ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
статья по логопедии (подготовительная группа)

ДАНИЛОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

 в статье описано применение конструктора ЛЕГО на занятиях по подготовке к обучению грамоте 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_gazizova_danilova.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Газизова Т.В., Данилова О.Н.

Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Лесосибирск, Россия

МБДОУ «Детский сад №7 «Улыбка»», г. Лесосибирск, Россия  

В данной статье описывается возможность использования Лего-конструирования при реализации образовательной области «речевое развитие» в условиях дошкольного образовательного учреждения, а также описывается практический опыт педагогов по применению Лего-конструирования при развитии речи дошкольников.

Ключевые слова: образовательная область «речевое развитие», образовательный процесс в ДОУ, Лего-конструирование.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается необходимость обогащения активного словаря дошкольников, развития связной грамматически правильной речи, формирования звуковой аналитико-синтетической активности воспитанников [3].

Соответственно, перед педагогами дошкольного образовательного учреждения встает ежедневная задача – с помощью каких механизмов осуществлять поставленные нормативными документами профессиональные задачи, направленные на развитие дошкольников.

Так как дошкольникам очень нравится создавать различные модели из Лего-конструктора, мы решили использовать при реализации образовательной области «речевое развитие» игровые упражнения по Лего-конструированию.  

Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования Лего-конструированияё с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк. Действительно, конструкторы Лего зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. Лего-конструкторы  используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук дошкольников, что, соответственно, влияет на развитие речи.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Нами за основу была взята методика Т.В.Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой  деятельности у детей с помощью Лего». Как считает автор методики использование Лего - элементов достаточно эффективно при проведении НОД по подготовке к обучению грамоте и коррекции звукопроизношения.

Использование Лего-конструирования позволяет оказывать развивающее воздействие на сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.

В процессе использования Лего, кроме усвоения учебного материала, решаются задачи ознакомления с сенсорными эталонами, обучения способам их использования, развития внимания, наблюдательности, зрительной памяти, речи, мышления, мелкой моторики. Формируется взаимодействие анализаторов в процессе познания окружающего мира.

С помощью Лего - конструктора  можно помочь ребёнку научиться ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (используя Лего – платы), сформировать такие понятия как сверху, снизу, справа, слева, над, под и т.д. Познакомить ребёнка с понятием «звук», «слово», «предложение», при этом задействовать не только зрительные и слуховые анализаторы, но и тактильные, что позволяет быстрей усвоить полученные знания.

Лего-конструирование в непосредственно образовательной деятельности использовали следующим образом:

При знакомстве детей с понятиями гласный и согласный звук мы использовали Лего – человечков, у которых рубашки красного, синего и зелёного цвета. При знакомстве с глухим и звонким согласным  брали человечков с синей рубашке, в одного клали металлические шарики и во второго  рис.

Мы составляли схему слова на плате из Лего-деталей 2х2 красного, синего и зелёного цвета. На кирпичике 2Х6 определяли, где находится звук в заданном слове (в начале, середине, конце) и ставили туда деталь 2Х2 необходимого цвета. Из белых фишек 2Х2 выкладывали количество слогов в слове. С помощью кирпичиков 2Х8 составляли схему предложения, а  также выкладывали из Лего буквы.

Мы использовали Лего при развитии связной речи. Для этого из конструктора собирали персонажей сказок и обыгрывали их. Сочиняли свои сказки и создавали к ним героев.

На индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения, также можно использовать детали Лего, чтобы разнообразить монотонный процесс. Например, можно построить дорожку из кирпичиков разной и длины и произносить звук с такой продолжительностью, какой по размеру кирпичик (долго или коротко). При автоматизации звуков в слогах можно строить башню и на каждый положенный кирпичик произносить прямой слог с заданным звуком, а при разборе башни обратный слог. При постановке звука Р можно предложить ребёнку построить машину и озвучить её.

Таким образом, мы считаем, что использование Лего-конструирования будет достаточно эффективно при реализации образовательной области «речевое развитие» в условиях образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении при проведении НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми, у которых речь развивается в норме, а также даёт положительный эффект при деятельности с детьми с общим недоразвитием речи.

Список литературы:

1. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. Пособие для педагогов-дефектологов. М., Владос, 2003.- 136 с.

2. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда  «Сфера»,2007.- 192 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва : Просвещение, 2014. – 125 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическое сопровождение педагога в условиях освоения умений реализации образовательной области «Речевое развитие» .

Данная публикация ракрывает опыт работы ДОУ по развитию речи дошкольников, а также содержит примерное распределение содержания и форм работы по развитию речи на неделю для воспитателей(Сетка для кален...

МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошколь...

Статья "Использование детской художественной литературы при реализации образовательной области речевое развитие с детьми старшего дошкольного возраста"

Статья о том, как в наше время увлечь детей художественной литературой, не просто увлечь, а так чтобы это было с пользой!...

ПРОЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «Любимые русские народные сказки» (с использованием игровых технологий)

Русские народные сказки - важнейший элемент народного фольклора. В сказке перед умственным взором ребенка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образы родного язык...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе детского сада «Путешествие на планету Бытовой техники».

Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Азбука безопасности». ...

Непосредственно образовательная деятельность в 1 средней группе комбинированной направленности по реализации образовательной области «Речевое развитие» с использованием ИКТ. Тема: « Зимушка-зима»

Программное содержание:- Обобщать и закреплять знания по теме;- Развивать ассоциативную связь, используя компьютерные технологии.- Формировать уверенность в образовании и употреблении родственны...