской фигуре.

    Предлагаем детям игровой сюжет. В городе Геометрических фигур происшествие: кто-то из жителей нарушил правила дорожного движения. Но есть фотография его при вращении и отпечаток следа.  Предлагаем детям, используя теневой театр и  кинетический песок или песочный стол, найти этого нарушителя. Здесь важно отметить для детей соблюдение сразу двух условий: проекции при вращении и отпечатка.

 

Интеграция Дидактической системы Фрёбеля с модулем «Робототехника»

Дары Фрёбеля  и Робототехника. Какой прием может эффективно интегрировать эти два модуля? Конечно же, игра!

Игра, в которой можно задействовать несколько Даров Фрёбеля и использовать робота в качестве своеобразного мотиватора. Для этого можно взять любого программируемого робота. В зависимости от его функционала игры могут иметь свои особенности.

Согласно Фрёбелю все игровые наборы могут отражать три формы: «жизни, красоты и познания».  В данном случае мы хотим использовать разные наборы Фрёбеля для отражения «форм жизни».

Итак, перед нами игровое поле, изображающее лес. Игровое поле может быть любым, в зависимости от игровой ситуации.

Тайни только решил прогуляться по осеннему лесу, как встретил трёх поросят.  Здесь мы озвучиваем детям проблему: приближается зима, а поросята никак не могут решить из чего построить дом. Необходимо найти в лесу нужный материал. Материалом выступают наборы Дидактической системы Ф.Фрёбеля. Они будут использованы для строительства домов, построек, которые и являются формами жизни по Фрёбелю. Здесь в игру вступает робот Тайни.

Slaid13-1.JPG

Для наглядности будущих передвижений робота по игровому полю, ребята выкладывают этот путь с помощью бумажных стрелок. Вместо них можно успешно использовать для обозначения направления цветные геометрические фигуры из набора Фрёбеля.  Затем, используя карточки программирования, дети составляют алгоритм движения.

Материал для построек выбран. Дети среди Даров Фрёбеля находят нужный набор. Воспитатель уточняет части постройки, их назначение.  Ребята приступают к созданию домиков.

Slaid14-1.JPG

Для создания других игровых ситуаций можно использовать картонные маски,которые  легко превращают Робота Тайни в других персонажей (цыпленка, щенка, котёнка), что делает игровые ситуации ещё более разнообразными.

Например, цыплёнок собирает  на лужайке зернышки определённой формы из набора цветных геометрических фигур.

Slaid15-1.JPG

Или  щенок ищет унесённые ветром письма, в каждом из которых интересное задание с использованием Даров Фрёбеля.

Slaid16-1.JPG

Интеграция Дидактической системы Фрёбеля с Робототехникой позволяет вызвать у детей особый интерес, объединить их для достижения общей цели.

Хочется ещё раз сказать о том, что эта дидактическая система, разработанная Фрёбелем много лет назад, не теряет своей актуальности  в настоящее время и может быть успешно интегрирована с более современными модулями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по региональному образовательному модулю дошкольного образования "Мы в Мордовии живем" / авт. О.В.Бурляева для 2 младшей группы.

2-я младшая группаСЕНТЯБРЬНед.Художественное творчествоПредметное и социальное окружениеОзнакомление с природойЧтение художественной литературыФизическая культураМузыкальная деятельность1. Пополн...

"Опыт реализации модуля STEM - образования Лего -конструирования"

Вашему вниманию хочу представить опыт реализации модуля Лего-конструирования в развитии дошкольников...

Семинар-практикум «Интеграция образовательных модулей STEM при реализации детских проектов»

Добрый день уважаемые коллеги, сегодня мы представляем вашему вниманию опыт по организации проектной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста по выстраиванию проектов в логике с исп...

STEM-образование. Образовательный модуль "Дидактическая система Ф. Фрёбеля"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30393313","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]   Целью данного образовательного модуля является формирование естественно-н...