Семинар-практикум «Интеграция образовательных модулей STEM при реализации детских проектов»
проект (старшая группа)

Еманова Татьяна Николаевна

Добрый день уважаемые коллеги, сегодня мы представляем вашему вниманию опыт по организации проектной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста по выстраиванию проектов в логике с использованием STEM – технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад №14 «Умка»

Семинар-практикум

 «Интеграция образовательных модулей STEM при реализации детских проектов»

Составила: Еманова Т.Н.,

                                                                                                           Воспитатель

1.Теоретическая часть

1.1.Введение в тему

3 слайд

Добрый день уважаемые коллеги, сегодня мы представляем вашему вниманию опыт по организации проектной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста по выстраиванию проектов в логике  с использованием STEM – технологий.

 4 слайд

В современной педагогике развёрнуты активные поиски инновационных педагогических технологий, необходимых при формировании у дошкольников необходимых навыков будущего: инженерного мышления, навыков коммуникации, креативности.

Как способствовать проявлению ребёнком инициативы в поиске и самостоятельности, в применении полученных знаний в новых условиях? Как сделать так, чтобы ребёнок был способен к принятию собственных решений уже в дошкольном возрасте? Одним из инструментов, способствующих решению этих задач являются STEM-образование, объединяющее науку, технологию, инженерию, математику, различные виды искусства, а также самостоятельность ребенка в выполнении и контроле действий.

5 слайд

Цель  STEM практики — формирование навыков STEM

-  уметь видеть образовательную задачу(проблему) и подбирать способы ее реализации (решать проблему); моделировать образ будущей деятельности (конструктивной, проектной, речевой и т.п.); выбирать алгоритм деятельности в соответствии с образовательной задачей, уметь применять творческие механизмы реализации замысла (собственные продукты: рассказ, сказка, модель, игра и т.п.); вступать в коммуникацию со сверстниками по поводу решения образовательной задачи; уметь придумать техническое решение поставленной задачи, применение элементов математического мышления.

  Образование с помощью STEM технологий — это всегда экспериментальная деятельность, направленная на решение какой-то реальной проблемы. Работа в команде, диалог, исследование, эксперимент, конструирование, разнообразные активности направлены на создание значимого для ребенка продукта.

 Принципами   STEM  являются:

-Проектная форма организации образовательного процесса

-Практический характер обучения и нацеленность на создание продукта детской деятельности

-Интеграция нескольких образовательных направлений

В теоретическую основу нашей работы легли парциальная модульная программа STEM – образование детей дошкольного возраста, направленная на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного возраст и опыт STEM практик в дошкольном образовании.

1.2. Представление инновационного продукта (ведется в диалоговой форме с участниками мероприятия)

-Добрый день, коллеги. Наш детский сад работает по примерной образовательной   программе «Открытия», где основной организацией образовательного процесса является проектная деятельность.

- Перед нами, педагогами, возник вопрос как эффективно применить стем технологии при реализации проектов с воспитанниками?

-Так нашим педагогическим коллективом была разработана и апробирована матрица творческого проекта с воспитанниками, составленная в логике STEM.  На сегодняшний день это проекты, в основе которых лежит инженерная задача -  т.е. создание продукта детской деятельности в виде конструкции, постройке.

- Для более продуктивной работы данная матрица находится у вас на столах в распечатанном виде Посмотрите, пожалуйста у вас на столах лежит уже заполненная матрица.

 Матрица проекта составлена следующим образом:

 - по вертикали в ней располагаются все направления STEM, где……..

- по горизонтали основные компоненты планируемой работы:

-   первое это умения, которые будут формироваться у воспитанников по каждому направлению STEM;

- второе это предметно –пространственная среда по каждому направлению в которой будет осуществляться деятельность по проекту;

- далее планируется сама совместная деятельность с воспитанниками по созданию промежуточных продуктов проекта;

 - завершает ряд, предполагаемый   продукт деятельности по каждому направлению.

-Почему продукт деятельности мы называем промежуточный?

-Давайте обратимся, разберем заполненную матрицу творческого проекта «Парк отдыха». Мотивацией к созданию проекта в рамках темы «Город, в котором я живу» –  обсуждение с детьми отсутствия в нашем городе «Парка отдыха», и как следствие предложение создать парк, который возможно появиться в нашем городе.

-Конечно, начальным этапом всегда ведется работа по направлению наука, так как создание объекта требует наличие знаний о нем, возможных способах его изготовления.

-Посмотрите какие умения формируются у воспитанников? Какая среда для этого нужна? Какая деятельность предусмотрена по этому направлению?

-Какой промежуточный продукт может получится?

-Конечно, продуктом будет картограф, в котором будут зафиксированы добытые воспитанниками сведения о парке отдыха. Этот картограф будет нужен в дальнейшем для работы по направлениям технология и искусство, поэтому и считается промежуточным продуктом. Картограф может пополняться новыми сведениями в течение всего проекта.

Таким же образом расписана в матрице работа по всем направлениям.

2. Практическая часть

- Уважаемые коллеги, сейчас мы с вами попробуем поработать по данной матрице создавая творческий продукт

Но прежде чем мы перейдем к практической части хотелось остановиться на тех моментах, которые отличают образовательную деятельность с детьми по данному проекту от нашей сегодняшней смоделированной ситуации

Образовательная деятельность с детьми

Смоделированная ситуация с педагогами

1.

Реализация проекта длится по времени до двух недель

Реализация проекта длится по времени до 30 минут

2.

Работа начинается всегда с направления S – наука

Сегодня работаем  параллельно по всем направлениям, включая  науку

3.

Дети работают взаимодействуя с друг с другом по всем направлениям, например

Р- М и Р - И

Ребенок может работать последовательно в разных направлениях,  например: Т- М- И

Участники уже распределены  по направлениям

4.

Промежуточные продукты создаются детьми, а затем используются для деятельности по другим направлениям

Имеются уже готовые промежуточные продукты по каждому направлению

-У вас в каждой группе есть обозначение на мольберте направление STEM,   матрица проекта, где прописана ваша деятельность  и материал, с которым вы можете работать. Время работы предполагаем до 20 минут, затем мы подведем итог работы каждой группы и общий. Я. как педагог, буду сопровождать вас в процессе работы, помогая осуществить замысел.

Педагоги в группах работают с матрицей проекта в логике STEM

- Уважаемые коллеги, завершаем работу в группах. Если промежуточные продукты не готовы это не важно, сейчас предлагаю вам представить результаты вашей деятельности.

Каждая группа педагоги представляет свой результат работы по матрице проекта в логике STEM

-Спасибо большое. Как вы считаете, после того как завершается работа по направлению инженеринг и искусство, что бы мы с детьми делали дальше.

Да, совершенно верно, обратились к доработанному дизайнерами эскизу и составляли из готовых конструкций общую композицию – парк отдыха.

- Наша задача сегодня была показать вам каким образом выстраиваются творческие проекты с детьми в логике STEM и погрузить вас в работу над проектом.

Вопросы к группам:

- Что у вас получилось?

- Какое место занимает ваш продукт занимает место в общей реализации проекта?

- Мы готовы ответить на ваши вопросы.

-Сейчас уважаемые участники просим вас выразить свое отношение к сегодняшнему мероприятию.

Педагоги пишут на стикерах и крепят на мольберт

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Интеграция образовательных областей "Коммуникация" и "Социализация"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Интеграция образовательных областей "Коммуникация" и "Социализация"...

Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников»

Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников» В данном материале изложены парциальные программы по экологическому и нравственному воспитанию дошкольников. Ко...

Семинар-практикум "Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования. Активизация творчества дошкольников через исследовательскую деятельность"

Как помочь педагогам в реализации принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС?Как активизировать деятельность каждого педагога?Какими средствами и способами это можно сделать?Об...

Семинар-практикум "Интеграция и реализация образовательных областей"

Семинар-практикум "Интеграция и реализация образовательных областей"...

Семинар- практикум «Интеграция различных видов деятельности в ДОУ по развитию речи у дошкольников»

Семинар- практикум «Интеграция различных видов деятельности в ДОУ по развитию речи у дошкольников»...

Интеграция дидактической системы Фрёбеля с образовательными модулями STEM - образования

Данный материал будет полезен тем,  кто использует наборы Ф. Фрёбеля в своей работе....

Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОО: опыт реализации детско-родительских проектов

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивал Василий Александрович Сухомлинский: «Дошкольник почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других...