Статья "Использование детской художественной литературы при реализации образовательной области речевое развитие с детьми старшего дошкольного возраста"
статья (старшая, подготовительная группа)

Егорова Елена Юрьевна

Статья о том, как в наше время увлечь детей художественной литературой, не просто увлечь, а так чтобы это было с пользой!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Использование детской художественной литературы при реализации образовательной области речевое развитие с детьми старшего дошкольного возраста

Актуальность данной проблемы – проблемы чтения и роли книги в жизни человека – не нова. Со времен Ярослава Мудрого говорилось о важнейшей роли книги в формировании человека[1]. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.  Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, она обогащает, делает жизнь ребёнка интересной и полной необычайных открытий.  

В наше время, когда общение взрослого и ребенка заменяют современные гаджеты, вкус и интерес к чтению пропадает, его прививают в детском саду. От педагога зависит, будет ли ребенок увлеченным читателем или останется равнодушным к чтению. Знакомство с огромным литературным наследием закладывается в дошкольном детстве.

Основной целью образовательной области «Речевое развитие» является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа[2]. Этого невозможно добиться, не используя в работе детскую художественную литературу, не сформировав интерес и потребность в чтении, восприятии книг.

Соблюдая требования стандарта и образовательной программы детского сада в своей работе, мы  формируем:

 интерес к чтению,

умение слушать вдумчиво, продуктивно,

умение сопереживать героям художественных произведений,

А так же развиваем речевое творчество детей и учим получать удовольствие от самого процесса чтения.

Вызвать интерес к художественной литературе как средству познания, воспитания культуры чувств и переживаний в наше время трудно, так как книга сегодня конкурирует с современной мультимедийной техникой. При выборе художественных текстов необходимо учитывать конкуренцию не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда. Не надо забывать что, книга притягивает маленького читателя, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть завлекательным: разные формы обложек, красивые и яркие иллюстрации. В библиотеке детского сада должны быть разные типы книг: игровые, развлекательные, познавательные, энциклопедии.

Реализовать такие задачи речевого развития в ФГОС дошкольного образования как: обогащение активного словаря, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы возможно лишь возрождая традицию ежедневного чтения детям вслух, отказываясь от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения.

        Незаменимы творческие методы работы со сказками, формами малого фольклора:

- знакомые детям герои в новых обстоятельствах

- сказочный коллаж

- сказка от смешного стихотворения

- сказка от считалки, загадки

- спасаем героя сказки

- сказки от случая

- сказки о бытовых предметах

- продолжение сказки

- сказочный сериал

- сказки о любимых игрушках

- придумаем сказке новый конец

- сказки про себя [3].

Отлично зарекомендовало себя рисование по следам воспринятого произведения, доказано, что пересказ детьми знакомого текста с опорой на наглядность становится логичным  и более подробным и выполняется с успехом [4]. Составление «книг» и «кинолент» по знакомым произведениям позволяет детям использовать выразительные средства речи и рисунка. Несмотря на сложность и трудоемкость такой работы, дети не теряют интерес, с удовольствием возвращаются к своим творениям, рассматривают, «читают» книжки собственного сочинения и оформления. Первое место у детей по праву занимают волшебные сказки, в последнее время очень популярны сказки с участием бабы-яги не только русские народные, но и зарубежные.

Нельзя не оценить роль театрализованной игры и инсценировки литературных произведений в развитии речи старших дошкольников. Тематический словарь в картинках «Любимые герои сказок» - чудесная находка – включает в себя методические рекомендации, текст сказок, словарик, план чтения, вопросы для детей, информацию для взрослых, игровое поле и куклы – персонажи. Совместная проектная деятельность родителей с детьми развивает не только речь, но и индивидуальные литературные предпочтения детей.

В заключение хочется поделиться словами Григория Остера, стихи которого не оставляют детей равнодушными: «Читайте детям не нотации, а книги!»

Литература

  1. Ярослав I Мудрый – Наука [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.science.wikia.com/wiki/Ярослав_I_Мудрый
  2. Скоролупова О.А. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. № 3.
  3. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков: «ФОЛИО»,1996
  4. Микляева Н.В., Мишина Т.С. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения. М.: «АЙРИСдидактика», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста. Тема :«Долгожданная весна»

Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими  весенние явления и поведение животных весной. Задачи:Образовательные:Уточнить и систематизировать представления де...

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста «Книга – лучший друг»

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста «Книга – лучший друг» (подготовительная группа).Программное содержание:Познакомить детей с историей возни...

Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Чтение и драматизация русской народной песни «Курочка-Рябушечка»»

Конспект непосредственно образовательной  деятельности на тему «Чтение и драматизация русской народной песни «Курочка-Рябушечка»»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области "Познавательное развитие" для детей старшего дошкольного возраста по теме "Александровск-Сахалинский-моя малая Родина"

Игра-путешествие, где использована интерактивная технология, ИКТ, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая технологии, технология личностно-ориентированного взаимодействия, что служит осново...

Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие"с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Для чего нужна одежда?"

На занятии,  дети в игровой форме расширяют и конкретизируют представления об одежде, её назначениях, деталях, из которых она состоит; расширяют словарь по теме (одежда, платье, брюки, рубашка, к...

Конспект развлечения «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского» по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект развлечения «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского» по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

laquo;Что мы знаем о цветах» Используемые образовательные технологии:Информационно-коммуникативные технологии...