«Внедрение образовательного модуля STEM-технологии «ЛЕГО-конструирование» в образовательное пространство ДОУ для социализации и личностного развития дошкольников ».
статья (средняя группа)

Данилова Анна Александровна

Конструктор Лего в ДОУ на сегодняшний день одно из самых востребованных средств обучения. LEGO прекрасно развивает

структурно-логическое мышление, необходимое для построения объемных

конструкций и понимания приложенной к конструктору схемы. Цвета, в

которые окрашены детали, специально подобраны с учетом того как дети

воспринимают мир.

Собирая конструктор, ребенок учится быть внимательным и терпеливым,

спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели, пусть она

и будет такой, казалось бы скромной, как небольшая постройка из ярких

деталей. Таким образом ЛЕГО развивает самодисциплину и

самоорганизацию, позволяет в процессе игры приобрести качества, которые

необходимы в будущем.

Кроме того, эта игра приносит неоценимую пользу творческому мышлению

крохи. Оно необходимо для того чтобы постоянно думать над следующим

шагом, просчитывать всевозможные комбинации и выбирать наиболее

удачные, анализировать какой шаг будет наилучшим. Большим достоинством

конструктора ЛЕГО является возможность собирать его по своему вкусу, что

дает неограниченный простор для фантазии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема моей работы «Внедрение образовательного модуля STEM-технологии «ЛЕГО-конструирование» в образовательное пространство ДОУ для социализации и личностного развития дошкольников ».

 В последнее время педагоги, воспитатели и родители все чаще с тревогой

отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в

общении со сверстниками. Разнообразные гаджеты, являясь неотъемлемой

частью развития цивилизации, с самых ранних лет попадают в руки

малышей, увлекая их в мир веселых персонажей, картинок и игр. С одной

стороны- это намного упрощает «работу» родителей, дает им какое-то время

передохнуть и «пожить». Но с другой стороны, впечатления у детей

настолько сильны от интерактивных друзей в играх, что это напрочь убивает

желание играть с обычными игрушками, придумывать им роли, и не только с

игрушками, но и с другими детьми.

Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения

строить свои отношения со сверстниками. По своим наблюдениям могу отметить, что не все дети умеют играть вместе. Не все получают удовольствие от совместных игр, есть индивидуумы, которые используют драку, как неотъемлемую часть игры.

Только находясь в окружении себе подобных, ребенок усваивает основные уроки жизни: он учится регулировать свои желания, потребности, руководствуясь общими интересами. Учится просить, договариваться, уступать, понимает что можно, а что нет. Мы, как педагоги, поощряя стремление детей играть друг с другом, формируем

навыки коллективизма. Общие дела, заботы, доставляют детям неимоверное

удовольствие.

  Конструктор Лего в ДОУ на сегодняшний день одно из самых востребованных средств обучения. LEGO прекрасно развивает

структурно-логическое мышление, необходимое для построения объемных

конструкций и понимания приложенной к конструктору схемы. Цвета, в

которые окрашены детали, специально подобраны с учетом того как дети

воспринимают мир.

Собирая конструктор, ребенок учится быть внимательным и терпеливым,

спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели, пусть она

и будет такой, казалось бы скромной, как небольшая постройка из ярких

деталей. Таким образом ЛЕГО развивает самодисциплину и

самоорганизацию, позволяет в процессе игры приобрести качества, которые

необходимы в будущем.

Кроме того, эта игра приносит неоценимую пользу творческому мышлению

крохи. Оно необходимо для того чтобы постоянно думать над следующим

шагом, просчитывать всевозможные комбинации и выбирать наиболее

удачные, анализировать какой шаг будет наилучшим. Большим достоинством

конструктора ЛЕГО является возможность собирать его по своему вкусу, что

дает неограниченный простор для фантазии.

 В нашем детском саду мы создали лего-мир, в дальнейшем в нём будут  подобраны согласно возрастным особенностям современные наборы нового поколения образовательных конструкторов: «LEGO DUPLO», «LEGO DACTA». В настоящее время пользуемся тем, что имеем.

Здесь Дошкольники имеют возможность потрогать, поиграть с элементами, попробовать самостоятельно варианты их скрепления, привыкнуть к яркой окраске деталей. С помощью педагога дети организуют строительство предметов мебели, архитектуры, техники, свободно ориентируются среди элементов, находящихся в лего-центре. Действия дошкольников с разнообразными лего-конструкторами направлены на развитие интеллектуальных способностей. В ходе данной игровой деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Основные задачи ЛЕГО-конструирования :

  • Создание совместных построек, объединённых одной идеей, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности.
  • Формирование умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, работать в коллективе, в команде, малой группе 
  • Формирование трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца.

     -    Создание изделий позволяет детям знакомиться с различными профессиями,                людьми труда, что важно для профессионального выбора

\

В своей работе использую следующие Принципы

  • От простого к сложному;
  • Учёт возрастных особенностей детей;
  • Учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков.

Например с детьми 3–4 лет используются Лего-наборы преимущественно крупного размера, имеющие несложные соединения деталей.

На первом этапе необходимо провести знакомство с Лего-деталями. Далее научить детей классифицировать элементы конструктора, показать варианты скрепления, совмещения, пространственного расположения деталей.

На втором этапе заостряем внимание детей на процессе конструирования, необходимо формировать умение выделять в предметах пространственные характеристики: «высокая башенка – низкая башенка», а также цвет деталей, построек и форму.

Конструирование детьми 3–4 лет осуществляется по образцу педагога, по теме. Организовывая продуктивную деятельность дошкольниками, можно провести развивающие игры такого характера, как: «разложи по цвету детали конструктора», «найди детали такого же цвета, как у меня», «найди по описанию», «передай по кругу деталь такой же формы/такого же цвета» и др.

Перед детьми 5-6 лет открываются более широкие возможности, уместно использовать графические модели, так как отлично развивается логическое мышление. Используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей, используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку.

Деятельность осуществляется по теме, по образцу, по замыслу, по простейшим условиям. Актуальными будут игры: «найди такой же», «угадай на ощупь», «строим башню», «разные дорожки», «забор» и т. д.

Дети 6–7 лет в Лего-играх более самостоятельны. Они могут брать на себя роль ведущего, самостоятельно распределять роли. Поэтому им доступны коллективные игры разного характера: «чья команда быстрее построит», «строим Лего – построим по схеме» и др. У детей этого возраста необходимо развивать чувство коллективизма, мышления, умение работать по карточкам, схемам, индивидуально и в паре, обогащать содержание сюжетно-ролевых игр на основе созданных построек.

Лего-конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и всесторонне развивает детей. Его можно включать как элемент в структуру НОД по речевому развитию, чтению художественной литературы, развитию математических представлений, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер, стимулирует любознательность, развивает образное и пространственное мышление.

Наглядные модели создаются в ходе разных видов деятельности. Созданные Лего-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях. Они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.

Существуют следующие формы  организации обучения дошкольников конструированию:

  • конструирование по образцу;

Детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. Такая форма обучения обеспечивает прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Применяют в работе с детьми, начиная с младшего возраста. Детям показывают образец будущей постройки или объясняют, как нужно строить, и просят воспроизвести заданный образец. 

  • конструирование по модели;

Детям в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала.

  • конструирование по условиям;

впервые вводят в старшей и подготовительной к школе группах. К этому времени дети должны иметь достаточный конструктивный опыт, а также опыт, полученный в строительных играх. В процессе такого конструирования у детей формируют умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры.

  • конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;

Из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов. В результате такого обучения у детей формируются мышление и познавательные способности.

  • конструирование по замыслу;

Обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. 

  • конструирование по теме.

Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения.

детей.  педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

Также с LEGO-конструктором можно проводить,  разные игры например «ЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ»-

 ребенок по заданию взрослого должен продолжить последовательность либо найти ошибку в выложенной последовательности

«Запомни и повтори» направленная на развитие памяти, мышления и речи

Слайд 9. Созданные постройки можно использовать в играх театрализациях, сюжетно ролевых играх в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения.

. LEGO-конструирование:

  •  позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».)
  •  дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.
  • позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • способствует формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности; умению работать в коллективе.

 Использование LEGO-конструирование помогает расширить границы социализации ребёнка в обществе, активизировать познавательную деятельность.

А также помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Статья на тему: "Использование лего - конструирования в организованной образовательной деятельности старших дошкольников"

Познавательное развитие является важной частью становления личности ребенка. Для того чтобы ознакомление с окружающим миром происходило в интересной познавательной форме, в своей работе я использую Ле...

Пособие для родителей и педагогов (с приложениями) Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с дошкольниками

Методическая разработкаСоциально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками     ...

ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Данная статья раскрывает использование Лего – конструктора в педагогической деятельности ДОУ в различных видах детской деятельности (самостоятельная и совместная деятельности), основываясь на оп...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

в статье описано применение конструктора ЛЕГО на занятиях по подготовке к обучению грамоте...

Повышение качества дошкольного образования через интеграцию образовательных модулей "Робототехника" и "Лего конструирование" в образовательных проектах с воспитанникамими

Повышение качаства дошкольного образования через интеграцию образовательных модулей "Робототехника" и "Лего конструирование" в образовательных проектах с воспитанниками...