Конспект непосредственно образовательной деятельности «Социализация. Социально-личностное развитие».
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Тарасова Татьяна Леонидовна

Занятие по духовно-нрвственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_duhovno-nrvstvennomu_vospitaniyu.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

      Конспект непосредственно образовательной деятельности  «Социализация.  Социально-личностное развитие».

                    Беседа: «Маленький, да удаленький».

(по лексической теме «Моя семья», старший дошкольный возраст.)

Воспитатель:  Тарасова Татьяна Леонидовна, высшая  квалификационная категория                                                                                    

МКДОУ детский сад комбинированного вида «им. Н.К.Крупской»                    с.Звериноголовское  Курганской области.

Цель занятия: Создание психолого-педагогических условий для  формирования духовно-нравственных начал  через произведения устного народного творчества.

Программное содержание:

- Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных.  

- Воспитывать любовь и уважение к труду, привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками.

- Формировать  бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку через произведения русского народного фольклора.

Ход беседы:

        Вы ещё маленькие, но вас многие называют  маленькими помощниками.

 - Скажите, когда вас так называют?

Есть русская поговорка: «Маленький, да удаленький».

-  Что это значит?

           Иногда от ребят можно услышать такое: «Я ещё маленький, мне работать рано. Вот вырасту и стану маме помогать». Многие думают, что они не умеют помогать, потому что маленькие. Нет, это не так. Вот послушайте стихотворение:

 Всегда найдется дело для умелых рук,

                                  Если хорошенько поглядеть вокруг:

                                  Цыпленка надо напоить,

                                  Котенка надо накормить,

                                  И посуду, и посуду перемыть.

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько поглядеть вокруг:

И грядки надо поливать,

И куклу надо одевать,

И картинки, и картинки рисовать.

Всегда найдется дело для умелых рук,

                                 Если хорошенько поглядеть вокруг:

                                 А тот, кто дела не найдет,

                                 Пускай скучает целый год

                                 И лентяем, и лентяем прослывет.

М. Ивенсен

          С давних времен на Руси, как правило, в семье было много детей, трое-пятеро. Родители с малых лет приучали своих детей к труду, каждого учили помогать в доме, в поле, на огороде.

          У каждого ребенка в семье были свои обязанности: кто из колодца воду носил, кто сухие дрова к печи подносил и золу из печи выгребал, девочки бельё полоскали, доили коз, коров, мальчики знали и умели распрячь, напоить и накормить коня. Дел было много, и без помощников родители не смогли бы все успеть сделать. Растили помощников с колыбели, напевая такие песни:

Баю, баю, баиньки,

                                                  Скатаем Маше валенки,

                                                  Валенки по ножкам –

  Бегать по дорожкам,

        К бабушке по прянички,

     К дедушке по яблочки.

           О труде можно было услышать в пестушках, потягушеньках. Дети понимали, что хвалят тех, кто трудится:

Чи-чи-чи, сорока,

                                                    Чи-чи, белобока,

На печке сидела,

                                                     Кашку варила,

                                                     Деток кормила:

                                                     Петьке - больше,

    А  Вовке - меньше.

 - Как вы думаете, почему Петя получил больше каши, а Вова – меньше? По труду и награда.

           Всем вам с детства известна потешка «Сорока – сорока».

 - Кто помнит её?

Сорока-сорока! Где была?
- Далеко!
- Что делала?
- Кашу варила, деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
- Ты дров не рубил,

Воду не носил,

Печку не топил!

Кашу не варил.

Тебе ничего нет!

И маленькому Сашке

Не досталось кашки!

- Что должен был сделать Сашка, чтобы получилась кашка?

            Хоть и маленький, а свои обязанности имел. А того, кто не выполнял свои обязанности, называли лодырем. О таких говорили: «Не колода лодырь, а пень и сидит целый день. Не жнет, не косит, а обедать просит». И поучали, оставляя голодным: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи!»

            Старшие брать брали с собой на рыбалку младших, учили делать удочки, копать наживку, насаживать её, подсекать рыбу:

Тяну-потяну,

 Рыбку ловлю,

           В передничек кладу.

А один ершок

      Кладу в горшок –

 Ушицу варить,

      Братика кормить.

                  Загибали на ручке малыша пальцы и при этом пели потешку о братьях - помощниках:

Ивану-большаку - дрова рубить,

                                     Ваське-указке – воду носить,

                                     Мишке-среднему – печку топить,

                                     Гришке-сиротке – кашку варить,

  А крошке-Тимошке – песенки петь,

                                     Песни петь да плясать,

                                     Родных братьев потешать!

(повторить с детьми текст с движениями пальцев)

    - Какие обязанности были у старшего брата и двух средних?

      Сироту обычно брали в семью родственники, и он наравне со всеми имел обязанности: «Гришка-сиротка кашу варил». Все дети трудились, не перекладывали свои обязанности  на других, заботились друг о друге. А лентяев на Руси не любили, над ними смеялись, их укоряли:

Проснулась Ульяна не поздно, не рано.

                                Люди косить, а она – голову мочить.

                                Люди грести, а она – косу плести.

                                Люди жать, а она - на меже лежать.

                                А обедать пойдут, и она тут как тут.

 - Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

«Делу – время, а потехе – час».

«Кто работал смело, тому и радость в дело».

«Поскорее подрастай, да к работе поспевай».

«Кто любит трудиться, тому без дела не сидится».

«Что посеешь, то и пожнешь».

«Мала пчела, да и та работает».

«Труд человека кормит, а лень портит».

«Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож».

«Не всякий хлеб сеет, да всяк его ест!»

        Вы тоже приучайте себя к труду, чтобы о вас говорили и родители, и соседи: «Мал золотник, да дорог!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по направлению «Физическое развитие» образовательная область «Здоровье»

В данном материале представлен конспект непосредственно образовательной деятельности по теме "Здоровые зубы - залог здоровья". Здесь показано как в форме игры   можно познакомить детей с правилам...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию «Ток-шоу «Вежливость» для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область: «Социализация»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о возникновении языка и речи, как главного средства общения людей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет (образовательная область «Художественное творчество»).Тема: лепка из соленого теста"Зайки на полянке"

Тема: лепка из соленого теста «Зайки на полянке». Интегрируемые образовательные области: «Познание»,  «Художественное творчество», «Здоровье»,  «Физическая культура», «Чтение художестве...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по областям "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие","Развитие речи" на тему "Краденое солнце" по сказке К.Чуковского для детей 2 младшей группы

Познакомить детей с произведением К.Чуковского "Краденое солнце". Формировать дружеские отношения в коллективе, способность накоплению опыта доброжелательных отношений, воспитывать коммуника...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по разделу коммуникативное развитие «Развитие речи» с детьми подготовительной группы Тема: Викторина «Профессии»»

Цель: Закрепить с детьми названия профессий, их значение для людей; развивать память, внимательность, любознательность и кругозор. Обогащать словарь. Формировать уважение к людям труда. Использованны...